17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal
(Занзара: В поисках затерянной страны) (.PC)
Funatics Software / THQ, 2002
AZZA Games / Руссобит-М, 2003

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Kassy.

     Есть ли люди, не понимающие разницу между так называемым adventure и игрой, называемой quest? Специально для них поясню мою точку зрения, которую, впрочем, никто не обязан поддерживать (но она нам пригодится, чтобы рассмотреть игру, которую квестом я назвать не могу, так что не сердитесь те, кто вовсе так не считает): квест - он и есть квест, игра с загадками, задачами, инвентарём (или другой его разновидностью, как, например bra-ventory в одной игре) с различными как нужными, так и не очень, предметами и иногда головоломками. Примеры здесь можно приводить до бесконечности, поэтому не будем об этом. Да и потом, я думаю, что все, кто заглянул на этот сайт, играли (ну, или пытались играть) хотя бы в один квест. Адвенчура же - это, соответственно своему названию, приключение, путешествие по некому мирку, когда сюжетная линия сама ведёт тебя за собой, позволяя иногда игроку совершать некие действия, не оказывающие влияние на сюжет, а на остальное буквально толкающая сама (правда, загадки и даже какой-никакой инвентори здесь бывает). За квестом надо думать, за приключением же можно расслабиться, усесться в кресле поудобней и выпить чашечку чая/кофе. Ярким примером адвенчуры может служить всеми нами любимый "Гарри Поттер". Покажите мне в нём хоть одну загадку, с которой не сможет справиться не только рядовой Neverhood'ер или там Myst'ер, но и человек, никогда не игравший в любую игру, где есть хоть какие-то проблески интеллекта. Моя подруга, не любящая квесты, с удовольствием режется в это. Основные игровые действия в этой благословенной игрушке заключаются в применении заклинаний, когда надо и когда не надо, на всё окружающее пространство. Остальные действия (кроме, конечно, полёта в пропасть или там в какую-то мелкую речушку, или другой смерти) на сюжет не влияют. Вы можете хоть набрать ноль очков за спеллы или пролететь на испытании, проиграть (или вообще не играть, так как во второй игре это необязательно) в квиддич, но в конце концов Гриффиндор победит по всем статьям, и вовсе не важно, сколько там бобов вы собрали. Главное - враги. Есть, как в аркадках, даже финальный босс: огромная змейка (василиск). Но не думайте, я не наговариваю, и в этом есть свои плюсы. Особо хочется отметить, что вам даже заблудиться не дадут - из-за каждого угла торчит какой-нибудь школьник, указывающий дорогу, сам Гарри делает полезные замечания, и, наконец, важные места показывают небольшим роликом.

     Ну да ладно, оставим в покое мистера Поттера и перейдём к самому объекту обсуждения. "Занзара: Скрытый Портал" - это добрая сказка а-ля 3D-Adventure с элементами... Вы не поверите, но всё равно скажу... Да-да, именно этого самого. Fighting'а. В этом и есть основной минус (на мой взгляд) игры. Если бы элементы гармонично вписывались... Ну ладно, вписываются-то они гармонично. Но столько... Ах да, я не рассказала вам, о чём, собственно, идёт речь. Бесконечные поединки с обезумевшими от злости феями. Да, вы не ослышались, именно с феями. Но давайте уж начнём с самого начала, как говаривало уже немало литературных персонажей, в основе своей всякие там поручики и прочие представители органов, а там разберёмся.

     Если посчитать началом сюжет, то вкратце он таков. Жили, значит, были всякие сказочные существа в нашем, в обычном мире. Жили себе, жили, рожали, значит, себе подобных и всем скопом друг с другом дружили. Среди скопа была и человеческая нация. А потом чего-то тесно им стало с людями-то жить, плохие были, видать, люди. И откололи себе кусочек нашего мирка, человеков же оставили в их мире с наилучшими пожеланиями напоследок. Только один человек был с ними - некий Белый Друид, кажется. Обозвали они свой кусочек Занзарой и стали жить там, поживать, добро наживать. Хорошо было поначалу, они там жили, как в раю строгого режима и замкнутого типа. А потом опять всё у них разладилось. Вместо закрытого для чужих рая мир начал превращаться в тюрьму для добрых и, в свою очередь, рай для плохишей, представленных здесь тёмными эльфами и дикими феями, а под завязку ещё и самим... всё, молчу-молчу. Начали они все с ума сходить да друг друга убивать, почему-то делая это с помощью старых, как мир, дуэлей, но на этот раз не один на один, а с помощью, извините за бездарный каламбур, помощников. Вот и пришло на ум одному старому, но ужасно мудрому и доброму существу древнее предание: так мол и так, придёт, дескать, человечина в их мирок да поспасает всех. Переместился он каким-то только ему ведомым образом в Лондон и оставил там в одном английском доме фичу такую: руну перемещения в Занзару (в дальнейшем вы можете найти и другие руны, если будете внимательно осматривать каждую новую локацию), а если точнее, то в её конкретную часть - в свой садик. На что он надеялся, непонятно. Ведь мало ли кто может найти этот камешек, и будет ли он использован по назначению, кто знал. Однако сомнения ему были чужды и твёрдая уверенность в чьих-то силах крепка.

     С этого момента и начинается в игре ваша роль. Девочка по имени Эми, живущая в том самом доме, зачитывающаяся сказками про фей и волшебство (а ведь ей уже 18!, хотя она на них ни коим образом не выглядит), в очередной раз читая на своей кровати, слышит странный шум, исходящий с чердака. Далее же именно вам, временно отложив выяснение непонятных обстоятельств (ведь начальный ролик показывает нам только существо) предстоит найти этот самый чёртов чердак, достать руну и переместиться в ожидающий вас мир. Лично я совсем не сразу освоилась с Эмиными движениями (хотя тут всё гораздо удобней, чем в некоторых подобных играх без управления мышью вперёд - идём/бежим, вперёд+вбок - поворачиваем. В некоторых играх нельзя поворачивать на ходу/бегу и при нажатии стрелки влево персонаж бежал вправо, с чем нельзя освоиться сразу) и не сразу поняла, где же есть долгожданный чердак.

     Когда вам, наконец, удастся переместиться (руны используются из специального раздела инвентаря), вы попадаете в хибарку к нашему дорогому другу Руфи (он ошивается на улице перед домиком, гуляет, понимаешь), который, промямлив чего-то, отправляет вас куда подальше. В местную деревеньку к местному хранителю фей. Тот, если вы решитесь всё-таки дойти до него и поболтать по-дружески, накажет вам открыть дверку в его хибарку да взять там строго одну фейку на выбор: каменную, водяную или природную, а вдобавок нагрузит некоторыми знаниями, весьма необширными. И на кой мы его слушаем, могли бы разломать дверь да забрать всё, что плохо лежит? Но нет, в этой игрушке мы строго положительные (хотя почему тогда открываем все сундучки да утаскиваем их содержимое? Да и хозяева никогда не против): хороших не бить (разве что в виде тренировки, что в игре встречается), чужое оружие не красть и т.д., и т.п. Да, насчёт оружия. Здесь оно представлено в виде тех самых фей. Разные породы, разные способности, разные апгрейды (они ещё и развиваются (мутируют), что всегда можно остановить; некоторых фей можно ещё и превратить в совсем других с помощью камешков, а также можно купить для них у торговцев магией заклинания), разная устойчивость. Есть какие-то базовые стихии, от этого и зависит сила вашей феи применительно к другим. Да, если не ошибаюсь, то на кнопке F1 доходчиво расписано всё, а на последней страничке помощи (крутить стрелками) есть табличка на тему, какая фея какую размажет по стенке. Очень полезно. Фею (только дикую, чью-то нельзя) можно поймать в диких лесах или другом месте в сферу (которые валяются везде, где только можно, но обычно охраняются теми же вражинами), но при этом она потеряет большую часть своих навыков, а если не очень сильна, так может потерять и все. А помните молодую перспективную фею и её хозяина?.. Впрочем, что-то я отвлеклась. Так вот, чтобы поймать своего супротивничка, надо его почти добить, а потом набежать на него буквально грудью своего питомца. Можно отпустить, если вам не нужен, и вам дадут те самые любимые всеми монетки али какой другой небольшой презент. Ах да, я ведь не сказала, что при обычной победе, кроме опыта, ещё и эти приятные сувенирчики получает счастливчик, побивший как достаточно сильного противника, так и любого другого, не находящегося под руководством врага. Кстати, дикие феи нападают лишь в одиночку, остальные же вряд ли оставят вам что-нибудь и наверняка нужны для развития сюжета (чему как раз остальные чаще мешают) и получения опыта.

     Ну, а после того, как вы сориентируетесь в выборе питомца, можете смело отправляться в свои приключения и похождения. Захотите потренировать свою фею - за рекой прохаживается ещё один хранитель с неопытной феей, о котором я уже вам говорила. В случае вашего выигрыша (а по другому и быть не может, поскольку фея-то тренировочная и ничего вам сделать не может) вам выплатят немножко денег. В дальнейшем вы встретите ещё одного такого деятеля, которому уже надо будет платить. Впрочем, за удары сильнее 6 баллов вы уже получаете n-ую сумму, зависящую от силы, так что феей уровня двадцатого реально платить монет по двадцать, а остальные кровные тратить на чесночные распылители. Тот самый старый пень Руфи будет давать подсказки, говорящие, что бы неплохо сделать в данный момент. Впрочем, никаких конкретных сведений о местонахождении чего-либо он вам не даст.

     Надо ли говорить, что всё основано здесь на феях? Пожалуй, всё же скажу. Большая часть предметов вашего инвентаря будет посвящена именно им. Различные лекарства, травки, рожки для вызова их диких собратьев. Ничего для Эми там нет. А всё вместе это составляет большой и жирный минус игры. Нескончаемые поединки с просто ошалевшими от злости дикими феями способны довести любого до белого каления. Особенно если натренировав свою фею до самого высокого уровня (60, что ли), вы, пойдя погулять, встретите врага уровня третьего. Главное, что отмазаться от битвы, кроме как используя коды или чесночные распылители, нельзя. Враги и друзья при каждом удобном случае также предлагают сразиться. От чего, по сюжету, уж точно нельзя уйти. Идея, наверное, была хорошая, но чрезмерное её использование только повредило. Будем ждать вторую "Zanzarah" (что-нибудь вроде "Новый скрытый портал", "Скрытнейший портал" или "Скрытые-до-сих-пор-миры"), в которой всё это будет как-то упорядочено. Вот ещё пример. Вам до зарезу надо добраться до хижины в лесу. А перед ней, соответственно, лес. Сколько я мучилась в этом лесу... Дорога у меня постоянно терялась, но зато феи не терялись - они нападали постоянно. Вы, наверное, и так понимаете, что это несколько поднадоело, если не сказать больше. Хотя... Если вы поклонник файтинга (я лишь изредка им увлекаюсь), то вам может и понравиться (а может вы просто наращиваете себе мощную фейку для борьбы?), не отрицаю, что и приятное в это процессе есть. Биться просто: Пробелом летаете, Ctrl'ом заклинаете (кстати, чем дольше держать эту кнопочку, тем сильнее будет заклинание) и Alt'ом меняете заклинание. Умереть в игре также могут только феи, но смерть всех отталкивает вас немного назад, к тому моменту, как вы зашли на сцену, где уже и встретили противничка. Одну/двух/трёх/четырёх же можно оживить. Да, в процессе битвы их можно менять, нажимая соответствующую циферную кнопку, так что есть шанс таким образом никого не уморить. Эми таскает с собой лишь 5 фей одновременно, а за остальными пойманными надо возвращаться в Лондон, где они развешаны по всему дому, и менять их с уже активными. Не спешите в Лондон, ведь руны перемещения переносят вас в конкретное место, а вы, возможно, были уже на полдороги в какой-нибудь очередной город. Да, помните, что в уровне (или количестве опыта) повышаются только те феи, которые участвовали в битве. Соответственно, если вам надо немножко нарастить какую-нибудь, можете просто выставить её на арену и сразу же заменить более сильной. Но, как я понимаю, за битву с врагом определённой мощности вы получаете определённое количество очков, которое поровну распределяется между вашими феями, принимавшими участие. Значит, ваша борющаяся фея получит меньше очков, чем могла бы. Над этим тоже можно подумать, верно?

     Что бы сказать о графике? Ну, во-первых, что она трёхмерна. Но это вы, наверное, уже поняли. Далее могу сказать, что мне в принципе понравилось. Признаю, она не совершенна, но ведь нет предела совершенству и нет идеала. Некоторые элементы ландшафта мне показались плосковатыми, но идеальной 3D-графики я ещё не видела. По камешкам мы бежим - именно по камешкам, а не под ними или над ними. Эми вполне реалистична, на мой взгляд (даже волосы у неё иногда развеваются), да и остальные существа в этом мирке выполнены в стиле "совсем ничего, но могло бы быть лучше". Картинки фей с их описаниями просто потрясающи, особенно некоторые, ммм... Нравятся мне и сценки переноса Эми из одного места в другое с помощью рун. С боями же дело другое. Да, арены разные (зависят от уровня противника), да, феи и тут выглядят неплохо. Но всё равно общее моё впечатление от этого как-то не очень. Нет, не совсем плохо, что вы... Ходят они тут только как-то странно: то просто скользят по поверхности, то, отчаянно двигая конечностями (которые бывают очень разными, а есть и феи в таком подобии машинки, на дракончике и... ну, сами увидите), как бы идя вперёд, скользят при этом назад в сантиметре на землёй или, делая так же, при этом пятясь назад, но это единственный огрех здесь, что я могу назвать. Однако всё равно впечатление у меня осталось странным: ни так, ни сяк.

     Звук. Звуки есть и звучат вполне на уровне. Например, звук шагов нашей межмирной путешественницы изменяется в зависимости от того, где мы идём и по чему идём, что вполне радует. Например, когда вы бежите по камню, звук шагов не будет таким, как если вы бежали бы по земле. Идя по воде, мы хлюпаем, а прыгая и отталкиваясь, также слышим соответствующий звук - довольно естественно. Звуки при всяческих там нахождениях предметов так же неплохи. Короче, в этом плане революции я не увидела, но всё же всё нормально.

     Парочку недостатков, как я уже писала, можно увидеть в графике. Ещё один связан с поединками. Об этих вы уже знаете. Однако есть ещё один, существенный для людей, которые хотят знать, сколько часов игры они получат на каждый проинвестированный доллар. Так вот, если не путаться сильно (что, в принципе, сложно делать) и не брать в расчёт маету с фейными боями, которой можно избегать (а как - не скажу), то игра займёт что-то около шести часов. Немного, правда? Однако, она не из тех, что надоедают в первый час, первые два и даже после неоднократного прохождения - ведь у вас всегда есть шанс поиграть другими феями и, возможно, моменты, которые вызывали у вас проблемы, пройдутся очень быстро, а вот другие заставят просидеть за улучшением феи не один час. К тому же, здесь тоже есть небольшие секретки: ищи и ищи. Сама история мне тоже не очень понравилась, но уж это дело вкуса, верно? И ещё одно: во многих обзорах других игр жалуются на длиннющие диалоги, которые нельзя прервать. Я вообще такое люблю... в меру, конечно. Но мой пациент явно болен диаметрально противоположным недугом: читать там нужно раз-два и обчёлся. А я люблю, чтоб длинно было и со смыслом. Уж вы не обессудьте, но такое впечатление, что про диалоги уважаемые разработчики, честь им и хвала за такую нормальную игру, сначала вообще забыли, а делали уже под конец, второпях. Настораживают радостные возгласы нашей подопечной при нахождении какого-либо предмета. Однако она нарисованная, да и ещё молодая, ей можно. Не будем заострять внимание.

     В общем и целом: если вы не любите заумные квестяры (можете, конечно, и любить, одно другому не мешает, у меня так же), но любите красивые 3D'шники и (желательно) поклонник файтинга, а так же частично аркадок с собиранием различных предметов, то эта игра - ваша игра. Ещё вы должны любить фэнтези-сказки или просто сказки, чтобы не кривить лицо при каждом новом повествовании истории Занзары и на каждой говорящей сове (что встречаются по всему мира Zanzarah и, теоретически, должны помогать бедному игроку) рядом с каким-нибудь эльфиком. А если все вышеперечисленные вещи вас настораживают, лучше положите блестящую коробочку с диском обратно на прилавок - мало шансов на то, что вам это действительно понравится. Хотя, всякое в жизни бывает...

     А ещё нравится мне надпись на коробке: "Вам предстоит сражаться с обитателями сказочного мира, чтобы спасти их от окончательного безумия". Интересная концепция: уничтожить всех безумных, чтобы безумия не осталось. Зло во имя Добра. Смерть во имя Жизни. Вас уже увлекли эти рассуждения? Тогда бегом в магазин! Что, вы всё ещё тут?!

     Системные требования:
     Pentium II 500 МГц, 64 Мб RAM,
     8-скоростной CD-ROM, Windows 95/98/ME/XP,
     18-битная DirectX-совместимая звуковая карта, мышь,
     16-битная DirectX-совместимая видео-карта с 8 Мб памяти и 3D-ускорением.


Занзара: В поисках затерянной страны / Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal Занзара: В поисках затерянной страны / Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal Занзара: В поисках затерянной страны / Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal
Занзара: В поисках затерянной страны / Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal Занзара: В поисках затерянной страны / Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal Занзара: В поисках затерянной страны / Zanzarah: Das verborgene Portal / Zanzarah: Hidden Portal

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя