20.08   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Spycraft: The Great Game (.PC)
Activision / Activision, 1996

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

"Spycraft: The Great Game" – это интерактивный FMV-квест с видом от первого лица на шпионскую тематику, выпущенный в девяностые одной из первых компаний по производству компьютерных игр – Activision. Играть предстоит за молодого сотрудника ЦРУ Торна, который сразу после выпуска получает ответственное задание. Американский президент готовится подписать с президентом России Александром Поляковым договор о ядерном разоружении. Однако накануне в Москве во время предвыборных выступлений был убит местный кандидат в президенты Фёдор Дубанский. Об убийстве заранее сообщил информатор ЦРУ в Москве, но ему не поверили – теперь же, по его же данным, террористы собираются убить и американского президента. На кону стоит жизнь не только его, но и судьба ядерного договора, а значит, и России с Америкой. Торну необходимо изловить убийц, для чего ему придётся пройти опасный и жестокий путь к цели. После тренировочного уровня, где его обучают работе с компьютерами и стрельбе в полевых условиях, Торн принимается за работу...

Игра была выпущена в 1996 г. под Windows 3.1, что, в итоге, сильно помешало ей в дальнейшем и отчасти привело к её полузабвению. Но в 2012 г. она была переиздана в GOG, а вскоре и выпущена в Steam – и ныне любой желающий может легко её запустить на своём компьютере. Стоит ли оно того?

Конечно, ныне эту игру не назовёшь очень известной, но в 90-е её пытались раскрутить очень настойчиво. Для тех лет процесс создания игры подкупал старанием. Бюджет её составил вполне приличные для того времени 3 миллиона долларов – практически бюджет небольшого телефильма. В качестве рекламы был сделан отдельный сайт, где выкладывались новости о её создании – тогда это было в новинку. Для съёмок привлекались профессиональные актёры, многие из которых имели достаточно успешную карьеру в сериалах и даже известных фильмах – среди них такие известные тогда американскому зрителю лица как Джеймс Карен, Деннис Липскомб, Джозеф Раскин, Тим Де Зарн, Кирк Воллер, Аллан Колман и Чарльз Нейпир. Большинство декораций было сделано "вживую", без применения голубой стены, что было, по тем временам, нечастым даже для серьёзных проектов. Сценарий для игры писал Джеймс Адамс – своеобразный "шпионский" аналог Тома Клэнси. По происхождению британец, он работал в лондонской газете Sunday Times как военный обозреватель. Позднее он стал американским издателем, главой информационного агентства United Press International и автором нон-фишкн книг о разведке. Одновременно он и сам пытался приобщиться к этому на практике, для чего основал Ашлендский институт стратегических исследований и агентство по кибер-шпионажу, а после, с конца 1990-х и до 2007 г., даже работал в консультативных группах для АНБ и ЦРУ по вопросам компьютерных технологий и борьбы с терроризмом. Для большей правдоподобности авторы игры консультировались с реальными сотрудниками спецслужб – многолетним главой ЦРУ Уильямом Колби и генералом Первого управления КГБ Олегом Калугиным, как раз перед этим эмигрировавшим в США. И если Колби трагически скончался вскоре после выхода игры, то Калугин как раз жив до сих пор, хотя за свои разоблачительные сведения об отечественной разведке, на которых он сделал карьеру ещё в разгар перестройки, был на родине лишён всех званий и наград. Оба они даже получили в игре по небольшому камео в эпизодах, где сыграли практически самих себя – кадровых разведчиков.

Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game

Одним из главных достоинств игры является её сложный, но захватывающий и интригующий сюжет. Таланты Джеймса Адамса на ниве писательства, кибертехнологий и шпионажа обеспечили фильму лихой и забойный сценарий в духе технотриллеров Тома Клэнси, только с упором на шпионаж, а не военные разработки, который включает в себя множество узнаваемых черт боевиков 90-х. Сюжет скачет по всему свету – Вашингтон, Москва, Лондон, Берлин, Тунис. Действие развивается на основе противостояния секретного общества бывших оперативников спецслужб и могущественной русской мафии с ЦРУ и СВР. Здесь перемешаны актуальные на момент выхода игры реалии и традиционные шпионские приёмы – тема выборов в России и её нестабильное состояние, ядерное разоружение и похищение атомных боеголовок, терроризм, хакерство, двойные и тройные агенты, методы разведки, террористы-наёмники из всех стран, включая США, КНДР, Сербию, Египет – и прочее, и прочее. Большое внимание уделяется технологиям – компьютерным программам ЦРУ, хакерскому взлому, перехватам сообщений – даже убийство Дубанского было сделано не из чего-нибудь, а из рельсотрона. Кое-какие детали, такие как покушение на американского президента, маскирующиеся киллеры, внимание к технологиям – напоминают некоторые лучшие боевики 90-х, в частности, американскую версию триллера "Шакал", который выйдет только через год после игры. Из-за большого количества персонажей, присутствующих в кадре, а ещё чаще – за ним, и сложных сюжетных коллизий игра даже, пожалуй, слишком сложна по сценарной части.

Упор на технологии и сложные интриги в интерактивном симуляторе агента ЦРУ привёл в к тому, что несмотря на большое количество экшна – перестрелки, взрывы, допросы, командировки и охоту за преступниками – основной геймплей построен на типичной кабинетной работе. "Spycraft" – в основном, интерактивный квест, поэтому предметы здесь хотя и можно брать, но доставать их придётся редко. По большей части, вам предстоит проводить время за служебным компьютером и разговорами с персонажами. Так как работа агента ЦРУ накануне нового тысячелетия требует хороших технологических знаний, вам придётся научиться мастерству фотошопа 90-х для фабрикации подложных фоток, расшифровывать сообщения, читать множество документов и прослушивать аудиозаписи. Последние иногда надо распознавать вручную, выделяя отдельные отрывки для программы. Отдельно радует то, что подобные приёмы повторяются нечасто, и потому игра вполне может похвастаться разнообразием. Также чуть ли не три четверти игры проходит за шпионским интерлинком – это ваш служебный КПК, в котором есть электронная почта, архив, разные программы и тому подобное. Именно он является основным средством связи, по которому вам присылают задания, сообщения, видеоролики и прочую информацию. После решения определённой задачи необходимо отчитываться начальству, после чего игра продвинется дальше. Несмотря на логичность головоломок, пройти их быстро и гладко вряд ли получится – объем записей и текста в игре просто колоссален, даже на чтение какой-то скачанной переписки придётся потратить полчаса, а уж связать её с весьма путанным сюжетом и делом расследования самому будет никак не легче. Что самое печальное, несмотря на такой объём, игра существует только на английском языке, вдобавок все ролики лишены субтитров, из-за чего наш отечественный игрок вряд ли многое поймёт. В итоге, не удивляйтесь тому, что главный герой будет понимать гораздо больше вашего, и ответы на вопросы станут возникать в соответствующих плашках для начальства, когда вы этого не ждёте.

Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game

Между тем, "Spycraft" никак нельзя назвать скучным симулятором кабинетного сотрудника ЦРУ. Типичные шпионские эшкн-моменты тут представлены достаточно широко, и чем дальше, тем больше они встречаются. Аркадные перестрелки на внимание, несмотря на довольно однообразные фоны и юнитов, возникают не чаще и сделаны не сложнее, чем это требуется. Бои с противостоящими злыми террористами присутствуют, и снято это не так уж плохо. Есть и обязательные приёмы боевиков, такие как взрыв заминированного чемодана, полёты на вертолётах, внезапные убийства, спасение заложников, попытка найти террориста в толпе… Несмотря на не самый большой бюджет этих сцен, они сделаны достаточно хорошо, чтобы в совокупности создавать чувство глобальности. Отдельно хочу похвалить авторов за миссию на Красной площади – несмотря на порядочную клюквенность, им удалось собрать достаточно массовки во вполне аутентичных костюмах бедноватых москвичей 90-х, чтобы с помощью крупных планов создать ощущение толпы, в которой скрывается террорист.

Продвижение вашего расследования относительно прямое, хотя определённая нелинейность тут есть – но она, в основном, выражается в разной последовательности событий, которую вы можете выстроить, а также двух вариантах поведения с врагами – гуманном и не очень. Ведь в ЦРУ, несмотря на пафосные разговоры о свободе и мире, не чураются лишних убийств: нет человека – нет и проблемы. Впрочем, вас тоже не жалеют – автосейва в игре не предусмотрено, а погибнуть тут можно не только в бою, но и в результате нападения террористов и предателей со спины. Так что погибнуть тут не трудно – надо быть внимательным и почаще сохраняться.

Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game

На удивление старательной вышла "русская" часть "Spycraft", особо интересная нашим соотечественникам. Разумеется, игра не могла избежать обязательных для тех лет неточностей, ляпов и "клюквы". Предвыборные речи проходят прямо на Красной площади, где выступающих охраняют советские красноармейцы в откровенно нелепой форме, кандидат Чурбанов вместо русского говорит предвыборные речи почему-то на украинском (!), у русского учёного Академии наук Таджикистана на диване небрежно лежит балалайка… Смешит ломаный русский в устах "русских" персонажей, иногда – откровенно смехотворные фамилии типа Млодинов, Деминский или Мелнаков, которого транслитерировали как Melnachev. Отдельно забавляют явные опечатки, которые никто не выверил – всю игру СВР упорно называют Sluzhba Vneshnei Razvedaki, вместо Yasenevo написано Yasnevo, забавляет и адрес Myasnitskaya prospekt, 3. А главное, несмотря на использование кинохроники и консультации, не такой уж большой бюджет привёл к тому, что все декорации в игре откровенно не похожи на русские. Ни один кабинет и ни одна комната даже отдалённо не напоминают наши помещения 90-х, даже штаб-квартира ЦРУ в Москве расположена в каком-то прибалтийском особняке, а подворотня возле неё выглядит как в Бронксе, несмотря на попытки разукрасить её огромными надписями "Стои", "Поклист" и "МИР". Особенно умиляет дача русского политика в Крыму, расположенная аккурат в памятнике архитектуры "Ласточкино гнездо".

И всё же для зарубежной игры 90-х познания о России вполне приличные. Основные персонажи имеют совершенно правильные и правдоподобные имена, топонимы тоже в большинстве указаны верно, русская речь грамотная, изображающая москвичей массовка подобрана хорошо, и многие мелкие черты выдают, как минимум, знакомство авторов с реалиями России – хотя, конечно, на Волгоградском тракторном заводе им. Дзержинского никогда не производился трамвай Dzerzhinsky model 34, и самолёта Ил-176 не существует – есть Ил-76. Подкупает и то, что несмотря на типичные штампы тех времён, по которым в России могущественная мафия, угроза голода, распродающие террористам за копейки оружие и боевую технику продажные генералы и т.п. – Россия тут представлена не врагом, а союзником, и обе стороны сотрудничают друг с другом.

К сожалению, финал подпортил впечатление. В конце вам даётся возможность двумя исходами завершить вашу миссию: в плохой концовке в России наступает анархия и вводится военное положение, в хорошей в ней установлен мир и спокойствие. Развилкой является, как ни странно… подписание договора о ядерном разоружении, причём для его обеспечения придётся убить ни в чём не повинного человека, который ради соблюдения законности просто мешал интересам Америки, а значит (якобы) и России! Это никак не осуждается, и даже наоборот – ставится в пример. С чего это после отказа от атомного разоружения в стране установится анархия – понять довольно тяжело, но, по факту, это работает на очередное воспевание Америки и её спецслужб, которым ради своей страны можно пойти на всё.

Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game Spycraft: The Great Game

К тому же, в игре не обошлось и без недостатков, которые, в итоге, не обеспечили ей вечную память. Во-первых, при всей относительной логичности загадок и даже частых подсказках в виде инструкций к программам, сюжет её слишком сложен, а геймплей откровенно заковырист. Приходится иногда по часу изучать документы только для того, чтобы найти адрес, по которому можно найти какого-нибудь нужного преступника. Во-вторых, и что самое печальное – не самая сильная визуализация. Несмотря на довольно приличное количество видеосъёмки, по объёму его игра не так уж далеко ушла даже от современных FMV-игр, где видеоматериала на 2-3 часа. Бюджет на 3 миллиона долларов чувствуется редко – в основном, действие проходит в кабинетах и обставленных жилых комнатах, которые, как откровенно видно, сделаны в одном и том же здании с типовыми дверями. Динамичных роликов тут крайне мало, даже анимация в перестрелках одна и та же, из-за чего фоны Туниса и тренировочной базы в США одинаковы, а юниты падают с одними и теми же движениями. Конечно, всё это сильно отличалось от привычных FMV-квестов тех лет типа "Gabriel Knight 2" или "Phantasmagoria" в пользу большей реалистичности – но, в итоге, это привело и к заметной скудности визуальной части и почти полному отсутствию интерактивности окружения. А уже вскоре после "Spycraft" вышла "The X-files. The Game", которая по всем статьям, от игры актёров до спецэффектов, положила её на обе лопатки.

Хотя ещё в 2000 г. журнал Computer Games Strategy Plus называл игру "самой недооценённой реалистичной адвенчурой", у меня другое мнение. "Spycraft" безусловно была одной из самых серьёзных игр и амбициозных квестов своего времени, с которой любителям жанра не грех ознакомиться и сейчас. Яркая шпионская часть, относительно логичные и вменяемые головоломки, большая интерактивность и заковыристый сюжет – всё это её достоинства. Но всё же сейчас она воспринимается как приятный и интересный артефакт прошлого, чем игра на все времена, что показывает – до статуса забытого шедевра ей всё-таки не дотянуться.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци