Обзор деятельности отечественных издателей в 2010 году
Автор:
Alex ASP.
Помните старый анекдот: чем отличается пессимист от оптимиста? Пессимист говорит: "Всё, хуже быть не может". На что оптимист радостно заявляет: "Нет, может!" Данный анекдот замечательно характеризует деятельность отечественных издателей в 2010 году. Экономический кризис, как вы помните, случился во второй половине 2008-го. До его начала издатели успели накупить всего-всего, и потому в целом годовые циферки были неплохими. В 2009-ом показатели покатились вниз, и в 2010-ом, хочется надеяться, достигли дна ("хуже быть не может").
Палочкой-выручалочкой для любителей адвенчур в кризисный период стала компания
"Новый Диск". Кроме как с юмором к её ежемесячным планам по выпуску игр относиться было нельзя, но вот ведь что удивительно: количество адвенчур, выпущенных компанией за год, не только не сократилось, но и увеличилось на пару единиц, достигнув 16. Мы получили 14 локализованных проектов, среди которых пара традиционных
"Нэнси Дрю", пара высокобюджетников (
"Чёрное зеркало 2" и
"Runaway 3: Поворот судьбы"), а также несколько менее масштабных игр. Была издана 1 ритейл-версия ранее вышедшей в цифре игры
"Зелёная луна" и 1 отечественная игра –
"Фобос: 1953", которая уверенно заткнула за пояс многие игры прошедшего года и упорно
сражается за звание "Лучшая игра 2010" как с мегабюджетной консольной
"Heavy Rain", так и с такой, казалось бы, недосягаемой иконой как
"игра Джейн Дженсен". Локализация последней, кстати, так и не успела выйти в году ушедшем, но силами компании
"Новый Диск" появится в году начавшемся, как и ещё 6-11 проектов. Не радует лишь курс компании на локализацию только субтитрами:
"Gray Matter" и
"Lost Horizon" от этого, на мой взгляд, многое потеряют.
Изрядно сбавила темп объединившаяся в этом году
"1С-Софтклаб". 3 локализованных адвенчуры средних масштабов плюс
"Heavy Rain" – вот вам 4. Добавим вышедшую под Новый год отечественную
"Три богатыря и Шамаханская царица" – уже 5. Можно добавить и игры компании
"Бука": 1 локализацию
"Tales of Monkey Island. Глава 1. Отплытие "Ревущего нарвала" и 1 ритейл-издание ранее вышедшей
"Hamlet". Итого – 7 проектов против 19 в прошлом году. В 2011 будут изданы оставшиеся эпизоды "Tales of Monkey Island",
"The Next BIG Thing" и
"Broken Sword: Тень тамплиеров. Расширенное издание". Также, исходя из недавнего
интервью, следует полагать, что нас могут ждать локализации нескольких не слишком крупных проектов.
Компания
"Акелла" оказалась в этом году на третьем месте. 2 локализаций бюджетных проектов, 1 отечественная игра, 2 сборника (один из них составлен из бесплатных игр) – в сумме получается 5 против 15 в 2009-ом. На год грядущий пока что намечены две игры: тянущаяся с 2008-го локализация
"Alternativa: Нечего терять" и локализация невышедшей ещё
"Alpha Polaris".
"Руссобит-М" (если не считать за адвенчуру
"Даймон Джонс и дьявольский контракт"),
"МедиаХауз" и
"Магнамедиа" в этом году адвенчурами не отметились. Из них лишь
"МедиаХауз" собирается в наступившем году издать отечественную
"G1Deon: Towards God". Зато в ушедшем году на адвенчурный рынок вышли новые игроки:
Alawar Entertainment, издавшая
"Гамлет" (русскую и английскую версии) и локализацию
"Трилогия падения. Глава 1: Разделение", а также
Nevosoft, издавшая
"Большое приключение. Пропавшие в горах" и
"Буратилло идёт по следу". Все четыре игры вышли только в цифре.
Что касается игр для iPhone и iPad, то для первого устройства вышли оставшиеся эпизоды
"Secret of The Lost Cavern", после чего все части были объединены в одну игру, для которой завялена поддержка русского языка. Для второго устройства вышла
"Great Adventures: Lost in Mountains", также имеющая в списке поддерживаемых языков русский, вероятно, благодаря тому, что он присутствовал и в
PC-версии игры. В будущем году на русском, возможно, заговорит сериал
"1112".
Отдельно стоит упомянуть игру
"Hamlet". Эта казуальная адвенчура отечественного производства, созданная одним человеком за восемь месяцев, не только сумела издаться в электронном виде на отечественных игровых порталах, но и совершила прорыв на многие зарубежные, получив при этом неплохие отзывы в прессе. Остаётся лишь от всей души поздравить
mif2000 с этим замечательным достижением.
Ну а теперь – итог. За 2010 год объединёнными силами отечественных издателей было выпущено 34 адвенчурных проекта. Для сравнения, ровно 34 адвенчурных проекта выпустила в 2007 году одна лишь компания
"Новый Диск". Издательский бизнес 2010 в разрезе адвенчур занял место между 2003 годом (42 проекта) и 2002-ым (28 проектов). По составу он оказался следующим: локализации –67.5% (23), отечественные игры – 20.5% (7), сборники – 6% (2), ритейл-издания цифровых версий – 6% (2). И если качественный состав адвенчурных проектов 2010 года нареканий не вызывает, то количественный... Ну, как вы считаете, может быть хуже?