17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Shadow of the Comet (.PC)
Infogrames / Infogrames, 1993

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

"Call of Cthulhu: Shadow of the Comet" – Тайна рыбацкого поселка

Литературное наследие Лавкрафта имеет широчайшую популярность в мире, причины чего объяснить я лично не берусь. Касается это в особенности игростроения. Буквально каждый год выходит по новой игре в стиле Лавкрафта, среди которых попадается немало и адвенчур. И так происходит едва ли не с появления самих видеоигр. Наиболее известна из ветеранов, конечно, "Alone in the Dark" – одна из первых игр в жанре survival horror. Её выпустила в 1992 году растущая в то время французская компания Infogrames. Трёхмерная графика, отличные фоны, сложность геймплея, головоломки пополам со стрельбой, неподдельное чувство страха при борьбе с монстрами – всё это сделало игру важной вехой на развитии жанра. Благодаря этому игра породила линейку игр из пяти частей, а также обзавелась спустя 13 лет римейком. Всё это отдельный большой разговор.

Но даже любители жанра и самой игры вряд ли слышали о том, что студия одновременно пыталась развить жанр лавкрафтовских ужастиков в классических поинт-энд-клик квестах. Уже в 1993 г. был выпущен квест "Call of Cthulhu: Shadow of the Comet", повествующий о борьбе с сектой Ктулху в американской провинции в 1910 году. Спустя ещё два года выходит "Call of Cthulhu: Prisoner of Ice", которая перемещает нас в Антарктиду в межвоенный период. Почему же эти игры, в отличие от первой, не заслужили такой популярности и не смогли развиться в полноценную франшизу или вообще как-то повлиять на жанр хоррора? Вина ли это студии или самого квеста как жанра?

Сюжет игры "Call of Cthulhu: Shadow of the Comet" частично основан на мотивах рассказов Лавкрафта "Тень над Иннсмутом" и "Ужас Данвича". Именно частично, так как из них взяты только идеи секты культа Ктулху, загадочных смертей в рыбацком посёлке и ещё пара деталей. Итак, завязка такова. В 1834 году лорд Болескин приехал в американский рыбацкий посёлок Иллсмут (а не Иннсмут, не путайте!) для изучения прохождения кометы. Никто не знает, что именно он увидел в ту ночь, но это так на него повлияло, что он сошёл с ума и был заключён в психлечебницу. Спустя много лет, в 1910 году лондонский фотограф Джон Паркер, прочитавший про изыскания Болескина, едет по заданию британского научного журнала в Иллсмут, чтобы всё-таки запечатлеть ту самую комету и совершить небольшое открытие в астрономии. Поначалу всё идёт мирно и размеренно. Простой фотограф Питер... то есть, Джон Паркер прогуливается по милому городку, готовится к съёмке и параллельно удивляется странным деталям в жизни города и непонятным обстоятельствам, окружающим события многолетней давности. Однако в ночь съёмки Паркер неожиданно натыкается на секту, которая поклоняется культу Ктулху. Заметившие его аборигены разъярены не на шутку и пытаются всерьёз убить непрошеного свидетеля. Так Паркер неожиданно впутывается в странную историю, в которой он должен отыскать причину событий прошлого века, разобраться в загадках иллсмутского культа, а потом и спасти человечество от пробуждения Ктулху!

В общем, звучит заманчиво, правда? И действительно, с самого начала игра настраивает на нужный лад. Даже удивительно – каким образом можно с помощью простой пиксельной графики начала 90-х, минимума детализации фонов и восьмибитной музыки сделать трейлер, внушающий трепет и настороженность, не уступающие вступлениям иных фильмов?

Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet

На самом деле, для начала 90-х графика в игре роскошная. Сам город Иллсмут состоит из нескольких десятков локаций, открывающихся, кстати, постепенно. Все фоны нарисованы ярко и со вкусом, с богатой и насыщенной цветовой палитрой, а мелкие персонажи очень разумно представлены в диалогах анимированными крупными портретами. И всё это сопровождается действительно яркими и впечатляющими даже сейчас экшн-сценами. Благодаря отличной рисовке целого ряда локаций игре действительно удаётся создать очень качественную атмосферу маленького рыбацкого городка со своими жителями и своими тайнами. Ощущение мистического детектива умело поддерживается регулярными жестокими вставками, отрисованными роликами, постоянными поисками и разбирательством с документами и артефактами. А по существу, первая половина игры – это именно детектив. Нужно ходить по городу и лесу, отыскивать нужные предметы, общаться с персонажами, чтобы потом докопаться до корней местной секты Ктулху и узнать, как её победить.

Игра отличается тем, что у неё управление клавиатурное: передвижение только при помощи клавиш вверх-вниз-вправо-влево, нужные предметы отмечаются пунктирной линией к герою, есть значки действия на панели, между которыми нужно переключаться. Перемещение происходит по карте, которая, впрочем, действует далеко не везде и не всегда. Впрочем, есть версия и под мышь. Хотя это не очень приятно, в то же время это одна из тех игр, где использование клавиатуры – удобнее. Не технически, геймплейно. Нередко приходится долго думать над какой-нибудь загадкой и тыкать куда-то значками с панелями, в то время как в клавиатурной версии достаточно подойти по столу и кликнуть "действие". Я из-за этого не прошёл сам загадку с картой.

И музыка, и озвучка здесь тоже на высоте. "Тень кометы" была одной из первых игр такого рода, для озвучки которой пригласили профессиональных актёров. И хотя их голосами можно наслаждаться только в CD-версии, это не отменяет того, что роли они исполнили отлично. Небезынтересно, что герои игры срисованы с реальных американских актёров. И это не только Натан Тайлер, которого срисовали с Джека Николсона, что совершенно очевидно. Это и почти все остальные герои: Доктор Коббл (Винсент Прайс), Джед Донахью (Волтер Бренан), Тобис Джагг (Пол Скофилд), У.Б. Гриффит (Сидней Гринстрит), мэр Эндрю Арлингтон (Тор Джонсон), мисс Пиккот (Лилиан Гиш), Глория Тилтон (Мелани Гриффит) и Дэвид Андерхаус (сам Лавкрафт).

Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet

Игре вдобавок удаётся отлично ухватить дух произведений Лавкрафта. Конечно, постоянное нагнетание ощущения присутствия иного древнего мира из оригинальных книг сильно ужато в сторону более эффектного экшна при борьбе с культом и всевозможными монстрами. Но при этом сохранены основные составляющие произведений писателя: загадочная непознаваемая жизнь иных существ, мистическая тайна в основе сюжета, атмосфера скрывающего свои секреты американского захолустья, ужас и омерзение от жестоких смертей и внезапные появления чудовищ. И да, слизи здесь очень много, в полном соответствии с оригинальным миром.

"Дверной проём был чёрным, причём темнота казалась почти материальной. Через какие-то мгновения этот мрак вырывался наружу, как дым после многовекового заточения, а по мере того как он вплывал в сморщенное горбатое небо на хлопающих перепончатых крыльях, на глазах у них стало меркнуть солнце. Из открывшихся глубин поднимался совершенно невыносимый смрад, а отличавшийся острым слухом Хоукинс уловил отвратительный хлюпающий звук, доносившийся снизу. И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь, перед ними появилось Оно и наощупь стало выдавливать Свою зелёную, желеобразную безмерность через чёрный дверной проём в испорченную, ядовитую атмосферу безумного города. (Г.Лавкрафт. Зов Ктулху)"

Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet

Значит ли это, что игра – отличная? Увы, нет. Её подвёл геймплей, и подвёл очень серьёзно. Примерно с середины, где-то с момента проникновения в подземелье культа, геймплей игры скатывается не к головоломкам и даже не перебору предметов, а к нудным и глупым паззлам. В программе: лабиринт на 34 зала, набитый ловушками, а также с парой головоломок и уворачиванием от опасности, для чего требуется регулярно менять скорость анимации в настройках; бегство от злодея по тем же залам по памяти; перебор вариантов заклинаний; своя версия пятнашек; постоянные тайм-киллинги; головоломки. И т.д. и т.п. Каждая из подобных ситуаций сама по себе несложна и даже сюжетно оформлена, но проблема в том, что игре никак не удаётся вернуться к атмосфере загадочности маленького городка. Всё становится просто и понятно как рельс: надо уничтожить хранителей Ктулху, а потом и его самого. Для этого придётся пройти половину игры, просто продираясь через паззлы, загадки, кручение-верчение в руках предметов и тому подобное. Никаких подсказок при этом не даётся, а так как это начало 90-х и никакой подсветки активных зон нет, то упростить себе задачу нельзя. Нельзя также дойти до решения и логикой. Какой логикой надо руководствоваться, например, в том, чтобы спуститься с маяка, взяв для этого из шкафа крылья (!) и укрепив перья крыльев свечным воском от одной (!) свечи?

Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet

Поведение персонажей тоже очень странное. Герой теряет сознание от увиденной страшной морды на фото и чуть не ловит сердечный приступ. А потом о его больном сердце никто даже не вспоминает за все бои с монстрами. Ключ от кладбища, чтобы погулять на нём ночью, можно просто попросить – и тебе не откажут... К концу игры начинает казаться, что логику выгоняют сознательно – настолько эти ляпы бросаются в глаза. Например, отвлечь внимание сторожа надо лаем собаки, используя кошку, хотя собака и без того аккуратно лает при каждом вашем появлении. Волнующееся озеро надо утихомирить волшебной банкой краски (?). Какое-то перо может превратить героя в птицу как в сказках. А когда Паркер на полном серьёзе произносит чушь вроде "алмаз – это символ земли, поэтому его надо положить на место зелёного" (а сам алмаз при этом белый), то... То это нельзя выразить словами. "Нам купили синий-синий презелёный красный шар" (С. Михалков). Разумеется, никакой логикой постичь это нельзя, так что загадки сводятся к лобовому перебору вариантов верного диалога, заклинаний и предметов. Особенно, я надеюсь, авторам икалось за перебор химических элементов для проявки снимков, а ещё сильнее – за перебор 16 слогов, из которых надо составить четыре разных заклинания для разных людей. Настоящая пытка. А вы говорите, герои Лавкрафта мучились.

Сведения геймплея к перебору и экспериментам на минном поле – это само по себе плохо. Но в дополнение к этой радости на полную катушку врубается и возможность смерти. Конечно, смерть посреди игры – это обычное дело в квестах 90-х, особенно этим грешила Sierra, которой такие игры подражали. Но "Тени кометы" удалось, чёрт побери, побить рекорд! Здесь вы можете умереть абсолютно когда угодно – никаких предупреждений не будет. С повышением градуса крутости ваших приключений можно погибнуть на каждой второй локации, а на некоторых и не по одному разу. По моим прикидкам, в игре можно погибнуть раз тридцать. И кто бы мог подумать! – оказывается, сохраняться после каждого (буквально – каждого) верного шага совсем не весело.

Самое обидное, что среди всех этих выводящих из себя бессмысленных актов борьбы с чудовищами, сделанных только для того, чтобы затянуть игру, попадаются и любопытные моменты. Например, прохождение в темноте с помощью своего фонаря мимо слепых монстров. Отличная задачка, полностью отвечающая духу Лавкрафта, хотя и не подходящая для игры начала 90-х с её примитивными возможностями. Увы, недостаток или неочевидность логики и почти непрерывный временной лимит уничтожают попытки получать от этого удовольствие. Неудивительно, что даже в комментах на YouTube люди радостно пишут: "Эта была игра нашего детства, но мы так и не дошли до конца".

Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet Shadow of the Comet

Таким образом, общий итог не слишком приятен. "Call of Cthulhu: Shadow of the Comet" – безусловно, хорошо сделанная игра с неплохим сюжетом, отличной стилистикой и режиссурой, а также весьма качественно и старательно схваченным духом произведений Лавкрафта. Однако сюжетный и исследовательский потенциал игры был использован лишь наполовину. Рухнувший в пиксельный экшн сюжет и перебор вариантов вместо геймплея изрядно подпортили от неё впечатление. Журнал "Computer Gaming World", чей отзыв можно найти в Википедии, справедливо отметил, что неплохой сюжет не смог вытянуть тяжёлые головоломки. Поэтому на сегодняшний день – игра хорошая, но морально устаревшая. Её можно рекомендовать любителям олдскульных адвенчур, они наверняка останутся довольными, но даже для них это будет очень крепкий орешек. Что уж тут говорить про людей, от адвенчур далёких? Но, тем не менее, познакомиться с игрой может каждый. В 2015 г. она была переиздана в GOG.com и идёт на любой платформе. CD-версия игры также была полностью озвучена, добавлены поддержка мыши (слегка резвая) и новый интро-ролик. Ещё в комплект включён "Музей Лавкрафта", сделанный на движке игры, где можно походить и посмотреть на всякие штуки из книг писателя. Отдельное спасибо энтузиастам с Old-Games.ru, которые сделали русский перевод. Оригинальный английский был в целом на школьном уровне, но локализаторы расстарались, продираясь через сложный оригинальный код.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя