02.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Saint Kotar (.PC)
Red Martyr Entertainment / SOEDESCO / Red Martyr Entertainment, 2021
Александр Преймак / SOEDESCO / Red Martyr Entertainment, 2021

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive)
steam (archive) саундтрек и арты пролога
gog (archive)
gog (archive) саундтрек и арты пролога

Автор рецензии: Chapaevec.

Проект "Saint Kotar" от небольшой хорватской студии впервые был объявлен аж пять лет назад, в 2016 году, но быстро увяз в проблемах из-за отсутствия средств. И лишь недавно, с выходом на Кикстартер, он привлёк серьёзное внимание. Изначально он позиционировался как хоррор-адвенчура о сатанизме и колдовстве в провинциальном хорватском городке. Однако любители квестов быстро разглядели, что в локациях и завязке есть что-то, неуловимо напоминающее классику хоррор-квестов – мистический детектив в готических традициях "Чёрное зеркало". Помимо этого интерес к игре подогревали и сами авторы, тесно общавшиеся с фанатами, которые даже выпустили в STEAM год назад демку с подзаголовком "Жёлтая маска". Демку я прошёл и был не слишком впечатлён увиденным, однако игра наконец собрала деньги и успешно вышла. И оказалось, что всё это действительно было не зря. Теперь я с удовольствием могу сказать, что не зря ждал выхода проекта, и в ряду хоррор-квестов кроме "Чёрного зеркала" появился как минимум приличный образец. Который не портят даже очевидные недостатки, включая сюжет, который можно было предсказать уже по демке (собственно, я так и сделал).

Хорваты действительно старались. По всей видимости, работа над техническими ошибками и шлифовка сюжета игры длились перманентно. Так, в первых аннотациях заявлялось, что наши герои – это три персонажа: девушка-венгерка Виктория, её брат Бенедек Дохнаны и её муж, русский, Николай Калякин. Бенедек, по первой аннотации, был профессором-медиевистом, Калякин – музейщиком, а Виктория – журналисткой. В демке, однако, Бенедек стал ярым религиозным фанатиком некого ордена, а Калякин – странноватым морфинистом. В окончательной версии тоже многое изменили, и надо признать, что изменили к лучшему. Теперь наши два главных героя – Бенедек и Николай – это нормальные служители католической церкви, монах и дьякон. Они больше не похожи на двух взвинченных полоумных, а экспозиция раскрывается в действиях, а не монологах на тему "напомни, что мы делали вчера вечером?".

Однако основной стержень сюжета остался тот же. Приехав по настоянию сестры Бенедека Виктории в город для посещения выставки в древнем замке, герои быстро отключились в арендованном на окраинной опушке домике, а когда очнулись, обнаружили, что Виктория пропала. В отличие от демки, где была обрывочная экспозиция через пустую болтовню, тут на экспозицию отводят целый час действия. Выясняются просто чудовищные вещи: в городе совершаются жестокие убийства, бродят беглые полоумные преступники, действуют жестокие сектанты, а самое плохое – с этим как-то связана и сама Виктория, из-за чего нас сгоряча даже хотят арестовать. Разумеется, после этого паре необходимо начать собственное расследование, чтобы выяснить, что тут происходит. По ходу действия окажется, что мы попали в этот город отнюдь не случайно, и с этим городом связано наше прошлое… древнее прошлое…

Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar

Подозрения, что авторы негласно ориентировались на "Чёрное зеркало", после релиза только подтвердились. Пересечений у игр заметно много, несмотря на то, что эпигонства и плагиата у хорватов нет. Тут и общая мрачная атмосфера, и идея мистики пополам с расследованием, и жестокие кровожадные убийства. Близорукий сутулый монах Бенедек также мало похожа на въедливого детектива, как и длинноволосый тихоня Сэмюэль Гордон. Даже набор локаций похож – у Святого Котара тоже есть свой древний замок, церковь и жуткая старинная лечебница, где над пациентами совершают разные ужасы. Собственно, источника вдохновения никто и не скрывает, в самом начале игры вас даже ждёт очевидная пасхалка в виде того же самого чёрного зеркала.

Наконец, это тоже мистический детектив, причём с очень интересной завязкой, хотя и заметно другой. Как видим, в отличие от "Чёрного зеркала", нас сразу погружают в толщу событий, и придётся постигать всё на ходу. Интерес держится на том, что в начале игры нам дают много информации, но она получена от других лиц и не может быть подтверждена. Мы не знаем не только, где Виктория, но и то, действительно ли она виновна? Бенедек, давно настроенный против сестры, склонен поверить в это, её муж Николай, напротив, слепо защищает свою суженую. Кто из них прав – сказать трудно. И всё это происходит в месте с потрясающе мрачным антуражем.

Собственно, антураж – сам город Святый Котар – это лучшее, что есть в игре. Авторы мелочиться не стали и сразу изобразили настолько жуткое и мрачное место, насколько могли. По сравнению со Святым Котаром приснопамятная Лозовая Заводь из "Чёрного зеркала" – идиллический заповедник. Вокруг сплошная тьма: что бы ни происходило, сколько бы времени ни прошло, действие происходит только ночью. Несмотря на засушливость, всюду медленно клубится сизый туман, причём даже сами персонажи подчёркивают его абсолютно необъяснимую природу. Все вокруг тёмное, мрачное, и как будто навеки застыло во тьме. В лесах нет никакой живности, кроме агрессивных ворон, которые вечно нападают на окраины. Воды местных реки и озера мертвы – там не водится ничего, кроме разве что пиявок в ближайшем болотце, да и те пиявки – опасные энерговампиры. Каменные постройки не менялись с самого Средневековья, леса выглядят как в фильмах ужасов, даже деревья черны от природы, под городом находятся таинственные катакомбы, а единственными светлыми моментами являются горящие свечки на могилах и в домах. Неудивительно, что местные жители считают себя проклятыми и наперебой говорят о том, что только вера в Господа спасёт их души.

В отдалённых уголках всё ещё страшнее: в облаках тумана на деревьях качаются висельники, леса забиты мистическими следами и артефактами, в двух шагах от церкви в развалинах пожарищ обитают калеки-сектанты, а в местные горы вообще запрещено ходить – настолько там опасно. Причина выясняется быстро: оказывается, в Святом Котаре существует уже многие века (!) недобитый культ жестоких сектантов-каннибалов, которых тут кличут "подлунными упырями". В былые времена его как будто уничтожил основатель и покровитель города Иван Котар, в честь которого и было названо место. Однако жестокая и, как обычно, несправедливая инквизиция казнила Котара по надуманному обвинению, и культ возродился, а с ним и проклятье здешних мест. Впечатляют просто невообразимые масштабы его деятельности – он существует без малого тысячу лет (!), подмял под себя администрацию, все окрестности, таится в каждом подземелье и катакомбах, которые проложены под городом, а здешние пропасти и подземелья уже буквально гниют от его жертв. Остаётся удивляться не тому, что в городе почти нет людей, а что при таком перерасходе мучеников здесь вообще ещё кто-то остался. Тем более, что по ходу развития сюжета становится понятно, что культ – классическая клюквенно-зловещая религия смерти, чьи адепты обожают мучить, убивать, пытать и есть людей заживо, а в промежутках между этим совершают зловещие ритуалы. В чем их цель? А в чём может быть цель каждого нормального злого сектанта? Конечно же, призвать к власти очередного Князя Тьмы с помощью очередной книги зла – этому и будет посвящён основной сюжет.

Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar

Надо сказать, что свой жанр хоррора игра старается оправдать как может, – и не столько саспенсом, сколько шок-контентом. Действие отличается небывалым уровнем жестокости. И пусть большую её часть не показывают, заменяя закадровой демонстрацией из соображений бюджета, её количество невольно поражает. Насилия, убийства и пытки подразумеваются и показываются каждые пять минут. Зверства культистов над жертвами во всех подробностях пересказаны и даже немного показаны. Органы жертв вырезают на съедение и поругание. Их мясо идёт на корм, а кожа – на производство предметов культа. Кровь нередко льётся по стенам целыми вёдрами. Десятками показаны как свежие, так и разложившиеся трупы, которых нередко так много, что они буквально превращаются в горы гнилого мяса! Не щадят никого, даже среди второстепенных персонажей большинство погибнет, подчас – прямо на наших глазах. Такую кровавую тризну не каждый день встретишь не то что в жанре квеста, даже в самом хорроре как таковом.

Саспенс в игре, однако, тоже есть. Радует, что мрачнейшие виды Святого Котара выполнены с удивительной красотой, которой в изрядно опростившихся квестах уже давно не было. Действие проходит в тщательно отрисованных локациях с элементами динамичной анимации – этого тут хватает с избытком. Всё выглядит в лучших традиция фотореализма старых квестов. При явно небольшом бюджете старательно отрисованы леса, камни, текстуры помещений, всё достаточно детализировано и впечатляет мрачной красотой. Даже здания выглядят достаточно реалистично и убедительно, а местами графику и впрямь можно сравнить с фотографией. Окрас окружения исключительно в тёмные цвета – чёрный, серый или тёмно-синий – выглядит атмосферно и достаточно эффектно даже при отсутствии действия, и сам по себе работает на напряжение. Отличные фоны – это действительно одно из самых больших достоинств игры.

Увы, трёхмерные модели персонажей выполнены гораздо хуже. Если все второстепенные герои не двигаются с места и потому выглядят нормально, то вот Бенедек и Николай изображены ниже среднего. Их фигурки более-менее прилично выглядят только в статике, но и тогда видна их лёгкая зазубренность. При каждом повороте они смешно искажаются. Большая часть их интеракции с окружением стыдливо заменяется чёрным экраном, а если действия всё же показаны, то обычно плохо прорисованы. При движениях Николай постоянно глючит, если рядом с ним Бенедикт – то он застывает, то бесконечно ходит рядом. Подобных мелких багов тут несть числа, и надо сказать спасибо за то, что это хотя бы не делает критичным прохождение. Видеороликов мало, да и те сделаны максимально примитивно – одно движение на мутном экране убогой модельки. Да и музыка откровенно подкачала – в основном это безэмоциональный шелест и переборы струн, которые работают на атмосферу, но не откладываются в памяти. Остаётся утешаться теми же великолепными фонами, которые не перестают радовать глаз. А всё потому, что их много. На фоне нынешних крохотных адвенчур "Saint Kotar" впечатляет размахом – использовано порядка 60-70 фонов, то есть, примерно столько же, сколько было в одскульных 2.5D-адвенчурах 2010-х годов.

Сюжетное наполнение игры тоже в целом на высоком качестве. Персонажи вокруг отличные, каждый хорошо прописан и не так уж плохо для малобюджетной адвенчуры прорисован и озвучен, вдобавок они тесно связаны между собой, что мы узнаем постепенно. Тему мистики с помощью своих культистов, ведьм и прочих демонов игра отрабатывает с лихвой. Расследование ведётся довольно бодро и интересно, и хотя нам не дадут проводить типичные действия типа подбора улик или допросов персонажей, постоянные поиски в духе "Кода да Винчи" действительно приковывают внимание к происходящему. Правда, славянского антуража в происходящее не добавят, здесь даже не у всех славянские имена, попадаются и западные типа Генри, Рудольфа, Иды и т.п. Разве что упомянут некую злую ведьму, убитую в Минске. Наш Николай тоже никаких выраженных русских черт не имеет, наверно, просто при озвучке было проще имитировать русский акцент, чем хорватский.

Впечатляет и сам Святый Котар, который не просто проклятое место из ужастиков, а самое натуральное воплощение всех стереотипов о богом забытом захолустье. На дворе, судя по деталям антуража, конец двадцатого века, но всё выглядит, в лучшем случае, как середина девятнадцатого столетия, если не раньше. Почти все персонажи одеваются по моде той эпохи, электрический свет почти везде заменён свечами и факелами, а жизнь людей мало изменилась со времён Средневековья – постоянная опасность, болезни, холод, еретики-сектанты в развалинах города, борьба с культистами... Даже закон в городе не изменился с тех времён – за святотатство или разграбление могил наказывают поркой и ссылкой в местную лечебницу, где до сих пор практикуется распятие! Даже сама церковь до сих пор конфликтует с Ватиканом из-за убийства 700 лет назад их покровителя Ивана Котара. Ни индустриализация, ни социализм, ни даже появление интернета не смогли изменить несчастный хорватский городок! Поистине, в этом проклятом месте время как будто остановилось. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все персонажи будут говорить на религиозные темы и толковать о душах, духах, демонах, проклятьях, ведьмах и прочих трансцендентных материях так подробно, как было только в Средневековье.

Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar

К сожалению, геймплей здесь откровенно подвёл игру. В отличие от большинства адвенчур, где он позволяет познакомиться с окружением и проявить способности героя, тут этого банально не получится. "Saint Kotar" продолжает и даже развивает до предела проблему нынешних адвенчур – полное неумение игроделов сделать вменяемый квестовый геймплей. Поколение неумех нашло выход в максимальном упрощении привычных манипуляций с предметами. Тут это сделано максимально радикально – их просто вырезали. Формально, у нас есть инвентарь, который пополняется предметами. Формально, мы можем и будем ими взаимодействовать с окружением. На практике – количество предметов никогда не превысит семи, и это, в основном, ненужные документы, а использовать их на окружении почти не придётся. Немногие манипуляции сделаны максимально просто и в духе "перенеси предмет/используй взятый рядом предмет". В остальном, почти весь геймплей заключается в осмотре локаций и диалогах с персонажами.

Диалоги – это отдельная песня. В нормальных играх вам даётся несколько тем для разговора, и дальше они ветвятся. Здесь – то же самое, только темы относительно небольшие, и потому ветвление очень сильное – даже на самые малозначительные вопросы уйдёт по две-три реплики в окне. При этом спрашивать нужно, как правило, всё, иначе диалоговое окно не исчезнет. Ветвление происходит примерно каждые несколько минут – диалогов тут очень много, и полноценный разговор с каждым персонажем занимает минут пять, а то и десять. И тут следует одна из самых серьёзных, если не самая серьёзная проблема игры. При каждом прекращении диалоговой ветки экран из-за плохой оптимизации зависает секунд на 12-15. Мучительно больно переживать все эти бесконечные, как пустынные барханы, паузы каждые полминуты, чтобы закончить очередной диалог и продвинуться по сюжету. Паззлов, как видим, тут нет, головоломок – тоже, и отдохнуть на чём-то другом, кроме диалогов, банально нельзя. Кроме того, эти чёртовы паузы и длинноты чудовищно растягивают прохождение и на корню убивают желание переигрывать.

Разумеется, при таком подходе и максимальных ограничениях действие становится очень линейным, и мы идём по сюжету, как по рельсам. Отвлекаться на свободное хождение по городу или самостоятельные действия нам особо не дают – да и негде, ведь весь город состоит из 10-12 фонов, а в безлюдных окрестностях, в основном, делать нечего. Правда, поначалу Бенедек и Николай действуют раздельно, между ними можно переключаться, и кажется, что эта удачная придумка с параллельным расследованием сработает. На практике, этого нас очень скоро лишат, и Бенедек, в основном, будет действовать сам, даже если Николай будет рядом. Тем более, что постепенно становится понятно – действие не только линейное, но и довольно накатанное, и, в целом, идёт по одному шаблону: расспросить местного жителя – выполнить какое-то мелкое поручение – обыскать новую открывшуюся локацию. Нередко подобный этап заканчивается каким-нибудь резким твистом или экшн-сценой, причём в намеренно кинематографическом стиле.

Здесь авторы вдавили педаль в пол и вставили в сюжет всё, что смогли придумать – похищения, убийства, борьбу с культистами, жертвоприношения, тайные проходы, кровавые погромы, разграбление могил, явления призраков, признания и откровения каждого второго персонажа, и, наконец, поход к зловещему святилищу для встречи с лидером сектантов. Каждый раз при этом кажется, что на сей раз всё станет понятно, но дело только запутывается, и местонахождение Виктории по-прежнему остаётся загадкой. Вдобавок, все персонажи наперебой будут рассказывать древние мифы, события прошлого, активно делиться соображениями по поводу происходящего, говорить о закадровых персонажах, намекать на какие-то жутко важные тайны, и предсказуемо окажется, что всё это напрямую связано с нашим прошлым, чуть ли не все герои являются друг другу родственниками, и вообще, всё начнёт попахивать религиозно-мистической версией "Санта-Барбары". Несмотря на действительно захватывающий ход событий, яркий шок-контент и постоянный приток информации, который постепенно проясняет ход расследования, мало-помалу это начинает приедаться из-за отсутствия геймплея и бага с диалогами.

Что на самом деле делает игру чуть интереснее, так это возможность некоторых вариативных действий, которые позволяют немного менять прохождение, сохраняют жизнь отдельным персонажам и открывают кое-какие закрытые для посещения локации – кабинеты, катакомбы, затерянные могилы и т.д. Это необязательно для прохождения, но интересно, как и положено любому небольшому бонусу. К сожалению, дополнения эти прорабатывать никто не стал, и даже при первом прохождении вы быстро найдёте всё или почти всё, если постараетесь. Уж больно тут всё просто и примитивно – по тем же причинам. Да и серьёзные возможности перебора затруднены из-за постоянных пауз. Спасает относительно небольшая продолжительность – игра проходится за 9-10 часов, хотя сохраняться придётся часто – в лучших традициях старых квестов, тут есть dead-ends. Их, правда, немного, и они вполне очевидны, но всё же лучше на них не наталкиваться, а то придётся прощёлкивать диалоги заново.

Под конец голова уже кругом идёт от этой мистической карусели, бесконечных имён, событий, названий, магических артефактов, локаций, где в каждом доме, даже паршивой окраинной избе, обнаруживается секретный проход, а жители открывают десятками жуткие тайны, которые только запутывают действие. Несмотря на то, что при продвижении мы узнаём всё больше и раскрываем много тайн, мотивы Виктории практически до конца остаются достаточно смутными, тем более, что персонажи нередко лгут и друг другу противоречат, так что непонятно, чему надо до конца верить. По идее, жанр мистического детектива и должен быть таким – запутанным и сложным. Однако в самом конце в битве со злодеем, после которой должна наступить окончательная развязка и подробное объяснение произошедшего... нас ждёт оглушительный пшик!

Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar Saint Kotar

Концовка откровенно уныла и банальна и построена на навязших штампах об одержимости злым духом и переворачивании представления о роли одного из главных героев. "Чёрное зеркало", конечно, тоже тут согрешило – попыталось поразить зрителя тем же внезапным твистом с личностью убийцы и забыло про кучу мелких неувязок в сюжете. Но, во-первых, там сюжет был не такой насыщенный, так что, в принципе, можно было на основании показанного выстроить непротиворечивую версию событий – за что игру и ценят. А во-вторых, уже "Чёрное зеркало 2" ошибки учло и сделало в финале всё то же самое, что "Saint Kotar", только намного лучше. Тут же нас ждёт раскрытие личности злодея для галочки, короткая беззубая драка, типичное спасение, а потом стандартная сюрреалистичная сцена, которая ничего не объясняет – и титры. Если с темой прошлого сюжет ещё кое-как справился, то вот мотивы Виктории, точная хронология произошедшего, роль разных персонажей в них и т.п. – все эти мелочи останутся за бортом, и игроку придётся самому напрягать память, чтобы объяснить все события. При данном мыслительном процессе он быстро убедится – это не "Чёрное зеркало", и всё это в работоспособную версию не слишком укладывается, а личность убийцы ещё неубедительнее. Пусть весь основной сюжет был не без вопросов, но получить в конце такую халтуру было откровенно обидно.

Тем не менее, я признаю, что был неправ – демка была слабее и не обещала особенного качества будущего проекта. На деле он оказался лучше, чем я думал. Графика не только хороша – её оказалось много, прямо как в нормальных квестах 10 лет назад. Диалоги не всегда нужны, но интересны и запутанны. Герои не вызвали ни малейших претензий. Наконец, весьма забойный и динамичный сюжет с ярким шок-контентом и хорошо переосмысленными штампами хорроров про проклятья и культистов меня лично во многом порадовал, а мистический детектив заставил с интересом следить за разночтениями и совпадениями улик и фактов. По сути, у игры только два недостатка: полное отсутствие нормального квестового геймплея и слитая концовка – буду надеяться, что баг с задержкой диалогов рано или поздно решат патчами. Остальным советую эту игру к прохождению, если вы любитель мистики, и вам не особо нужен логичный и всё увязывающий финал. Я лично доволен, что у "Чёрного зеркала" появился не бесспорный, но достойный последователь, который не смог достичь его уровня, но отнюдь не ударил в грязь лицом. Ну и, конечно, очередное спасибо переводчику квестов Александру Преймаку, который сделал текст на русском – пару фраз пропустил, но, в целом, очередная добротная работа.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя