17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Зигзаг (.PC)
Явь / Явь, 2000

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: К(о)синус.

Иногда они возвращаются

     У одной маленькой девочки на носу выросли две голубые ленты. Случай особенно редкий, ибо на одной ленте было написано "Марс", а на другой - "Юпитер".
Д. Хармс

     Ох и полюбили в последнее время отечественные разработчики штамповать отечественные же квесты. Причем практически каждый из них сопровождается манящей характеристикой - "юмористический". Вот и на этот раз компания "Явь" из славного города Красноярска осчастливила нас юмористической, по ее словам, адвенчурой. Ну что ж, смеяться, к сожалению, только и остается.

Узнаю знакомое лицо
     Стоит упомянуть, что компания "Явь" ("Красноярск. Россия" - автоматически и неизменно добавляют разработчики после обозначения этого названия; вот уж действительно новая метаморфоза фразы "Бонд. Джеймс Бонд" на русской земле) в квестовом ремесле не новичок. Былинного содержания адвенчура "Царевна" до сих пор собирает довольно высокие оценки и англоязычные "Наши выборы" от всевозможных игровых каталогов и архивов, поблескивая своим легким налетом ранних сиерровских квестов.
     В то же время адвенчурного склада игра "Школа и приколы", появившаяся еще в июле сего года, особой огласки в игровом мире не получила, что логично объяснить ограниченным тиражом выпущенных коробочек. Дело в том, что народные умельцы из "Яви" пошли на беспрецедентный и, казалось бы, заслуживающий похвалы шаг - вышеупомянутый квест был издан пробным тиражом, после чего, по видимости, опробованный и вдоволь покритикованный подопытными игроками, претерпел некоторые изменения и вновь появился на рынке в виде другого квеста под новым, естественно, названием - "Зигзаг". Казалось бы, сия таинственная история, которой позавидовали бы сюжетные линии многих детективных адвенчур, свидетельствует о тщательной и небывало качественной работе компании над своим детищем. Много ли найдется примеров столь показательного вынашивания игрового продукта, каким умудрилась блеснуть "Явь"?
     К сожалению, как показывает нам обозреваемое сегодня творение, подобный подход к выпуску услады для геймеров далеко не всегда себя оправдывает. Честно говоря, страшно себе представить, каким же образом выглядел первоначальный вариант квеста, если уже существенно, по словам разработчиков, доработанный и видоизмененный, он все равно коллекционирует тухлые яйца, любовно преподносимые любителями адвенчур. Впрочем, давайте по порядку.

