26.02   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


KGB (.PC)
Cryo Interactive / Virgin Interactive Entertainment, 1992

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Chapaevec.

Пиксельный детектив о PERESTROIKA

"KGB" – одна из самых известных квестовых игр девяностых годов, сделанная на пике популярности этого жанра в годы, когда все ориентировались на продукцию LucasArts и Sierra Online. А всё потому, что её создавали по-настоящему талантливые люди. В 1989-ом разработчики французской ERE Informatique, принадлежавшей тогда Infogrames, в связи с финансовыми трудностями покинули свою родительскую компанию и основали Cryo Interactive, которая вскоре прославилась созданием приключенческо-образовательных квестов на исторические сюжеты и удерживала это звание почти 10 лет. После вполне благосклонно принятой "Dune" по известному роману они и выстрелили "KGB", которая отличалась весьма нетипичным для видеоигр антуражем. Это была (да и поныне остаётся) единственная видеоигра, созданная как политический детектив о перестройке в 1991 году, который, вдобавок, отличался продуманным интересным сюжетом, захватывающим геймплеем и во многом достоверным антуражем.

Во всяком случае, так говорят рецензии – как западные, так и наших игроков, которые взахлёб проходили её в 90-е. В итоге, она была переведена для широких нужд общественности в 2000-х PRCA на базе неоконченного перевода Taralej & JaboCrack Software. А значит, можно оценить по праву эту рекламу, что я, в итоге, с удовольствием и сделал. Тем более, что я искренне считаю, что жанр политического триллера в реалиях советского времени вообще и перестройки особенно практически не нашёл себе достойного воплощения. Даже у нас нечего назвать на эту тему, кроме второсортных книг какого-нибудь Эдуарда Тополя или Фридриха Незнанского. Со стороны Запада более или менее достойные попытки совершали единицы. В частности, можно отметить едва ли не единственную относительно удачную попытку. Американский писатель Мартин Круз Смит, прославившийся ещё в начале 1980-х серией "советских" детективов про следователя Аркадия Ренко, одну книгу, "Красная площадь" – посвятил именно излёту существования советской Москвы. Конечно, было интересно, как справились с той же задачей американо-французы.

Сюжет игры следующий. На дворе 14 августа 1991 года. СССР доживает свои последние дни, но КГБ пока ещё активно работает. Наш главный герой – оперативник Максим Руков, который переведён из ГРУ в "Управление К", где должен заниматься внутренними расследованиями. Начальство привлекло его для расследования убийства бывшего офицера КГБ Петра Голицына, ставшего частным детективом. Расследование быстро выводит Рукова на некую жестокую банду, а потом и на страшный политический заговор, в который вовлечены высшие чины его ведомства… Разложение всех сил, включая КГБ, настолько сильное, что вскоре Руков поймёт – доверять он в этой борьбе не может никому.

Вначале немного о технике, которая на момент выхода игры была передовой. Как и всё в 1992 году, она отличается пиксельной графикой, используя богатую тогда палитру в 256 цветов. Фонов здесь прилично, почти с полсотни, хотя некоторые лишь немного перерисованы. Персонажи представлены почти сплошь в статике, показывая свои действия иногда меняющимися "кадрами". Лишь на крупных планах часть из них превращается в анимированные портретные спрайты. Графическая часть, одним словом, на высоте для тех времён. Озвучки здесь нет, поэтому все звуки, описания и комментарии ложатся на субтитры. Зато есть около 20 минут очень задорной и захватывающей шпионской музыки, которая впечатывается после прохождения в мозг, потому что ухитряется почти не надоесть за много дней прохождения. Управление, в целом, классическое – курсор делится на действия по выбору на панели, вызываемой щелчком, причём вокруг активно всё, включая нашего героя. Предметы лежат прямо в инвентаре. Слотов для сохранения всего четыре – увы. Зато есть популярная в интерактивных квестах и полезная функция промотки времени вперёд (увы, не назад), которой придётся пользоваться очень часто.

Последнее напрямую вызвано зубодробительным геймплеем. По своему характеру, "KGB" хотя и часто использует применение предметов и общение с персонажами, основан на другом – интерактивности. Всё окружение вокруг доступно для взаимодействия, и мы вольны делать с ним, что пожелаем. Но важно помнить: правильный вариант действий всегда только один и найти его – и есть главная задача. Фишка игры – окружение вокруг "живёт" своей жизнью независимо от вас. Одно и то же место можно посетить несколько раз, отсчитывая с начала, и в подробностях рассмотреть развитие действий персонажей для выработки собственного решения. Это очень хорошая основа геймплея, которая добавляет азарта, интереса к игре и вызывает дух соревнования. Однако и игра в своей жестокости с игроком часто доходит до беспощадности. Действие тут на удивление реалистичное и резко отходит от привычных игровых условностей. Уничтоженный вами игровой предмет обратно не вернётся, а многие даже не понадобятся – сами подумайте, зачем вы их взяли. Оставленный по привычке на улице труп и даже просто лишний повод для подозрений приведёт к неминуемому провалу операции. Нужно каждый раз думать, что надо говорить персонажу, а также, что надо НЕ говорить. За неверно выбранный вариант действия или просто неверную строчку диалога вас могут выкинуть на мороз, а то и просто безжалостно убить. Нередко играет роль даже простое промедление. Поэтому всё прохождение сводится к выбору нужной цепочки действий в течении многих, многих, многих попыток. А ведь в случае пропуска нужного действия обратно пройти нельзя – придётся пробовать самому, с начала. И учтите, смерть тут подстерегает практически ежеминутно в самом разнообразном виде. А если не смерть, то уж точно увольнение или ссылка в Сибирь. Ведь это SOVIET RUSSIA, COMRADE!

Вот именно по этой причине игра часто называется одним из самых сложных квестов начала 90-х, которые смогут пройти только настоящие любители хардкора. И вот тут я резко несогласен: при всей жёсткости и безжалостности, "KGB" вовсе не настолько сложен, как говорят. Видимо, те, кто это пишут, никогда не проверяли, как выглядели по-настоящему сложные квесты рубежа 80-90-х. Я лично могу назвать с десяток более сложных и мозголомных из них даже только шпионского плана: "Codename: Iceman", "Operation Stealth", "The Third Courier", "East vs. West: Berlin 1948", "Red Hell", "L'Affaire Morlov"… И кучу других, ныне твердо и прочно забытых адвенчур, названия которых никому ничего не скажут. А "KGB" запомнилось многим. Потому что у него есть ряд не только технических, но и игровых преимуществ.

Во-первых, игра поделена на четыре главы – конечно, в первую очередь, чтобы легче было загружать её с дискет. Зато пройдя одну главу, вы можете быть уверены, что обратно возвращаться не надо. Это вам не обычная ситуация в тогдашних играх, когда можно было застрять в середине из-за того, что ты забыл предмет в начале. Тут такая схема работает только в каждой главе. Во-вторых, хотя смертельных ситуаций тут огромное количество, игра обычно милосердно даёт вернуться к предыдущему безопасному пункту – увы, не всегда. Иногда нам даже ограничивают свободу передвижения, намекая на требование выполнить задачу. В-третьих, большая часть загадок в игре довольно логична и базируется на правдоподобии и интуитивной бытовой логике, а текст от автора даже нередко говорит, где вы ошиблись.

Другое дело, что подчас игра в принципе не даёт возможности даже догадаться о причине застревания, и ничего кроме тупого перебора вариантов и откровенной подсказки вам не поможет. Но таких моментов в игре максимум с полдесятка, в то время как у её предшественников это было нормой. Наконец, игра действительно очень затягивает своим сюжетом, атмосферой и игровым духом, провоцируя на испытание и соревнование, чего были полностью лишены другие интерактивные квесты, где сложности громоздились ради сложностей. По этой причине я честно прошёл большую часть игры сам, не ленясь умирать по 30-40 раз, и солюшеном пользовался всего 4-5 раз. Других же "коллег" "KGB" я смог пройти вообще только по прохождению. Впрочем, подсказки действительно добавлены в CD-переиздании игры 1995 г. Оно вышло под названием "Conspiracy" и включало в себя также несколько видеовставок с известным актёром Дональдом Сазерлендом в клюквенной советской форме. Он играет призрака нашего отца, к которому и можно обратиться за подсказкой, что является, кстати, практически единственным отличием от первой версии. Правда, она не переведена, но если вас это не пугает – играйте смело.

KGB KGB KGB KGB KGB KGB

Что ещё может быть в зарубежной игре начала 90-х о СССР? Конечно, КЛЮКВА! МНОГО КЛЮКВЫ! По части клюквы игра бьёт многие рекорды. Во-первых, СССР вообще мало похож сам на себя. Нет, в переходах нам показывают срисованные с реальных мест заставки: Красная площадь, вид на Берсеневскую набережную и разводные мосты Невы… Но, в остальном, игра проходит почти исключительно в помещениях, где на СССР более-менее похожи разве что жилые квартиры и пара кабинетов. Всё остальное выглядит точь-в-точь как провинциальная Америка: захудалые бары и рюмочные с ящиками водки и деревянными (!) бочками пива, деревянные лестницы на второй этаж в многоэтажках, узнаваемые по гангстерским фильмам одноэтажные халупы с черепичной крышей и т.д.

Ну и далее всё в том же духе. Пистолеты Макарова похожи на убогие ракетницы, а из автомобилей на улице вы увидите, в основном, один-единственный спрайт Волги ГАЗ-2410 почему-то нестандартного бирюзового цвета. Иностранные локации авторы компенсировали зашкаливающим количеством изображений Ленина на квадратный метр. Даже в переходах экрана висит его портрет вместе с коллегами – Марксом и Энгельсом. Такое впечатление, что в СССР изображение Ленина и, реже, Горбачёва присутствовало практически везде, кроме разве что частных квартир. Портреты, плакаты, бюсты, полноразмерные полотна и памятники Ленину будут сопровождать вас в самых неожиданных местах, включая больничные палаты, склады, гостиницы и даже рюмочные, где разливают водку… Кстати, о водке. Она в этой версии Советской России является полноценным заменителем воды – как минимум, минеральной. Водка валяется тут повсюду бутылками и ящиками: в шкафах, холодильниках, на полках и на полу… Водку можно взять с собой куда угодно, с водкой вас легко пропустят на работу, водку можно попросить в гостях вместо чая, водка везде, водка навсегда! Неудивительно, что в игре легко можно наклюкаться водкой до полного проигрыша, если есть желание.

Персонажи выглядят не хуже. В разгар августа прохожие ходят в шапках, пальто и шарфах. Все в СССР без исключения товарищи называют друг друга "товарищ" каждые пять минут, товарищ. Первый встречный милиционер одет в форму младшего сержанта Советской Армии, и никого это не смущает – потому что офицеры КГБ сами одеты во что-то больше по цвету похожее на британский мундир. В КГБ на каждом этаже стоит по караульному навытяжку (хорошо хоть, без автомата Калашникова), которые сторожат портреты Ленина и какую-нибудь наглядную агитацию типа макета советской военной кокарды – красной звезды в венке. Причём все охранники КГБ и милиционеры носят бейджи, как это и принято в Советской России. Имена персонажей, правда, по большей части правдоподобные, хотя несколько смазывают впечатления устаревшие имена Климент и Капитон. Но раза два авторы дали маху: в сюжете большую роль занимают наш начальник, майор КГБ со звучной фамилией Вовлов, а также местный суперагент с простым русским именем Радомир Иосифович Савинков. Некоторые же имена стали жертвами банальных опечаток авторов: Svevolod Loginov, Shevkova, Belussov, Yakasev, Glebka and Olezgka Yuervich. Так что не удивляйтесь, что в инвентаре у вас мёртвым грузом будет лежать Marakov pistole вместо пистолета Макарова. Также теперь я знаю, что собак в России принято называть фамилиями известных людей: хороших – "Суриков", а злых – "Сталин". В общем, по-русски авторы не знали ничего, и слов на русском тут поэтому почти нет. Хотя на локациях всё-таки несколько раз можно различить загадочную надпись "БДИТЕЛЬИИОЬVN", "МОРОЖЕ ОЕ" (на мясном магазине!) и… удивительно правильное граффити "Смерть Горбачёву".

Многое из этого вычистили авторы перевода, которые кое-где поменяли имена и фамилии на правильные, убрали некоторые шутки и адаптировали лозунги и диалоги на более правдоподобные. Местами, впрочем, перестарались. Я не вижу никакого смысла заменять названия улиц в игре на реально существующие. Но всё равно в их обработке Kursk Street превратилась в Походный проезд, Red October Street в Красногвардейский бульвар, hotel Gostinitsa и Syevyernaya Zvyezda – на гостиницы "Мир" и "Прибалтийская" соответственно. А Progress of Mankind Street, Gorki Street и Great Patriotic War Street – в Петергофское шоссе, Серебристый бульвар и Литейный проспект. Зачем они старались, мне лично плохо понятно. Всё равно довольно быстро становится понятно, что к реальной России и перестройке игра имеет более чем опосредованное отношение. Перед нами и по форме, и по деталям – типичный американский детектив, на который кое-как надели декорации русской перестройки. Заменить КГБ на американскую полицию, ЦРУ на ФБР, Москву на Нью-Йорк – и всё станет на свои места.

Судите сами: новичок в службе внутренних расследований силового ведомства вынужден расследовать убийство частного детектива, который ранее там работал. В деле замешаны крупная банда убийц, вымогателей и изготовителей снафф-порно, иностранные контрабандисты, покрывающие их разложившиеся федеральные чины, а также внешняя разведка, заинтересованная в их разоблачении. Нить расследования ведёт в тайный клуб мафии с закрытым членством, а после в другой город, где надо сотрудничать с местным отделом, который демонстративно не подчиняется центру – потому что у нас отдельный штат и начальство, андерстенд, кидди? Наконец, нам неожиданно начинают помогать высокие покровители, потому что мы как-то связаны с этим делом через нашего отца, убитого этими подонками во время военных махинаций во Вьетнаме… Ой, то есть, в Афганистане… Ну что, теперь всё понятно? Перед нами весьма забойный и закрученный, но, в целом, более-менее традиционный западный "крайм-детектив", кое-как перенесённый в сеттинг перестройки. В общем-то, это схема практически всех попыток западных авторов писать о России, куда они переносят знакомые им сюжеты, разбавляя их собственными представлениями о русской культуре и быте, причём очень часто – списанными со своих же. Примеров несть числа, достаточно просто поменять декорации местами, и всё станет ясно. Собственно, так и сделал советский журналист Олег Битов, когда издевался над совершенно аналогичной схемой "советских" детективов Мартина Смита в фельетоне "Эх, да с кольтом, да вдоль Москва-реки!" в далёком 1981 году.

Неудивительно поэтому, что исторический фон перестройки авторы представляют явно смутно и в самом общем виде, и вместо фактов и событий представляют только атмосферу. За всю игру мы не услышим ни одного конкретного имени политических деятелей, кроме Горбачёва и Ельцина. Все встречные персонажи жалуются на развал страны, дефицит и обнищание, но это никак не чувствуется – разве что вместо рублей придётся упорно пользоваться долларами. Никаких упоминаний о политических событиях, даже таких громких как переговоры в Ново-Огарево в апреле 1991 г., вы не услышите. Коммерция, судя по частым упоминаниям, тут стала легальной, но этого вы не увидите, потому что даже видеокассеты по-прежнему предмет тайной спекуляции. Наконец, из всех расплодившихся политических течений и организаций будет упомянута с важной ролью в местном сюжете только ультраправая "Память". Громкая в начале, но развалившаяся к 1991 г. на ряд мелких групп организация доморощенных черносотенцев представляется авторам настоящим экстремистским движением монархистов и неонацистов в одном лице, которые рисуют портреты про царя-батюшку и одновременно зачитываются "Майн Кампф". Справедливости ради, финальное посещение картинного салона местных монархистов дорогого стоит – тут атмосфера перестройки на самом её последнем издыхании схвачена верно, небезызвестный певец застенчивых ив, Игорь Тальков, одобрил бы. Плюс не раз всплывают интересные детали типа валютных проституток, панков-наркобарыг или пересказа советских анекдотов, которые действительно аутентичны и добавляют по-настоящему русской атмосферы.

KGB KGB KGB KGB KGB KGB

Если же учесть, что атмосфера тут, в целом, скорее декоративная, а сюжет мог бы развиваться практически где угодно, то можно действительно поверить, что перед тобой Москва 1991 г. Остаётся расслабиться и получать удовольствие от сюжета. А сюжет тут весьма хороший по меркам криминально-шпионского детектива. Действие, как и положено, динамичное, резкое и загадочное. С самого начала быстро становится понятно, что нас всюду подстерегает опасность. Каждый шаг может быть смертельным, но при продвижении мы узнаем что-то новое. Интрига в сюжете держит с начала и до конца. Вас ждут чуть ли не два десятка лиц с весьма запутанными отношениями, за которыми не так-то легко уследить. В программе все прелести шпионских детективов, за которые их любят: опрос свидетелей, драки, убийства, покушения, расшифровки, подслушивание, оперативная слежка, избавление от трупа, загадочные анонимные помощники, тайные убежища, незаконное проникновение на подозрительную территорию – и т. д., и т.п. Декорации меняются не очень часто, их тут немного, но это вполне достаточно для чувства реализма. Особенно впечатляет колоссальная свобода действий, приближающая игру к хорошему текстовому квесту. Здесь можно бросать и подбирать предметы, использовать их на чём угодно, самому их потреблять и уничтожать, путешествовать в любое место, переодеваться в разные костюмы, получать комментарий при использовании любого предмета, а главное – общаться с персонажами.

