02.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 (.PC)
monochrom / monochrom, 2005

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Chapaevec.

Австрокоммунизм с любовью

В 1993 г. в Австрии зародилась арт-группа "Monochrom", которая объединяла любителей искусства, философии, робототехники, политики и других увлечений. Находится этот коллектив на территории крупнейшего в мире культурного комплекса, "Квартала Музеев". Это весьма своеобразное объединение, придерживающееся условно-левых взглядов, которое активно занимается экспериментами с развлекательным, образовательным и эстетическим контентом, продолжая богатую немецкую традицию перфомационного искусства. Лидером и душой группы является длинноволосый блондин Йоханнес Гренцфутнер. Группа издавала арт-журнал, отметилась едва ли не во всех видах искусства, отличаясь интересом к сетевой культуре. Подробности можно найти в Википедии.

Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1

В 2001 г. она запустила проект "Soviet Unterzoegersdorf" – это название вымышленной советской республики, оказавшейся в Австрии. Идея родилась у Гренцфутнера после того, как он погостил у бабушки в деревне и под воздействием её весьма клюквенных воспоминаний о советской оккупации задумался, что было бы, если бы в Австрии установился коммунизм. По легенде это последняя советская республика, которая занимает 2,5 квадратных километра в Австрии между полем и местным шоссе в старой деревне. У власти по-прежнему местная компартия, никаких дипломатических отношений у страны нет, разве что с Китаем и Северной Кореей, а промышленность, в основном, заключается в добыче и перевозке гальки. Несмотря на это, все жители страны поголовно обладают высокой сознательностью и верят в коммунизм, а у государства до сих пор остались собственная космонавтика, суперкомпьютеры, ракеты и прочие необычные изобретения. При этом у страны геополитический конфликт с соседним проамериканским городом US-Оберцёгерсдорф, который в 1990-м году совершил атаку на скоростных тракторах и посмел захватить у коммунистов земляной холм!

Получившийся проект имел ярко выраженный клюквенно-юмористический характер. Члены группы надели советскую военную форму, приняли псевдорусские имена и сделали ряд примитивных роликов, театральных постановок, короткометражек и перфомативных выступлений. Начали они с того, что организовали тур по той самой деревне, реальному Унтерцёгерсдорфу, объявленному советской республикой – причём "туристам" выдавали местные паспорта с пионерскими звёздочками на обложках. Сам Гренцфутнер так вжился в образ, что до сих пор на свои выступления нередко приходит в форме советского майора и в галифе с гамашами, но с ботинками вместо сапог. А в 2008 г. он в образе комиссара Крусова пришел на вечеринку компании Дисней в Сан-Диего, объявил себя послом Унтерцёгерсдорфа и обвинил хозяев в культурном империализме против его страны.

Пиком активности проекта стал выпуск в 2005 году любительского FMV-квеста, который и рассказывает всё, что группа смогла придумать о своей республике. Игру до сих пор можно скачать на отдельном посвящённом ей сайте. Я знал о её существовании долгие годы, но лишь недавно в моем клюквоведческом пыле у меня до неё дошли руки. Что же из себя она представляет?

Завязка игры проста и невзыскательна. Однажды товарищ Владислав Гомулка вышел на стандартное дежурство на задний двор имени Красного Октября. Однако он обнаружил погром – иностранные надписи, повреждение пищевой промышленности страны, а также разбросанные следы жизнедеятельности молодёжных субкультур Запада, оставленные ими даже на стенах! Расследование, впрочем, быстро показало, с какой территории было совершено провокационное нападение, так что конец игры посвящён попытке отомстить преступникам – увы, неудачной.

Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1

Интересно, что хотя игра выходила только на английском и немецком, русскоязычные граждане тоже легко могут в неё играть. Потому что вся речь персонажей неожиданно озвучена на русском – и при том правильном русском. Правда, голосов мало – всего три: женский, молодой мужской и суровый бас, который озвучил 90% материала. Но видно, что переводили и озвучивали дело люди русские, которые умело вставляли наши поговорки, идиомы и даже пару раз матерные выражения. Такая добросовестность от столь бюджетного проекта, конечно, радует.

Игра весьма небольшая – в ней не более 12-15 интерактивных фонов разрешением 640 на 480, и проходится она без напряга за пару-тройку вечеров. Геймплей и оформление ностальгически возвращает нас в 90-е, когда социализм пал, но зато капитализм изобрёл в своих квестах четыре действия под активный курсор и технологию FMV. Все локации – сфотографированные фоны убогой и нищей австрийской деревеньки. Персонажи с сумасшедшими псевдорусскими именами, одетые в самые дикие сочетания советской военной формы, представлены в виде оцифрованных людей. Частотность кадров тут, кстати, настолько низкая, насколько это было возможно технически, ни одного полновесного кат-ролика, как в 90-х, нет.

Чисто как квест проект отдаёт и другой сильной любительщиной. Квестовая логика тут не самая продуманная – много неактивных предметов в инвентаре, туманные способы продвижения и поразительно большое количество смертельных концовок, в том числе на время. После каждой суровый закадровый голос обзовёт нашего героя растяпой и мрачно подытожит: "Теперь придётся продаваться Западу с потрохами". Похоже, вдохновлялись создатели играми Sierra Online начала девяностых... Кроме того, игра почему-то любит вылетать в самых неожиданных местах, поэтому приходится регулярно сохраняться. Однако прохождению помогают небольшие размеры локации и более-менее ясные цели и задачи. Для последнего всегда можно получить по телефону указание-подсказку Партии, если будут затруднения.

Приключение Гомулки поэтому простое и очень недолгое – но, в принципе, оно развлекает. Мы увидим много пародийно обыгранных штампов о жизни при коммунизме – госучреждения в разваленных сараях, библиотеку-клоповник с протоколами пленарных заседаний, бюрократию, памятники, минированные поля на границе и огромное количество коммунистических лозунгов. Последние ежеминутно выдаёт сам Гомулка, реагируя так почти на каждое действие – собственно, лозунгами тут общаются практически все персонажи, которых тут не больше пяти. Неожиданно, что даже у такой нищей деревни есть свои чудо-устройства – кибернетическая машина виртуальной реальности на атомном топливе, почти разумный робот и даже преобразователь материи, работающий на древесных опилках! Кроме того, на локациях постоянно играет музыка – в основном, советские марши, но не только. Есть и вполне себе современные мелодии, которые явно предоставлены проекту какими-то любительскими коллективами. Их можно, при желании, переключать через телефон. Особенно меня умилили тонкие познания авторов – так, при каждой смертельной концовке появляется надпись на русском "Конец" и играет мелодия "Бьётся в тесной печурке огонь", которая тут же обрывается.

Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1

Заканчивается игра внезапным клиффхэнгером – Гомулка попадает в плен. Вытащить его должны товарищ Макарова и комиссар Крусов (играет лично Гренцфутнер). Этот сюжет получил продолжение во второй части, "Sector 2", которая вышла благодаря популярности первой только через четыре года.

В 2009 г. игра совершенно не изменилась. Перед нами те же сфотографированные фоны и персонажи на них с очень небольшой частностью кадров. Правда, количество контента резко выросло: локаций тут больше раза в два, аж около 60. Причём не все фоны интерактивные и задействованы в сюжете. Например, кого-то может позабавить посещение местного музея, где есть фотографии членов группы в советских обносках на фоне взятых из интернета изображений, к каждому из которых приложена впечатляющая социалистическая история; а ещё тут есть забальзамированное тело отца-основателя республики, которое механически пляшет в ушанке.

Также Унтерцёгерсдорф показал нам множество других впечатляющих и, безусловно, социалистических мест: высохшее озеро Буйкал, результат маленькой ошибки бурильщиков; ресторан советской кухни с чисто советским названием "Шамиль"; посольство КНДР с завалявшимися внутри ржавыми ракетами, собираемыми по журналу типа "Сделай сам"; собственное подземное хранилище с единственной сломанной ракетой "Ласковый подзатыльник"; заброшенный парк аттракционов, которому бы позавидовал Чернобыль; наземный суперкран "Категорический императив" с комнатой управления (украденной с изображения ТАРДИС в сериале "Доктор Кто"); центрифугу-войлокомоталку; и многое, многое другое... В частности, авторы наконец-то освоили фотошоп, поэтому всю игру нас будут сопровождать советские статуи, понатыканные в самых разных местах. При взгляде на них Крусов будет выдавать какие-то особенно упоротые и сумасшедшие лозунги и мысли. Соответственно, увеличилось и население славного государства, среди которого есть поэты, часовые, учёные, бомжи и прочие обычные советские граждане. Среди них встречаются иногда и местечковые знаменитости времён создания игры, получившие тут своё камео.

Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1

В остальном никаких принципиальных отличий нет. Ходим, применяем предметы, слушаем музыку. Её тут много – в игре более 30 треков от совершенно никому не известных инди-коллективов, которые сделаны в самых разных жанрах: джаз, блюз, техно, инструментал, электро и бог весть ещё что. У каждой композиции обязательно громкое социалистическое название, не имеющее отношения к технике исполнения и содержанию. Увы, переключать это всё можно только при прямом посещении радиостанции. А последнее затруднено, так как при большом количестве локаций передвигается наш Крусов очень медленно, а карты в игре явно не предусмотрено. Это заставляет долго и нудно ходить по весьма немаленьким локациям.

Постепенно становится понятно, что это только часть элементарных технических проблем. Например, авторы не продумали удобный и наглядный выход с локаций. Поэтому приходится в буквальном смысле прощупывать края экрана – есть очень большой риск просто не заметить некоторые фоны и элементарно застрять по сюжету. Так же, как и ранее, в игре есть обширнейший ассортимент самых нелепых способов смерти – она может наступить практически в любой момент. По этим концовкам видно, что Крусов куда более хлипкий коммунист, чем Гомулка, и может умереть даже при неосторожном взгляде и мысли о чем-то антисоциалистическом. Слабак и латентный ревизионист!

Особо удручает квестовая логика, которая тут на невысоком уровне. Если в первой игре нам дали какую-то определённую цель, то тут никто этим не утруждается. Подсказками игра вообще не озаботилась, поэтому кое-какие моменты элементарно нерешаемы и могут быть найдены только опытным путём даже теми, кто привык к квестовому безумию. Вышеупомянутая ходьба-а-а-а и плохие переходы сильно затрудняют возможность перебора действия. На локациях есть много "красных селёдок", которые привлекают внимание, но, в итоге, остаются совершенно ненужными для сюжета. А самое отвратительное – создатели ухитрились поломать квестовую логику. Как минимум три раза в игре можно крепко застрять из-за отсутствия нужного предмета, который ты не получил/слишком быстро потратил. Позор для любой игры, вышедший после середины девяностых. Видимо, кто-то решил взять у старых квестов Sierra Online не только технику постоянных смертей...

Очень резко упало качество озвучки. Правда, разнообразие голосов выросло, но, в то же время, читают русский текст здешние недоактёры отвратительно. Огромное количество речевых ошибок, плохо продуманные интонации, совершенно неправильные ударения в самых обычных словах, нередко – откровенная отсебятина, противоречащая тексту, а то вовсе дурной перевод – проблем тут не пересчитать. Особенно я был впечатлён, когда штык назвали "байонетом". Всё это элементарно противно для каждого русскоязычного игрока. Правда, у второй части есть и жирный плюс – она ни разу не вылетела, в отличие от первой. Программистам – моё spasibo.

Что самое обидное, "сюжет" тут крайне невзыскательный даже по меркам первой части. Динамики никакой нет – почти все локации открыты с самого начала, ходи и действуй. Хотя по идее нам нужно найти способ пройти через минное поле – вместо этого Крусов довольно неожиданно впутывается в любительский детектив по расследованию гибели человека, а потом занят сборкой полехода – земного корабля на атомном ходу. По сути, этому и посвящено 90% времени. Концовка и вовсе долгая и нудная. Она заставляет ехать в US-Оберцёгерсдорф на полеходе, а потом сражаться с австро-американцами путём подбора правильных слов в предложениях. Вот тут-то становится понятно, зачем раньше надо было читать весь бред из уст Крусова, когда он реагировал на советские статуи... После спасения Гомулки заканчивается всё нелепым и неинтересным клиффхэнгером с бунтом местной молодёжи, пятой колонны Запада. Да, пятой колонны, тщательно скрывавшейся всю игру от наших глаз – в стране, где даже преклонные бомжихи преданы социализму, поэтому нет ни малейшего упоминания КГБ и спецслужб. Тревожная судьба республики остаётся неизвестной с 2009 года. Остаётся верить словам Гренцфутнера на ютубе, что она ещё жива, хотя и испытывает некоторые проблемы со своим сервером.

Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1 Sowjet Unterzögersdorf. Sector 1

Подытоживая, в полном соответствии с заветами социализма задумка и энергия группы Monochrom и её великого лидера товарища Гренцфутнера... были масштабнее, чем получившееся в итоге творение. Немецкий специфический юмор и абсурд, мягко говоря, зайдут не каждому – поверьте человеку, который ничего против такого юмора в "русских квестах" никогда не имел. На серьёзное размышление о судьбах постсоветского социализма в новых условиях проект тоже явно не тянет – глубины сюжета тут меньше, чем в обмелевшем озере Буйкал. Контент проекта и интеракция выглядят очень скромно и выдают любительщину практически в каждом пункте. А уж элементарные неудобства и непродуманности второй части сильно затрудняют прохождение, даже несмотря на крайне небольшой размер. И если первую часть вполне рекомендуется быстро пройти, чтобы посмеяться и впечатлиться атмосферой великого Совет-Унтерцёгерсдорфа, то вторую я бы рекомендовал идти сразу по прохождению – всё равно ничего особо не потеряете.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя