15.08   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Miazma (.PC)
Private Moon Studios / Private Moon Studios, 2015

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Uka.

Венгерская компания Private Moon Studios, которая возглавляется сценаристом и композитором, творящим под псевдонимом "Пьеро" (Pierrot), хорошо известна любителям классических приключенческих игр по сериалу "AGON", стартовавшему ещё в 2003 году в качестве весьма амбициозного проекта: всего планировалось выпустить аж двенадцать адвенчур, посвящённых поиску по всему миру древних настольных игр, который осуществляет где-то в самом начале ХХ века английский профессор Самюэль Хант. Увы, дело застопорилось уже на пятой серии, не помогла даже попытка адаптировать одни только настольные развлечения для мобильных платформ. Зато в 2006 году увидела свет совершенно новая разработка авторов – "Jumurdzsák gyűrűje", ещё три года спустя обзаведшаяся английскими субтитрами и названием "Yoomurjak’s Ring", оказалась яркой представительницей почти забытого к тому времени жанра FMV-квестов – красочной, масштабной и на удивление головоломной. Правда, поучаствовать в приключениях Джонатана Ханта – родного правнука того самого профессора – в историческом барочном городке Эгер, знаменитом как место действия романа Гезы Гардони, удалось не всем любителям адвенчур: вот уже несколько лет как игра доступна к приобретению исключительно в чуть упрощённой адаптации для iPad и iPhone.

Тем более неожиданным оказался выход в 2015 году продолжения приключений Ханта-младшего. "Miazma, avagy az ördög köve", как отмечалось и в наших тогдашних новостях на "Квестозоне", была необычной и примечательной сразу в нескольких отношениях: представляла собой игроизацию вышедшего в 2012 году романа авторов "Дьявольский камень", выходила только на венгерском языке в качестве бесплатного DVD-приложения к апрельскому номеру научно-популярного журнала "Természet Világa", а главное – была создана по заказу Atomki, Института ядерных исследований Венгерской академии наук, основанного в 1954 году в Дебрецене одним из первооткрывателей нейтрино Шандором Салаи. Однако, всё логично: "Yoomurjak’s Ring" вполне можно было бы распространять по всему миру на безвозмездной основе, как эффектную рекламу для привлечения туристов в Эгер, и неудивительно, что таким оригинальным способом поведать о себе сравнительно широкой публике заинтересовалась и организация из соседнего города. Английский перевод опять пришлось ждать всё те же три года: к счастью, авторам удалось-таки найти нужных спонсоров – и в самом начале мая 2018-го "Miazma, or The Devil’s Stone" успешно появилась в Steam, теперь уже на коммерческой основе. В отличие от первой части, оснащавшейся лишь субтитрами, локализована здесь и озвучка, выполненная при участии двадцати одного актёра, причём лишь для одного из них английский язык не является родным; к сожалению, из-за проблемы с авторскими правами на оригинал, отчасти принадлежавшими Atomki, а также и по причине довольно серьёзного сокращения текстов, похудевших примерно на 20% сравнительно с исходным вариантом, совместить перевод субтитрами с венгерскими голосовыми файлами не получится. Впрочем, если вы относитесь к знатокам языка Шандора Петёфи и Мора Йокаи, оригинальную версию игры пока ещё можно скачать совершенно бесплатно.

Miazma Miazma Miazma Miazma Miazma

Знакомство с "Yoomurjak’s Ring" для успешного освоения "Miazma, or The Devil’s Stone" ничуть не обязательно и касается разве что лучшего понимания предыстории. Джонатан Хант (в главной роли Ласло Гёрёг, дублирует по-английски Гаран Фитцджеральд) – журналист из "Нью-Йорк Таймс" с венгерскими корнями по материнской линии (по отцовской – естественно, с британскими), который приезжает на землю предков и, после некоторых раздумий, решает обосноваться здесь вроде бы навсегда. Роман его с Юли, героиней предыдущей игры, похоже, уже практически завершился, – девушка, которая помогла нам выпутаться из крайне неприятной истории с кольцом Юмурджака, как раз наоборот, уехала на стажировку в США, неплохо там устроилась и возвращаться явно не планирует. Однако Хант не скучает – у него, как видно, появилась новая подруга, молодая и симпатичная физик-ядерщик Вера. Она-то и приглашает его в свой институт в Дебрецене, чтобы исследовать пробу воды, взятую с земельного участка, который Джонатан планирует приобрести для строительства дома (но предварительно желает удостовериться в правоте нынешнего владельца, заламывающего цену за якобы имеющиеся там целебные минеральные источники). Кстати сказать, эта сюжетная основа излагается не в самой игре, а в руководстве, доступном как на официальном сайте, так и на страничке Steam-сообщества, – не премините ознакомиться!

События начинают разворачиваться в пятницу 10 августа – если верить руководству, то 2007 года, однако новомодный смартфон Джонатана с многочисленными узнаваемыми приложениями куда больше напоминает о реалиях 2018-го. Оставив в Институте бутылку с водой, Хант возвращается за результатом в понедельник 13-го – и неожиданно включается в серьёзное расследование. Брат Веры, 19-летний Балаж, исчезает, оставив записку подозрительного содержания, – и, не желая вовлекать в семейное дело полицию, его сестра слёзно обращается за помощью к нашему протагонисту, который после истории с кольцом Юмурджака прослыл уже в узких кругах опытным детективом и специалистом по всяческим тайнам и загадкам. Собственно, заниматься нам придётся примерно тем же, что и раньше: расспрашивать свидетелей, представленных живыми и весьма разговорчивыми актёрами; изучать улики, включая книги, письма, дневники, надгробия и музейные экспонаты; решать разнообразные головоломки, от складывания изображений из фрагментов до расшифровки закодированных записок... Вот только вместо более привычной тематики истории или литературы нас теперь ожидает мир Науки с большой буквы: возможно, погружение в академическую среду Института ядерной физики придётся по душе не всем любителям компьютерных развлечений, хотя на фоне общего дефицита качественных представителей подзабытого сегодня жанра Edutainment "Miazma, or The Devil’s Stone" сморится очень даже свежо и неплохо. К счастью, разбираться в теории атомов для успешного завершения детективного расследования не нужно, а сложность местных загадок обусловлена отнюдь не их тематикой.

Miazma Miazma Miazma Miazma Miazma

Зато "институтская" ориентация новых приключений Джонатана Ханта оборачивается некоторой камерностью, особенно если сравнивать её с разнообразными просторами "Yoomurjak’s Ring". За редким исключением, двадцать с лишним обещанных локаций представляют собой различные лаборатории того самого Atomki или же библиотеку с архивом и музеем соседнего заведения, дебреценского колледжа. Разве что местная обсерватория, удачно расположенная прямо в ботаническом саду, радует живописностью окружающей обстановки. С другой стороны, картинка выглядит даже более приятной для глаз, яркой и насыщенной, чем раньше; все локации по-прежнему представляют собой фотографии или видеокадры, теперь в разрешении 1280х720, – но уже с видом от третьего, а не от первого лица: соответственно, без панорамной прокрутки и с протагонистом на экране, отображающемся в перспективе то сбоку, то немного сверху. Выглядит оно всё не так привычно, зато можно полюбоваться даже на некоторую анимацию традиционно статичных фонов. А вот при многочисленных беседах с другими персонажами видеоряд почему-то превращается в слайдшоу: по центру экрана появляется окно с портретом собеседника, весьма часто меняющего позу или выражение лица. Под портретом присутствуют темы для разговора: их дозволяется выбирать, но в подавляющем большинстве случаев такой выбор мало что значит на практике, определяя лишь очерёдность рассмотрения вопросов, с которыми нам в любом случае нужно будет познакомиться в полном объёме. Озвучка, как и перевод, весьма недурны; пропускать реплики по одной не разрешается – можно лишь выйти из всего режима диалога, не дослушав собеседника, закрыв окно разговора нажатием на крестик справа вверху (к счастью, все свои интервью Джонатан скрупулёзно фиксирует в дневнике, так что случайно упустить нужную информацию не получится). После каждой темы окно это почему-то закрывается само собой, так что для продолжения беседы нужно снова нажимать на персонажа в основном экране – не самое удобное решение, но это скорее мелочь, не станем особо придираться.

Разумеется, все реплики, как наши, так и чужие, снабжены субтитрами (при желании отключаемыми), – однако выполнены они шрифтом белого цвета, так что на некоторых светлых фонах прочесть их оказывается несколько затруднительно. Оригинальным способом улучшить отображение текста диалогов оказывается специальная чёрная панель, выплывающая снизу, стоит только подвести к ней курсор (правда, в случае, если реплика, отображающаяся в освещённом месте, одна-единственная, – добавить к ней таким образом подходящий фон можно и не успеть). Слева на той же панели расположена кнопка для выхода в меню, а справа – знак вопроса для подсветки активных точек (это действие также дублируется "пробелом"). Вот только для того, чтобы такую подсказку можно было получить, при начале игры (или в любой момент после этого, в меню настроек) необходимо активировать "лёгкий режим", добавляющий, кроме прочего, и возможность пропускать любые головоломки. Формы, принимаемые на экране "умным" курсором, вполне очевидны: увеличить картинку (лупа) или выйти из режима подробного рассмотрения (крестик, как при закрытии окна диалога, или же просто стрелка), заговорить ("пузырь") и взять или использовать (шестерёнка), перевернуть (при просмотре книг или записок), а также пройти в соседнее помещение (стрелка) или вернуться на карту (значок компаса – карты здесь всего три: института, колледжа и всего города, с возможностью выбрать точку назначения). При переходе на другую локацию нам ожидаемо демонстрируется предельно реалистичный видеоролик с Джонатаном: прокрутить его можно нажатием кнопки мыши, но во избежание пропуска улик прибегать к этому средству ускорения геймплея стоит лишь с уже не раз виденными кинофрагментами. Естественно, к нашим услугам и полноценный инвентарь, расположившейся на скрытой по умолчанию панели вверху экрана: чтобы рассмотреть любую добытую нами улику во всех подробностях, нужно кликнуть на неё правой кнопкой, а для применения – зажать левой и перенести на нужное место основного экрана или на другой предмет. Особыми обитателями инвентаря оказываются уже упомянутые дневник (со стенограммами всех интервью) и смартфон. Последний радует нас целым набором приложений, включая "AGON", но использовать можно будет лишь три из них: "Мини-Вики" (с удобнейшим автоматическим подбором материалов по теме), диктофон и приложение для перевода величин из одной системы единиц в другую. Ну и, конечно же, собственно "звонилку" – в списке контактов у Джонатана всего три номера: Юли (поговорить с которой, вспоминая былые деньки в Эгере, увы, возможности не представится), редактор "Нью-Йорк Таймс" (с ним герой свяжется автоматически в одной из видеовставок) и Вера (которая, по большей части, названивает нам сама).

Miazma Miazma Miazma Miazma Miazma

Впрочем, до головоломок и до использования смартфона нужно ещё добраться. Если не считать краткий пролог в пятницу, то первый день наших расследований, в понедельник 13 августа, оказывается наиболее продолжительным и может некоторым показаться скучноватым и затянутым – даже с учётом упоминавшегося сокращения исходного объёма диалогов в английской версии игры. Львиную долю времени мы проведём посещая одну за другой лаборатории Института ядерных исследований, знакомясь с их хозяевами и выведывая от них как нужную нам информацию о судьбе пропавшего Балажа, так и общие сведения о принципах работы циклотрона, о методе радиоизотопной датировки, об истории венгерской физики и др. Отчасти такая постановка вопроса продиктована условиями заказчика и спонсора, – впрочем, если вы почему-то не относитесь к любителям Edutainment, напомним, что диалоги вполне можно и пропустить, при необходимости сверившись с полученной информацией посредством дневника. Зато уже события вторника отличаются на редкость завидной динамикой и даже захватывающим "саспенсом": в то время как Джонатан уверенно идёт по следу, сталкиваясь уже и с некоторыми настоящими головоломками, управление периодически переходит к совсем другому персонажу, вместе с которым нам предстоит решать ещё более насущные и практические задачи, на подобие известного "найти выход из запертой комнаты", руководствуясь при этом детской книжкой по популярной физике...

Третий же – и последний – наш день в Дебрецене посвящён одним только головоломкам. Их здесь ровно шесть, и ядрёности их способны позавидовать очень даже многие "мистоиды". Вот когда могут пригодиться все полученные в первой главе сведения о местных лабораториях, – а то и заботливо выложенные авторами в сеть готовые прохождения: опять-таки, как на официальном сайте, так и в Steam-сообществе. Впрочем, настоятельно советуем всё же сначала испытать свои собственные силы: пускай местные задачки и относятся все как одна к миру науки, их не только сложность, но и разнообразие способны приятно удивить даже бывалого знатока, – и что-то из этого ассортимента наверняка да придётся вам по вкусу настолько, чтобы можно было попытаться дойти до решения самостоятельно. Общее же время на прохождение "Miazma, or The Devil’s Stone" стоит запланировать примерно в районе 7–8 часов – показатель, по нынешним временам, очень даже неплохой, пусть и недотягивающий до уровня "Yoomurjak’s Ring". Но что поделаешь: можно только поддержать авторов, которым, несмотря на все финансовые и прочие трудности, удаётся в наши дни находить средства и силы для создания оригинальных и достойных творений в редком жанре образовательных FMV-квестов. Наши самые лучшие рекомендации всем любителям красочных и самобытных адвенчур!

Общая оценка: 85 из 100


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци