15.10   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Pollen (.PC)
Mindfield Games / Mindfield Games, 2016
Mindfield Games, 2016

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Космическая "Пыльца" в глаза

Игра "Pollen" от небольшой финской студии Mindfield Games вышла два года назад. Это инди-проект в форме космического приключения, созданный под виртуальные шлемы, и за это время все, кто хотел, её попробовали и отписали, поэтому мой отзыв, по существу, ничего не значит. Но тем не менее, я всё равно его напишу, ведь у меня с этой игрой свои, особые отношения – я купил её год назад и из-за плохой оптимизации чуть не сломал компьютер, потратив больше 20 часов на две локации. Ситуацию удалось решить только теперь. Когда я сменил компьютер...

Авторы игры решили сделать её в духе модного нынче ретрофутуризма 80-х, когда ещё живы были СССР, станция "Мир" и надежды на покорение космоса, поэтому использовали для завязки тот же приём, что в игре "Prey" (2017). Они, видимо, слышали, что в 60-е бытовали представления о возможности сотрудничества США и СССР в "космической гонке", поэтому игра происходит в альтернативной реальности, которая берёт за точку изменений провал покушения на Кеннеди. Это привело к тесному сотрудничеству двух сверхдержав в освоении космоса, из-за чего уже в 1995 г. человечество добралось до спутника Сатурна Титана. Мы играем за безымянного инженера, который должен отправиться туда на исследовательскую станцию М, где почему-то не выходит на связь интернациональная группа из пяти учёных. Разумеется, всё быстро переходит к интриге – при посадке на Титан мы слышим неразборчивые слова радиопередачи учёных, которые не хотят контактов. Недолгая прогулка по поверхности Титана, воссозданной со всей суровостью и мрачностью кроваво-багряных песков с чёрными реками азота, прерывается странной бурей, пробившей нам скафандр, аки у Мэтта Деймона в "Марсианине", которая вынуждает нас спрятаться на станции. После этого самая напряжённая и самая лучшая часть игры заканчивается, и до самого конца мы будем изучать станцию в попытках найти ответы на вопросы.

Прежде всего, стоит отметить, что "Pollen" целиком оправдывает своё научно-фантастическое происхождение. Речь, правда, не о серьёзной научной фантастике со сложными техническими и математическими выкладками или сложным научным обоснованием сюжета – а о стиле. Приверженность авторов игры классике жанра доказывает то, что она буквально нашпигована отсылками. Причём отсылки эти введены очень тонко, настолько тонко, что вряд ли будут заметны непосвящённому. Так, начинается игра с теста, среди вопросов есть один из "Бегущего по лезвию": "По вашей руке ползёт пчела. Что вы будете делать?" Сама база М принадлежит компании Rama Industries, и на ней буквально всё, что только можно, украшено её названием и логотипом – видимо, это отсылка к книге "Свидание с Рамой" Артура Кларка. По базе разбросаны и самые разные книги: одни из них, судя по всему, вымышлены, другие – реальны. Среди реальных книг – много классики фантастики: например, "Сирены Титаны" Курта Воннегута или даже "Пикник на обочине" Стругацких. Вымышленные книги тоже не отстают и пародируют известных авторов – как, вам, например, пародия на "11/22/63" Стивена Кинга: в альтернативной реальности убили Джона Кеннеди, и мир продолжил холодную войну? Одного из учёных-исследователей звали Ийон Лем – понятно, что это отсылка к Станиславу Лему и его персонажу Ийону Тихому. Да и Карен Ковальски не у персонажа ли "Бегущего по лезвию" взяла фамилию? И особенно много отсылок к фильму "Космическая одиссея 2001" Стэнли Кубрика – даже дизайн скафандров и восьмиугольных коридоров взят оттуда почти один в один. Наконец, само действие и гейм-дизайн напоминают, по отзывам игроков, такие игры как "SOMA" и "Adr1ft" (последняя ведь тоже про космос и тоже делалась под VR, а вдохновлялась не "Космической одиссеей", а "Гравитацией").

Игровой процесс здесь крайне простой и напоминает знаменитую "Gone Home " – симуляция ходьбы и постижение окружения путём исследования от первого лица. Заявление о том, что игра "высокоинтерактивная" – не выдумка. Игра действительно "высокоинтерактивная" в том смысле, что здесь практически каждый предмет можно взять в руки. Взять, осмотреть, повертеть в руках, почитать… Нельзя только переместить в инвентарь, если это не определено алгоритмом. Есть и множество внеигровых возможностей: поиграть в дартс, поиграть на игровом автомате, приготовить курочку в микроволновке и т.п. Для продвижения же по сюжету надо выполнить ряд крайне простых, хотя и не совсем очевидных действий, которые не вызывают труда: поставить батарейки в насос и откачать воду из прохода, пройти маленький лабиринт в вентиляции, поднять тяжёлый ящик антигравитационным лучом.

Пожалуй, дизайн и художественная часть окружения – это лучшие элементы игры. Ретрофутуризм отлично сочетается с вполне современными реалиями, у игры отличный стиль, дизайн и художественное оформление, неплохая для инди детализация, приятная и регулярно меняющаяся цветовая гамма и сравнительно качественное техническое исполнение. Правда, стилизация привела к некоторым перекосам: тут есть много пластмассовых боксов, магнитофонные и записи и катушки во всех углах, слайды и даже игровые автоматы, но компьютеры – исключительно кнопочные, вокруг нет ни одного ПК. Странновато для мира, где есть антигравитационные лучи и космолёты до Сатурна. Сама станция нарисована и прописана весьма подробно и детально, несмотря на относительно небольшой объём в десяток-другой комнат, из-за чего игра проходится буквально за 3-4 часа. Если, конечно, компьютер потянет – игра неважно оптимизирована, и потому даже на максимальных настройках даёт более чем скромную картинку с "зазубринами", зато потребляет не менее 8 ГБ оперативной памяти – чудовищно прожорливо для своего объёма.

Основной же элемент геймплея, как ни забавно, не очень нужен для прохождения – постижение истории через записи членов миссии. Для этого придётся регулярно читать их личные записи и слушать аудиокассеты, разбросанные по станции. Вот только реализовано это как-то странно. Аудиокассеты надо брать с собой и вставлять в намертво прикреплённые к месту магнитофоны – взять последние с собой почему-то нельзя. Возможно, авторы полагали, что игра актёров и их тексты настолько великолепны, что игрок прям-таки возжаждет прослушивать эти кассеты по нескольку раз за игру. Вот только почему тогда нельзя собирать найденные документы? Возиться с переносом кассет и их вставкой в магнитофоны быстро надоедает, тем более что непосредственно для продвижения они не нужны – сюжет они раскрывают весьма поверхностно, максимум в них попадаются смутные подсказки для прохождения. В "Lifeless Planet" этот же ход был решён куда разумнее: при приближении к магнитофону просто можно было прослушать запись, а потом пойти дальше.

Что же мы узнаем из этих записей? О, страшные дела творятся на этой базе, несмотря на приятную атмосферу немного ностальгического сай-фая. Завязка сюжета, разумеется, в исчезновении всех учёных на станции, от которых остались только покрытые странной чёрной пыльцой комбинезоны. Из записей можно понять, что это как-то связано с экспериментом над выращиванием растений и разведением пчёл – не зря же игра называется "Пыльца", а всё действие набито ассоциативными связями с пчёлами и медовыми сотами, которые даже напоминают восьмиугольные боксы станции. Разумеется, непонятное нечто в итоге вырвалось из-под контроля и погубило наших исследователей.

Вдобавок, в игру введён ещё один необычный элемент: действие тут идёт в двух "реальностях". При нахождении какого-нибудь прыгающего предмета, отдающего странным голубым светом, его надо повертеть в руках. Если увидеть пыльцу, она перенесёт нас в другую "реальность", то ли альтернативную, то ли временную, в которой уютная и красивая станция показана мрачной, тёмной, обесточенной и явно заброшенной, да ещё со следами жизнедеятельности и борьбы блокированных учёных. Что это значит – непонятно, возможно, это переходы во времени. В любом случае, мы не встретим ни одного человека, а при желании можно и вернуться назад.

Интерактивность – это хорошо. И исследование – это хорошо. И немного пугающий сюжет – это хорошо. И возможность походить по пустой базе в двух режимах – это тоже хорошо. Но вот только быстро становится понятно, что настоящей интриги тут нет. Вертеть многочисленные предметы можно, но это не нужно для игры и не приносит особого удовольствия. Многочисленные записи о жуткой сути Сущности или подкидываемые нам страшненькие рисунки не вызывают никакого страха – атмосферы хоррора, даже в форме космического ужастика, тут просто нет. Геймплей откровенно прост и примитивен: с помощью нехитрых действий надо просто пройти по базе из бокса в бокс довольно-таки небольшой базы. Персонажами, несмотря на то, как они любят ужасаться и тосковать в своих дневниках, интересоваться не хочется. По факту, кое-как можно проникнуться разве что историей инженера Карен Ковальски, которая прожила на станции несколько месяцев в блокаде в полном одиночестве и разбросала больше всего своих кассет. Благодаря объёму своих дневниковых записей и тоске по дому она единственный более-менее раскрытый персонаж игры. Остальные – просто имена, о которых что-то сказать могут разве что личные вещи в их комнатах. Ещё немного интересен наш соотечественник, медик Василий Романчек. Он, в соответствии со стереотипами, едва ли не алкоголик, который в каюте держит пластиковые бутылки с водкой и даже самогонный аппарат. Да ещё он откровенно болен разными болячками и без конца курит, к тому же у него был некий трагичный эпизод на спутнике Европа, о котором он не любит вспоминать (видимо, ещё одна отсылка к "Космической одиссее"). Об остальных мы и этого не узнаем.

И я присоединюсь к сонму рецензентов, которые утверждают, что сценарий игры просто непродуман. Действительно, в сюжетном плане нас ожидал печальный пшик. Хотя нам пытались создать чувство интриги и интереса, всё упёрлось в изучение более чем смутных записей, из которых крайне трудно понять, что вообще произошло на базе и почему стоит опасаться некой Сущности, которая то убивает людей и даже кошек, то заставляет их... сильно скучать по дому? Что? А закончится всё настолько неинтересно, что даже спойлеров можно не опасаться. Вместо того, чтобы держаться от Сущности подальше и наладить связь с Землёй для вызова помощи, наш герой попрётся прямо к ней, сольётся в экстазе, после чего будет ролик на 10 минут (буквально!) с наркотическим трипом, полностью взятым из "Космической одиссеи" Кубрика, и наш счастливый герой (он ли?) полетит на Землю... Вместе с пыльцой. И одним сценаристам ведомо, хорошо это или плохо.

Концовка, разумеется, не открывает нам ничего: откуда взялась эта пыльца, почему она так себя ведёт, зло она или благо, что в итоге стало с главным героем и т.д. Сравните это с "Lifeless Planet", где, несмотря на затянутость интриги и многие недосказывания, мы всё же получили ясный и недвусмысленный ответ о главной тайне сюжета – гибели жизни на целой планете. Действие, лишённое какой-либо ярко выраженной точки кульминации, тем не менее, поддерживало напряжение до самого конца, благодаря чему сюжет напомнил нам о важной и опасной проблеме единения человека с природой и ответственности за свои ошибки при вступлении в новый, незнакомый и противоречивый мир. Это куда более глубокий и трагичный вывод, который намного лучше бездумного копирования финала "Космической одиссеи" – ведь смысл сцены фильма был чётко ясен, а концовка игры из-за отсутствия пояснений только внешне выглядит глубоко и философично, но на деле лишена смысла. Или возьмём другой космический адвенчурный сай-фай о расследовании гибели космонавтов – "J.U.L.I.A.". Там, конечно, интрига тоже была не весть как глубоко продумана и развязка довольно банальна, но зато у нас были самостоятельные и прописанные персонажи, богатый геймплейный набор головоломок и потрясающие красивые и разнообразные виды. Думается, это получше галлюцинаций на 10 минут.

Ничего удивительного в этом нет. Игра, напомню, создавалась для виртуальных шлемов. А потому и действия там были важнее сюжета, как и полагается для демонстрационных игр. Та же "Adr1ft" была не лучше, только с более красивой графикой. Жаль, правда, игрока об этом сразу не предупредили. Да и свобода действий в игре слабовата – инди просто не может дать адекватный её объем для насыщенного действия.

Тем не менее, игру не назовёшь совсем провальной. Приятный дизайн и продуманное окружение создают хорошую и запоминающуюся атмосферу. Простейший геймплей тоже не отторгает и сильно упрощает прохождение. Игра к тому же очень короткая, без отвлечения на чтение и посторонние дела её можно пройти за несколько часов – да и с отвлечением она много времени не займёт, особо разгуляться тут просто негде. Тем более, если в начале она стоила чуть ли не 25 долларов в день своего выхода, то теперь – всего 249 рублей в Steam, столько же, сколько любая другая небольшая пристойная адвенчура. Стоит ли в это играть? Не знаю, решать вам. Могу подтвердить только одно: небольшое исследовательское приключение на Титане не займёт у вас ни много времени, ни много усилий.


Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen Pollen

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци