1 2 3
После Sierra
A-T: Когда вы продали
Sierra в 96-м, вы не могли предвидеть, что впоследствии произойдёт. Так или иначе, что заставило вас сдать дела?
Кен: Я надеялся, что был неправ, но у меня было какое-то предчувствие, что у
Sierra будут проблемы. Я сделал всё, что в моих силах, чтобы создать компанию, которая могла бы выстоять в любых условиях. Честно говоря, я мало что знаю о сегодняшней
Sierra. Чувствую, что она уже больше не лидер, каким была. Мне невероятно грустно, а ведь этого 100% можно было избежать.
До сих пор никто из
Sierra не спрашивал моего мнения о чём-либо. Однажды меня просто вычеркнули. Но это меня не беспокоит. Люди, купившие компанию, выложили немалую сумму и имели право делать, что им угодно. Я всего лишь огорчён, что они никогда не спрашивали о моей "формуле успеха", - многие были уволены без нужды, включая и те 10-тки тысяч, которые могли бы получить работу, если бы не чья-то небрежность. Наверное, это звучит крайне эгоистично, но у меня нет и толики эго. Я думаю, не так уж трудно понять, что мы делали правильно все эти 18 лет, пока я руководил
Sierra.
A-T: Чем вы занимались в компании после того, как продали её?
Кен: Больно, когда кто-то другой руководит твоей компанией. У меня был свой взгляд на вещи, я сразу же понял, что новые владельцы могут иметь собственные идеи. Поэтому я решил добровольно перевестись в одно из подразделений приобретшей нас компании. Запрос был одобрен, и я потратил последний год в
Sierra, не работая на
Sierra. Я собрал небольшую группу своих сотрудников и переехал на другой конец города, в маленький офис, и начал делать вебсайт по названием
NetMarket. Это был один из первых больших онлайн-магазинов и он немедленно достиг успеха.
A-T: 22 февраля 99-го офисы
Sierra в Оакхёрст были закрыты. Более сотни служащих уволены. Очень трогательно было читать ваше письмо к ним, а также статью Джоша Мэндела (Josh Mandel) по этому поводу. Каким образом вы узнали об этом и как вы чувствовали себя в ту минуту?
Кен: Мне не верится, что я не помню, как я узнал, но это так. Это не удивило меня. Часть проектов в Оакхёрст была вне поля зрения руководства (согласно тому, что я слышал). Управлять разработчиками непросто, а
Sierra имела разбросанные повсюду команды, это усложняло задачу. Я знал, что нужно уметь давить, чтобы усилить разработку. У меня были причины, чтобы связываться с небольшими децентрализованными группами, но никто даже не спросил, какие.

Офис "Sierra" в Оакхёрст
A-T: Как это повлияло на сотрудников?
Кен: Куда хуже, чем можно представить. Оакхёрст - центр пустоты. Там не было иной работы, кроме
Sierra. Большинство людей, которых уволили, остались без работы надолго. Хуже того, когда
Sierra сооружала штаб-квартиру в Оакхёрст, там произошёл бум недвижимости. Её цена возросла, когда мы наняли людей и перевезли их в Оакхёрст. Когда мы переехали в Сиэттл, это вызвало обвал рынка. Никто не мог продать свои дома, чтобы уехать туда, где теперь была их работа. Закрытие офиса в Оакхёрст стало последней каплей. Люди были совершенно убиты этим.
A-T: Оглядываясь назад - сделали бы вы что-то в
Sierra иначе?
Кен: Мы совершили МНОЖЕСТВО ошибок, но многое сделали верно. Я не хотел продавать ДОМ. Мы могли, должны были позволять себе ошибки. До этого дня ничто не было сделано так, как мне хотелось. Но единственное, что мне не нравится во временах
Sierra, то, что они кончились.
A-T: Сегодня боксы старой
Sierra необычайно ценятся коллекционерами. Они продаются на
eBay за куда бОльшие деньги, чем они стоили когда-то, а некоторые бессовестно подделываются. У вас есть все оригинальные боксы?
Кен: Не уверен. У меня их много, но не все. Я подумываю посетить
ebay, чтобы попытаться дополнить мою коллекцию, но на самом деле не знаю, получится ли. К тому же, у нас очень маленький дом в Сиэттле - там ни для чего нет места. Я никогда не выброшу эти боксы, но их негде хранить, кроме как в кладовке. Как бы безумно это не звучало, я считаю
ebay моим запасником. Поскольку я продал компанию, я не беспокоюсь о деньгах. Я всегда могу купить боксы, когда наконец будет место, куда их поставить.
A-T: Вы их лелеете время от времени?
Кен: Я гораздо больше в прошлом, чем Роберта. Я гляжу на эти боксы и меня захлёстывают чувства. В них бОльшая часть моей жизни.
A-T: Что вы думаете об играх, которые
Sierra выпускает сейчас? Каковы ваши отношения со
Sierra? И вообще, интересно ли вам, что они делают?
Кен: Я совершенно отключён. Каждые полгода или около того я прогуливаюсь в компьютерный магазин. Не могу понять, что за продукты они выпускали с тех пор, как я продал компанию. Допускаю, что они до сих пор в бизнесе, но не уверен в этом.
A-T: Совсем недавно, производство нового
Space Quest (не адвенчуры) было прекращено. С вашей точки зрения: будет ли когда-нибудь новый
Quest от
Sierra? Или адвенчура?
Кен: Адвенчуры нужно изобретать заново, чтобы достичь успеха. Делая ещё больше того же самого с новым сюжетом, успеха не добиться, кроме как у нескольких фанов
Sierra. Моим умением #1 в
Sierra было подталкивать людей к новшествам. Сегодня в индустрии очень много копирования. Ни у кого нет смелости сделать что-нибудь совершенно особенное. Не думаю, что
Sierra (или кто другой) вскоре станут делать адвенчуры. Если они сделают нечто похожее на то, что делала
Sierra прежде, в лучшем случае будет средний успех. Думаю, компании этого не хотят, но никто и не хочет оказаться в трудном положении, делая что-то совершенно непохожее.
A-T: У вас хоть иногда появляется мысль приобрести права на какую-нибудь адвенчурную серию и продолжить её?
Кен: Нет. Я делал игры 20 лет. Я скучаю по тем временам, но я слегка перегорел этим. Я мог бы сделать игру для какого-то издателя, но никогда я не буду снова вести игровую компанию. Если однажды Ларри Пробст (Larry Probst,
Electronic Arts) позвонит и скажет "Не хотели бы вы и Роберта сделать игру?", случится ночная дискуссия в моём доме. Но я не знаю, к чему эта дискуссия приведёт.
A-T: Гора стала логотипом
Sierra - вы её покорили?
Кен: Не я - но почти все, кто был рядом со мной. Я совершенный трус, когда дело касается высоты.
A-T: Есть какой-нибудь забавный случай времён
Sierra, которым вы хотели бы поделиться с нами?
Кен: Тысячи! Только детей подальше уберите, ок? Хех... шучу (вы читали
"Хакеров"?). Я узнал недавно, что кто-то пишет книгу об
Id Software. Однажды у нас с ребятами из
Id вышел забавный случай. Я пытался выкупить эту компанию ещё до того, как они сделали
Doom. Но даже предшественник
Doom явно показывал их талант. Я не знал, что они совсем ещё дети и пригласил ребят на обед в ОЧЕНЬ утончённый французский ресторан. До этого мы только по телефону разговаривали. Я прибыл в пиджаке и с бабочкой, они же приехали в старом побитом фургоне, в совершенно рваных джинсах, футболках и сандалиях. Весь ресторан был в шоке. Нас бы просто выгнали, если бы я не был здесь постоянным клиентом, а владельцы не были кое-чем мне обязаны. Мы совершенно разрушили местный имидж и здорово провели время. Под конец вечера, я думал, мы заключим сделку, но до этого так и не дошло. Очень жаль.
А вот ещё один случай. Ещё в самом-самом начале, Стив Возняк (Steve Wozniak) однажды решил разыграть нас с Робертой. Он поставил у себя в офисе гладильную доску, положил на неё несколько дискет. Положив диски друг на друга, он их прогладил, поклявшись мне, что нашёл новый способ снимать копии. Я на это купился...
Об играх вообще
A-T: Sierra славна каждой из адвенчур, которые она выпустила за многие годы. Что делает адвенчуры чем-то особенным для вас?
Кен: Я всегда считал, что в будущем рассказчиком станет компьютер. Я предвидел, что компьютерные игры могут стать больше, чем кино, и до сих пор верю в огромные возможности игр на повествовательной ниве - если сделать это правильно. Наблюдать за событиями изнутри куда более захватывающе, чем со стороны.
Phantasmagoria была первым шагом в направлении, которое я считал перспективным. Печально, что мы проиграли с
Phantasmagoria II и убили это направление.
A-T: Я никогда не слышал этот вопрос прежде, но я задам его: адвенчуры мертвы?
Кен: Вопрос и ответ на него - смотри выше.
A-T: Но, видимо, они уже не те, что прежде. Что, по-вашему, нужно, чтобы снова поднять жанр?
Кен: Представьте отменную анимацию
Super Mario, его возможности взаимодействия с миром, который наполнен правдоподобными персонажами, с серьёзным сюжетом. Но сюжетная игра не экшен и не головоломка. Она сосредоточена на истории и персонажах. И я мог бы запустить два непохожих друг на друга проекта, чтобы перестроить рынок (второй так просто бомба).
Мне нравится идея, которую продвигал
Infocom. У них были кое-какие намётки в их текстовых играх - которые были основаны на искуственном интеллекте. Если бы подобное попробовать с современными компьютерами - можно построить игру с ОЧЕНЬ точной симуляцией. Мне нравится окружение из непредсказуемых персонажей. Трудность с мультиплеером в том, что многие не любят тамошнее окружение. Если создать по-настоящему умных
NPC, получится кое-что полезное для обеих миров: сингл и мульплеер-игр. Если бы я делал игру сам, это именно то, чем я бы занялся. Неприятно, что игры становятся в один момент головоломками. Когда игрок оказывается против ловушек, оставленных дизайнером. У меня куча идей, как создать правдоподобных и сообразительных персонажей.
A-T: Играли ли вы в недавние компьютерные игры? Какие именно, и понравились ли они вам?
Кен: Я не играл в компьютерные игры с 96 года! На самом деле, я никогда не был заядлым игроком. Я очень много играл в онлайн-покер (настоящий) и всегда был поклонником
Leisure-Suit Larry, любил
Phantasmagoria, но именно игроком я никогда не был.
A-T: А вы играли в
Counterstrike? Другие стрелялки?
Кен: Нет - не мой жанр. В годы
Sierra я игнорировал экшен-игры, до
Half-Life, и то только потому, что мне понравилась эта смесь сюжетной игры с экшен. Я считал, что это достаточно ново, а не ещё один клон
Doom.
A-T: Возможно, вы знаете о независимых разработчиках адвенчур в интернете. Очень интересно, когда они делают собственные игры просто ради удовольствия, там можно обнаружить целый спектр игр: от очень профессиональных до очень простых. Вы знакомы с этим явлением?
Кен: Не очень хорошо. Но идея неплохая. Надеюсь,
Sierra сочтёт это забавным и не станет никого преследовать. Идея собрать людей вместе, чтобы делать игры очень увлекательна.
A-T: LucasArts - в отличие от
Sierra - прикрывает некоторые подобные проекты, основанные на их играх. Вы поступали бы также, будь вы сейчас во главе компании? Вы понимаете позицию
LucasArts?
Кен: Это совсем не простой вопрос. Я бы разделил этих людей на две категории: 1) Те, кто не имеет никаких шансов когда-нибудь выпустить свою игру, и 2) Те, кто мог вы войти в мою команду. Если они попадают в 1) - всё совершенно ясно - не придавать значения. Нападать на них - значит выглядеть "плохим парнем". Если же счастливцы попадают во вторую категорию, я встречусь с ними и возьму к себе.
A-T: Один из самых профессиональных проектов -
Tierra Entertainment, они сделали 1:1 римейк
KQ1 и расширенную версию
KQ2, обе игры с очень качественной музыкой и озвучкой. Вы и Роберта играли в них? Если да, что вы (авторы оригиналов) думаете об этом?
Кен: Ни я, ни Роберта не играли ни в одну из этих игр. Надеюсь, это аккуратные римейки. Не представляю, как они добавили голоса. Но скажу Роберте, может, она захочет посмотреть. На самом деле, мы очень далеки от остального мира. Наша жизнь проходит между Сиэттлом, Мексикой и Францией, гольф и плавание на лодке поглощают всё наше время.
A-T: Уверен, вы играли в адвенчуры от
LucasArts. Честно: они вам понравились? Какая любимая?
Кен: Действительно, играл и думаю, что они по меньшей мере не хуже наших. Правда, по числу продаж мы их превзошли. Моей любимой игрой был
Loom. Потрясающая игра. Я даже хотел выкупить права на сиквел, но так и не сделал этого.
A-T: Некоторые сайты занимаются тем, что предлагают свободно скачивать старые коммерческие игры, которые уже больше не продаются. Что вы думаете об этом так называемом
abandon-warez?
Кен: Мне попался один сайт, где нашлось много старых игр для
Apple II, и я скачал их и эмулятор. Целый вечер играл, но довольно быстро потерял интерес. Старые игры выглядят не слишком здорово, в сравнении с тем, что возможно сегодня. Большинство из них "заброшены" вполне справедливо.
A-T: Какая ваша самая любимая игра не от
Sierra?
Кен: Microsoft Flight Simulator. Спросите меня о 10 сентября 2001 года, и я скажу, что тогда была выпущена самая лучшая из игр.
A-T: Консольные или компьютерные игры?
Кен: Оставаясь в
Sierra, я бы занялся много-пользовательскими играми и консольными. Новые игровые приставки впечатляют.
1 2 3