Около
года назад в форуме на официальной страничке фирмы Cyberflix, выпустившей
этот квест, я напечатал о нём свое мнение, которое больше походило на
краткую критическую заметку, в которой я попытался дать свою оценку этой
игре. В результате этого (я не хвастаюсь, просто мне было очень приятно)
Эндрю Нельсон, пожалуй, самый главный человек в команде создателей игры,
лично меня поблагодарил за тёплый отзыв о его детище. Отбрасывая вступление
и вводную часть, привожу здесь абсолютно точный перевод того, что я
напечатал в форуме (совершенно случайно я недавно нашёл файл с этим текстом,
который сохранился с тех времён). Ниже как раз и следует мой отзыв, к которому
я добавил новые идеи и попробовал превратить его в критическую статью. Поэтому
буду вести себя как и подобает критику.
Итак,
игра Titanic: Adventure Out of Time, бесспорно является шедевром в этом
жанре компьютерных игр. Конечно, само определение "шедевр"
применительно к какой-либо игре несколько стирается со временем и
порой невольно начинаешь задумываться, стоит ли давать столь высокую
оценку игре и отзываться о ней с таким пафосом. Всё же, как игра
The Legend of Kyrandia была для своего времени шедевром, так и Titanic
(для краткости буду называть игру по первому слову) для конца 1996,
когда она вышла в свет и моментально заняла первые строчки рейтингов,
может совершенно обоснованно именоваться шедевром.
Первое,
что меня больше всего привлекло в игре наравне с графикой, музыкальным
оформлением и т.д. (о чём речь пойдёт ниже) то, что Titanic - это в
первую очередь историческая игра. Сделать хорошую историческую игру
очень сложно. Гораздо проще наскоро склепать какой-нибудь абстрактненький
фантастический квестик. И тем более совершенно невозможно было бы
взять за основу игры настолько известный корабль и отнестись к его
в прямом смысле постройке легкомысленно. О "Титанике" написано
множество книг, снято около двух десятков фильмов, большое количество
телепередач; фотографии интерьеров и внешнего вида корабля непременно
есть в коллекции любого увлекающегося "Титаником" человека.
Поэтому любая оплошность или неточность в воспроизведении как внешнего
вида, так и внутренней отделки корабля, вызвали бы лавину критических
замечаний, исходящих от оскорблённых почитателей "Титаника". По
этой причине грандиозность и роскошь корабля не смогли не отразиться
в игре, в которой "Титаник" предстаёт во всём своём
великолепии и пышном убранстве. И, хотя вы имеете возможность посетить
далеко не все комнаты и каюты, всё же определённое представление о
корабле и его истории у вас после прохождения игры непременно
сложится.
Основанная
на реальных исторических событиях и фактах, игра даёт сравнительно
полный объём (не забывайте, это же игра) социальной и политической
ситуации в Германии, России, Великобритании начала 20 века. Естественно,
некоторые факты вымышлены, чтобы "подогнать" сюжет игры под
реальную историю, что, однако, не лишает меня права назвать игру своего
рода "интерактивным учебником по истории": в процессе игры вы
узнаёте много интересного (а, возможно, и нового), совершенно того не
замечая. Проще говоря, учимся играючи. Более того, вы не только узнаёте
факты истории, но и получаете возможность изменить её ход (если б это
было так просто в реальности!). В игре же это сделать это очень
несложно, но мало только лишь изменить историю, надо ещё и добиться
наилучшего её варианта (а в игре их 8). Вряд ли вам с первого раза
удастся достигнуть оптимального варианта развития событий, но игра
стоит того, чтобы в неё поиграть ещё. К тому же, всякий раз начиная
играть заново, вы будете открывать всё новые и новые способы её
прохождения, новые комнаты, новые ситуации и головоломки- настолько
игра разнообразна и многогранна. Помимо всего прочего, в игре предусмотрен
тур по "Титанику", во время которого с помощью гидов-героев
игры (всего их десять; трое уже есть на диске, остальных вам предлагается
скачать из интернета) вы можете больше узнать о кораблях White Star
Line, о дизайнере "Титаника" Томасе Эндрюсе, владельце компании
Брюсе Исмее, о "непотопляемой" Молли Браун, о самом богатом
человеке на борту Джэйкобе Асторе и его молодой жене, о капитане Смите
и, конечно, о самом "Титанике".
В
этой игре реальность настолько тесно переплетена с вымыслом, что порой трудно отличить одно от другого. Кстати, когда я впервые играл в Titanic (это было около двух лет назад,
а в то время я имел ещё очень слабое представление о корабле и его истории), то считал, что бесценная копия известных "Рубай" Омара Хайяма на борту "Титаника"- не больше чем вымысел
авторов игры. Представьте же моё удивление, когда я узнал, что на корабле действительно был экземпляр, который затонул вместе с "Титаником" во время крушения.
Как
я уже говорил, вы имеете доступ к ограниченному числу кают и
комнат. Создатели игры, используя архивные документы, материалы,
фотографии, чертежи, попытались максимально точно воспроизвести
обстановку наиболее знаменитых мест "Титаника", как,
например, Парадную лестницу с ангелочком и часами, именуемыми
"Честью и Славой, которые венчают Время". Своим великолепием
поражают воображение по-восточному роскошные Турецкие бани (одно из
моих самых любимых мест на "Титанике"), салон отдыха первого
класса, курительная комната с разноцветными витражами, приёмная
на палубе D с богатым канделябром, каюты первого класса (например,
В-59), а также шлюпочная, колодезная палубы и ют. Я играл в игру
задолго до того, как посмотрел фильм "Титаник" и не
могу не упомянуть здесь своего ликования, когда в фильме я видел
те самые известные места, которые были мне знакомы из игры. В такие
моменты я с трудом себя сдерживал, чтобы не воскликнуть: "Так я же
здесь был!!!", глядя, скажем, на фойе парадной лестницы.
На
фоне всего этого великолепия графики и триумфа 3D моделирования,
несколько странно выглядят фигуры героев игры. Они сделаны в 2D,
что создаётся сильный контраст, который порой способен нарушить атмосферу
чёткой и мягкой реалистичности всего, что вас окружает. Издалека фигурки
персонажей выглядят приемлемо, но при более близком рассмотрении они
совершенно теряют чёткость, становятся плоскими и даже уродливыми. Что
характерно, во время анимационных вставок все герои выполнены в
прекрасной 3D графике; во время диалогов- это двухмерные фигуры,
движения и мимика которых смоделированы компьютером, но "прототипом"
которых являются живые актёры, одетые в костюмы по моде начала века;
ну а тогда, когда вы просто проходите мимо них или останавливаетесь рядом,
они выглядят как в квестах трёхлетней давности. Трудно сказать, с чем
это связано, но на сегодняшний момент игру можно назвать немолодой и
сослаться на то, что в 1996 году такие двухмерные персонажи- это
максимум того, что позволяли технологии и что можно было предложить
всего на двух дисках. Всё же, впечатление от выглядящих не совсем
идеальными фигур героев сглаживается безупречным качеством блестяще
выполненных статичных фонов, которые прекрасно смотрятся в режиме
256 цветов, чего требует игра.
Как
и графика, музыка также заслуживает особого разговора. Игра музыкальная,
и музыка, надо отметить, довольно приятная. Несмотря на то, что какой-то
один сравнительно не длинный по продолжительности музыкальный фрагмент
повторяется снова и снова, музыка разнообразна и стилизована под эпоху.
Она зависит от того, где вы находитесь, то есть каждой комнате
соответствует своя мелодия: в суровых коридорах "Шотландской
дороги" вы услышите тревожную музыку, в турецких банях- восточные
вариации, в своей каюте- торжественно-печальную, ну а после столкновения
быстрый темп музыкального сопровождения будет вам напоминать о скоротечности
времени, ведь во второй части игры вам предстоит в ограниченный срок
завершить вашу миссию и попытаться покинуть корабль до того, как
последняя шлюпка будет спущена на воду.
Наравне
со своими достоинствами, игра имеет и один явный если не недостаток,
то во всяком случае неудобство. С тех пор, как вы попали на "Титаник"
(время до столкновения) - это диск N2, вы должны вставлять в дисковод
диск N1 всякий раз, когда вы хотите загрузить игру, сохранённую на
втором диске. Проще говоря, игра загружается только с первого диска.
А представьте, если у вас часто зависает компьютер или вы часто
выходите из игры. Приходится жонглировать дисками.
Всё
же, игра Titanic: Adventure Out of Time - это один из лучших квестов, в
которые я только играл. На уже упоминавшемся форуме постоянно задаётся
один и тот же вопрос: будет ли сделано продолжение к этой игре? Вопрос
резонный, во-первых, потому что Titanic квестоманам понравился, а
во-вторых, потому что в игре упоминается печально известный дирижабль
"Гинденбург" (Hindenburg), разделивший почти одинаковую с
"Титаником" участь. История "Гинденбурга" могла
бы стать прекрасным сюжетом для продолжения к игре. Кто знает,
может скоро появится нечто под названием "Гинденбург: Спасённые
с "Титаника"" или что-то в этом духе. Но это, возможно,
произойдёт лишь в будущем. Ну а сейчас тем, кто ещё не совершил своё
путешествие на легендарном корабле я советую купить игру и насладиться
захватывающим сюжетом, закрученной и запутанной интригой, прекрасной 3D
графикой, музыкой, не лишёнными юмора диалогами, разнообразными загадками
и головоломками, возможностью исследовать корабль с самых нижних палуб
до верхушек труб, обзором вокруг на 360 градусов, полными драматизма
анимационными вставками, которых в игре немало. Так что не упустите
свой шанс изменить прошлое и совершить путешествие во времени на
самом прекрасном корабле.