24.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Last Express, The
(Последний Экспресс) (.PC)
Smoking Car Productions / Brøderbund, 1997

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Наталия Дубровская.
Рецензия опубликована в журнале Game.EXE, 7'97.


Хроника реального времени, или Несущие войну

Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта
Гусиное перо направил Меттерних -
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта!

О.Мандельштам, 1914

     ...Война - это огромная золотая птица со злыми рубиновыми глазами. Когда тень ее крыла падает на землю, на земле льется кровь. Птица спит до поры, свернувшись в золотую игрушку, - пока какой-нибудь идиот не разбудит ее свистом, чтобы увидеть ее глаза и услышать голос. И такой идиот всегда найдется, и карта земли под золотым крылом изменится, хотя не это главное. Главное - не то, что получится, а то, что происходит сейчас. Увы, те, кого режет и корежит железное колесо войны, об этом не думают - они слишком заняты, убивая себя и других. В то, что в войне не может быть победителей, не верят ни победившие, ни проигравшие. Тому, кто это понял, остается одно - махнуть рукой и уйти. Так и поступил молодой американский доктор, мистик и авантюрист Роберт Кэт, когда Последний экспресс все-таки пришел в Стамбул. Он ничего не смог изменить: птица вырвалась из его рук и взмахнула крыльями над воспаленной Европой. Шло лето 1914 года, эрцгерцог Фердинанд был уже мертв. Началась война.

     Впрочем, все это так, общие рассуждения для затравки. Ловко вскакивая на полном ходу в мчащийся из Парижа роскошный поезд, Роберт Кэт, наше "Я" в The Last Express, первой игрушке молодой фирмы Smoking Car Productions (публикатор - Broderbund), думал совсем о другом - о том, как бы смыться от полиции, найти своего друга Тайлера, который и вызвал его сюда отчаянной телеграммой, как добраться до Стамбула... Уйти на восток. Он и понятия не имеет, что за публика собралась на этом шикарном, полном золота, дорогой кожи и декадансной мелочевки экспрессе, и каким страшным и нелепым станет его маршрут в Константинополь.
     Элегантная разноплеменная публика вежливо раскланивается в коридорах, вышколенная обслуга заглядывает в лицо, всеобщая терпимость и отличные манеры - все как всегда, за исключением того, что почти все они уже готовы убивать. Некоторые за этим и пришли, некоторым придется переучиваться на ходу - как Роберту Кэту, выбор которого прост: либо убить, либо умереть.
     Ведь первый выстрел уже прогремел, и война началась - она живет повсюду, висит в воздухе, сквозит в каждом вздохе. Восточный экспресс, это воплощение ленивой неги и изящного космополитизма, везет ее с собой, в последний раз пересекая обреченную Европу.

Рисованное кино
     Интро закончилось, и мы уже оценили графику анимированных сцен - поверьте, там есть что ценить! Великолепный цвет, безукоризненная стилизация в духе "начала века" (правда, не в привычной нам пастельной манере, а в жестковатой технике книжной иллюстрации и первых комиксов - в том, что касается персонажей, и Тулуз-Лотрека - в том, что касается интерьеров и пейзажей), полностью восстановленная реальная обстановка поезда, тщательная проработка деталей...
     Джордан Мехнер, автор "Последнего экспресса", очень интересно решил извечный конфликт между непотребным (до сих пор) по качеству, несовместимым с рисованными фактурами видео и больно уж "плоской" и более чем непсихологичной анимацией: сначала были живые актеры, их сняли на пленку. Потом видеогероев превратили в яркие рисованные персонажи, а из видеоряда вынули часть кадров, так что перемещение стало обозначаться начальной и конечной точками. Смягчили этот "прыжок" - и вот вам "перетекание" изображения из одного состояния в другое, как в классических полутекстовых адвенчурах, только теперь это - отнюдь не смена иллюстраций. Каждое перемещение - развитие реального движения, жеста, мимолетное изменение лица, из которого можно столько понять... Кино! Создатели игры добились невозможного: они заставили рисованные, мультяшные персонажи играть всерьез - как играли те актеры, из которых они получились.

Строго по расписанию
     Итак, анимация закончилась: Роберт вскочил в вагон, за ним захлопнулась дверь. Время пошло - реальное время, между прочим. Оно существует независимо от нас, и единственное преимущество, которое дает нам компьютер, - то, что время всегда можно повернуть вспять и все поправить (в разумных пределах, конечно. The Last Express - жестокая игра, никто не даст Кэту изменить историю; он даже спасти никого не сумеет. Единственное наше право - вернуться и исправить свои (его) маленькие ошибки. Не так уж на самом деле и мало - попробуйте-ка сделать это в жизни!).
     Поезд идет строго по расписанию, и если сказано, что он прибудет в Вену через час - значит, через час. Реальный час - можете засечь по хронометру! Единственная возможность "ускорить" время - прилечь на свою полку и заснуть, или сделать что-нибудь экстраординарное, изменяющее ход сюжета - анимированные вставки, само собой, в реальном времени идти не могут и иногда позволяют "пропустить" пару часов.
     В том, что касается размещения событий во времени, в игре нет никакой лотереи, никакого "искусственного интеллекта": если в 10:30 мальчик из первого вагона решил сбегать в туалет, а соскучившаяся от гаремной жизни турецкая жена из второго - размять косточки в тамбуре, они это сделают при любых обстоятельствах, сколько раз туда ни возвращайся (пока Кэт не совершит чего-нибудь, принципиально меняющего ход событий).
     Более того, если в те же 10:30 вы видели проходящую по вагону даму, то, оказавшись в следующий раз в этом же вагоне в 10:29, вы увидите, как она выходит из купе, а в 10:32 она уже будет идти по следующему вагону или беседовать с проводником. Все выверено до минуты, все идет своим путем, и изменить ход событий очень трудно - словно перевести заржавелую стрелку. Единственный наш шанс - оказаться в нужное время в нужном месте, определив их методом проб и ошибок.
     Особенно эта потрясающая "реальность" времени радует, если надо точно рассчитать момент, когда кондуктор отвернется в сторону (а такой момент часто бывает единственным!), или забить ломом сербскую патриотку с саблей, стоя на крыше вагона (поезд несется к туннелю, и мы стоим к нему спиной!).
     Придется со всем разобраться... и поскорей: неверный шаг - и ты уже получил ножом под ребро от тех же сербских революционеров или прикладом в спину от французских жандармов. Думай, Роберт Кэт, думай! Здесь все против тебя: время, пространство, люди - даже девушка, которая успела тебя полюбить. Просто она тоже несет в себе войну.
     Настоящую войну, только пока "на невидимом фронте": красавица-скрипачка, образованная австрийская еврейка, возвращается с гастролей в Париже - и ведет себя хуже самой пакостной Маты Хари. Анне надлежит охмурить богатого немецкого промышленника Августа Шмидта, разобраться, что за темные дела ведет он с сербскими повстанцами, и сдать всю компанию австрийской полиции - вместе с оружием, которое патриотичный немец Шмидт собирается толкнуть не менее патриотичным сербам (и непременно толкнет, если только австрийская девушка Анна Вольф ему не помешает). Вроде бы она наивно полагает, что сможет таким образом предотвратить войну, но если копнуть глубже... Чего не сделаешь за "право называться австрийкой"!
     Жаль, но у нее ничего не выйдет. Остановить сербов (а заодно одурачить и Шмидта с Германией, и Анну с Австрией) сумеет только безнадежно аполитичный бродяга Роберт Кэт. Его поезд доберется до Стамбула (если вы этого добьетесь, конечно) - хотя ему придется дорого за это заплатить. Кстати, есть и другой вариант: можно просто тихо слинять с поезда в Вене, прихватив денежки сербской революции.
     Признаться, это место в игре оказалось для меня самым трудным: мне все никак не удавалось остаться на поезде и продолжить поиски убийцы, пожертвовав деньгами и временем. Меня тянуло махнуть на все рукой и оставить озабоченных патриотов разбираться между собой. Психологизм - что поделаешь! Тонкая работа!
     Кэт все-таки оказался не таким беспринципным - в запасе оставался целый CD с дорогой до Стамбула, и в конце концов я преодолела себя: Кэт хорошо пристроил чемоданчик с революционным золотом (опять всех обманув) и поехал дальше - искать убийцу, оттягивать войну, завоевывать Анну...

Персонажи
     Не очень-то все это получилось, но все равно стоило покататься на этом поезде подольше - вся изящная, прогнившая предвоенная Европа совершает на нем прощальный вояж!
     Вот наша Анна, легко меняющая смычок на револьвер и нормальную нравственную брезгливость - на двуличие. Она, разумеется, будет щебетать с жирным, похотливым и уже вполне созревшим для Третьего рейха индустриальным магнатом ровно столько, сколько потребует дело!
     Что до самого герра Шмидта, то ему пока не удалось развязать войну, чтобы поддержать милый фатерлянд и свои заводы, Гитлер еще не разместил на них свой Главный Заказ (пока что в чемодане у Августа Шмидта валяются инструкции от кайзеровской тайной полиции) - и он легко поступается принципами, пробормотав нечто вроде: "Какая очаровательная женщина, ни за что не скажешь, что еврейка!". Август, кстати, по-своему честен: ему - золото, повстанцам - оружие, Германии - война. Все, кто заплатил, получат заказанный товар. Честная сделка!
     Просто отличная, и в ней есть еще один участник - таинственный принц Кронос. Какой восхитительный концерт устроил он в своем вагоне! Как играла Анна, и как он аккомпанировал ей на рояле! И как мы в это время... Нет, нет, теперь это зависит только от вас! Я стыдливо умолкаю - ищите путь в Константинополь сами. Можете, кстати, и вовсе никуда не ходить и наслаждаться музыкой все реальные полтора часа - дальше Вены вам, правда, тогда не уехать, но это уж кому что нравится!
     Действительно, ну что за Восточный экспресс без частного вагона? Вот и в нашем составе он есть. Утонченный собиратель древностей, загадочный принц-не-известно-чего со странным коротким именем, имеет свой интерес: он хочет заполучить золотую игрушку, которую наш поезд несет в своем чреве через весь Старый свет. И он ее получит!
     Скорее всего, никакой он вовсе не принц, но денег у него больше, чем у иных королей, и мировая война интересует его в последнюю очередь - так неужели он не добьется своего?! Конечно, ему все еще выйдет боком, но пока он всевластен и непробиваемо спокоен - и лучше с ним не шутить!
     Тем более не стоит шутить с чернобородым Милошем и его друзьями. Занявшие пару роскошных купе мрачные повстанцы обладают истинно революционной порывистостью: стоит Милошу подумать, что мы нашли денег и заплатили за сербское освобождение (читай: десяток ящиков с оружием), - он лезет целоваться (и поди увернись!), стоит ему прийти к выводу, что мы этого сделать не сумели, - рядом появляется молчаливая девушка по имени Весна, и... Хорошо, что можно вернуться назад, и нож, который она всадила Кэту под ребро, - не насовсем, а так, до первого клика.
     Это все стойкость убеждений! Последняя претензия, которую Милош предъявит Роберту: "Ты ни во что не веришь!". То есть, нет на свете идеи, за которую ты готов убить! И вправду, что нам тогда делать в этом сумасшедшем поезде?!
     Впрочем, есть на нем и те, кто не думает ни о войне, ни о золоте, - просто едут по своим делам. Скажем, начинающая английская писательница с подругой, толстый турок, по долгу печальной профессии сопровождающий гарем (ему пришлось занять целых пять купе, и стоит приблизиться к любому из них... Тяжелая работа - стеречь столько чужих жен!), или французский инженер с семьей. Или старый русский сановник с внучкой...

Русская тема
     Уж сколько раз прохаживались по бедной России в западных игрушках! И как по большей части безграмотно!
     Уж на что хороша была игра Titanic. Adventure out of Time - и то навертели такой ерунды, что в пору застрелиться! И халявщики-большевики в 12-м году у нас уже рассматривались как основная угроза монархии, и русская тайная полиция называлась "Охрана"... А уж тексты в этих игрушках! А уж речь - хоть святых выноси!
     В The Last Express "русская тема" проработана идеально. В это трудно поверить, но это так.
     Тексты не просто грамотны и хорошо написаны - они отлично стилизованы под речь начала века, причем речь славянофильствующего дедушки будет отличаться от речи молодого анархиста или юной внучки. Все диалоги писал не просто русский - их писал человек, отлично владеющий словом, и озвучены они были не менее интересно и толково.
     И с историзмом, как это ни парадоксально, здесь тоже все в порядке, все персонажи ох как реальны - и ополоумевший от страха перед террористами, ударившийся в церковную мистику сановный дедушка, и истеричный анархист "из хорошей семьи", занятый исключительно отстаиванием принципов, чтением Ницше и клепанием самодельных бомб (при этом сам он явно понятия не имеет, чего хочет - то ли жениться, то ли застрелиться, то ли взорвать все к чертовой матери и больше не мучиться). И бедная, чистая девочка, наивно пытающаяся просто начать свою - нормальную, человеческую - жизнь, и смятая их безумием, ненавистью, амбициями - грядущей войной.

Он нами манипулирует!
     Полагаю, вы уже поняли, что игра построена прежде всего на чистом психологизме: иначе зачем было так разрабатывать, так оттачивать характеры! Подслушанный разговор часто значит куда больше, чем украденный ключ, а верное слово - чем удар кулака. Решение любой задачи базируется прежде всего на понимании характеров и мотивов других персонажей, и уж во всяком случае никогда не обходится без прямого с ними взаимодействия.
     Один кондуктор любит рисовать, и потому очень наблюдателен, а второй вечно читает иллюстрированные журналы - от его внимания иногда удается ускользнуть. Татьяна наивна и доверчива - если она застанет нас в своем купе, можно что-нибудь выдумать, а фройлен Вольф лучше не злить...
     Самое удивительное, что при таком активном взаимодействии с другими персонажами нам НИКОГДА не дают выбирать линию диалога! Нет, все наоборот: наши ДЕЙСТВИЯ определяют дальнейшее поведение Кэта. Мы отвечаем за его руки, а не за голову - характер "играющего" героя раскрывается перед нами постепенно, вместе с развитием событий - как и характеры остальных персонажей.
     Надо отметить, эффект создается безумно интересный: игра построена на том, что мы стараемся манипулировать другими, а Кэт в это время манипулирует нами. Представьте мой шок, когда Роберт раз за разом слезал с поезда в Вене, не реагируя на мои отчаянные попытки остаться до конца маршрута! Нет, пока не вернешься назад и не создашь достаточной психологической базы для того, чтобы он остался, - ничего не выйдет! Он живет независимо от нас так же, как время существует независимо от него - пока не наляжешь, и не переведешь стрелки на другой путь!
     Кстати, руками нам придется действовать изрядно: и достаточно суровые пазлы решать, и тяжести подымать, и вагоны расцеплять, и мордобоя - самого настоящего, сурового мордобоя, порой с применением технических средств, - там предостаточно! Дело в том, что Джордан Мехнер - до того, как создал Smoking Car Production и занялся высоким искусством, - успел сделать пару-тройку игрушек для Broderbund. Игрушки эти назывались Karateka и Prince of Percia 1 и 2. Полагаю, комментарии излишни. Вы наверняка представили, каково вам будет драться с упомянутой мастерицей стального клинка, когда у нее в руках окажется настоящая сабля, или с Милошем, когда у него будет нож, а у вас - ничего, кроме возможности уворачиваться.
     Да и с Анной хоть как-то, хоть не надолго, а сладится. Если бы она тоже могла "ни во что не верить"! Хотя бы в то, что "война продлится не дольше месяца", или в то, что слова "Именем Императора Австрийской империи!" еще звучат грозно, а не жалобно! Как скоро ей придется этому научиться! Только будет уже поздно. Наверняка.
     Во всяком случае, она осталась жива, и Роберт жив - правда, ему пришлось выпустить грозную золотую птицу, но ведь было уже поздно! Уже ничего не поправить. Следующий Восточный экспресс пойдет в 1932 году - и ходить ему очень недолго.

Все хорошо
     И все-таки мы на него успели! Даже привели поезд в Стамбул... А смотреть "кредитсы", под отчаянную скрипку Анны проплывающие на фоне карты Европы, которая год за годом (от 1914 до 1993) перекраивается под черной тенью крыла, вовсе не обязательно. Все кончилось почти хорошо.
     Кто хочет прокатиться на Восточном экспрессе? Через Белград и Балканы...

     Рейтинги:
     графика 99%
     звук 99%
     сюжет 99%
     интересность 99%  "НАШ ВЫБОР"

     Системные требования:
     Pentium 60+, 8 Мб RAM (лучше 16),
     4-скоростной CD-ROM, 35 Мб на HDD


Последний Экспресс / Last Express, The Последний Экспресс / Last Express, The Последний Экспресс / Last Express, The
Последний Экспресс / Last Express, The Последний Экспресс / Last Express, The Последний Экспресс / Last Express, The
Последний Экспресс / Last Express, The Последний Экспресс / Last Express, The Последний Экспресс / Last Express, The

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя