и пришёл неожиданно к выводу, что the dig лучше понравился, чем UAKM.
возможно впечатление от первого удачного (да и всех последующих) запуска UAKM было подпорчено тем фактом, что на моём компьютере Windows XP игра жутко тормозила в красивом hi-res в movement mode и мне пришлось её проходить в "гуано" lo-res качестве картинки, где она, кстати, не переставала притормаживать в некоторых локациях.
а первый запуск the dig под управлением знаменитого дерижёра ScummVM со включенным фильтром super2xsai ничем не было омрачнено.
когда попадаешь в мир Текса Мерфи, попадаешь в крепко сбитый post-nuclear noir детектив - он растворяет.
когда попадаешь в the dig, попадаешь в мир детской несбывшейся мечты стать, как минимум, Гагариным. космос, шаттлы, космонавты. armageddon и deep impact с тобой в главной роли. Спилберг и Лукас стоят по обе стороны позади тебя, положив свои соответственно правую и левую руки тебе на плечи, а Орсон Скотт Кард где-то под столом наговаривает диалоги.
играя в UAKM понимаешь, как утомительна и не романтична работа частного детектива, ибо каждая новая локация начинается с тщательного исследования на улики, коды и прочие шифровки. на всё хочется щёлкнуть, дабы не упустить не один качественный комментарий Текса. в результате, довольно долго топчешься на одном месте. всё оживляют диалоги.
в the dig же всё, как в старых добрых и привычных (в отличие от опережающего своё время, уникального в чём-то UAKM) квестах, только ещё проще. то есть, проще не куда. но почему тогда в него так сложно играть? особенно после UAKM, где я изредка заходил в hints, дабы получить наводку для сужения области применения метода "тыка" при "застревании" в каком-то из моментов игры, а за время прохождения the dig мне раз пять или раз шесть приходилось обращаться за помощью к "проходилке", сталкиваясь с инопланетной логикой планетарного масштаба... так вот (кхм... кхм...), там всё просто - за все действия отвечает конкретно левая кнопка мыши, а активных, подсвечиваемых названием, областей на каждом игровом экране (который, заметьте, 2D, плоский, что напрочь отсекает необходимость залазить под столы и заглядывать на верхние полки шкафов, книжных шкафов и прочих шифонеров - всё на ладоне) ОЧЕНЬ мало, так что не возникает нужности по десять раз осматривать каждую локацию (правда, пару раз всё-таки подловили и подловить хотели соответственно).
ну и сюжет... и там и там глобальный, но в the dig он ещё и инфернально глубокий. космос. тема обязывает.
концовка - и там и там "хеппи енд" (типа все живы здоровы), но "хеппи енд" в the dig рвёт по швам все прочие "хеппи енды" вместе взятые и Ваши мозги заодно. забудьте про всё, что Вы знали о "хеппи ендах" - Вы о них ни черта не знали, если не видели "хеппи енд" the dig. в 95`ом Мир разделился на "хеппи енды" до the dig и, соответственно, после, которые, в прочем, всё равно брезгливо отсасывают у "хеппи енда" the dig, потом нервно курят в углу и выходят через дверь.
всё вышенаписанное не есть попытка посрамить UAKM, а лишь признание в любви к the dig и мои впечатления от...
ну а теперь одиннадцать причин, почему the dig лучше, чем under a killing moon:
1)потомушто, он научил меня чинить неисправные световые мосты, воскрешать черепах и понимать язык инопланетян;
2)потомушто, я видел процесс возбуждения воздуха сгустками энергии, двух дерущихся сторожевых псов и Dimension Six;
3)потомушто, в ней можно почувствовать себя Богом, воскрешая всё, что ни попадя;
4)потомушто, sci-fi, Спилберг, Лукас, Кард, ILM;
5)потомушто, Бостона Лоу озвучивал Роберт "T-1000" Жидкий... ой, то есть Патрик;
6)потомушто, эту игру на протяжении 6-ти лет переписывали, перерисовывали и в общем переделывали ТРИ раза;
7)потомушто, за время создания этого проэкта у него сменилось ТРИ лидера;

9)потомушто, она могла бы быть гораздо лучше, чем стала;
10)потомушто, в ней есть сцена отрезания кисти руки челюстями умершего животного (пила отдыхает);
11)потомушто "хеппи енд".