20.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


SPQR: The Empire's Darkest Hour (.PC)
CyberSites / GT Interactive, 1997

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Наталия Дубровская.
Рецензия опубликована в журнале Game.EXE, 3'97.


Roma roman frei,
или Окончательное решение латинского вопроса

Осторожнее с предметным планом -
помните, туда не ступала нога человека!
О.Попков,
директор музея-панорамы "Бородинская битва"

     Все древние римляне вымерли - с этим не поспоришь. С другой стороны, сама постановка вопроса предполагает, что древние римляне когда-то жили. Скорее всего они даже не умерли, а просто постепенно перестали быть "древними": так, перетекли себе в новое состояние на фоне завоеваний и общего упадка патриотизма - превратились из италийцев в итальянцев. Никто за три тысячи лет непрерывных войн и потрясений не сумел стереть их с лица земли. Пока не пришла фирма Cybersites со своей игрушкой SPQR: The Empire's Darkest Hour и не превратила Вечный город в такое кладбище, рядом с которым любые Помпеи с Пальмирами - чистый Луна-парк. В этих городах нельзя погулять, зато в них когда-то жили люди. В Риме SPQR можно шляться сколько хочешь, и даже кое-что потрогать, а то и сломать, но там никогда никого не бывало. Кроме разработчиков. Там и нас-то нет.

     SPQR, Senatus Populusque Romanus, "Сенат и римский народ", - игрушка про Рим, и Вечный город, в который ведут все кривые дороги, восстановлен в ней с исторической точностью и археологическим тщанием. Абсолютно пустой, неподвижный - в нем идет только время, причем достаточно быстро, - он в полном вашем распоряжении! На вашу долю достался один год из тех долгих, мрачных лет, когда Римской Империей правил злобный выдвиженец Септимий Север, человек невероятно жадный и жестокий, но сведущий в войне, хозяйстве и астрологии.
     Над Римом нависла угроза: неведомый злоумышленник (все называют его "Calamitus") собирается разрушить город; когда и как - неведомо, известно только, что есть пять подозреваемых, что всех, кто был способен помочь, уже забрали, и что спасать Рим придется вам, юному ученику великого физика Корнелия. Учитель успел оставить вам в помощь краткие инструкции, пару невразумительных схемок и классный прибор под названием Navitor, который позволит вам перемещаться во времени и пространстве в пределах Рима и одного года - 205 от Рождества Христова.
     Учтите, в Риме, который вам придется спасать от злодеяний вполне живых людей, нет ни души. Нет животных, нет птиц, нет звуков, не дует ветер, не меняется освещение. На площадях и улицах царит некий вечный предрассветный час, и даже ваших шагов здесь не слышно. Звуки - резкие, неживые - раздаются только при взаимодействии с весьма ограниченным кругом предметов, и еще в паре мест где-то вдали угрожающе шумит вода. Все! Готовьтесь! Будет нелегко!

     Кто же тот негодяй, решивший превратить это зализанное сонное царство в груду обломков? Утомленная служением, разочарованная Римом и всем на свете весталка Верания, которую вредный император не отпускает на заслуженный отдых? Что ей почести и вполне номинальная власть, когда вся жизнь уже брошена на алтарь Весты, а взамен... а взамен - ничего. Одиночество и старость.
     Распутный юноша Луций, в свободное время предающийся пьяным воспоминаниям о былом величии своего ныне вполне завалящего рода, а в рабочее - заурядно стучащий на всех и вся за весьма скромные деньги?
     Ксанф - неукротимый варвар с берегов Рейна. Все его мысли - о том, как отомстить Риму за свой маленький мир, который погиб в тот день, когда легионеры снесли с лица земли ту германскую деревеньку, где он родился. За годы, проведенные в Греции и Риме, он сумел добавить к природной хитрости и решительности отличное образование - опасный, умный враг.
     Сивилла - она Сивилла и есть. Прорицательница, а в той мутной воде, в которую превращается общественное сознание в любое смутное время, для всякого рода экстрасенсов-чревовещателей - раздолье. Ее доход напрямую зависит от верности ее предсказаний. Кто-то уже потянул карьеристку за язык: именно она предсказала Риму скорую и страшную гибель от рук таинственного злодея. Попробуй теперь Рим не погибни! Идти тогда прорицательнице в уличные торговки...
     Гордиан - главный городской инженер. Ему Рим дороже жизни! Он видит: его город катится в пропасть - коррупция, заговоры, преступления. Никто не знает Рима так, как знает его Гордиан. Так не хочет ли инженер вынуть камушек, разрушить свой город, чтобы спасти его от худшего позора? Кстати, Ксанф - его ассистент.
     За дело! Узнавать о мыслях и деяниях подозреваемых вы будете из их дневничков (подробно и с картинками); о том, что происходит в городе, - из городской газеты Acta Diurna, весьма официозного и ненадежного издания. Все темнят, все описывают происходящее со своей колокольни - и никогда не бывают объективны, и никто не боится оказаться Каламитусом, но боится быть за него принят... Обычные тоталитарные штучки - всякий мечтает нагадить, и всякий смертельно боится, что его в этом заподозрят.
     Очередное преступление? Теракт? Гладиаторские игры? Празднества? Торопитесь на место действия - у вас в распоряжении отличная карта и компас. Изучайте следы, ищите улики, сопоставляйте факты. Ошибиться нельзя - судьба Вечного города в ваших руках!
     Navitor позволит вам то ускорять, то замедлять ход времени - только не ленись... и не обращай внимания, что ты в склепе. Такая уж в игре графика!

     Как уже было сказано, Рим в SPQR скорее мертв, чем жив - трехмерный, гладкий, вполне историчный, полный научно обоснованных деталей и полезной информации и... напрочь лишенный и намека на реализм или жизненность. Нельзя даже сказать, что он будто сбежал из учебника - в учебнике он может быть в худшем случае никаким, а такое исключительно качественное трупное окоченение достигается другими методами.
     Как бы это объяснить?
     Представьте себе провинциальный музей, представьте "главный зал основной экспозиции", а в его центре - мутную витрину на ножках... В этой витрине, само собой, стоит макет - пыльный, из неведомого материала, и изображать он должен, несомненно, некий архитектурный комплекс: местный кремль, крепостную деревню, типичное неандертальское поселение... или древний Рим.
     Представили? Такую штуку принято еще называть исконно римским словом "реконструкция". В общем, подход безусловно хорош для организации бомбардировок, но никак не годится для "исторического детектива" с легким уклоном в психологизм. Прилежно восстановленные (в общих чертах) архитектурные красоты безо всякого учета того, что на них положено вообще-то смотреть не с птичьего полета, а, так сказать, "глаза в глаза", а то и снизу вверх... Более того, в нашем случае в них еще придется жить - пусть ни с кем и не встречаясь.
     Увы! Никакого "жить" не будет. Мы оказались именно в такой реконструкции - причем совершенно одни!
     Гладенькие, невыносимо однообразные трехмерные фактуры и красноватое небо (того восхитительного оттенка, который придает небу больших городов обилие неоновой рекламы) довершают дело: никакие золотистые свитки, никакие подкинутые то тут, то там для оживляжа игрушки - то лошадки, то солдатики - не помогут. Не поможет даже то, что самые ответственные места в дневниковых записях нам будут зачитывать - приятными голосами и с отменной дикцией.
     Еще музычка - такая, которая сначала поражает, через пять минут раздражает, а через пятнадцать сама мысль о том, чтобы включить ее опять, кажется кощунственной.
     Ну вот, ничего не могу поделать - все наезжаю и наезжаю! И не совсем справедливо, между прочим - сюжет-то в общем неплохой, сделано тщательно - эдакая мистообразина номер -дцать. Задачи по большей части вполне приличные, нет никаких очень уж диких нарушений логики, интересный интерфейс. Но там же жить нельзя! Там все умерли! И не жили никогда!
     Ну его к черту, пусть рушится!
     ...И зачем они взяли именно Рим?..

     Рейтинги:
     графика 50%
     звук 60%
     сюжет 70%
     интересность 30% (очень субъективно!)

     Системные требования:
     486DX2/66, 8 Мб RAM, 6 Мб на HDD,
     2-скоростной CD-ROM, звуковая карта, Windows 3.1


SPQR: The Empire`s Darkest Hour SPQR: The Empire`s Darkest Hour SPQR: The Empire`s Darkest Hour
SPQR: The Empire`s Darkest Hour SPQR: The Empire`s Darkest Hour SPQR: The Empire`s Darkest Hour

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя