Проблема точного определения жанровой принадлежности того или иного произведения стара, как мир, не миновала она, конечно, и компьютерные игры. Вот и квесты сразу после своего появления периодически разбавлялись или даже скрещивались с экшеном, аркадами, симуляторами, РПГ или бог знает чем ещё. Под квесты с той или иной степенью успешности маскировались и маскируются книги-игры, визуальные новеллы, сборники паззлов и - о ужас - казуалки... Благо, с объектом данной рецензии всё просто: несмотря на то, что на многих сайтах "The Tiny Bang Story" позиционируется как point-and-click адвенчура (а именно поэтому, между прочим, чтобы расставить все точки над i, рецензия и прохождение появились и останутся на Квестзоне), и описание, и знакомство с игрой чётко дают понять: перед нами натуральный "поиск предметов" ("hidden object") с набором паззлов, головоломок и парой мини-аркад. Вы думаете, это вердикт? А вот погодите-ка, дослушайте сначала до конца.
На маленькой фантазийной планете произошла катастрофа: в её спутник в виде футбольного мяча (с крайне странным количеством граней, простите за занудство) врезался метеорит, в результате чего произошёл tiny bang, он же "крошечный взрыв" - и мир разлетелся на кучу кусочков паззла. Благо сохранилась в целости одна шестая часть планеты, откуда мы и начинаем путешествие, в ходе которого остальные пять нам предстоит восстановить.
Геймплей можно условно разделить на два направления. Основное действие происходит в уютных антуражах спасаемого мира, где на четырёх основных и паре дополнительных локаций в каждом из пяти эпизодов нужно отыскивать те или иные предметы: кусочки паззла, лампочки, шестерёнки, поплавки, сумки, яблоки, игральные кости и кучу всего ещё. Всё это равномерно распределено тут и там, порой аккуратно замаксировано, как на картинках-загадках в детских журналах типа "найди слона", и в глаза просто так бросается далеко не всегда. Увидели, кликнули - пополнили псевдоинвентарь (псевдо - потому что никакого взаимодействия предметов в нём не предусмотрено). Кусочки паззла при этом нужны только для сборки мира (что самое забавное, именно их почему-то собирать вовсе необязательно - при прохождении очередного этапа всё равно попадёте в главный паззл с новым набором из 25 элементов россыпью), а остальные предметы "заказываются" всевозможными агрегатами или персонажами. Хочешь открыть какой-то проход, кликаешь на механизм, а тот тебе сразу требование в ответ: без 4 рычагов не возвращайся. Собрал рычаги, принёс, вставил - и тут чаще всего начинается то, что относится ко второму направлению: игра в мини-аркаду, сбор мини-паззла или решение головоломки. Первых, к счастью, всего две, а остальное - в основном не очень сложные задачи на сбор целого из элементов путём их складывания или перемещения.
В игре предусмотрены автосохранение и оригинальная система подсказок: по экрану постоянно летает пара мух, клик на каждую из которых отправляет её в правый верхний угол экрана, в "подсказочную ёмкость", а на замену откуда-то вылетает следующая. Заполнили ёмкость - получите право на подсказку - местонахождение одного предмета или куска паззла. В задачках же подсказки доступны всегда, но они лишь показывают общий принцип решения, хотя могут содержать и намёк на ответ.
В чём же, спросите, прелесть этой казуалки, не очень, вроде бы, сложной, и слегка, казалось бы, однообразной? Что заставляет проходить её до конца и жалеть, что она закончилась? Атмосфера мира. Красиво придумано, заботливо нарисовано, умело сложено, приятно "отынструменталено". "The Tiny Bang Story" справедливо сравнивают с "Машинариумом" - хоть квестовой составляющей тут практически ни капли, но всё те же механизмы и паззлы/мини-игры, всё то же полное отсутствие речи, заменённое на визуальные образы (локализация игре не требуется), похожая стилистика рисования и сравнимая душевность. Собственно, иногда возникает ощущение уровня "ты не пой, ты ходи" - интерактивным мультфильмом это не назовёшь из-за крайне малого количества движения, но вот настроенческой инсталляций - запросто. Кстати, а вот анимационный фильм в таком антураже и с такими персонажами лично я посмотрел бы с большим удовольствием.
Словом, резюмируя, можно смело посоветовать поиграть, полюбоваться, потрогать то, что получилось у всего пары (да-да!) наших соотечественников из Colibri Games (с большим интересом будем следить за их дальнейшим творчеством). Разве что перед приобретением обратите внимание на цену игры с учётом того, что только что прочитали... Счастливым обладателям айпадов или тем, кто планирует им стать, проще - им порекомендуем дождаться порт игры именно на это устройство - благодаря "трогательному" способу управления и ценовой политике App Store iPad-версия "Истории крошечного взрыва" грозится стать просто-таки must-have развлечением. Пусть, возможно, и только на один-два раза.