Кариозные монстры
     Классики игрового обозрения зародили традицию начинать описывать игру с ее сюжета, и данное произведение квестового искусства не дает основания отступать от этой традиции. Тем более что заставка невольно заставляет задуматься о правомерности совета Козьмы Пруткова не верить написанному.
     Непродолжительное вступление начинается с того, что три очаровательных молодых человека (походка в стиле "Пепси, пейджер, MTV" и форма извилин а-ля Бивис и Баттхед) на пути, как ни странно, в школу замечают бородатого дядьку-художника, занимающегося закономерным эстетического рода трудом. Поскольку прекрасные юные создания, очевидно, даже написать слово "эстетический" не могут без десяти ошибок кряду, их реакция на увиденное вполне ожидаема. Работа героя кисти и мольберта не вызывает у них ничего, кроме привычного нездорового детского смеха. Видимо, этим ходом разработчики морально готовят нас к тому, что квест они прозвали юмористическим, а следовательно, хотим мы этого или нет, мест, "где нужно смеяться", будет немало.
     Итак, покончив с проявлением своего недюжинного остроумия, один из юных любителей искусства, а по совместительству главный герой игры, переходит к кульминации действа - берет в руки волей сценаристов оказавшийся под рукой (вернее - под ногой) камушек и... Именно в этот момент обнаруживается некоторое расхождение точки зрения на происходящее трудоголиков из "Яви", работавших над заставкой, и официальной версией, афишируемой в пресс-релизах и на задних оборотах коробок с игрой. Согласно этой самой версии, оскорбленный в лучших чувствах художник не выдержал невежества юной поросли, "взмахнул кистью и... Мольберт падает, от картины остаются только кусочки, да и те, подхваченные волшебным вихрем, уносятся в ту самую школу, где учится наш герой". Заставка же демонстрирует нам несколько иной ход событий: тот самый подросток с камушком, косоглазием явно не страдающий, спокойно попадает им в полотно, которое и разлетается на кусочки паззла, после чего художник, явно не обрадованный таким свинским поступком, припоминает Baldur's Gate и кастует эффектный спелл, в результате которого "школьное население превращается в странные предметы". "Странные предметы", конечно, мягко сказано. Художники из "Яви" наглядно демонстрируют нам, из чего же, из чего сделаны наши мальчишки (наряду с девчонками и учителями). Больная фантазия бородатого дядьки приводит к тому, что по школе бродят вешалки, музыкальные инструменты, пачка сигарет "Недруг" с сигаретой же в зубах, кожаный портфель на ножках, и прочие интересные создания, обладающие способностью молвить человеческим голосом и приставать к нашему герою по каждому уместному и неуместному поводу
     Естественно, оставаться в таком нелицеприятном виде персонажи игры не желают, поэтому нам придется в течение всей игры собирать эти самые кусочки картины, дабы в финале добиться хэппи-энда, предоставив художнику целый вариант его творения (любопытно только, будет ли эта картина, склеенная скотчем или ПВА, представлять для человечества хоть сколько-нибудь художественную ценность).
     Так незамысловато начинаются приключения нашего маленького уродца, имя которого вы, разумеется, никогда не угадаете. Сценаристы, по всей видимости, недолго ломали голову и нарекли юное создание не Савелием или Пантелеймоном, а банально и потому непредсказуемо - Вовочка Сидоров (да, к несчастью имена Вася Петечкин и Петя Васечкин были забиты, а приставлять к ним в лучших традициях mail.ru какие-нибудь оригинальности вроде 2000 серьезной компании не к лицу). Вовочка обладает трудноописуемой внешностью и надписью "Fanat" на своей одежде, если эту часть его тела можно так назвать. Надпись эта стилизованна под торговую марку Fanta, причем весьма умело, хотя у корейцев на вещевых рынках иногда встречаются даже более занятные закосы под Reebok и Adidas. Впрочем, не в этом суть.
     Вовочка в "Зигзаге" исполняет неблагодарную роль местной шестерки. Для того, чтобы выбить из бродящих по школе "странных предметов" кусочки картины, ему придется угождать чуть ли не каждому обитателю школы, выполняя прихоти их буйной фантазии (к примеру, повернутому на химии ботанику "забацать" черниловыводитель, а неформалу-металлисту (не медалисту, заметьте!) притащить на своем горбе цепь из кабинета труда). Однако вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что процессы эти осуществляются в "Зигзаге" как в стандартном квесте (по шаблону "предмет сдал - предмет принял") - здесь мы столкнемся с более мудреной системой

Поплачь о нем, пока он живой
     Прежде чем описывать особенности отношения со сторонними персонажами в "Зигзаге" стоит отметить, что умельцы из "Яви" окрестили жанр своего творения "квестом с элементами RPG и стратегии". Заявление, конечно, претенциозное и, по сути дела, не совсем правомерное, ибо к RPG как таковой равно как и к стратегии как таковой данная адвенчура практически никакого отношения не имеет. Посему фанатам Diablo и Heroes of Might and Magic разрешается не биться головой об стенку в острых приступах отсутствия средств на приобретение "Зигзага".
     Что же позволило создателям игры столь смело заявить о вышеупомянутом смешении жанров? Прежде всего, так называемый "социальный аспект", коим кичится авторский коллектив "Зигзага". Суть его заключается в том, что практически все обитатели школы поделены на определенные группы. Деление это, конечно, весьма наивно и имеет мало общего с суровой школьной действительностью. По сути дела, игрок имеет дело со стереотипами, коими являются заучки, гопники, неформалы, девочки, учителя и, наконец, те, кого в фильмах принято называть "и другие", то есть обычные ученики или же, что звучит не самым лучшим образом, "нейтралы". Особенности каждой группы очевидны - заучки заучиваются, неформалы курят на лестнице и ведут себя вызывающе, гопники осаждают туалет и демонстрируют неограниченные возможности жаргонизмов, девочки делают "фи" и терпеть не могут физкультурника, нейтралам же все по барабану, хотя пристают они к Вовочке не меньше остальных. Отдельной статьей идут учителя, внешний вид которых уже говорит о многом - к примеру, учительница музыки, от творческих способностей которой чахнут цветы в кабинете, изображена в виде ходячей гитары, а преподавательницу информатики, вероятно, зовут Клава - несложно догадаться, каким "странным предметом" она представлена. Преподавателей, разумеется, авторы игры сделали врагами народа - бессердечные и непреклонные, они не дают несчастным детишкам мусорить, производить взрывоопасные эксперименты в кабинете химии и запирать физрука в его каморке. В том случае, если Вовочка по случайности либо же по злому умыслу совершает что-нибудь из ряда подобных правонарушений, отношение к нему учителей постепенно изменяется (ни за что не догадаетесь, в какую сторону), в результате чего лирическому герою "Зигзага" может представиться возможность совершить экскурсию в кабинет директора. Но и это еще не все, как говорят длинноногие красавицы в "Магазине на диване". Если Вовочка вовремя не образумится после головомоек, любезно предоставленных ему бесформенной директрисой, и продолжит портить отношения с учителями, то для него все может закончиться исключением из школы, а для нас - преждевременным the end'ом.
     Отношения к Вовочке представителей различных социальных групп игрок может в любой момент увидеть на игровой панели. Шкалы отношений, выполненные в двух тонах (зеленый/красный) на манер показателей здоровья персонажей в тех самых RPG и стратегиях, сопровождаются еще и словесными их истолкованиями - "друзья", "приятели", "неприятели" и так далее. Этот показатель постоянно изменяется по ходу игры в зависимости от действий игрока - к примеру, если Вовочка заблокирует вход в спортзал, он поднимется в глазах девочек, которые, вероятно, не могут ползать по канату, опасаясь сломать ногти, зато учителям это вряд ли понравится, соответственно по головке нарушителя спокойствия они за это не погладят. Театральное представление "Бомж выходит на тропу войны" с разбрасыванием мусора по школьным коридорам также не будет по достоинству оценено учителями, девочками и заучками, зато приведет в восторг гопников и неформалов.
     Разумеется, эта система отношений вклинена в игру не просто так. Желанные кусочки картины имеются у всех лидеров школьных группировок, и лишь тогда, когда их отношения с Вовочкой без преувеличения можно будет назвать дружными, наш герой сможет заполучить, будь они сорок восемь раз прокляты, паззлины. Разумеется, достичь этого не всегда просто, поэтому имеются и некоторые, порой весьма жестокие, альтернативные варианты добычи фрагментов нетленного полотна (например, террористический акт в туалете, в результате которого от обитающих там гопников остается не только мокрое место, но и вполне чистый и душистый кусочек злополучной картины). Тем не менее, в большинстве случаев игроку придется следить за изменениями отношений и делать соответствующие выводы. Собственно говоря, на этом в основном и строится "Зигзаг".
     Однако это не все радости жизни, которые предоставляют в наше пользование разработчики. Как известно, компания "Явь" помимо квестов умудрилась породить пару логических игр, широко известных в узких кругах. Прежде всего, речь идет о "ЗАП" (развлекалочке по составлению слов) и Alive! Jigsaw (как раз таки паззловом конструкторе). Обе эти игрушки щедрые разработчики не только выложили в свободное шароварное пользование на диске с "Зигзагом", но и включили их непосредственно в квест.
     Таким образом, встретившись с кем-нибудь из учеников или учителей в школьных коридорах, а это в "Зигзаге" происходит на каждом шагу, Вовочка может легким движением мыши пригласить его на партию в "ЗАП". И не надо смеяться, разработчики, видимо, слишком давно учились в школе и не знают, что сегодня грызущие гранит науки обычно развлекают себя другими играми. Перед тем, как приступить к соревнованию, в котором каждый может заработать кубики ЗАП собственным умом (а именно на них, а не на деньги играют в зигзаговской школе), иногда не мешает ознакомиться с уровнем его интеллекта (такой показатель тоже присущ обитателям школы). От IQ, естественно, прямым образом зависит вероятность успешного исхода игры в слова.
     Кроме того, в поте лица собрав все кусочки картины и проклиная себя за неосторожное обращение с некогда брошенным в нее камушком, Вовочка должен привести полотно в первоначальное состояние. Тут-то и всплывает Alive! Jigsaw, заставляя игроков задуматься, каким это нестандартным способом юный страдалец умудрился одним ударом расколошматить нетленное произведение искусства на 48 фигурных кусочков, точь-в-точь таких, какие в ассортименте располагаются на витрине в "Детском мире".
     Наконец, еще одним авторским нововведением является возможность обмена между обитателями школы практически бесполезными причиндалами. Вообще-то столь плодотворный процесс бартера в большей степени характерен для детского сада ("Я тебе дам мамину золотую сережку, а ты мне вот этот фантик от "Красной шапочки"), нежели для школы, и тем не менее в Вовочкином инвентаре имеется джентльменский набор профессионального менялы (от пачки "Дирола" до боевой рогатки), с помощью которого он может выторговывать у одноклассников столь же потрясающие вещи. Фактически этот элемент геймплея не имеет особого практического значения, поскольку прохождение "Зигзага" спокойно мыслит себя без него. Тем не менее, нельзя отрицать его потенциальной полезности - всякую всячину можно выменять на драгоценные кубики ЗАП либо же преподнести в дар (и не говорите, что без всякой задней мысли) кому-нибудь из соучеников.

Люби его таким, какой он есть
     Итак, неумолимая фантазия разработчиков из "Яви" позволила им создать игру с довольно оригинальной и интересной, по сути своей, концепцией. На фоне гнетущего однообразия квестов, в последнее время выбрасываемых на рынок отрыжкой сытых издателей, "Зигзаг" мог бы стать достойным развлечением для изголодавшихся по настоящему геймплею любителей адвенчур. Мог бы. Но, к сожалению, не стал.
     Причина кроется, как всегда, в том месте, через которое все обычно делается в нашей стране. Через карман, разумеется. Очевидно, бедные разработчики из бедного Красноярска не могут себе позволить добиться приличного исполнения своей игровой концепции. Иначе бы они непременно сделали это, выучившись на ошибках пробного тиража "Школы".
     Пока же, к сожалению, практически каждый аспект визуального и звукового исполнения вызывает целый ряд претензий.
     Начнем с самого главного. "Зигзаг" представляет собой квест, исполненный в трехмерной прекрасности. Следствием этого является некоторая несуразность персонажей, которые практически не вызывают никаких симпатий в отличие, скажем, от не меньших уродцев в так и не выпущенной "Никитой" двухмерной, но несомненно обаятельной "Полной трубе". Неантропоморфных персонажей игры с непривычки довольно сложно различить, особенно когда они в большом количестве толпятся под главной лестницей и одновременно пытаются что-то сказать. Лица их также не отличаются выразительной мимикой потому, как правило, что их (лиц) нет по определению.
     Наконец, в местах особого скопления трехмерных персонажей периодически чувствуется некоторое торможение, что, в общем, не ново для современных пользователей. Зато несомненным плюсом "Зигзага" в этом отношении являются достаточно низкие системные требования: для запуска игры достаточно процессора Pentium 133 и 32 мегабайт оперативной памяти. Тем самым диапазон потенциальных покупателей игры существенно расширяется, к чему, очевидно, и стремятся ее создатели.
     Тем не менее, несмотря на заботу разработчиков об играющих в "Зигзаг", многострадальный продукт изобилует довольно неприятными моментами. Во-первых, во всей своей красе перед нами предстает классический баг времен "Сиерры" в гипертрофированном виде - непроизвольное преграждение прохода вездесущими персонажами игры. Находиться в местах скопления школьников и преподавателей, вернее, того, что от них осталось - времяпрепровождение, чреватое последствиями, ибо каждый из снующих туда-сюда персонажей так и норовит подойти поближе к Вовочке, дабы выразить свое восхищение либо недовольство его поступками, порадовать очередной просьбой или просто поприветствовать (поскольку фразы для приветствия выбираются произвольным образом, иногда беседа звучит примерно так: "- Что-то ты стал хуже выглядеть... - Очень рад тебя видеть!"). Однако тело все же одно, а желающих получить к нему доступ предостаточно, поэтому иной раз Сидорова обступают со всех сторон, в результате чего он совершенно лишается возможности передвинуться хоть куда-нибудь (отступать некуда, позади - информатичка), поэтому приходится выжидать несколько минут, выслушивая слова приветствия пятнадцать раз подряд, пока кто-нибудь из осаждающих не сдаст, наконец, свои позиции.
     К несчастью, система разговоров в "Зигзаге" построена так, что голосить одновременно могут несколько персонажей, бесцеремонно заглушая друг друга. Примерно такой же случай наблюдался в "The Last Express", однако там единовременные беседы были правомерны и менее навязчивы, в то время как в "Зигзаге" в самый разгар важного разговора к Вовочке может подойти какой-нибудь невоспитанный гопник и все испортить своим гарным "Привет, Вован!".
     Что же касается музыки, то здесь ситуация столь же неутешительна. У отечественных квестов отношения с ней как правило не складываются, и "Зигзаг" в этом плане не стал исключением. Вовочка бродит по школе под стук собственных копыт либо под довольно правдоподобный гул голосов на лестнице (иногда, правда, неясно, как несчастные полторы калеки умудряются производить так много шума).
     Вообще, озвучка не может быть оценена однозначно. Возвращаясь к теме пустого кармана, нельзя не сделать скидку на то, что качество озвучания персонажей обычно прямо пропорционально количеству выделяемых на него средств. Голоса героев, не отличаясь особым превосходством, не вызывают тем не менее особого раздражения (за исключением, быть может, стандартного новорусского прононса, которым в "Зигзаге" наделены некоторые гопники и неформалы - попытки ввести его в какую бы то ни было игру всегда кончаются провалом). Некоторые же из них (стоит оговориться - немногие) подобраны весьма удачно и заслуживают похвалы (как, например, душка трудовик).
     Наконец, главный бич большинства квестов - пиксельхантинг - в "Зигзаге" распускается буйным цветом. Самой ужасной пыткой, которой только могли наделить свое творение программисты "Яви", являются моменты, когда игрок прекрасно видит, где лежит необходимая ему вещь, но никак не может зафиксировать курсор на активной точке. Подобным же образом дело обстоит с некоторыми переходами от одного экрана к другому, которые зачастую сопровождаются большими трудностями и демонстрацией игроком накопленного человечеством опыта в обложении всего и вся четырехэтажным пятистопным матом.

Нет у Санта-Барбары начала, нет у Санта-Барбары конца
     Итог неутешителен. Достойную идею разработчики закопали собственной лопатой, пристукнув как следует сверху, чтобы не вырвалась. Поэтому сама концепция "Зигзага" быстро отходит на второй план и забывается, в то время как на ладони остается не лучшим образом нарисованная и озвученная игра, изобилующая неприятными глюками.
     Реальная атмосфера школы начинается типичным пестреньким витражом и заканчивается до боли знакомым кабинетом химии. В прочих же кабинетах, стоит полагать, прикола ради, расставлены саркофаги, растут березы и летают вороны с посланным намедни богом кусочком сыра в клюве. Учителя идиллически играют со школьниками в "ЗАП" и зачем-то ходят в раздевалки при спортзале. В медпункте действует правило лечения всех болезней клизмой (весь процесс при этом происходит где-то в районе головы), а на медицинском столе наблюдается окровавленный кухонный нож. Люди в белых халатах - работники столовой - не задуманы вообще, поэтому Вовочка безнаказанно может лопать пирожки для того, чтобы неожиданно обнаружить под ними кусок паззла (это еще что, в некоторых школах крысиные хвостики в пирожках находят). Вдобавок ко всему ни школьники, ни учителя не считают должным проведение уроков и разгуливают везде, где только можно, обходя стороной пустующие классы. Исключение составляет разве что информатичка, которая, пользуясь отсутствием учеников, запирается в компьютерном классе и режется, вероятно, в Сапера.
     Стереотипы быстро начинают раздражать - большая часть учеников ляпает через каждое слово "круто", причитает wow и oh-oh, с трудом связывает слова в достойные конструкции, посвящает надписи вида "Петя - лох" одним им известным личностям и всем своим поведением лишний раз подчеркивает сходство с Бивисом и Баттхедом. По видимости, в эти моменты игроку должно становиться смешно, но становится грустно. И сразу припоминается небезызвестное: "Над кем смеетесь, господа?".

     P.S. Как сообщает радиостанция "Голос Америки", компания "Явь" собирается со дня на день выпустить еще один квест с тем же движком, что и "Зигзаг". Как и "Царевна", новая адвенчура под названием "Забугорье" обращается к русскому народному фольклору, в то же время главными ее героями являются потерпевшие крушение инопланетяне (вот вам и ответ Stupid Invaders), принявшие человеческий облик. Что удивительно, разработчики то и дело указывают на родство "Забугорья" с "Зигзагом", полагая, очевидно, что оно непременно повлияет на желание игроков купить новый квест. Возможно, так оно в итоге и произойдет, однако доподлинно неизвестно, положительным будет это влияние или отрицательным. Неизвестно, смогли ли разработчики из "Явы" в третьей игре с применением движка, первоначально задействованном в "Школе", свести до минимума количество глюков. Красочные скриншоты не говорят ничего определенного, хотя некоторым образом вселяют умирающую последней надежду.

5 причин приобрести "Зигзаг"
     С первыми петухами бегите покупать игру, если:
     1. Вы верите во все ее прелести, взахлеб расписанные создателями.
     2. Вы не верите, что на отечественном игровом рынке появился лицензионный продукт с вышеописанным количеством глюков.
     3. Вы всю жизнь мечтали иметь у себя shareware-версию игр "ЗАП" и "Alive! Jigsaw".
     4. Вы еще надеетесь, что со времен заброшенной Вами на верхнюю полку игры "Школа и приколы" разработчики взялись за голову.
     5. Вы жаждете увидеть видеоролики из игр "Забугорье" и "Сварог", сопровождаемые чудовищной силы воздействия песнями.

5 причин отказаться от "Зигзага"
     Ни за какое шоколадное мороженое не соглашайтесь купить игру, если:
     1. Вы не верите в успех мероприятия под названием "Отечественный юмористический квест".
     2. Вы до сих пор считаете, что школьники на переменах играют в салочки и зачитываются Пушкиным и Ахматовой.
     3. У вас аллергия на 3D.
     4. Вы по-прежнему копите на Monkey Island 4.
     5. Внутренний голос подсказывает Вам, что этого делать не надо - положитесь на него.

Игры, на которые стоит обратить внимание,
если Вам, не дай бог, понравился "Зигзаг":
     Забугорье
     Beavis&Butthead DO U
     Beavis&Butthead in Virtual Stupidity
     Штырлиц
     The Longest Journey


Зигзаг Зигзаг Зигзаг
Зигзаг Зигзаг Зигзаг

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя