18.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Syberia 3 (.PC)
Koalabs / Microïds, 2017
Бука / Бука, 2017

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

"Syberia 3". Печальное возвращение сибирской сказки

"Syberia 3", чья разработка шла ещё с 2012 года и на целых два года откладывался релиз... Долго можно рассказывать о том, что значит эта игровая серия для фанатов. Трогательная и романтичная история от автора комиксов и игр Бенуа Сокаля об американской юристке Кейт Уолкер, которая отправилась на поиски изобретателя Ганса Форальберга, а потом и вместе с ним к загадочному острову с живыми мамонтами, покорила множество игроков и поставила вопрос о продолжении, который, однако, никак не разрешался. Сокаль сначала не хотел делать продолжение, потом передумал, но было уже поздно, наконец, подписал контракт и приступил к работе с прежним коллективом, но работа затянулась... И вот, спустя 13 лет продолжение всё-таки появилось на свет на всех платформах, включая консоль – что повысило требования к игре и, соответственно, цену. Ответственный шаг, ведь нынешние квесты выродились либо в инди-игры, либо в интерактивные фильмы, за редким исключением...

Я хотя и сыграл впервые в "Syberia 2" ещё в далёкие годы, не особенно прикипел к серии и прошёл окончательно обе части уже гораздо позже. При всём уважении к этой игре как классике, одному из немногих квестов, где великолепный дизайн сочетается с уникальной историей, я никогда не причислял себя к её фанатам и относился к их разговорам и обсуждениям самых цепляющих моментов с иронией, как к преувеличенным ностальгическим переживаниям. Но всё же "Syberia 3" – это больше чем просто игра, пропустить её было нельзя. И пройдя её с большим трудом и жертвами, я друг понял: первые две части – это... великолепные игры. Блестящие, умные и замечательные. И по сравнению с ними третья... Впрочем, это вопрос очень длинного и подробного анализа.

Начну с очевидного. Самая главная проблема игры – её сырая техническая часть. Всеобщие жалобы были чистой правдой. Для игры, которую делали четыре года и в расчёте на консоли для финансовой прибыли, она сделана отвратительно. Уже второй раз, после "Yesterday Origins", подтверждается, что Microïds не умеет делать нормальные игры под консоль. Некорректно ставить вопрос о том, что в "Syberia 3" работает плохо. Правильно спрашивать, что в ней работает хорошо. Хорошо работает курсор, который не застывает, не плавает и резво реагирует на перемещение. Ну, разве что иногда пропадает с экрана. Всё остальное работает ужасно. Игра выглядит сырой как пачка газет, оставленная в дождь под мостом. И основной процесс, и отдельные сейвы грузятся слишком долго. Загрузка идёт долго даже при переходе на соседние локации. В итоге, например, каждый переход в город, который тут представляет огромную локацию, тянется до бесконечности. При этом абсолютно непонятно, зачем надо было рисовать город настолько большим, если он почти не населён и не задействован в игре. Если вам повезло с компьютером, возможно, вы были лишены этих проблем, я же за время загрузки успевал приготовить ужин и принять ванну. Оптимизация в игре отвратительная, постоянные подвисания и медленность анимации доводят до белого каления. К счастью, введённое по многочисленным жалобам в версии 2.0 управление под мышь избавило от необходимости целиться клавишами для ходьбы по локациям. Но по факту, клавиши иногда всё равно понадобятся, так как пару раз Кейт просто не сможет иначе пройти к нужному предмету. При этом при каждом клике на точку она не идёт к цели сразу, а дёргается на месте, продвигаясь к пункту загадочной походкой, чем-то средним между джигой и эпилепсией. Игроку очень повезёт, если она не застрянет хотя бы раз в текстурах, из-за чего игру придётся перезагружать. Особенно часто Кейт зависает на лестницах, некоторые из них сложно пройти. Камера, как водится, очень сильно гуляет во всей игре, направить её в нужную точку локации не так-то просто, да и ракурсы выбираются самые разные. Разумеется, не обошлось и без глюков: например, в середине игры графика то исчезает, то двоится, и всё начинает выглядеть вот так.

Syberia 3 Syberia 3

В игре есть примерно с полдесятка мест, которые невозможно пройти. У меня, например, Кейт, чтобы освободиться, должна была разбить бутылку и разрезать путы. Но вместо этого она просто... прошла сквозь стену! И так и не вернулась. Оказалось, этот баг нельзя обойти. Спасибо автосейвам, которые любезно выложили сами создатели на сайте, ведь без них игра непроходима. Другое дело, что за игру, где сохранение только автоматическое, в принципе надо бить. Даже ногами.

Syberia 3 Syberia 3

Выпускать такую халтуру с многолетним опозданием – конечно, бесстыдство. Правда, в ноябре 2017 г. всё-таки была выпущена версия 3.0, в которой часть проблем решили. Её я не проверял, но большинство сыгравших особой разницы не заметили.

Отдельное спасибо локализаторам из "Буки". Их перевод меня просто умилил. Такой халтуры я не встречал со времён середины 2000-х. Тут тебе и опечатки в словах, и разница между субтитрами и озвучением их персонажем, и просто неточности перевода, и – традиционно даже для неплохих переводов – неподходящие голоса: молодой подросток-юкол Курк говорит голосом взрослого, тучный полицейский – наоборот, голосом молодого человека... Разумеется, не обошлось без ляпа: одна из записок неправильно переведена, из-за чего головоломка со стрелками часов становится гораздо сложнее. Вдобавок, "Бука" просто наплевала на предыдущие переводы, и, в итоге, Кейт Уолкер превратилась в Кейт Уокер, а Фора?льберг стал Форальбе?ргом. Но зато главная героиня впервые имеет приятный голос, а доктора Замятина озвучивает Александр Пожаров, бессмертный Шура Каретный и Чапаев из серии "Петька" – и на том спасибо.

Syberia 3 Syberia 3

Ну хорошо, допустим, игра была бы выпущена идеально. Включим воображение и исключим мысленно минусы. Что же мы тогда увидим?

"Syberia 3" стоила при выпуске 999 рублей (для Deluxe-издания – 1199) – половину обычной стоимости игр ААА-класса. Графика сделана в полном 3D, действие напичкано кат-сценами, большими и не участвующими в сюжете локациями, приклеенным к месту юнитами массовки с записанными репликами, многочисленными разговорами с ложным выбором и разными ракурсами на лица говорящих. Если добавить к этому довольно казуальный геймплей с соответствующим управлением, то очевидно, что это была сознательная подделка под консольную игру класса ААА. Конечно, можно допустить, что авторы честно пытались сделать игру в этом духе, ведь в свои времена "Syberia" не зря была одной из красивейших игр, которые задавали другим тон. Но эти времена давно прошли. До нынешних титанов игра не достаёт, но требует не меньших ресурсов, из-за чего даже половину своей ААА-маски она не отрабатывает. Объём, по сравнению с играми такого класса, ограничен, графика на движке Unity до высоких стандартов откровенно не дотягивает, возможности реиграбельности минимальны, да и вообще, по сравнению даже с какой-нибудь раскритикованной всеми "Murdered. Soul Suspect" игра выглядит как бедный родственник. По существу, её искусственно дотянули до уровня подделки под ААА-игру с помощью грима и хирургических операций вместо изготовления старого-доброго 2.5D-квеста, в который было бы удобнее играть (не говоря уже о том, что стоил бы он дешевле).

Syberia 3 Syberia 3

Как квест игра тоже не слишком радует, особенно по части загадок. Сокаль, собственно, никогда не умел делать загадки. Лучше всего у него по этой части получилась "Amerzone", которая была мистоидом – и потому в решении загадок там была важна не логика, а усидчивость в испытаниях механизмов. Обе "Syberia" не могли похвастаться особо умным или просто логичным геймплеем. Загадки были сравнительно несложными, и основные трудности были связаны с пиксельханингом, неудобными перемещениями по карте и редкими полубезумными головоломками. В третьей части всё только усилилось. Загадки с предметами совершенно не вызывают проблем. Использование подобранных предметов благодаря подсветке всех активных точек теперь стало настолько казуальным, что, как правило, взятый в инвентарь объект можно применить почти сразу. Правда, Сокаль верен себе и потом скатывается к старой схеме, когда для решения проблемы нужно оббегать половину локаций и взять предмет, который легко можно было бы взять и раньше, или найти валяющийся в углу неприметный прут. Количество предметов в инвентаре тут очень небольшое, и до конца вы дойдёте, в основном, с тем, что подобрали в начале. Поэтому, кстати, очень странно, что инвентарь сделан в форме колеса, которое нужно постоянно крутить для выбора предмета – но обычную инвентарную панель сложнее было бы заточить под консольное управление. Логика же в применении предметов хромает на обе ноги даже сильнее прежнего. Чтобы разбить стекло, надо обернуть руку шарфом, хотя уже в следующей локации для этого приходится подобрать кирпич. Небрежно брошенный после этого шарф (кстати, дорогой подарок) потом загадочно возвращается обратно к Кейт. Для добывания лекарства приходится выставлять время по малопонятной записке, хотя больной сидит тут же рядом и может просто сказать нужное. Керосинка заправляется водкой, которая горит не хуже бензина. Паром вытаскивается каруселью. Выключить лампы на корабле во время нападения надо... ударом монтировки по ним!

Зато в игре появилось огромное количество головоломок. Почти все из них построены исключительно на перемещении объектов и их кручении-верчении, чтобы можно было оправдать консольный характер игры. Придётся поворачивать элементы ключей, рычаги, крючки, ручки, словом, всё, для чего раньше достаточно было одного клика. При этом в очередной раз доказано, что квест с управлением под консоль и мышь автоматически становится пыткой инквизиции – тем самым "Syberia 3" становится в славный ряд таких квестов как "Broken Sword 3", "Yesterday Origins", "City of Lost Childrens" и прочих. Так, особенно долго я мучился, засовывая шланг от водокачки в трюм, потому что он постоянно выскальзывал; или пытался повернуть стрелки часов, пока не понял, что сначала надо открыть стекло на циферблате. Особенно авторы почему-то полюбили доставание нужного предмета зажатой мышкой из забитого барахлом ящика. В тех редких случаях, когда Сокаль пытался разнообразить геймплей, получалось нечто совсем уже раздражающе-тягомотное: то сложная расшифровка загадочного послания, то долгое верчение зеркал для направления цветных лучей. Причём вертеть приходится в нескольких измерениях. Есть и пара головоломок на управление рычагами быстрым переключением, которые в случае слабого компьютера просто невозможно пройти. Мучиться со всем этим добром – большое удовольствие, что и говорить.

Syberia 3 Syberia 3

Но самое главное в квесте – конечно, сюжет. И вот он является, пожалуй, самой противоречивой стороной игры. Я уже давно подметил, что авторы былой классики ("Lost Horizon", "Yesterday", "Broken Sword") выпускают продолжения, которые трудно назвать целиком и полностью плохими, но которые слишком сильно уступают оригиналам – и в надуманности головоломок, и в оригинальности, и, особенно, в интересности сюжета. Это целиком относится и к "Syberia 3".

Давайте хорошенько подумаем, как можно продолжить историю, которая вполне определённо закончилась в предыдущей части, красивой полусказке о стремлении к мечте. Логика подсказывает очевидное: это должна быть история о возвращении Кейт домой . Предыдущие части были посвящены её взрослению и становлению как самостоятельной личности. Значит, в третьей части она должна вернуться домой и показать в испытаниях по пути, что выросла и достойна построить свою жизнь так, как сама хочет. Это было бы идеальным завершением трилогии.

А теперь забудьте. Всё это останется красивой мечтой фаната. Игра будет посвящена совершенно другому, а Кейт Уолкер останется ровно такой же, какой мы её знали раньше.

Первая четверть игры – на самом деле, лучшее, что в ней есть: тут вам и оригинальный дух, и неплохие герои, и атмосфера, и, особенно, интрига. Кейт Уолкер спаслась с острова Сибирия на некой лодке, её, потерпевшую крушение, находят на берегу реки кочующие юколы и отвозят в больницу города Вальсембора. Придя в себя, она обнаруживает рядом с собой молодого юкола Курка, который является проводником племени. Оно кочует каждые 20 лет на юг на огромных птицах – снежных страусах, которые откладывают яйца в пески южного Яхастана – и племя, прикованное к ним, совершает этот священный поход. Однако местные военные попытались воспрепятствовать миграции – в результате, Курку оторвало ногу. Племя, в итоге, застряло у озера и теперь ждёт там Курка, навлекая на себя нелюбовь жителей. Кейт предстоит помочь юколам. Она быстро освобождается, но оказывается, что больница, фактически, в руках коварного доктора Ефимовой, которая работает на странного одноглазого полковника. Вдобавок, Кейт узнаёт, что за ней прибывает детектив Кантин из предыдущих частей, который собирается её арестовать за то, что она не доставила контракт с Гансом Форальбергом, также она обвиняется в убийстве этого старого мастера. Разумеется, Кейт должна помочь юколам освободиться и продолжить путешествие. Дело осложняется тем, что путь лежит через озеро. Правда, его можно переплыть на старом пароме, но дальше путь лежит через радиоактивный город Баранур, в котором 20 лет назад была катастрофа на АЭС...

Syberia 3 Syberia 3

В принципе, всё это интересный зачин истории. Ради него можно простить явные противоречия с первыми играми – ведь в них ни слова не было о неких снежных страусах, от которых якобы зависит жизнь юколов. А также о том, что Кантин преследует Кейт Уолкер для ареста – из игры вполне ясно следовало, что её ищут обеспокоенные работодатели и родственники. И неужели Кейт была настолько тупа, что ей не хватило мозгов отправить контракт по почте на первом же полустанке?

Стоп, а ведь действительно, это всё лишь повод для сюжета. И оказывается, что не только это. Интрига с загадочными военными и доктором Ефимовой тоже в итоге оказывается лишь предлогом, поскольку никакого развития эта тема не получает. До конца кажется, что за их мотивами препятствия юколам стоит что-то большее, чем обычная ксенофобия. Но нет, оказывается, что они действительно преследуют юколов, заперли Кейт и прилагают огромные и явно незаконные усилия именно из-за нелюбви к юколам! Во всяком случае, кажется именно так, потому что после трети игры они исчезают до самого финала. При этом злодеи выглядят весьма глупо и убого. Главный антагонист, безымянный одноглазый полковник, внешне харизматичен, но его действиям не хватает логики и масштаба. Обмануть его ничего не стоит, и зловещий на вид персонаж оказывается совершенно проходной угрозой. У злодея всего пара подручных с автоматами, но они не могут ни догнать, ни пристрелить убегающих от них девушку и низкорослого юкола с протезом. Полковник, как в плохих боевиках 90-х, всюду летает на военном вертолёте, но почему-то не может на нём до самого конца нагнать идущее племя юколов. Выглядит это всё жалко и глупо.

Syberia 3 Syberia 3 Syberia 3

Собственно, Сокаль и до этого грешил использованием шаблонных и неинтересных злодеев с очень убогой мотивацией. В первой части это был маньяк Бородин, от которого было легко сбежать, просто перекусив замок кусачками; во второй – архиерей-фанатик, который неизвестно зачем пытался остановить больного Форальберга – но от него тоже было легко сбежать; и больше всего хлопот причинила парочка мошенников Бугровых, но и они были слишком жалкими, чтобы их ненавидеть. Но ранее злодеи были эпизодическими персонажами для преодоления препятствия. Теперь их роль совершенно не проработана, что делает весь центральный конфликт "злодеи-юколы" совершенно бессмысленным.

Впрочем, после того как мы попадаем в Вальсембор, оказывается, что далеко не только злодеи тут нужны для затягивания сюжета. Это касается, по существу, и всего остального: загадок, головоломок и даже целых уровней. Огромный, обширный и бессовестно долго загружаемый Вальсембор своими размерами напоминает чуть ли не настоящий город; но большая часть его локаций совершенно не нужна, их бессмысленно обходить, хотя и придётся, чтобы добраться до нужной точки. Зато действия сводятся к бесконечному и нудному разгадыванию линейно возникающих загадок с механизмами, которые только препятствуют развитию сюжета. А это совершенно катастрофично для квеста.

В каком-нибудь хорошем квесте промежуточные локации между действиями, не влияющими на сюжет, заполняются яркими персонажами, красивыми фонами и интересными побочными загадками. Так, например, в авантюрной "Runaway 2" целый уровень был посвящён тому, чтобы просто накормить Джошуа, дабы тот вспомнил пароль, и мы могли войти в дверь. Для этого мы знакомились с локацией, парой уникально смешных персонажей, кучей оригинальных шуток, играли на гитаре, ломали мозги над заковыристми загадками и чуть не попадали впросак, но всё исправляли в последнюю минуту – словом, неплохо проводили время.

Здесь же мы кроме немногих важных моментов заняты просто ходьбой и вознёй. Особенно это видно в подготовке к отплытию из Вальсембора. В "Syberia 2", помнится, было достаточно завести двигатель поезда и заполнить тендер углём для обогрева. Далее история отходила от чисто технической подготовки и переходила уже к спасению больного Форальберга, что выполняло сразу три функции: знакомило нас с окружающим миром, служило нарастанию остроты сюжета и давало время злодеям для подготовки похищения поезда, что переводило напряжение сюжета на новую высоту. Классическая трёхактовая структура: герой сталкивается с проблемой – проблема развивается, ставя всё на грань катастрофы – проблема счастливо разрешена. А что же в "Syberia 3"?

Судите сами.

Cначала при выходе из больницы нам надо спаси юколов и пойти с ними дальше. Для этого придётся:
  1. Потратить уровень на спасение юколов от отравления озера и проникновение в город по поддельному пропуску. Второе гораздо сложнее первого: для спасения озера достаточно покрутить рычаги плотины, а вот для подделки пропуска придётся добыть кучу предметов, справиться с очень неудобным аппаратом и сбежать от детектива;
  2. Найти в городе мастера Семена Штайнера, спасти от сердечного приступа и договориться с ним об изготовлении механической ноги для Курка;
  3. Найти пьющего капитана, который бросил паром после того, как его чуть не убил местный гигантский кальмар, в чьё существование никто не верит, и договориться о перевозке;
  4. Подготовить паром "Кристалл" к выходу на озеро. Для этого надо:
    1. Вывезти из склада уголь;
    2. Перенести его краном в трюм;
    3. Залить в паром воду;
    4. Капитан только сейчас вспомнил, что выбросил заводной ключ от парома, так что надо сделать ключ в мастерской Штайнера;
    5. Да, этого ещё мало! Надо получить разрешение от мэра открыть замки на приколе;
    6. A когда он разрешит, ОТКРЫТЬ ИХ САМОМУ С ПРОХОДОМ ПО ДНУ ОЗЕРА В ВОДОЛАЗНОМ КОСТЮМЕ!;
  5. И лишь после всего этого приключения техника на все руки вы можете вернуться к сюжету, и пойти к Курку в больницу по заведённому фуникулёру;
  6. Чтобы спасти его.

Шедевр продуманности, не правда ли? Конечно, и ранее в "Syberia" хватало загадок с механизмами, но они не были на первом плане, кроме них хватало взаимодействия с окружающими, погружения в прошлое, фактического исследования окружающего мира. А что можно исследовать на угольном складе, голом озёрном дне или пустых улицах Вальсембора?

Дальше тоже не намного лучше. В путешествии по озеру мы столкнёмся с кальмаром. Это совершенно не удивляет. Мало того, что мы видели его в трейлере, так ещё и все жители настолько настойчиво не верили капитану, что и ребёнку бы стало понятно – кальмар существует. Оставим в стороне неизбежно возникающие при прохождении вопросы о сути этого кальмара. Откуда он взялся? Почему о нём не было известно до катастрофы? Если он как-то связан с радиацией от катастрофы – почему юколы хорошо о нём знают, хотя 20 лет назад не путешествовали тут? Почему о нём не было слышно 20 лет ПОСЛЕ катастрофы? Чем он всё это время питался? Почему он по прихоти сценариста реагирует на свет и музыку? И так далее. Оставим всё это. Главное – что в геймплейном плане весь уровень представляет собой беготню по кораблю с его спасением и возню с окружением, как и ранее. В сюжетном же плане – это более глобальный второй акт сюжета, когда героический капитан жертвует собой и искупает вину за погибших жителей и увлекает кальмара за собой, в то время как потерявшее курс судно останавливается у радиоактивного Вальсембора, что ставит миссию на грань поражения.

Syberia 3 Syberia 3

Понимая необходимость последнего момента, не будем ставить вопрос, мог ли капитан спасти экипаж более умным способом – например, попытаться протаранить его режущими ледоколами, которые у него есть; или хотя бы отправить по озеру лодку со светом без себя самого. Это неважно. Гораздо более удручает, что для усложнения сюжета Сокаль не придумал ничего более нового, чем старая и порядком уже подзатёртая история. Совершенно очевидно, что кальмар – это калька с Кракена; капитан, который становится жертвой того, чего всю жизнь избегал – тоже старый как мир персонаж; его искупление тоже было в сюжетах миллион раз. Такая, мягко говоря, неоригинальность очень сильно выделяется на фоне первых серий "Syberia", которые подобным эпигонством не отличалась. Ну разве что пьющий космонавт Борис Шаров был явной отсылкой ко Льву Андропову из "Армагеддона", но там романтический флёр дополнял комическую суть персонажа.

Баранур же нужен, по существу, для преодоления и создания конфликта, так что по факту мы делаем то же, что и раньше: Кейт бродит по брошенному парку, крутит механизмы и решает очень нудные технические задачи по пути. Правда, локации могут порадовать действительно симпатичной идеей заброшенного парка развлечения, плюс Сокаль пытается играть с отсылками к "Fallout" и "Метро-2033", и, вдобавок, наконец-то воскрешает нам Оскара, для чего опять отошёл от канона и оставил нам его сердце, исчезнувшее в финале второй части. Впрочем, есть и ляпы. Во-первых, откровенные ляпы местного мира. Убеждать игроков, что радиация видна через сферические очки в виде зелёного тумана и от неё есть иммунитет – это слишком нелепо даже для истории, где есть поезда на заводном механизме. А плагиат "Метро-2033" с уцелевшей в метро сталкером Катериной – это слишком даже по меркам оригинала: у Глуховского радиации в метро хотя бы препятствовали гермоворота, а не какие-то завалы, тем более, что здесь есть проходы, в которых никаких завалов нет, и это отлично видно. Во-вторых, Оскара нам действительно воскресили, и в том же виде, что и раньше – при новой озвучке он, слава богу, сохранил прежнее обаяние, галантность и юмор, потеряв разве что былую капризность и потешность. Но увы, Оскар оказывается второстепенным персонажем в этой истории. Кейт встречается с ним не так часто, как требовалось бы, и остаток путешествия он, после выполнения нужных функций, проведёт, в основном, в обозе. Фактически, нашим подручным так и останется Курк.

Следующий уровень, в котором надо пройти через метро, занятое летучими мышами, нужен ровно для одного: дать игроку поуправлять Оскаром, который тут выполняет роль автономного аппарата на заражённой радиацией поверхности. Опять-таки, не будем спрашивать, почему снежные страусы боятся летучих мышей и почему мыши летят через вентиляцию НА ДНЕВНОЙ СВЕТ (sic!). Получилось откровенно уныло: локация с радиацией сравнительно небольшая и загажена мусором, из-за чего по ней гулять не веселее, чем по свалке. Сокаль говорил, что рисовал эту часть с Чернобыля – судя по машинам с украинскими номерами, не лгал. Но как-то локации с витринами французских магазинов, граффити и безликими коробками домов слишком мало похожи на Чернобыль, чтобы вдохновляться прохождением. Да и внимательно исследовать локацию, разумеется, нельзя – для этого мало активных точек, а оптимизирована она плохо. Оскар, в основном, молчит и никак не реагирует на происходящее, как настоящий робот. Плюс тратится время на созданных только для затягивания действия механических собак, которых можно отогнать обычным брандспойтом. Пару раз, правда, Оскар ещё станет в игре поводом для плача о бессмысленном самопожертвовании – причём настолько натужного и бессмысленного, что это выявляется практически сразу благодаря сюжету. Серьёзно, после того как Оскар говорит, что его не пропускают обратно из-за радиации, у него недостаток йода, и он вынужден остаться по ту сторону барьера... тут же обнаруживается, что йод есть у Кейт в найденных водорослях. Аплодисменты, блестящее растягивание... простите, нагнетание. Правда, Оскар сыграет свою роль в самом конце, но об этом позже...

Syberia 3

Лишь следующий уровень даёт нам надежду на смысл. В нём мы сталкиваемся наконец с привычной для Сокаля весточкой из прошлого в виде дневника предыдущего проводника племени, который отдал свою жизнь, спасая храм своего народа. А заодно с его дочерью Дуняшей Домбровской, которая служит живым напоминанием о трагедии. Правда, для этого пришлось долго шляться по огромным локациям и разбираться аж с двумя довольно нудными и долгими головоломками. К тому же непосредственно к сути сюжета это имеет косвенное отношение. Вырежь этот уровень – ничего бы особенно не поменялось. Но, по крайней мере, эта часть сюжета намного атмосфернее, чем предыдущее хождение и кручение механизмов.

И вот, наконец, приключение увенчивается финалом! Мы прибываем на границу с Яхастаном, где действия не так уж сложны по сравнению со всем консольным адом, что мы прошли – достаточно разобраться с трусоватым пограничником у реки, умилостивить дедушку-шамана в юрте напротив и разобраться с огромной машиной. Опять-таки не будем спрашивать, зачем нужен пограничный разводной мост с огромным механизмом на границе, где никого не было целых полгода. Но тут игра вдруг заканчивается резким и откровенно надуманным образом: прилетают злодеи, лишают жизни выполнявшего до последнего свой долг Оскара и арестовывают Кейт. Однако она успевает дёрнуть рычаг, и юколы сбегают по мосту за границу, потому что злодеи слишком тупы, чтобы дёрнуть рычаг обратно. На этом игра и обрывается, оставляя историю совершенно открытой, дабы взбешённые фанаты купили продолжение. Можете приложить руки к лицу и побиться головой о стену – я вас пойму.

Помимо всех этих недоработок, непродуманностей, затягивания и просто позорного в своей гнусности финала можно назвать и другие второстепенные проблемы игры. Так, если предыдущие части были стимпанковскими, тут в стимпанк вносится ряд явно анахроничных деталей: современные куртки, советские автомобили, метро... Если в первой части можно было поверить в космодром на заводной тяге посреди стимпанка, то тут Жигули и Волги посреди городка 19 века выглядят довольно чужеродно. Не впечатлила лично меня и музыка, которая во всей игре представляет собой вариации на тему песнопений кочевников. Лишь первая композиция, сделанная в духе русских песен, как в предыдущих частях, выгодно отличается. Ну и, опять-таки, графика, графика... Это, конечно, недостижимый уровень для нынешних квестов, но игра из-за неё теряет в атмосферности, походя на какую-то очередную Unity-бродилку, а не проект ААА-класса, особенно на второстепенных локациях. При этом графика ухитряется по атмосфере уступать даже первой части "Syberia", которая вышла почти 15 лет назад!

Syberia 3 Syberia 3

В этом стоит упрекать явно художников и продюсеров, которые пытались делать игру ААА-класса на небогатый бюджет – сам Сокаль, судя по концепт-артам, рисовал куда лучше и интереснее.

Если быть честным, в игре есть и много хорошего. Здесь по-прежнему представлена пустая и холодная Россия, в которой нетрудно найти отзвуки и остатки былого величия. Здесь разбросаны маленькие трагедии рядовых людей. Впервые удалось уделить внимание обширным диалогам. Сохранены многие важные элементы предыдущих игр, её хорошо узнаваемый визуальный стиль. По-прежнему в наличии особая сокалевская "клюква" о России, атмосфера вымышленной Сибири и приятный юмор. Есть действительно трагичные и трогательные моменты. Среди героев всё те же любимые лица. Как я уже говорил, первая четверть игры мне понравилась. Но, увы, игра пала жертвой совершенно ожидаемой проблемы: ей оказалось нечего сказать. Романтический смысл оригинальной Сибирии как будто остался, но на самом деле был значительно испорчен приёмами второсортных боевиков, а также беспричинным затягиванием.

Размышляя над тем, почему третья часть игры оказалась хуже предыдущих, я начал их мысленно сравнивать, и вдруг с удивлением понял, что всему хорошему игра обязана именно им, предыдущим частям, у которых она берёт очень многое. О безликих злодеях с надуманной мотивацией уже было сказано. Подготовка к отбыванию из Вальсембора с постоянной технической вознёй и уламыванием местных властей – это уже было как в первой, так и во второй части. Даже уменьшение длины каната для вытягивания в Барануре уже было в деревне юколов второй части. Да и весь суровый и мрачный Баранур после белого и сонного Вальсембора – это примерно то же, что и мрачный и безжизненный Комколзград после барочно-старого Бароккоштадта. Суровая и харизматичная, но очень второстепенная Катерина, которая помогает нам просто так – это замена полковнику Пугачёву из второй части. Капитан Обо, мучащийся из-за непоправимости прошлого, немного похож на того же полковника Шарова. Даже трусливый пограничник возле Яхастана – это замена противоположному по своему характеру капитану Малатесты из первой части, который готов был годами напролёт следить за вражеским деревом напротив границы. По-настоящему из новых хороших героев тут разве что Дуняша Домбровская и Курк. Но последний слишком уж умный, отмытый, правильный и... малопримечательный. Да даже финальная головоломка в виде огромной машины, к которой надо подобрать комбинацию – это повторение финальной головоломки второй части.

Syberia 3

Но тем не менее, разница весьма ощутима. Первые игры – это красивая и трагичная история о продвижении к мечте несмотря ни на что. Красивое окружение, возникающие по пути препятствия, встреченные герои со своими маленькими трагедиями – это, по сути, лишь оболочка для центральной линии – продвижения к цели, при котором Кейт морально закалялась и становилась тверже и самостоятельнее. Для этого были актуальны и проходы в прошлое, к жизни Форальберга и жертвам, которые он понёс за свою идею – потере семьи, дома, привычной жизни, возможной любви... А о чем третья часть, если смотреть в корень? О спасении юколов – именно так. Именно это мы и делаем всю игру без исключения. При этом большая часть персонажей относится к юколам подчёркнуто негативно без всяких видимых причин, мы выслушиваем несколько душещипательных историй об их притеснении в прошлом и поглощении их храма цивилизацией. История Форальберга затрагивается всего несколько раз – и сводится к тому, что он был в этих местах и построил тут несколько заводных механизмов, в том числе огромный парк Баранура. Правда, последний, по прихоти Сокаля, на сей раз работает на непривычном для Форальберга электричестве – что ещё один отход от канона. Упоминания о Форальберге были бы совершенно бессмысленны и сводились бы только к игре на ностальгии, если бы не встреча с Оскаром – тоже, впрочем, не слишком нужным в этой части. Из старого осталась только уверенная и решительная Кейт, которая, однако, не меняется в ходе сюжета – ей уже просто некуда.

Итак, вот к чему и сводится вся игра – к защите кочевников от довольно непонятной угрозы. При этом незаметно, чтобы юколы были этакой метафорой Сибирии, её последним отзвуком жизни в борьбе с рационализаторской бездушной цивилизацией, что символизировало бы защиту права на мечту в современном циничном мире. Снежные страусы тоже в теории могли бы стать сносной заменой мамонтам. Однако, нет, в сюжете нет ничего подобного. Страусы мало привлекают внимания даже Кейт, а спасение юколов – это всего лишь предлог для сюжета, причём он вообще ничем вменяемым не обоснован. Оставим нелепую мотивацию злодеев. Даже если обратиться к жизни, а не комиксам Сокаля, очевидно, что оседлое цивилизованное существование безусловно выгоднее бессмысленного нищего кочевания, а милые коротышки из северных народов могут быть настроены не менее варварски и коварно, чем противостоящая им диктатура. Кто не верит, пусть почитает историю Казымского восстания 1931-34 гг., где северные племена остяков и самоедов были подбиты своими шаманами и кулаками на бунт с захватом заложников и их бессмысленным убийством. Причём среди требований восставших была не только отмена налогов, но и ликвидация культурно-просветительской работы – не хотели кочевники учить детей грамоте и давать образование, кочевникам это не нужно.

Низведение красивой сказки о борьбе за мечту к истории с невнятной моралью о сохранении мультикультурности в современных условиях выглядит весьма удручающим. Не тот замах, не та тема. К тому же, сюжеты предыдущих игр были и более логичны, и гораздо лучше продуманы, и головоломки не заставляли их буксовать. И ещё одно качество из игры практически пропало – нежность. В ранних играх всё ощущалось, как и положено красивой сказке, немного невсерьёз. Нельзя было не умиляться красивым видам, юмору персонажей, нелепым злодеям и взаимоотношениям Кейт и окружающих, особенно немного капризного Оскара. Тут же слишком много опасностей, злодеев, бетона, железа и радиации вокруг, чтобы оставаться ласковым.

Syberia 3 Syberia 3

Вот так "Syberia 3" заявила о себе. Нельзя сказать, что игра лишена достоинств – дух и стиль прежних игр в целом сохранён. Но явно не такой странной маломотивированной истории с очевидными самоповторами ждали фанаты от продолжения легендарной серии. Такие игры надо делать отлично, либо не делать вообще. То же самое касается и технической части. Судя по всему, студия жестоко просчиталась со сборами игры – и это неудивительно. Будущее покажет, появится ли четвёртая часть, которая реабилитирует авторов. Остаётся надеяться, что Кейт после этого окончательно и бесповоротно доберётся до дома, чтобы прекратить ненужные эксперименты. Главное, что показала игра – история острова Syberia и Ганса Форальберга окончилась раз и навсегда, и добавить к ней что-то вряд ли получится.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ...