11.08   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Prisoner of Ice
(Заточённый во льдах / Узник льда) (.PC)
Infogrames / Infogrames, 1995

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

"Call of Cthulhu: Prisoner of Ice" – Один во Льдах!

И вновь на сцене французская компания Infogrames, которая в начале 90-х взлетела благодаря культовой игре "Alone in the Dark". Решив ковать железо пока горячо, французы пытались продвинуть жанр лавкрафтовских ужасов и в классических поинт-энд-клик квестах. Первым результатом этого стала игра "Call of Cthulhu: Shadow of the Comet" – атмосферная, яркая и… бесстыдно сложная. Но на этом компания не остановилась. После окончания франшизы "Alone in the Dark" она, наконец, смогла освоить нормальное и реалистичное 3D без ужасных треугольников и стала делать игры на новой технической базе, в том числе и квесты. И в итоге "Тень кометы" получила нечто вроде продолжения под названием "Узник льда". На сей раз за основу взяли книгу Лавкрафта "Хребты безумия". Правда, в игре от неё осталась только самая общая идея чудовищ в Антарктиде.

Именно там и происходит завязка сюжета. Британская подлодка сражается с немцами, и немецкий Юнкерс 87 красочно стреляет по немецкому же полугусеничнику Sd Kfz 251. Кстати, полугусеничник производился с 1939 г. Я это отмечаю потому, что действие происходит в январе 1937 года. Да, соединить лавкрафтовские ужастики с армиями двух мировых войн авторы догадались за 20 лет до шутера "NecroVisioN" и ролевой "Call of Cthulhu: The Wasted Land". Правда, тут не будет вампиров, немцев-зомби, стрельбы и тому подобных радостей – жанр всё-таки другой.

На самом деле, вступительный ролик, по существу, не имеет отношения к сюжету напрямую. Всё начинается с того, что британская подлодка "Виктория" подбирает в Антарктиде два ящика и норвежского ученого Бьёрна Хедсона, который послал сигнал SOS, но к моменту прибытия был уже не в себе и бился в белой горячке. Откуда было знать англичанам, что эти ящики, отбитые на немецкой военной базе, содержат в себе огромных и страшных монстров из ужастиков Лавкрафта под названием Узники Льда. А тут ещё и нападение немецкого конвоя, которому удаётся повредить наше судно и вызвать пожар. И вот Узники после растопления льда в ящиках вырываются на свободу...

Поначалу, когда монстры выбираются из своего плена и начинают угрожать экипажу, кажется, что создатели игры решили пойти по пути скрещивания фильмов "Чужой" и "Нечто" – то есть, сделать герметичный хоррор, где герой должен сражаться в ограниченном пространстве. Только ваше альтер-эго в игре – это не сержант Рипли, а британский лейтенант Райан. И это выглядит весьма сильно – ведь никогда не знаешь, в какой следующей комнате на тебя нападёт чудовище. Напряжение достигается в том числе за счёт хорошего саундтрека и эстетики льда и снега, которая неявно присутствует вокруг.

Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice

Но довольно быстро становится понятно, что перед нами явно не хоррор. По существу, здесь он почти целиком заключён в самой первой части на подлодке, где благодаря небольшому количеству локаций и бродячим монстрам создаётся неподдельное чувство опасности. Однако далее игра двигает нас по сюжету, и мы выбираемся на поверхность, практически лишённую холода. Монстры будут разгуливать и здесь, и даже убивать людей – но на сей раз действие будет отдавать не хоррором, а детективом. Среди наших задач будет поиск немецкого предателя, вскрытие сейфов, обман сослуживцев и тому подобные классические повороты сюжета.

А далее игра делает ещё один неожиданный поворот, и с середины превращается в помесь фантастического боевика и приключенческого фильма а-ля Индиана Джонс. Здесь будет классический нацистский злодей с мечтами о завоевании мира с помощью мистического артефакта, побег из нацистской базы, борьба со знакомым нам по первой части культом, древние ловушки, впечатляющие драки, тайна происхождения и Избранность главного героя, и даже, чёрт побери, путешествия во времени!

Но вот геймплейно игра явно подкачала. По существу, геймплей стоит на двух китах: использовании предметов и постоянных смертельных испытаниях на время. Использование предметов само по себе простое и логичное, но постоянно затрудняется пиксельхантигом. Хотя на каждом уровне не больше 6-10 локаций, очень часто приходится искать мелкие предметы, не видные даже после подсказки, что заставляет игрока целыми часами бродить по комнатам. Не сказать, чтобы это было весело и приятно. Испытания на время тоже не то чтобы очень уж впечатляющие. Как правило, мы погибаем от рук... то есть, лап нашего милого Узника, который почему-то любит убивать людей. Чтобы спастись, надо то что-то нажать, то прочитать заклинание. Это выглядит не очень сложно, но немного занудно – как и в прошлой части, авторы переборщили в этом направлении. Но, слава богу, есть автосейв и не нужно перепроходить игру заново, за что создателям, конечно, спасибо. Также здесь есть и несколько головоломок, не особо впечатляющих. Особенно бесят единственные два паззла: в одном надо поставить выключатели так, чтобы электроток обошёл перегоревшие участки, а во втором – поставить практически наобум значки в правильном порядке. Это не так просто, как кажется, не надейтесь. В целом действие здесь бодрое и энергичное, соответствующее жанру уже не мистического хоррора, а фантастического боевика. Особенно это чувствуется во второй половине игры, где уже не надо бродить по комнатам, а количество сцен на каждом участке сюжета практически не превышает одной. Сюжет при этом часто объясняется с помощью роликов в виде статичных слайдов.

Всё же нудноватый геймплей с сильным пиксельхантигом (особенно в первой половине) слишком контрастирует с сюжетом. Да и рисовка не сказать чтобы сильно радовала. Трёхмерные модели, в общем, нарисованы очень хорошо, особенно для тех времён. Конечно, сейчас видно, что для сглаживания анимации их сильно замазали блюром, но в те времена это была великолепная графика – то же 3D в выпущенной студией через пару лет "Time Gate: Knight's Chase" было хуже на порядок. К тому же для движения персонажей использовался настоящий motion capture! Не могу не отметить и потрясающе атмосферной музыкальной темы в финале. А вот "бумажность" всех нарисованных краской локаций, уменьшенных под разрешение игры, слишком уж откровенна; даже в те времена можно было сделать и лучше, и такой резкий контраст слишком заметен. Ну и кому как, а меня отход от традиций "герметичного хоррора" несколько разочаровал, тем более, что трёхмерный экшн середины 90-х ныне успел устареть. Согласитесь, бороться с монстром в закрытой подлодке путём использования предметов и головоломок, ускользая от его появления с заблокированием отсеков, было бы куда круче. Опять-таки, оригинальный "Alone in the Dark" про это, по существу, и был. Что мешало сбалансировать геймплей так же, когда тогда, только выкинув неудобные из-за управления бои и экшн-элементы?.. Ну и наконец, в игре две концовки, почти ничем не отличающиеся – стандарт 90-х, а потому не самая эффектная вещь, господа.

Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice

Зато в чём не откажешь "Узнику льда" – так это в простоте. Пиксельхантиг – это неприятно, но не смертельно, так же как и смертельные поединки. Всё это, в принципе, можно пройти, и в прохождение я смотрел только для прохода через эти два непонятных паззла. Благодаря динамизму и небольшому числу локаций игра достаточно короткая и, в принципе, легко проходится за 3-4 дня, если сильно лениться, а многие утверждают, что проходили её за 4 часа.

Что же, авторы решили сделать отход от первой части. "Узник льда" – уже не лакрафтовский ужастик, от которого здесь остался только культ из первой части и страшные монстры; это, скорее, помесь хоррора, детектива и фантастического боевика с элементами Индианы Джонса. Причём не просто абстрактного Индианы Джонса – а игры "Indiana Jones and the Fate of Atlantis" от LucasArts. Уж больно много совпадающих деталей... Тайные базы, нацисты, подлодки, каменный диск, озеро лавы (с кусками льда тут же рядом!) и даже пуск живым снарядом из торпедного аппарата – Индиана точь-в-точь также выбирался на сушу в своей игре. Впрочем, сюжет остаётся до конца почти логичным и почти связным. Так или иначе, винегрет вышел вполне съедобным и даже по-своему вкусным, хотя и без дорогих ингредиентов. Но всё же по сравнению с первой частью это, скорее, шаг назад. При всей зубодробительности геймплея первая часть была сделана ярко, качественно, эффектно и по-настоящему погружала игрока в свой мир. Здесь же диалогов и роликов маловато, и даже двухмерные вставки говорящих голов персонажей сделаны явно хуже. Не говоря уже о слайд-шоу, которые по-своему уступают даже крупнопиксельным роликам первой части.

Кстати, лучше всего играть, конечно, в английскую версию. Потому что русский перевод, выполненный в 90-е нижегородскими пиратами из СПК, оставляет желать лучшего. Нет, всё переведено вполне адекватно, и переведено абсолютно всё, включая даже самые мелкие надписи в роликах. Но ребята зачем-то решили ещё и озвучить всех героев, при том, что мощь их актёрских дарований была такова, что я сразу выключил звук. Да и перевод, если уж честно... Раян вместо Райан, Некрономика вместо Некрономикона и особенно, конечно, впечатляет "Ктулу". К тому же их версия при каждом появлении трёхмерного монстрика начинает дико тормозить и глючить. При запуске игры она нередко идёт без звука, что, правда, несложно исправить, удалив файл ICE.CFG2 и заново настроив звуковую карту.

Как и первая часть, игра в 2015 году была переиздана в GOG.com, и её можно купить там, как и в STEAM.

Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice Заточённый во льдах / Узник льда / Prisoner of Ice

Итак, Infogrames была одной из первых студий, развивавших лавкрафтовскую мифологию в играх. Позднее будут "Шорох", "Darkness Within", Necronomicon: The Dawning of Darkness", которые подтвердят, что делать хорошие квесты на основе Лавкрафта вполне возможно. Жаль, что первые части, отличаясь несомненными достоинствами, в то же время страдали и серьёзными недостатками, что сейчас привело к их устареванию. Тяжело считать эти вещи за классический хоррор, поскольку по-настоящему страшных моментов тут довольно мало. Вместе с тем, обе игры представляют интерес – и как прошлое жанра, и как оригинальные творения, чьи наработки, на мой взгляд, можно использовать даже сейчас. Сама студия, правда, после этого перестала игроизировать Лавкрафта. Хотя квесты она и потом выпускала, например, "Voodoo Kid"... Но это уже другая история.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя