Вы наверняка помните игру "Primordia" про робота Горацио, живущего у сломанного космического корабля и пытающегося его починить, его язвительного помощника бота Криспина, и про их путешествие в город роботов, управляемый искусственным интеллектом с замашками диктатора. Если не помните, бегите в магазин, ибо это уже совершенно точно классика. "Strangeland" – игра абсолютно другая, так что если вы ожидаете чего-нибудь "в духе", то нет, этого не будет. Тем не менее, обратить своё внимательно тут есть на что.
Если коротко, вы приходите в себя в странном и явно нереальном месте. Кругом висящие в воздухе дорожки, впереди – остатки (обломки?) бродячего цирка. Вход – огромная картонная голова клоуна, отпускающего шуточки юмора, причём весьма посредственного. Внутри – полуработающие, а порой и вовсе не работающие аттракционы. Но главное – девушка, которая раз за разом падает в бездонный колодец. И где-то вдали – некая тёмная сущность. Девушку нужно спасти, сущность – победить. Почему? Не спрашивайте. Навязчивая идея. Так что руки в ноги – и вперёд. И не надейтесь, что будет просто, ведь мир этот, как уже было сказано выше, не очень реален, хотя логика своя, хоть и с преподвывертом, в нём есть.
Что сразу привлекает внимание, так это атмосфера. Казалось бы, тут сходу должно напрашиваться сравнение с "Sanitarium", и авторы признавались, что вдохновение черпали в том числе и в ней, но ощущение здесь всё же немного другое. Перед нами блёклый застывший мир, в котором ничего не происходит. Как сидел под деревом безглазый мудрец много... чего? дней? лет? веков?, так и сидит, и будет сидеть. Он что-то пишет, да время от времени подкармливает голубей хлебушком, который вовсе не хлебушек, да и голубей никаких нет, а есть говорящий ворон, которому дела до вас нет. Так было, есть и будет, и вы в это охотно поверите и примете. Локаций тут всего с десяток, да и из них сразу доступно чуть больше половины, что усиливает клаустрофобность местного мирка. И сверху это всё накрывается классической электронной музыкой, немного хаотичиной по звучанию, но от того неожиданно целиком и полностью обволакивающей вас, хоть это и совсем не эмбиент по стилю.
Странное сочетание несочетаемого тут повсюду. Есть русалка, и есть хайтечный робот-кузнец. Есть женщины в огромных карнавальных масках, которые утверждают, что не нужно к ним относиться как к женщинам, потому что им места в этой истории нет, и на их месте должны быть мужчины, но тех просто под рукой не оказалось, – впрочем, и они будут со временем трансформироваться. Есть и совсем уж не вызывающее приятных чувств существо, состоящие из рук, ног и ртов – сон разума рождает чудовищ, Франциско Гойя – ещё один из источников вдохновения авторов.
Поскольку мир этот – не то сон, не то посмертие, не то ещё не пойми что, то и логика задач не всегда очевидна, хоть те и выполнены в традиционном point and click. Не всегда понятно, что нужно делать дальше. Я бы отнёс "Strangeland" к разряду сложных адвенчур – впрочем, есть в мире игры телефон автомат, и если позвонить по номеру 0, то голос вам подскажет, что делать дальше – звонок бесплатный, деньги же вам пригодятся для другого. Есть небольшие вкрапления иных механик (головоломки с переключателями-лампочками, тир), но особых проблем они вам доставить не должны, а в некоторых случаях можно использовать и вполне адвенчурное читерство.
Что до развития сюжета, то когда вы уже предвкушаете переход из этого застывшего царства в следующий набор локаций, желательно бы с другим настроением, чего можно было бы ожидать, скажем, от всё той же "Sanitarium", то местный мир остаётся ровно тем же, но издевательски выворачивается наизнанку и становится ещё более мрачным – увы, вы заперты внутри, и до самого конца вам отсюда никуда не деться. Ото всюду лезет какая-то боль, болезнь – слова однокоренные. И смерть. Да, вы и раньше могли умереть и возродиться в самом начале, что, впрочем, не сильно огорчало в виду камерности мира. Но чем ближе к финалу, тем чаще вы и смерть будете встречаться. Пока внезапно не наступит концовка, одна из четырёх, выбрать которую вы вольны сами последним решением. Ответов на вопросы не будет, и мне останется только отправить вас к дневникам разработчиков, в которых рассказана предыстория создания игры. Тогда вам станет более понятно, про что игра, откуда всё взялось. Но не читайте их до окончания прохождения.
Собственно, в этом и кроется главный минус игры: в начале задали цель, в конце вы её достигли, а в промежутке между этими двумя точками нет никакого развития. Есть герой, но нет ситуаций, в которых мы могли бы ему сопереживать. Есть условный злодей, но его не очень понятно за что ненавидеть, уж даже не говоря о том, чтобы понять, откуда он такой взялся и как его можно победить (да и можно ли это сделать вообще). Есть набор адвенчурных заданий, но этого мало. Была поэтичная идея, но её зачем-то растянули на лишний акт, да пришили излишне пафосную финальную битву, растянув действие до четырёх-пяти часов. Не нужно было гнаться за продолжительностью, стоило отпустить игрока раньше...
В итоге, мы имеем красивую и атмосферную миниатюру-переростка с не самыми простыми задачами и весьма условной историей. Если вы представите себе, что попали в посмертие (но не в ад и не в рай), и там вас заставляют играть в адвенчуру, то ей вполне стоит оказаться именно "Strangeland" – не плохой и не хорошей, но вполне соответствующей этому странному месту.
Общая оценка: 70 из 100.