Персонажей тут немало, но с каждым из них, даже с самым проходным, можно пообщаться, поговорить, получить комментарий о погоде и политической ситуации, и убедиться, что они обладают своей индивидуальностью и образом. Реплик у них удивительно много, и большинство из них написаны ярко и сочно, несмотря на короткую и прямую речь – необходимость экономить место на экране в субтитрах. Особенно радует, что игра осознаёт свой клюквенный характер, поэтому очень часто юморит даже в самых серьёзных местах. Особенно часто юмор идёт на тему той же клюквы. Если пощёлкать вокруг и на нашем герое, она будет говорить лозунгами, обращаться к вам командным тоном и откровенно шутить на тему советских порядков. Целые персонажи говорят патриотическим тоном советских газетных передовиц и предлагают водку. А особенно популярной шуткой является отправка вас в случае провала в Сибирь – это игра делает почти всегда, в самых разнообразных выражениях по-детски радуясь вашей многолетней ссылке.

Остаётся только сожалеть, что финал этого забойного сценария с интересной атмосферой, на мой вкус, порядком подкачал. Буквально в самой последней главе мафиозная цепочка по передаче преступной продукции вдруг неожиданно выводит нас на политическую тайну. Не будет преступлением сказать, что это очередной антиправительственный заговор местных "красно-коричневых" против Горбачёва. И это печально. Во-первых, потому что это откровенно глупо и комиксово для, в целом, весьма реалистичного и правдоподобного сюжета. Во-вторых, потому что очень неоригинально. Заговор консервативных элементов в СССР против своего либерального и прогрессивного генсека – это штамп зарубежных детективов и триллеров аж со времён "периода разрядки". Точно такую же идею свержения Горбачёва в годы перестройки представляли не раз другие, ныне прочно забытые детективы и триллеры. Например, "Завтра в России" плодотворного творца клюквы про КГБ Эдуарда Тополя, где тоже был полный набор перестроечных страшилок: призрак "красно-коричневой чумы", генералы-диктаторы КГБ, их антисемитизм и развязывание гражданской войны с ядерным оружием. На материале перестройки можно было написать вещь и пооригинальнее, чему пример той же "Красной площади" Мартина Смита.

Да и вообще, финальная "Cанта-Барбара" в каморке, в которой персонажи начинают друг друга разоблачать, пристреливать и переходить с одной стороны на другую, смотрится откровенно нелепо. Кроме того, чем ближе к финалу, тем больше становится понятно, что некоторые персонажи вообще были не нужны для действия и добавлены абсолютно бездумно. И это не говоря уже о том, что сюжет несколько раз как будто сходит с прямой линии и заставляет нас бросаться в другие места. Как будто авторы просто устали придумывать интригу и побежали к финалу в обход, коротким путём. То-то две последние главы вместе короче, чем любая из первых двух… Неудивительно, что после прохождения кое-какие сюжетные дыры закрыть так и не смогли.

KGB KGB KGB KGB KGB KGB

Несмотря на подкачавший финал, слишком большую сюжетную неразбериху и немалую сложность, общее впечатление от прохождения осталось сугубо положительным. "KGB" по праву занимает место по-настоящему отличной игры 90-х. Это действительно крепкий и на удивление реалистичный шпионский триллер с подкупающей отечественной атмосферой, а также лихим и увлекательным сюжетом и сложным, но возбуждающим дух азарта геймплеем. После целого ряда убогих, кривых и малоинтересных шпионских квестов 80-90-х я пришёл к нему как к Священному Граалю, чтобы с чистым сердцем вознести его на пьедестал как, пожалуй, лучшего в своей нише. И с этой вершины он пусть сияет, привлекая к себе других. Одним словом, товарищ, наздоровье-спасибо-и-пожалуйста! SLAVA KPSS!


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя