Roma roman frei,
или Окончательное решение латинского вопроса
или Окончательное решение латинского вопроса
Осторожнее с предметным планом -
помните, туда не ступала нога человека!
О.Попков,
директор музея-панорамы "Бородинская битва"
SPQR, Senatus Populusque Romanus, "Сенат и римский народ", - игрушка про Рим, и Вечный город, в который ведут все кривые дороги, восстановлен в ней с исторической точностью и археологическим тщанием. Абсолютно пустой, неподвижный - в нем идет только время, причем достаточно быстро, - он в полном вашем распоряжении! На вашу долю достался один год из тех долгих, мрачных лет, когда Римской Империей правил злобный выдвиженец Септимий Север, человек невероятно жадный и жестокий, но сведущий в войне, хозяйстве и астрологии.
Над Римом нависла угроза: неведомый злоумышленник (все называют его "Calamitus") собирается разрушить город; когда и как - неведомо, известно только, что есть пять подозреваемых, что всех, кто был способен помочь, уже забрали, и что спасать Рим придется вам, юному ученику великого физика Корнелия. Учитель успел оставить вам в помощь краткие инструкции, пару невразумительных схемок и классный прибор под названием Navitor, который позволит вам перемещаться во времени и пространстве в пределах Рима и одного года - 205 от Рождества Христова.
Учтите, в Риме, который вам придется спасать от злодеяний вполне живых людей, нет ни души. Нет животных, нет птиц, нет звуков, не дует ветер, не меняется освещение. На площадях и улицах царит некий вечный предрассветный час, и даже ваших шагов здесь не слышно. Звуки - резкие, неживые - раздаются только при взаимодействии с весьма ограниченным кругом предметов, и еще в паре мест где-то вдали угрожающе шумит вода. Все! Готовьтесь! Будет нелегко!
Кто же тот негодяй, решивший превратить это зализанное сонное царство в груду обломков? Утомленная служением, разочарованная Римом и всем на свете весталка Верания, которую вредный император не отпускает на заслуженный отдых? Что ей почести и вполне номинальная власть, когда вся жизнь уже брошена на алтарь Весты, а взамен... а взамен - ничего. Одиночество и старость.
Распутный юноша Луций, в свободное время предающийся пьяным воспоминаниям о былом величии своего ныне вполне завалящего рода, а в рабочее - заурядно стучащий на всех и вся за весьма скромные деньги?
Ксанф - неукротимый варвар с берегов Рейна. Все его мысли - о том, как отомстить Риму за свой маленький мир, который погиб в тот день, когда легионеры снесли с лица земли ту германскую деревеньку, где он родился. За годы, проведенные в Греции и Риме, он сумел добавить к природной хитрости и решительности отличное образование - опасный, умный враг.
Сивилла - она Сивилла и есть. Прорицательница, а в той мутной воде, в которую превращается общественное сознание в любое смутное время, для всякого рода экстрасенсов-чревовещателей - раздолье. Ее доход напрямую зависит от верности ее предсказаний. Кто-то уже потянул карьеристку за язык: именно она предсказала Риму скорую и страшную гибель от рук таинственного злодея. Попробуй теперь Рим не погибни! Идти тогда прорицательнице в уличные торговки...
Гордиан - главный городской инженер. Ему Рим дороже жизни! Он видит: его город катится в пропасть - коррупция, заговоры, преступления. Никто не знает Рима так, как знает его Гордиан. Так не хочет ли инженер вынуть камушек, разрушить свой город, чтобы спасти его от худшего позора? Кстати, Ксанф - его ассистент.
За дело! Узнавать о мыслях и деяниях подозреваемых вы будете из их дневничков (подробно и с картинками); о том, что происходит в городе, - из городской газеты Acta Diurna, весьма официозного и ненадежного издания. Все темнят, все описывают происходящее со своей колокольни - и никогда не бывают объективны, и никто не боится оказаться Каламитусом, но боится быть за него принят... Обычные тоталитарные штучки - всякий мечтает нагадить, и всякий смертельно боится, что его в этом заподозрят.
Очередное преступление? Теракт? Гладиаторские игры? Празднества? Торопитесь на место действия - у вас в распоряжении отличная карта и компас. Изучайте следы, ищите улики, сопоставляйте факты. Ошибиться нельзя - судьба Вечного города в ваших руках!
Navitor позволит вам то ускорять, то замедлять ход времени - только не ленись... и не обращай внимания, что ты в склепе. Такая уж в игре графика!
Как уже было сказано, Рим в SPQR скорее мертв, чем жив - трехмерный, гладкий, вполне историчный, полный научно обоснованных деталей и полезной информации и... напрочь лишенный и намека на реализм или жизненность. Нельзя даже сказать, что он будто сбежал из учебника - в учебнике он может быть в худшем случае никаким, а такое исключительно качественное трупное окоченение достигается другими методами.
Как бы это объяснить?
Представьте себе провинциальный музей, представьте "главный зал основной экспозиции", а в его центре - мутную витрину на ножках... В этой витрине, само собой, стоит макет - пыльный, из неведомого материала, и изображать он должен, несомненно, некий архитектурный комплекс: местный кремль, крепостную деревню, типичное неандертальское поселение... или древний Рим.
Представили? Такую штуку принято еще называть исконно римским словом "реконструкция". В общем, подход безусловно хорош для организации бомбардировок, но никак не годится для "исторического детектива" с легким уклоном в психологизм. Прилежно восстановленные (в общих чертах) архитектурные красоты безо всякого учета того, что на них положено вообще-то смотреть не с птичьего полета, а, так сказать, "глаза в глаза", а то и снизу вверх... Более того, в нашем случае в них еще придется жить - пусть ни с кем и не встречаясь.
Увы! Никакого "жить" не будет. Мы оказались именно в такой реконструкции - причем совершенно одни!
Гладенькие, невыносимо однообразные трехмерные фактуры и красноватое небо (того восхитительного оттенка, который придает небу больших городов обилие неоновой рекламы) довершают дело: никакие золотистые свитки, никакие подкинутые то тут, то там для оживляжа игрушки - то лошадки, то солдатики - не помогут. Не поможет даже то, что самые ответственные места в дневниковых записях нам будут зачитывать - приятными голосами и с отменной дикцией.
Еще музычка - такая, которая сначала поражает, через пять минут раздражает, а через пятнадцать сама мысль о том, чтобы включить ее опять, кажется кощунственной.
Ну вот, ничего не могу поделать - все наезжаю и наезжаю! И не совсем справедливо, между прочим - сюжет-то в общем неплохой, сделано тщательно - эдакая мистообразина номер -дцать. Задачи по большей части вполне приличные, нет никаких очень уж диких нарушений логики, интересный интерфейс. Но там же жить нельзя! Там все умерли! И не жили никогда!
Ну его к черту, пусть рушится!
...И зачем они взяли именно Рим?..
Рейтинги:
графика 50%
звук 60%
сюжет 70%
интересность 30% (очень субъективно!)
Системные требования:
486DX2/66, 8 Мб RAM, 6 Мб на HDD,
2-скоростной CD-ROM, звуковая карта, Windows 3.1