26.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Operation Stealth (.PC)
Delphine Software International / Delphine Software International, 1990

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Chapaevec.

Поколению, которое не застало 90-х, тяжело понять геймеров тех времён. Молодые сопливые дети, вытирая носы, могли бы с ужасом послушать рассказы о том, как для запуска игры их предки каменным топором отключали драйвера, чтобы программы DOS могли пробиться к файлам игры; долгими безлунными ночами бродили по мирам, ориентируясь по самодельным картам, которые рисовали на шкурах диких животных; или долгими часами настраивали компьютеры для игры по сети, танцуя вокруг с бубнами и в масках. А некоторые немногие оставшиеся седые ветераны, могли бы даже рассказать, как играли в текстовые квесты, где надо было вбивать решения, полученные божественным откровением во сне после долгих изучений священных книг – древних английских словарей. Но в жизни такого нет, и сейчас желающий погрузиться в начало пути квестов должен сам вытаскивать из развалин уцелевшие игры прошлого и пытаться их пройти, чтобы понять, как жил жанр раньше.

"Operation Stealth", которая в США распространялась под намеренно рекламным названием "James Bond 007: The Stealth Affair" (1990) – это вторая игра французской студии Delphine Software. Первой был квест о путешествиях во времени "Future Wars" (1989), известный также как "Time Travelers: The Menace". Интересный кинематографичный сюжет и отличное оформление получило достойные оценки зрителей и публики. От второй игры ждали чего-то не хуже. Но что же получилось?

"Operation Stealth" – это шпионский квест, подозрительно напоминающий по идее тогдашний интерактивный аттракцион "David Wolf: Secret Agent" (1989) о копии Джеймса Бонда в охоте за угнанным стелс-самолетом. Здесь завязка – в том же самом. Угонщик, в духе боевиков 80-х "Огненный лис" или "Воздушный волк", ловко переодевшись в форму пилота, прямо с взлётной полосы угоняет новейший американский истребитель Stealth F-19. По слухам, это акция КГБ, но американское правительство в этом не уверено. ЦРУ вызывает своего лучшего агента, Джона Глэймса, который должен найти самолёт в банановой республике Санта-Парагва. В игре это довольно абстрактное государство с вывесками на испанском, садиками и обычными зданиями на улицах. Из латиноамериканского антуража тут только мексиканские сомбреро у дорожных торговцев, революционные повстанцы в джунглях, мордовороты с автоматами вместо полиции и видный в финале флаг, напоминающий развёрнутый на 90 градусов флаг Армении (на самом деле, конечно, Венесуэлы). Именно в этом месте и развернётся наша история.

С технической стороны, игру можно похвалить. Яркая красивая рисовка, сделанная в немного мультяшном стиле, хорошо работает на погружение. Есть немногочисленная, но задорная музыка. По этой части игра оставляет приятное впечатление, хотя, в целом, графика и музыка заметно уступают "Future Wars". А вот сюжет, хоть и скачет быстро и резко, но напоминает какой-то трёхкопеечный боевичок из 90-х без цельности и продуманности. После прибытия в Санта-Парагву, Глэймс должен добыть шифровку и встретиться со связным для получения сведений. Однако, как водится, всё меняется в одну секунду: звучат выстрелы, льётся кровь, и в дело неожиданно вступают КГБшники, которые тоже ведут за ними охоту. КГБшники, кстати, выглядят немного клюквенно: в солнечной латиноамериканской республике они ходят в дождевиках и шляпах, точь-в-точь как в вышедшей незадолго до этого "Leisure Suit Larry 2". Их всего двое: главный – полковник Карпов, а второй – агент с обычной русской фамилией Острович. Их диалог – "Так точно, полковник Карпов!" – "Идиот! Никаких имён, товарищ Острович!" – повторяется при каждом новом появлении и является их единственной шуткой. Конечно, подлые агенты KGB постараются убить доблестного ЦРУшника Джона Глеймса со словами: "From Russia with love!" Но сделают это так глупо, что ему не составит труда спастись.

Далее в сюжет совершенно неожиданно и безо всяких объяснений ввязывается некий Отто, который пытается нас убить, какая-то дочь президента Джулия Манигуа с наставленным на нас оружием, революционные повстанцы, спасение президента, которого злой Отто подменил на двойника – и в итоге Глеймс битый час просто ходит по президентскому дворцу, продираясь через лабиринты. Всё это идёт через череду экшна: стрельба, пальба, спасение из-под воды, спасение из-под пуль, взламывание сейфов, погоня на водных мотоциклах, и так далее, и всё в таком духе. Президента мы так и не спасём, но в третьем акте из добытых документов неожиданно выясняется главный виновник торжества, разумеется, в очередной раз пытающийся захватить мир путём бомбёжки столиц – и игра переходит к совершенно неприкрытой пародии на первый фильм о Бонде вплоть до открытых повторов: организация Spyder вместо Spectre, доктор Why вместо доктора No, личный злодейский остров, и так далее. Само собой, с помощью хитрого приёма мы победим злодея и нам пожмёт руку спасённый президент, с дочкой которого мы поцелуемся перед титрами. Стоит отметить, что всё это идёт в немного юмористическом ключе, от которого, однако, вовсе не смешно, потому что с чувством юмора у сценаристов слабовато. Самая популярная шутка – у нашего героя, который наивно говорит: "Глэймс. Джон Глэймс" всем окружающим, включая цветочные горшки. От французов с их знаменитыми комедиями-пародиями на Бонда такого слабого юмора не ожидаешь.

Сюжет, конечно, совершенно не сбалансирован и не отличается цельностью. Однако его вполне можно принять благодаря какой-никакой пародийности. Увы, игру погубило совсем другое, а именно геймплей. Так как игра делалась в самом начале 90-х, то интерфейс недалеко ушёл от клавишного. Вписывать команды не надо, их список выпадает по правой кнопке мыши – EXAMINE, TAKE, INVENTORY, USE, OPERATE, SPEAK. Инвентарь, разумеется, тоже представляет из себя список предметов. Кнопками же вызывается и меню. Нижней строки для действий тут нет, так что ориентироваться тяжело. Передовое на начало 90-х управление ныне безнадёжно устарело, но с ним гораздо проще разобраться, чем с логикой игры. По традиции игр Sierra, авторы сочли, что чем сложнее, тем лучше – в итоге, всё построено на нелинейности и алгоритмных тупиках со смертельным исходом. О том, что конкретно надо делать в определённый момент, догадаться чрезвычайно сложно. В сюжете много мест, где для прохождения надо тщательно вслушиваться в диалоги и всматриваться в записи, так как отдельные варианты выпадают случайно. Застрять в игре можно просто опоздав на такси. Чтобы выбраться из закрытой пещеры, надо использовать кирку, стоя в одном строго определённом месте. Простая забывчивость, которая помешала вам всунуть кляп в рот связанному охраннику – карается смертью. Секундное замешательство перед дулом врага – карается смертью. Непонимание сумасшедшей логики сценаристов, которые не просто так дают вам говорящую электробритву – карается тупиком. Многочисленные спасения в последний момент целиком и полностью зависят от наличия у вас предмета в инвентаре, который вы очень легко можете пропустить, а также бешеной реакции и постоянного экспериментирования. Так что если вы не догадались, что замок клетки надо открыть карандашами (!!!), а потом быстро вцепиться в стену и перебраться к вентиляции, а не прыгать на пол, пеняйте на себя – и идите на корм пираньям.

Автор обзора честно пытался дойти (или, точнее, продраться) до конца, но у него так и не получилось. Дело в том, что для убийства главного злодея в самом-самом конце игры требовалось прицепить к бомбе на его вертолёте эластичную резинку. Которую надо было найти абсолютно случайно, обшаривая между делом дно во время плавания по морю. Пока вокруг снуют смертельно опасные акулы. А героя постоянно сносит течением. Ещё раз. Найти резинку. В совершенно. Случайном. Месте. Увы, этого так и не удалось сделать: по странному стечению обстоятельств, именно у меня это место не работало, и резинку поднять так и не удалось. Баг ли это, или какая-то хитрая защита от копирования – осталось неизвестным. Миссия оказалась невыполнима.

Самое обидное, что чисто квестовая составляющая здесь есть только в начале и конце. Почти всё остальное – это, по существу, набор мини-игр, кое-как скреплённых сюжетом. Тут и традиционная для 90-х "проплыви под водой, всплывая для вздоха", и гонки, и шифрование, и уворачивание от акул, и многое другое. Чувствуется, однако, что авторам не хватало фантазии, и, в итоге, обычный лабиринт в президентском дворце, где надо пройти, запирая или освобождая противника с помощью перегородок, тут вставлен ЧЕТЫРЕ раза подряд! Даже не три! Более того, на острове местного злодея мы встретим точно такой же лабиринт, только в другом антураже и сложнее – ходы более запутанные, а мы видим только окружение вокруг героя (скорее всего, идею спёрли у "Indiana Jones and the Fate of Atlantis"). Впрочем, для прохождения лабиринтов достаточно усидчивости, гонку на водных мотоциклах можно пройти раза этак с пятнадцатого (кстати, она стартует безо всякого предупреждения… и два раза подряд), а открытие сейфа без божественного откровения вообще не разберёшь. В итоге, игра, которую можно пройти за полтора часа, растягивается на долгие неприятные дни.

"Operation Stealth" напоминает переходную модель между "Codename: Iceman" (1989) и "Secret Mission" (1996): это действительно шпионский квест не только по названию, под завязку забитый экшном, шпионскими штучками, погонями, выживанием и другими кинематографичными приёмами. Но в то же время по геймплею – это эталонный представитель квестов начала 90-х, которые тогда было невозможно пройти без прохождения в ближайшем игровом журнале и долгих недель испытаний. Всё это не искупает и довольно путанный сюжет, вся суть которого – в слабенькой пародии на бондиану. Поэтому сегодня играть в это уже тяжело и, по большей части, не интересно. Игра просто устарела. 90-е закончились. И, глядя на такие игры, думаешь, что это не так уж плохо.


Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth Operation Stealth

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя