Итак, пойду прямо в том же порядке, в каком составил свою рецензию Валентин. Речь в первую очередь пойдет о материальной стороне различных проектов. Да, создание шутера, РПГ и тому подобных игр (в том числе и современных квестов) требует весьма и весьма значительных вложений денег. Иное дело - создание квеста, по своему уровню находящемуся на уровне 96-97 года. Да-да, ведь "Штирлиц" не поражает ни графикой, ни звуком. Все сделано вполне достойно, но не более того. Как истинно российскому продукту, я бы поставил ему 5 с минусом. Тем более, что отпускная цена на "Штирлица" составляет 1,6$ за собственно диск и 6$ за бокс. Посмотрев на цену пиратских компактов на Горбушке и в Митино (речь идет о Москве, информацией о ситуации в регионах я не располагаю), которая находится в районе 1,8$ за диск, причем не имеющий никакой гарантии и технической поддержки, нормальный пользователь выберет, естественно, диск "Буки".
Увы, ситуация в нашей стране пока такая: если издатель будет держать цены выше цен на пиратские диски, то для него это закончится провалом, ибо диск будет моментально перепечатан пиратами. Исходя из этого, становится ясным, что вложение сколь-либо значительных сумм в новый проект также чревато непредсказуемыми последствиями, так как существует только два выхода. Первый - увеличение числа компакт-дисков при низкой цене (вопрос: найдется ли столько российских пользователей, чтобы окупить такой проект?) и поднятие цены на CD, ориентируясь на ограниченный круг покупателей. Впрочем, тут все и так ясно.
Так что "Штирлиц", конечно, заслуживает критики, но результаты продаж, по-моему, предопределены, а это является основным показателем успеха игры. Ведь большинство чартов (музыкальных) составляется не на основе опроса слушателей, а на основе объемов продаж.
В чем я полностью разделяю мысль Валентина - так это в том, что сюжетная нить подкачала, хотя на каждом уровне было понятно, какова конечная (или промежуточная) цель. Единственный вопрос, возникавший периодически передо мной - где искать средства для дальнейшего продвижения. А вот ролики, на мой взгляд, почти все оказались на высоте и вполне логично осуществляли связку одного уровня с другим. Подкачал только первый, основной ролик. Кстати, я так и не понял, как в машине Штирлиц одновременно ухитрялся сидеть за рулем и на заднем (судя по декорациям) сидении. Видимо, художники просто не видели машин ни в кино, ни на улице. Что касается финальной сцены, то у меня есть основания полагать, что на самом деле все планировалось несколько иначе, но временнЫе рамки были слишком узки. Тем не менее, ощущения очень уж сильной смазанности финала у меня не возникло (в отличие ПиВИЧ-2).
Сценарий. Тут впечатление такое, что не было единой сюжетной линии, а просто придумывались загадки, различные персонажи и все это каким-то непостижимым образом связывалось. Однако, необходимо отметить, что, судя по всему, прохождение игры окажется весьма занимательным и очень даже продолжительным для значительного количества игроков, ибо порой используются очень нестандартные ходы для решения загадок
Вкус. О вкусах, как известно, не спорят. Особенно в стране, где вкус значительную часть времени диктовался сверху и что хорошо и что плохо было прописано в учебниках. Перемены и реформы в стране вновь сменили систему общественных ценностей и то, что считалось святым и неприкосновенным, стало жупелом для большинства обывателей, тем, чего надо бояться и в то же время не забывать при удобном случае пнуть ногой или хотя бы плюнуть. На мой взгляд, уже наступило такое (для меня, по крайней мере) время, когда можно достаточно свободно взглянуть на свою историю.
"Пнуть Ленина". Сильно сказано. В игре персонаж, так похожий на Ленина, имеет все-таки другое имя-отчество. Как говорится, "это был человек, похожий на генерального прокурора". Ильич давно перестал быть человеком, упоминать имя которого всуе было большим грехом. А разработчики не перегибали палку в его отношении. И все атрибуты оставили при нем и не опошлили какой-нибудь скабрезностью. Так и остался он борцом подполья.
Подумалось вот мне о Боярском. А что? Он, как и Горбачев, тоже Михал Сергеич. И почему его не прокатили? Вообще, то, что бедный Санта Клаус есть никто иной, как Горбачев, я предположил только после прочтения статьи, свой отзыв на которую я сейчас и пишу. Видимо, прототипом был все-таки партийный портрет с заретушированным родильным пятном, ведь на Санта Клаусе его не видно было. Личные трагедии переживают все. И только у единиц эти трагедии выставляются на обсуждение в СМИ. Поднимается ни к чему не нужная шумиха, в то время как у большинства людей родственники и близкие умирают в больницах только от того, что слишком велика для них стоимость лекарств и операций. И вообще, в игре не затрагивался момент личной трагедии, а только сама персона. Хотя, повторюсь, я в персонаже не разглядел первого президента нашей страны.
Нет, я положительно перестаю понимать ход мыслей Валентина. Сначала Горбачев, затем концлагери. Их я тоже не нашел. Может, это "лупанарий", где предаются "до последнего" удовольствиям? На востоке говорят: "есть три удовольствия: есть мясо, скакать на мясе и ...". За тем исключением, что один из персонажей не на мясо сел, а на иглу. Опа! Да здесь же совершенно открытая реклама наркомании! Он же сидит на игле и при этом доволен! ЦЕНЗОРА! ЦЕН-ЗО-РА!!! Тишина...
А! Я понял! Концлагерь - это ковыряние в мозгах Штирлица. Точно! Вот оно где! И радужные картинки с Анкой и Чапаевым - галлюцинации изможденного мозга Штирлица, плод его невыносимых страданий в застенках Гестапо.
С уваженьем, дата, подпись...
Читайте также
1. Рецензия Валентина Ефимова.
3. Рецензия Полярного Мишки.