05.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Space Quest: Vohaul Strikes Back (.PC)
Team VSB / Team VSB, 2011

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Viscum.

С чего все начиналось...

Осенью один приятель начал писать кандидатскую диссертацию, а второй женился, и жена убедила его, что возиться с корабликами несолидно.
В.Крапивин

Давным-давно, в тихом двадцатом веке, в далекие 1980-е - 1990-е годы... жила-была фирма Sierra On-Line. И выпускала она игры жанра "квест", любимые тогда многими юзерами, - а особенно славилась своими юмористическими квест-сериалами: "King's Quest", "Hero Quest", "Leisure Suit Larry"... и особенно полюбился многим "Space Quest" - космический сериал с его постоянным героем, бравым космоуборщиком Роджером Вилко. Как мы любили тогда, устроившись вместе с Роджером на капитанском мостике какой-нибудь "Алюминиевой кряквы" или "Эврики", рвануть во просторы Дальнего Внеземелья... и там начесать холку очередному суперзлодею, угрожающему всему разумному населению Галактики. А выпущенный в 1993 году "SQ 5", где Роджер не только избавил родную вселенную от орды мутантов-блевоидов, но и завоевал сердце девушки своей мечты (по имени, между прочим, Беатрис Ванкмейстер), - стал вообще звездным часом сериала...

И вот с этого-то момента (как говаривала старинная подруга Роджера - радистка Фло с корабля "Эврика") все поехало по какой-то дикой кривой. После трескучего провала разрекламированного триллер-квеста "Фантасмагория" пошатнулись дела самой Sierra. Увидевший в 1995 году свет "SQ 6" уже отличался от своих предшественников в невыгодную сторону - Роджера практически ни за что разжаловали из капитанов, исчезли Беатрис и другие полюбившиеся персонажи... Одним словом, после его выхода фэны дружно стали ждать продолжения - "SQ 7". И продолжение было анонсировано на 1998 год, но... как раз в начале 1999 года старая добрая Sierra помаленьку отправилась, пардон, орату под хвост. Проект был заморожен и отменен (остались только промо-ролик и прощальное интервью авторов).

Сначала фэны боролись как могли: сыпались петиции, сочинялись фэн-фики и даже комиксы о любимых героях... В 2002 году неожиданно промелькнула информация о том, что проект возрожден (на фэн-сайтах появилось даже несколько эскизов), но уже в начале 2003 года и этот почин зарубили. Вскоре после этого появились вести, что зарубленный проект этот и не квестом должен был быть, а вообще экшеном, а главного героя собирались превратить в какого-то "Вилджера"...


Но вдруг...

Словом, все дело велось в таком страшном секрете, что ничего нельзя было узнать... И во все это время мастера ни с кем не видались и не разговаривали.
Н.С.Лесков

Неожиданно году этак в 2002 SQ-фэн-сайты всколыхнула новость: команда фэнов взялась за работу! Некие веселые люди, прячущиеся под никами Olzen, Waffler, Eegah, Norimaki и другие... затеяли сыграть квартет, то есть написать продолжение старого "SQ" - под названием "Vohaul Strikes Back" (VSB), пародировавшим одну из серий киносаги Star Wars. Был частично раскрыт начальный плотлайн: действие происходит вскоре после так и не состоявшегося "SQ 7"; помимо Роджера и его давнего врага доктора Вохаула (присутствие которого видно из названия проекта), активную роль будет играть Беатрис. Выскочили также несколько скриншотов в стиле старой Сьерры. Появился сайт будущей игры. Промелькнула парочка интервью, где авторы заявляли, что новый "Space Quest" выйдет около 2005 года. У фэнов забрезжила (и даже, я сказал бы, блеснула) НАДЕЖДА!

Однако далее пары-тройки скриншотов, слайд-шоу и флэш-мультиков "по мотивам" будущей игры дело, увы, тогда не пошло. Мало того, именно с 2005 года надежда начала "уверенно" пошатываться - особенно после того, как компания Vivendi (тогдашний владелец бренных останков Sierra) зарубила готовящийся к выходу фэнский VGA-римейк "SQ 3". Авторы "VSB" благоразумно затаились - и оставили на своем сайте лишь форумы, вход на которые был предусмотрен "только для звездного персонала".

Где-то в 2007 году в сеть просочилась информация о "бунтах на корабле" - изменениях в составе авторской команды, которые якобы и тормозили выход игры. Вылетели Norimaki и Waffler, вместо них появились Justas, PCJ и другие... Почти сразу покинули команду Captain Nige и Spikey. Но форумы, однако, потихоньку функционировали.

А вот в начале 2008 года снова заработал холодный душ. "Тявкнулся" параллельный фэн-проект - "SQ 7", разрабатываемый командой Колина Дэвиса, причем закабанила его та же Vivendi. О "VSB" не говорилось ни слова, но многие понимали: после провала "SQ 7" и этот замысел обречен. К тому же на сайте игры заглохли форумы... Единственным утешением (и надеждой) оставалось то, что авторский коллектив сподобился открыть вики-страничку (правда, опять же со входом "только для звездного персонала").

Примерно после года молчания - опять случайная утечка информации: авторы работают (появился новый аниматор - Datadog, в миру Крис Ушко), на 90-95% готова графика, на 95% - диалоги и головоломки, на 90% - музыка и звуковые эффекты. Это было уже что-то! Но больше - ничего... И снова проект погрузился в молчание.

И вдруг в ноябре 2011 года над просторами Интернета рванула вохаульская лунная бомба!!! Прошел слух (обернувшийся вскоре достоверной информацией) о том, что "VSB" уже в руках у бета-тестеров - и к рождественским праздникам игра выйдет (как некоммерческий проект, в свободном доступе). И слово было сдержано - 23 декабря 2011 года архив игры появился в сети, и фэны после десятилетнего ожидания застыли у своих верных компов... И вот, под веселый мотив (знакомый нам по "SQ 3") промелькнули первые кадры интро.


Интро - интрига!

Екнет сердце, дрогнут ноги,
Лишь увижу твой
Кружевной скафандрик строгий
С белою каймой...
С.Сатин

Рано, выходит, мы радовались, одолев в очередной раз Вохаула в "SQ 4". Киберам из Sequel Police сразу удалось найти злополучную дискету с его разумом. А дальше - дело техники: сквозь временную дыру дискета попала в лапы архигениального ученого из племени обезьянолюдей с планеты Радон (по соседству, между прочим, с нашим родным Ксеноном), и соорудил он Вохаулу тело терминатора. Правда, КАК это у него получилось - вопрос особый (примерно так же, как у Роджера - капсулу в "Space Quest 1" на Керону посадить), но в конце концов над SQ-миром прохрипел знакомый клич: "WILCO MUST PAY..."

А что же сам Роджер? Как известно, после спасения Стеллар Сантьяго в "SQ 6" его будущее на какое-то время совершенно покрылось туманом. Но... смотрите-ка, жив курилка! Пребывает ныне в законном отпуске и рулит своей старой доброй "Алюминиевой кряквой" на планету Романтикон. А зачем вообще туда летают, спросите вы? Ну, это и орату ясно - на романтическое свидание с девушкой своей мечты. А как же зовут девушку Роджеровой мечты?.. Неужели еще не догадались?! Кто сказал... мнэ-э... Беатрис Ванкмейстер, - тот получит большую конфету!

И вот сидит наша парочка в питалище под названием Pie-ery (Пирожковая), поглощает свежую ароматную выпечку и беседует о своем будущем. Ого, а у Беатрис, похоже, на Роджера серьезные виды!.. Слово за слово... и вдруг - бац, нарисовался перед Роджером обезьяночеловек - и сразу его под белы рученьки: пройдемте, мол, сэр гражданин Вилко, с нами. Да тут, слава богам, Беатрис вмешалась, пульсрей у обезьяныша нашего выхватила - вырубили его быстренько и узнали, чего ему требуется. А требуется, оказалось, не ему, а лично мистеру Сладжу Вохаулу... ну, а что требуется Вохаулу, мы уже знаем - как по "SQ 2", так и по "SQ 4".

Мда-а. Обломался Роджеру романтический отпуск. И отправились наши герои на Радон - Вохаула опять воспитывать (который к тому времени всяких лунных бомб успел навыдумывать) и Галактику нашу родную от него спасать. Вот так она, жисть семейная, у космоуборщиков начинается!


Сюжет и персонажи

И если ты свалился на планету,
Изволь теперь судьбу ее решить...
Т.Привалова

Тут-то и вырисовываются очередные Роджеровские злоключения. У самой планеты по кораблю ракетой бабахнули. С большим скрипом (мозгов) удалось на поверхность вылезти - приветушки, какой-то очередной сумасшедший профессор (между прочим, из команды Вохауловой) Беатрис похитил - аккурат тогда, когда Роджер (с ее же подачи, между прочим) отправился на разведку. Со всех сторон - снег и обглоданные кости, а единственная встреченная зверюшка - мало того, что сожрать норовит, так еще и воздух нахально портит. И в довершение всего - выхода отсюда, оказывается, НЕТ! Вот нет - и все тут. Местным жителям он не нужен - они за кордон, как правило, не рыпаются, а до туристов - вроде Роджера - им и дела нет...

И что же, позвольте спросить, нам делать? А представьте себе - много что. И кошелечек с буказоидами раздобыть, и магазин с кучей космического барахла найти (Фестера Блатца, фэны, помните? Так вот - его здесь нет, но дело его процветает), и в конце концов - подружиться с целым племенем симпатичных пушистиков (Furkunz), у которых на вас единственная надежда - совсем их уже этот Вохаул со своими обезьянами задрал. Вперед!

И вся эта веселуха наищедрейшим образом пересыпана различнейшими "spoof and reference", в свое время так любимыми Сьеррой. Как вам понравится, например, наша старая (да не по возрасту, не бойтесь!) добрая Беатриска Ванкмейстер в костюме... принцессы Леи Органы? А хит сезона - напиток Smarm, пародирующий знаменитый Slurm из "Футурамы"? А рекламный постер квиддичной команды "Chudly Cannons", украшающий стену кабинета... ни много ни мало, самого Вохаула (так он еще и "Гарри Поттера" фанат, оказывается...)?! Не говоря уже об отсылках к самой SIERRA-классике - здесь и знаменитую кепку короля Грэхема приобрести можно будет, и с двуглавым орнитоидом из "Torin's Passage" поболтать...

Ну, а главное - сам Роджер Вилко. По-прежнему чудаковатый, иной раз даже трусоватый халтурщик (вон как быстро под стол ломанулся, когда Беатрис обезьяныша пульсреем приголубила), но в общем - добрый, симпатичный и веселый. И находящий, как всегда, самый неожиданный выход из положения: то в робота-уборщика (из "Doctor Who") переоденется, то "привидение с мотором" - лучшее средство для борьбы с жуликами - из подручного хлама смастерит, то чего куда присобачит, чтобы помехи в телеящике у вражьего генерала сотворить (потом, правда, от Беатрис за это влетит ему - из-за этой штуковины у нее вся связь со СтарКоном полетела... м-да, повторюсь, вот такая она, жисть семейная, у космоуборщиков!).

И другие персонажи не подкачали. Нимало. Во-первых, все та же Беатрис. Из "женщины, старшей по званию" стала совершенно свойской девчонкой. Ну, от нее еще в "SQ 5" можно было ожидать многого, - но здесь она, как говорится, выдает по полной. Любит, конечно, поворчать: вот, мол, опять в какое-то спасение Галактики вляпались - вместо того, чтобы отпуск тихо-мирно на курорте проводить... - но берется за это самое спасение завзято. Иногда, говоря по правде, даже не совсем ясно, кто из нашей парочки кого выручает...

И Вохаул тоже на высоте... да не очень. Представьте себе, наш мега-злодей, сам того не ведая, оказался пешкой в руках совершенно другого злодея... И придется теперь нашему Роджеру с ними обоими отношения выяснять. Ну, а дальше что будет? - спросите вы. А я спрошу вас в ответ: а что, вот именно, будет, если Вохаула... мнэ-э... попросту ПЕРЕВОСПИТАТЬ? Ведь был уже прецедент с шутом Малькольмом в "The Legend of Kyrandia"... Интересная мысль. А вот получится ли это у нас (то есть у Роджера) - посмотрим, доиграв до конца. А это не так уж и просто!

А вся остальная галерея - уж никак не хуже. Обезьянье войско (от генералов и полковников - до охранника с "кислотным чаем" и механика Родни), великолепнейшие "пушистики" (а вот здесь и эвоки из "Звездных войн" вспомнятся, и толкиеновские хоббиты, и... подобной пищи, как говорится, названий до тыщи), продавцы (заглянувший на огонек из "SQ 3" служащий пирожковой, зеленый клерк из "Beach Resort", угрюмый панк из склада-магазина в крепости, барыга-оружейник сержант Двиббл с лунной базы - все друг друга стоят), роботы (Эл из магазинчика на Радоне - вообще "рулит"). И, конечно же, достойный преемник мозголобого Белюкса из "SQ 6" - профэссор Невер Кенезер. Орел-мужчина... даже Роджеру с ним в одиночку не справиться:


Вкусняшки

- Музыка! Минувет!
Н.Адуев. "Табачный капитан"

А теперь - о технической стороне.

Интерфейс. Сооружен полностью в стиле "SQ 4"-"SQ 5". Эх-х, ностальгия, однако! Единственная трудность, как и в оригинальных "SQ": из некоторых локаций с трудом нащупывается выход...

Музыка. Да, да и еще раз да! Опять же заставляет вспомнить наследие Марка Зиберта, Кристофера Стивенса, Дана Келера и прочих творцов саундтреков из оригинальных "SQ". Некоторые треки вообще "западают в память" сразу. Развеселая мелодия (а-ля шариковское "Светит месяц") из магазина на Радоне, слегка "сказочная" тема пушистиков, мрачноватые мотивы крепости Вохаула и "лунной базы" - все, как говорится, на месте. А главное - есть вариации таких знакомых тем из все тех же оригинальных "SQ"...

Графика. Вот тут в фэнских отзывах и дискуссиях было сломано больше всего лазерных мечей. Не спорю: многим из нас, привыкшим к "The Longest Journey", "Darkened Skye", "Syberia" и более поздним шедеврам, хотелось бы видеть "VSB" в 3D-графике. И вначале такие попытки делались (на сайте разработчиков можно найти анимированные типажи Роджера и Беатрис, а также 3D-модели некоторых других персонажей). Но... где-то ближе к конечной стадии разработки авторы вернулись к привычной "мультяшной" графике. И вышло, IMHO, достаточно неплохо. Не "а-ля Дисней", как в "KQ 7" или "Torin's Passage", но вполне на уровне таких неплохих квестов своего времени, как, например, "Galador" или "Gilbert Goodmate". Да, есть отдельные ляпы (несколько "угловатая" походка героев, Роджер и Беатрис "наложились" друг на друга в одном из эпизодов интро... и еще пара-тройка моментов), но в целом... Во-первых, игру делали все-таки фэны. А во-вторых - на общем ее фоне на подобные ляпы не всегда обращаешь внимание. А это говорит о многом.

Озвучка. Пока еще таковой не существует. Но, по уверениям авторов, разработка звуковой версии игры идет полным ходом. Что ж, посмотрим!


И, наконец, эпилог...

Великий дворник,
Великий дворник в полях бесконечной росы...
Б.Гребенщиков

Быть или не быть? - вот в чем вопрос. Играть или не играть? Фэнам "Space Quest" - играть, и обязательно. Наконец-то у нахально прерванного в 1995-1998 годах любимого квест-сериала появилось достойное продолжение. И наконец-то наш старый друг Роджер Вилко снова с нами, причем (несмотря на все унижения в "SQ 6") ничуть не растерял своих прежних боевых качеств.

Сказать по правде: у многих фэнов (да не закидают они меня Могучими Бутылками от MC-колы) был вначале этакий страшок, что игра рискует обратиться в откровенные "розовые сопли" - главным образом, из-за "любовной линии" Роджера и Беатрис. Но... развязали этот гордиев узел авторы замечательно. И поэтому финальный ролик (вот тут уже спойлерить не буду) вызывает и веселую улыбку, и откровенно ироническое хихиканье. И, кроме того, в самых последних кадрах ролика Роджер услышит более чем ошеломляющую новость, от которой у него вытянется физиономия... А это - лишнее свидетельство того, что приключения и нашего старого доброго звездного дворника, и его чудаковатой семейки далеко еще не окончены. Вот так!


Viscum Album L.,

ветеран Киевского филиала Академии СтарКона.


Особая благодарность SQ-фэнам Sledgy и Double Cox (форум сайта http://spacequest-time.ru) - за моральную поддержку и помощь в определении некоторых отсылок.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
        

     Нравится?
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ... Водостоки для крыши в тольятти zhest-tlt.ru.