19.08   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Bear With Me (.PC)
Exordium Games / Exordium Games, 2017
Exordium Games / Exordium Games, 2017

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive) эпизод 2 и 3
steam (archive) коллекционное издание

Автор рецензии: Chapaevec.

Игрушечный нуар – сделано не для детей

- Тед, я никогда тебя не спрашивала...
А что случилось с твоим прошлым напарником?
- Он вырос...

Можно ли выделить какие-то особенности в национальном игростроении? В том числе в отдельных жанрах? 2000-е годы подарили нам жанр "русский квест", который, так или иначе, прожил целое десятилетие. Тогда же появилось и выражение "немецкий квест", которое подразумевало достойное техническое качество при пресном сюжете. Но так уж получилось, что в последнее время я прошёл несколько квестов из Хорватии. Их крайне немного, но достаточно посмотреть на них, чтобы заметить, что они, в основном, тянутся к изображению фантастических миров, навеянных зарубежной классикой. Первые попытки на этом поприще от разработчиков из Загреба – игры "The Ward" и "Legacy: Dark Shadows" – были попыткой подражания научной фантастике, они и по сюжетам, и по исполнению больше походили на малобюджетные фантастические фильмы. Знамя подхватила студия Cateia Games, которая до сих пор делает бюджетные адвенчуры, в основном про мистические фэнтези. Совсем недавно неплохо выступила "философская головоломка" от создателей "Serious Sam" – "The Talos Principle". Ещё больше выделяются короткие инди-проекты, созданные усилиями нескольких человек в духе классики LucasArts: приятная "Kaptain Brawe", которая была довольно забавным инди-проектом, вдохновляющимся классикой фильмов "атомпанка" про космические приключения и шпионские игры; и свеженькая "Viktor" – о попытке кабана-дворника стать императором в пародийной стимпанковской Австро-Венгрии. И вот совсем недавно определённую известность получил любопытный инди-проект "Bear With Me". История его была не такой уж лёгкой. Игра выпускалась эпизодами, первый из которых появился в Steam ещё два года назад. И хотя их планировалось около пяти, в итоге вышло только три, да и то под самый конец 2017-го. Я не большой поклонник сериалов, так что мудро дожидался окончания, чтобы познакомиться с игрой сразу и целиком. Проект меня привлёк нетривиальной подачей: это нуарная детективная история про... детские игрушки.

Главным героем игры является десятилетняя девочка Эмбер Эшворт. Однажды до неё доносятся вести, что в давно ею покинутом Бумажном городе орудует страшный маньяк, прозванный Красным Человеком, который поджигает и взрывает здания и заводы, из-за чего пришлось перекрыть все выходы из города. Одновременно пропал брат Эмбер – Флинт. И маленькой девочке не остаётся ничего другого как отправиться на расследование в город при помощи своего старого подручного, открывшего офис в её шкафу, – частного детектива Теда И. Бира, мрачного медвежонка в давно неглаженном галстуке. Путешествие опасное, однако наши герои даже не подозревают, насколько необычные события их ждут...

Итак, игра сделана в стилистике нуара. Нуар вообще распространён, но квестовый жанр им не то чтобы очень избалован. За исключением "L.A. Noire" с дополнениями и толпы малоизвестных игр, он в жанре был популярен очень давно, ещё в 90-е, когда делались такие хиты как "Black Dahlia", "The Dame Was Loaded" и, конечно, франшиза о Тэксе Мёрфи. А между тем, этот жанр довольно удобен для приключенческих адвенчур – он ведь и сам появился как чисто производственное направление криминальной драмы, где можно было экономить на цветной плёнке, натурных съёмках, перестрелках и легко делать запутанный сюжет, не оставляющий зрителя равнодушным, что скрывает сюжетные дыры.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Вот, видимо, и авторы "Bear With Me" так подумали, и теперь вы вряд ли найдёте более нуарную игру, даже "Max Payne" по сравнению с ней не слишком подражает жанру. Она вся построена на штампах и традициях нуара, которыми он так богат. Всё действие выполнено в черно-белой гамме, которая не только придаёт мрачноватость и депрессивность, но и значительно удешевляет производство рисовки. Сюжет забит самыми разными клише жанра: ушедший в отставку детектив, который пьёт и не пьянеет, нехотя принимается за дело по просьбе старой знакомой, причинившей ему уже много неприятностей; загадочный и таинственный убийца и диверсант, запугавший всю округу; мрачный и тёмный город, в котором вечно царствует ночь и идёт дождь, а сверху светит гигантская луна в полнеба; атмосферная музыка джаза и блюза; запуганные простые работяги, обыватели и прохожие красотки; злобный и коварный король преступного мира, который держит в руках весь город; власти и полиция, ещё более продажные и опасные, чем бандиты; словоохотливая и пронырливая пресса; действие в доках, подвалах, промышленных окраинах – и тут же рядом казино, рестораны, киностудии, полицейские участки; штурм бандитского логова с грандиозной бойней; сложный, запутанный сюжет, липкий, как паутина, который увлекает главного героя в водоворот событий, из которого он тщетно пытается выбраться, всё исправив; длинные и мрачные монологи детектива с плоскими метафорами и сравнениями; и даже финальная схватка на крыше небоскрёба с роковым выстрелом. Всё это тут есть, и в избытке. Тут даже вставили скрытые камеры и тему паранойи (что просто обожали авторы фильмов 50-х) и приправили это долей мистики. Словом, в игре идеально воплощены дух и суть нуара.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me Bear With Me

И хотя авторы игры явно конструировали некий абстрактный нуар, не делая отсылок к конкретным образцам классики этого жанра, подражатель, как это бывает, отличается фактурностью больше, чем оригинал. Любителю нуара, к коим я имею честь принадлежать, наверняка будет интересно наблюдать за местным сюжетом, который начинается мрачновато, размеренно, даже немного готически в небольшом замкнутом доме Эмбер, но быстро превращается в типичный "крутой детектив" с его непонятным действием, запутанными интригами, набором загадочных персонажей и детективом, который предпочитает решать проблемы револьвером, а не дедукцией, и мчится наперегонки со своей смертью по городу.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Этой брутальности не особо мешает и оформление под детское восприятие. Герои, в основном, антопоморфные животные и куклы, выглядят ничуть не хуже людей, и оружие у них далеко не игрушечное. Горы трупов впечатляют, даже если это просто куча порванных игрушек. Панорама города, которую нам представляют, выглядит, несмотря на скромные размеры, далеко не игрушечно и напоминает настоящую помесь Лос-Анджелеса с Нью-Йорком. И серьёзные размышления наших героев о своей миссии далеко не случайны. Не надейтесь, что Флинт просто прятался в платяном шкафу, чтобы вас попугать, а Красный Человек – это лишь его неудачная шутка.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Вообще, окружение здесь выглядит не только стильно, но и старательно. А это дорогого стоит, если учесть малобюджетность проекта. Техническое исполнение ввиду инди-происхождения не на уровне блокбастера: чёрно-белая гамма, одни и те же предметы обстановки (что не раз подчёркивает сама игра), слайды вместо роликов, строгая и минималистичная рисовка, разницу в качестве которой нетрудно заметить, если приглядеться. В то же время, всё выглядит весьма прилично: вполне адекватная анимация персонажей, сносная детализация, атмосферные (несмотря на малочисленность) музыкальные треки, а также слайды, хоть они и не могут сравниться с роликами, но сделаны в хорошем экспрессивном стиле, в духе "Города Грехов". Особенно хотелось бы поблагодарить авторов за английскую озвучку: мало того, что она есть (а это уже хорошо – в "Kaptain Brawe", например, её не было вообще!), так и сделана она вполне качественно. Жаль, что английский игры подпорчен не лучшим русским переводом с его отсебятиной, опечатками и совершенно бредово переведёнными цитатами из классики.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

А вот что не слишком радует, так это геймплей. Он такой же простой и прямой, как рисовка разбросанных по локациям коробок. Действие весьма линейное, и большую часть сюжета вы даже не сможете выбрать, куда пойти. Количество предметов у вас не превысит шести за всю игру, а их использование совершенно очевидно, так что вы даже не будете трогать ненужные предметы в инвентаре. На каждый эпизод уйдёт не более трёх часов, даже если вы будете внимательно выслушивать все диалоги. Несколько раз игра сама начнёт вам нагло подсказывать, что делать дальше. Такое впечатление, что геймплей и впрямь делался для детей – но вряд ли детей делался мрачный нуарный сюжет.

Единственная сложность при прохождении – это пиксельхантинг, когда пропускаешь в однотонной палитре локаций небольшие предметы, совершенно не выделяющиеся из обстановки. Но мне лично он совершенно не мешал, так как количество локаций тут ничтожно. Всё это лишь изредка разбавляется парочкой диалоговых споров на выбор верного ответа, плюс – в третьем эпизоде явно для растягивания вставлено несколько механических головоломок, нудноватых и не слишком нужных, которые быстрее пройти путём эксперимента, чем искать логику.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Зато удачным получился дуэт наших главных героев, каждым из которых надо будет управлять. Как и стиль игры, это сочетание несочетаемого. Тед мрачен, холоден и невыдержан на язык. Он явно злоупотребляет морковным соком, редко платит по счетам в баре и нередко груб даже со своими друзьями. Но он настойчив, неглуп и рассудителен. Это – типичный герой нуарного детектива, который даже внешне благодаря шрамам на лице выглядит как плюшевая версия Хамфри Богарта. Только большие тёмные глаза и вздрагивающие ушки делают его милым, даже когда он держит револьвер. Эмбер же – полная ему противоположность. Она мечтательна, немного легкомысленна, обладает богатым воображением, добра и мила, но, в то же время, нередко упряма до раздражения. Такая девчонка способна легко завести друзей, но может и вывести из себя любого взрослого.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Неудивительно, что приятели даже порывали в своё время. Ведь не случайно название игры помимо буквального перевода является английским фразеологизмом, означающим "потерпи немного". И действительно, двум совершенно разным персонажам тяжело ужиться вместе при расследовании, и эта проблема выстрелит в сюжете не хуже пистолета Теда. Пройдёт ли дружба героев через препятствия и не станет ли примирение слишком поздним? Пусть зритель узнает сам. Ведь несмотря на плюшевые смерти и игрушечные автомобили, страсти здесь царят самые настоящие. И я не преувеличиваю, когда говорю, что сюжет здесь явно не детский. Действие тут намеренно мрачное, брутальное, не чуждается показывать трупы (правда, трупы исключительно игрушек), оно отсылает к классическим криминальным драмам 50-х и вполне серьёзно затрагивает темы одиночества, взросления и потери близких, в конце достигая даже определённой драматичности.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Особенно это заметно в финале, когда мы узнаём, кто же такой Красный Человек. Я был, безусловно, заинтригован, понадеявшись, что коллеге Палача из "Чёрного Оазиса" придумают как можно более впечатляющую развязку. Однако... Однако в конце нас ждёт нечто, сильно отличающееся от предыдущего сюжета. Как и следовало ожидать, история, происходящая в мире, созданном воображением маленькой девочки, не обошлась без путешествия в мир подсознательного и вытесненной из памяти печальной драмы прошлого, с которой надо справиться героине. Отсюда и довольно странный и не слишком объяснённый конец-переворот. Стоит признать, что такое мы видели уже не раз и не два, так что авторы использовали далеко не самый оригинальный приём для финала. Однако... Однако главным было не это. Финал лишь подытожил, и далеко не худшим образом, совсем другую тему, которая стала по ходу действия главной – старые вопросы о дружбе, о взрослении, о своей ответственности и о готовности принять окружающий мир и себя в нём.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Вместе с тем, "Bear With Me" – это не серьёзная история с животными для облегчения восприятия, как, например, мультфильм "Приключения знаменитого Кота-сыщика". Это, во многом, юмористический проект в духе LucasArts, подражания которому стали в жанре уже доброй традицией. Действие пересыпано многочисленными шутками и язвительными диалогами наших героев. Часто даётся возможность выбора диалогов с юмористическими вариантами. Регулярно ломается четвёртая стена и встречаются всевозможные отсылки к поп-культуре: маска Джейсона в шкафу Эмбер, единорог-оригами на столе, шляпа Индианы Джонса в комнате улик, цитатки из "Большого Лебовски"... Не забыты и отсылки к разным классическим играм, и современные блокбастеры, и даже есть целый персонаж, полубезумный борец за справедливость в чёрном плаще и в смирительной рубашке, выписанный как пародия на Бэтмана.

Bear With Me Bear With Me Bear With Me Bear With Me

Некоторые из таких шуток искренне радуют, но количество ещё не есть качество, так что не все шутки бьют в цель, многие из них сделаны просто для соответствия традициям – и, возможно, не все решат, что им тут место. Но не стоит забывать, что эта игра сама по себе эксперимент по сочетанию несочетаемого. Успешный ли?

На мой взгляд, да. Игру "Bear With Me" не стоит перехваливать. Она сделана из хорошо знакомых составляющих нынешних квестов, и даже не во всём хороша как жанровое развлечение: здесь совершенно привычный геймплей, линейный сюжет, очень привычные шутки (местами даже напоминающие "Viktor", например), тщательная эксплуатация нуарных наработок, вполне знакомый финал. Далеко не уникальное творение. Однако игра сделана в редком и незатёртом стиле, с хорошей и подкупающей подачей, её юмор и сарказм не мешают мрачному и депрессивному действию и вполне серьёзному подтексту, который постепенно выходит из-под оболочки игрушечного детектива. Пожалуй, я буду доволен, если таких игр будет больше, раз эпоха крупнобюджетных проектов сошла на нет.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци