03.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Приключения Поручика Ржевского (.PC)
Сатурн+ / Бука, 2000

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: К(о)синус.

     Нет, эти отечественные игроделы решили окончательно свести меня в гроб - на прилавках непродуктовых магазинов появилась очередная проделка их затейливых ручонок - юмористический, заметьте в какой уже раз, квест "Приключения поручика Ржевского".

Выбери меня, выбери меня...
     В приличных и даже некоторых неприличных компьютерных магазинах заботливые продавцы любят сопровождать приобретение среднестатистическим покупателем очередной официальной российской локализации либо - что почетнее - несомненно российского игрового продукта волшебной фразой: "Это диск лицензионный, поэтому он стоит дороже". Далее обычно следует определенное количество неопределенных денежных единиц и процесс торжественного вручения изголодавшемуся по впечатлениям геймеру фирменной коробочки (не безвозмездно, разумеется, то есть далеко не даром).
     В последнее время эту фразу особенно часто приходится слышать любителям квестов. Не столько потому, что все они разом кинулись поддерживать отечественного производителя, сколько потому, что западные издатели не спешат тешить их новыми шедеврами. Российские же квесты появляются на прилавках сообразно росту грибов после дождя, притом практически каждый из них сулит нечто необыкновенное, неспособное даже присниться квестовому гению Роберте Вильямс и способное привести игрока в состояние нирваны.
     Вот и сегодняшний наш объект тщательного анализа бесшумно появился во всевозможных точках продаж, скромно представившись "увлекательным и невероятно смешным". Дежа вю, говорите? И в самом деле, удивительно знакомые слова... Где-то мы их уже слышали.
     Первым делом в головах измученных геймеров возникает насущный вопрос - почему, собственно, поручик Ржевский? Ответ на него классики отечественной журналистики проиллюстрировали бы традиционной байкой о Льве Толстом и Васе Пупкине, принесшими в издательство свои опусы. Впрочем, история эта уже в значительной степени устарела - Лев Толстой, выпущенный недавно на мультимедийном диске в виде собрания собственных сочинений, современной публикой постепенно забывается, в то время как Вася Пупкин как фольклорный персонаж все больше повышает свой рейтинг. Но не будем подвергать сомнению столпы современного аллегорического искусства и уясним для себя, что Ржевский - персонаж, узнаваемый публикой, кроме того, необлапанный доселе игровыми сценаристами. Нынче это большая редкость, ибо незапятнанных героев всякого рода юмористических народных творений становится все меньше и меньше - осталось издать аркаду "Маленький мальчик по крыше гулял" да экономическую стратегию "Рабинович" - а потом уж останется только клепать сиквелы за неимением других достойных личностей.
     Но вернемся к нашим баранам. "Приключения поручика Ржевского", будучи шедевром юмористического и, что самое главное, квестового покроя, опирается на некоторую не слишком закрученную, но со вкусом обозначенную сюжетную линию. С нее, пожалуй, и стоит начать.

- А смеяться не будете? - А это как споешь!
     Начинается все весьма традиционно. Саундтреком к вступительному эпизоду наверняка могла бы послужить строчка из давнишней песни группы "С.Т.Д.К".: "Спохмела с утра проснулись, встрепенулись, оглянулись...". Поручика Ржевского - нашего раба курсора - мы застаем приблизительно в таком малоприятном состоянии. События в первом эпизоде разворачиваются со скоростью, далекой от молниеносной - неторопливо совершая клики и пуская в ход знания особенностей национального утропрепровождения, мы параллельно узнаем душещипательную историю о не далее чем вчера происходивших событиях, озвученную другом нашим Самсоном (он же слуга). Честно признаюсь, воспитанный на "Петьке и Василии Ивановиче" да "Штырлице", я злобно потирал ручонки в предвкушении анекдота на тему "он вам еще и в штаны наложил", но - тщетно. А все почему? Да потому, что - барабанная дробь, заинтригованная публика, фанфары - "Ржевский" не опирается на эти самые пресловутые анекдоты (единичные примеры я склонен относить к неприятным исключениям)! Нет, это, разумеется, не значит, что он преисполнен трагедийности и философских размышлений. Просто авторы весьма разумно осознали, что на одних анекдотах свет белым клином не сошелся. Бесспорно истинная мысль эта, конечно, достойна уважения. Вот, к примеру, Гайбраш Трипвуд, доживший уже до четвертой инкарнации, героем анекдотов не являлся и никоим образом к ним не относился, а меж тем навеки был вписан в историю мирового квестостроения. Не достаточно ли достоин этот пример для разумного подражания?
     Итак, в "Приключениях поручика Ржевского" на арену выходит юмор собственный - со штампом не понаслышке известного нам коллектива товарищей-игроделов "Сатурн". Пару слов сказать о нем нужно. Хотя бы потому, что - вот и еще одна удивительная особенность - он практически начисто лишен следов пошлости, которую традиционно ставят с поручиком в один синонимический ряд. Вследствие этого - никаких "плывет по реке клипер" и "перхоти на сапогах" в игре мы не встретим. С другой стороны юмора как такового - достойного и тонкого - в "Приключениях..." мало. Это факт. Порой он оказывается слишком пресным либо даже очевидным и положительных эмоций не вызывает. Хотя отрицать наличие некоторых довольно удачных моментов нельзя; впрочем, обозначать их в обзоре смысла не имеет, ибо в таком случае прохождение игры лишится большой доли смысла.
     Стоит признать, что сам по себе сценарий "Ржевского" весьма насыщен и разнообразен (вопрос спорный, пошло ли это на пользу самой игре), однако финал невольно заставляет задуматься о собственной смазанности и несовершенности. Весьма смутная и абсурдная развязка чести обозреваемому произведению не делает - возможно, еще и потому, что наступает она как-то неожиданно быстро. Впрочем, может, в этом есть и тайный умысел - не успев подумать о том, насколько несуразен финал, игрок начинает чертыхаться, как быстро все закончилось. Но нас-то такими приемчиками не проведешь! Мы еще "Братьев Пилотов" под стол водили - нам все нипочем!

Ой, девочки, что-то эта музыка меня не заводит!
     Теперь стоит коснуться игрового процесса. Хотя нет, лучше начать все-таки с хорошего.
     Пусть будет звуковое оформление. Так уж сложилось в нашем нелегком жанре отечественного квеста (а практика продолжает доказывать, что жанр это особый и мало с чем сравнимый), что принадлежащие ему игры отличаются либо качественным музыкальным содержанием, либо полным его отсутствием в любом проявлении. К счастью, "Ржевский" относится к категории первой. Музыка сопровождает каждый эпизод (правда, весьма досадно, что после возвращения в игру из главного меню после сохранения она имеет склонность беззастенчиво пропадать) и звучит вполне благоприятно и соответственно происходящему.
     Единственный недостаток музыкального оформления состоит в том, что на его фоне голоса персонажей звучат довольно блекло и недостойно. Удачные экземпляры попадаются довольно редко и это, к сожалению, никак нельзя отнести к самому Ржевскому, который озвучен малоприятно и невыразительно. Увы. Не все коту масленица.
     Наконец, графика. В столь же типичной для большинства игр от отечественного производителя манере анимированные персонажи смотрятся порой весьма удручающе на фоне статических рисованных задников, не заслуживающих несправедливой их оценки. Во-первых, герои зачастую совершают различные неестественные движения и застывают в не менее неестественных позах. Во-вторых, как это негласно принято в последнее время, анимированные предметы и персонажи очень заметно отличаются от бэкграундов, что не только выглядит малоэстетично, но и изрядно упрощает игровой процесс - активные предметы заметны издалека и всем своим внешним видом настоятельно рекомендуют взять их в руки или хотя бы пощупать.
     В целом графика оставляет неоднозначное впечатление - с одной стороны, вышеобозначенное безобразие дает повод разочарованно поскрежетать зубами, с другой - достаточно красочный и выдержанный в лучших традициях жанра внешний облик нельзя не оценить по достоинству. Дети и уподобленные им взрослые фанаты Союзмультфильма и киностудии имени Максима Горького, очевидно, смогут порадовать свои истерзанные мексиканскими телесериалами души.
     Стоит однако упомянуть, что некоторые встречающиеся в процессе игры мультяшные вставки завораживают своей способностью в большей или меньшей степени - сообразно конфигурации железного коня - притормаживать. Тем не менее требования к железному коню не грех назвать божескими - разработчики свели их до Pentium 133, 32 Мб RAM и CD-ROM 4x и пошли покурить.

Поручик, вы носки меняете?
     Ну что ж, коли касание игрового процесса неминуемо, придется открывать новую главу.
     "Приключения поручика Ржевского" - квест редкий. Потому что в него можно играть на время. Даже устраивать турниры, запасясь секундомерами. Различные игровые издания определяют продолжительность игрового процесса по-разному. В целом, оценки колеблются от десяти минут до часа, и с этими рамками трудно не согласиться.
     По сути дела в природе существует масса детских квестов, которые легко могли бы тягаться с "Приключениями..." в сложности, причем многие из них наверняка вышли бы победителями. Ибо "Ржевский" демонстрирует уникальную прозрачность и предсказуемость, до которой создателям детских адвенчур еще расти и расти. Проблема, разумеется, в том, что данный квест далек от определения "детский".
     Не знаю, удалось бы миллиону обезьян, посаженных за компьютеры, набрать "Войну и мир", но в том, что "Ржевского" прошла бы каждая вторая, я совершенно уверен. Просто потому, что количество возможных последовательностей кликов в нем на порядок меньше, чем у большинства его сородичей. Предметы в инвентаре, совершенно не нуждающиеся во взаимодействии друг с другом, пугают своей малочисленностью, равно как и активные точки на экране, большинство из которых для прохождения совершенно бесполезны. Наконец, хоть сколько-нибудь понимающий русскую речь человек с легкостью может догадаться, что когда Ржевский восклицает "Корзина разносчика!" это означает не что иное, как необходимость взять корзину носильщика для дальнейшего прохождения; вопрос посетителей притона: "Оружие у Вас, разумеется, есть?" стоит расценивать элементарно как призыв достать из инвентаря оружие; а восклицание Василия Ивановича Чапаева о том, что "молодой советской республике потребуются книги" свидетельствует о неслучайном нахождении в инвентаре романа Жорж Санд. Подобные моменты язык с трудом поворачивается назвать намеками. Есть правда в игре и несколько более сложные моменты, хотя это определение имеет такое же право на существование, как "Штырлиц" на появление в первой строчке мирового рейтинга продаж. К примеру, игроку предстоит посредством незамысловатых умозаключений определить, что предложить нуждающемуся в материальных благах Раскольникову - топор или голографическое изображение поручика, а также чем "подкупить" юную продавщицу цветов, дабы она спасла Ржевского от участи не сумевшего развязать на себе веревки Дэвида Копперфильда - нежными пирожными, кормом для птиц или массивным якорем.
     Кстати о Василие Ивановиче и - куда уж без него - Петьке. Эпизод, в котором игроку доведется с ними встретиться, довольно символичен прежде всего потому, что появление этих ветеранов не только анекдотического, но и квестового жанра само по себе любопытно. Концентрация попсы на один квадратный монитор усугубляется в тот момент еще и тем, что разговор трех практически фольклорных персонажей открывается, как гром среди ясного неба, чуть видоизмененным сообразно ситуации банальным анекдотом о носках поручика Ржевского (в данном случае - о портянках народных кумиров).
     Впрочем, скрепя сердце я простил бы создателям игры этот бессердечный поступок - не столько по доброте душевной, столько потому, что данный эпизод по сравнению с другими выглядит довольно живо и правильно.

А у вас есть точно такой же,
но только с перламутровыми пуговицами?
     Итак, все утверждения о том, что "Приключения поручика Ржевского" - квест на один день, ложны. Ибо это квест на один час. В лучшем случае. И все-таки мне не думается, что тот, кто готов смириться с таким положением вещей (возможно, за неимением альтернативы) и собирается все же приобрести для коллекции пестренький диск, будет разочарованы. Ведь "Приключения поручика Ржевского" на фоне отдельных его собратьев по разуму выглядит вполне пристойным и заслуживающим ознакомления "для общего развития". В конце концов, порядочный и состоятельный геймер-патриот должен знать, на какой стадии развития находится российская квестовая индустрия. На данный момент "Ржевский" является одним из немногих продуктов, в полной мере эту стадию отражающим.
     Тем не менее, тем, кого умелые пираты, сжимающие восемьдесят восемь дисков до состояния одного, называют умеющими считать деньги, стоит, пожалуй, поостеречься. Сборника лучших вариаций "Тетриса" и то хватит на значительно более долгое время, нежели представленного творения. Хотя после прохождения "Ржевского" можно еще несколько дней занимать себя вопросом о том, что представляет собой его потенциальный покупатель. Мне мыслится, что наиболее благодарной публикой для "Приключений..." станут те парадоксальные субъекты, которые любят квесты, но не любят думать (иначе - те, кто смутно представляет себе возможность прохождения адвенчуры без спрятанного под подушкой солюшена). Что мыслилось по этому поводу труженикам из "Сатурна", остается загадкой, однако некий хитрый умысел они, вероятно, все же имели, иначе не появилось бы у любителей квестов восхитительной возможности трепетно провозглашать продавцу: "Заверните, пожалуйста, "Приключения поручика Ржевского", Вы мне обещали со скидкой!.."

5 причин приобрести "Приключения поручика Ржевского"
     Бог с ним, доставайте заначку из дисковода, если:
     1. Вы желаете увидеть чистый квест без малейшего намека на аркадные вставки.
     2. Вы хотите убедиться в том, что на протяжении всей игры ни разу не прозвучит избитая фраза "Поручик Ржевский, молчать!"
     3. Вы коллекционируете голографические наклейки от лицензионных дисков.
     4. Вы хотите посмеяться - это можно сделать, даже не играя в сам квест, а просто покопавшись в меню настроек и потеребив в нем регулятор громкости музыки.
     5. Вам некуда девать деньги.

5 причин отказаться от "Приключений поручика Ржевского"
     Выкрикните продавцу прямо в лицо, что никогда не возьмете эту игру, если:
     1. У Вас аллергия на слово "Зарублю!".
     2. Вы дали зарок не играть в российские квесты до 99 лет.
     3. Вы играете исключительно в глубокие целомудренные игры с философским подтекстом и трехмерной графикой.
     4. Вдохновившись каким-нибудь "Арчи Барреллом", Вы не вынимаете диск из CD-ROMа - второй туда, к сожалению, не войдет.
     5. У Вас нет компьютера - боже, зачем тогда Вы читали этот обзор?

Игры, на которые стоит обратить внимание,
если вам понравились "Приключения поручика Ржевского":
     Новые бременские
     Петька и Василий Иванович Чапаев спасают галактику
     Leisure Suit Larry VII: Love for Sail
     Братья Пилоты: По следам полосатого слона
     The Legend of Kyrandia III: Malcolm's Revenge
     Torin's Passage

Приключения Поручика Ржевского Приключения Поручика Ржевского Приключения Поручика Ржевского
Приключения Поручика Ржевского Приключения Поручика Ржевского Приключения Поручика Ржевского

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
        

     Нравится?
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ... Карепрост чем наносить www.magresnic.ru.