Поколению, которое не застало 90-х, тяжело понять геймеров тех времён. Молодые сопливые дети, вытирая носы, могли бы с ужасом послушать рассказы о том, как для запуска игры их предки каменным топором отключали драйвера, чтобы программы DOS могли пробиться к файлам игры; долгими безлунными ночами бродили по мирам, ориентируясь по самодельным картам, которые рисовали на шкурах диких животных; или долгими часами настраивали компьютеры для игры по сети, танцуя вокруг с бубнами и в масках. А некоторые немногие оставшиеся седые ветераны, могли бы даже рассказать, как играли в текстовые квесты, где надо было вбивать решения, полученные божественным откровением во сне после долгих изучений священных книг – древних английских словарей. Но в жизни такого нет, и сейчас желающий погрузиться в начало пути квестов должен сам вытаскивать из развалин уцелевшие игры прошлого и пытаться их пройти, чтобы понять, как жил жанр раньше.
"Operation Stealth", которая в США распространялась под намеренно рекламным названием "James Bond 007: The Stealth Affair" (1990) – это вторая игра французской студии Delphine Software. Первой был квест о путешествиях во времени "Future Wars" (1989), известный также как "Time Travelers: The Menace". Интересный кинематографичный сюжет и отличное оформление получило достойные оценки зрителей и публики. От второй игры ждали чего-то не хуже. Но что же получилось?
"Operation Stealth" – это шпионский квест, подозрительно напоминающий по идее тогдашний интерактивный аттракцион "David Wolf: Secret Agent" (1989) о копии Джеймса Бонда в охоте за угнанным стелс-самолетом. Здесь завязка – в том же самом. Угонщик, в духе боевиков 80-х "Огненный лис" или "Воздушный волк", ловко переодевшись в форму пилота, прямо с взлётной полосы угоняет новейший американский истребитель Stealth F-19. По слухам, это акция КГБ, но американское правительство в этом не уверено. ЦРУ вызывает своего лучшего агента, Джона Глэймса, который должен найти самолёт в банановой республике Санта-Парагва. В игре это довольно абстрактное государство с вывесками на испанском, садиками и обычными зданиями на улицах. Из латиноамериканского антуража тут только мексиканские сомбреро у дорожных торговцев, революционные повстанцы в джунглях, мордовороты с автоматами вместо полиции и видный в финале флаг, напоминающий развёрнутый на 90 градусов флаг Армении (на самом деле, конечно, Венесуэлы). Именно в этом месте и развернётся наша история.
С технической стороны, игру можно похвалить. Яркая красивая рисовка, сделанная в немного мультяшном стиле, хорошо работает на погружение. Есть немногочисленная, но задорная музыка. По этой части игра оставляет приятное впечатление, хотя, в целом, графика и музыка заметно уступают "Future Wars". А вот сюжет, хоть и скачет быстро и резко, но напоминает какой-то трёхкопеечный боевичок из 90-х без цельности и продуманности. После прибытия в Санта-Парагву, Глэймс должен добыть шифровку и встретиться со связным для получения сведений. Однако, как водится, всё меняется в одну секунду: звучат выстрелы, льётся кровь, и в дело неожиданно вступают КГБшники, которые тоже ведут за ними охоту. КГБшники, кстати, выглядят немного клюквенно: в солнечной латиноамериканской республике они ходят в дождевиках и шляпах, точь-в-точь как в вышедшей незадолго до этого "Leisure Suit Larry 2". Их всего двое: главный – полковник Карпов, а второй – агент с обычной русской фамилией Острович. Их диалог – "Так точно, полковник Карпов!" – "Идиот! Никаких имён, товарищ Острович!" – повторяется при каждом новом появлении и является их единственной шуткой. Конечно, подлые агенты KGB постараются убить доблестного ЦРУшника Джона Глеймса со словами: "From Russia with love!" Но сделают это так глупо, что ему не составит труда спастись.
Далее в сюжет совершенно неожиданно и безо всяких объяснений ввязывается некий Отто, который пытается нас убить, какая-то дочь президента Джулия Манигуа с наставленным на нас оружием, революционные повстанцы, спасение президента, которого злой Отто подменил на двойника – и в итоге Глеймс битый час просто ходит по президентскому дворцу, продираясь через лабиринты. Всё это идёт через череду экшна: стрельба, пальба, спасение из-под воды, спасение из-под пуль, взламывание сейфов, погоня на водных мотоциклах, и так далее, и всё в таком духе. Президента мы так и не спасём, но в третьем акте из добытых документов неожиданно выясняется главный виновник торжества, разумеется, в очередной раз пытающийся захватить мир путём бомбёжки столиц – и игра переходит к совершенно неприкрытой пародии на первый фильм о Бонде вплоть до открытых повторов: организация Spyder вместо Spectre, доктор Why вместо доктора No, личный злодейский остров, и так далее. Само собой, с помощью хитрого приёма мы победим злодея и нам пожмёт руку спасённый президент, с дочкой которого мы поцелуемся перед титрами. Стоит отметить, что всё это идёт в немного юмористическом ключе, от которого, однако, вовсе не смешно, потому что с чувством юмора у сценаристов слабовато. Самая популярная шутка – у нашего героя, который наивно говорит: "Глэймс. Джон Глэймс" всем окружающим, включая цветочные горшки. От французов с их знаменитыми комедиями-пародиями на Бонда такого слабого юмора не ожидаешь.
Сюжет, конечно, совершенно не сбалансирован и не отличается цельностью. Однако его вполне можно принять благодаря какой-никакой пародийности. Увы, игру погубило совсем другое, а именно геймплей. Так как игра делалась в самом начале 90-х, то интерфейс недалеко ушёл от клавишного. Вписывать команды не надо, их список выпадает по правой кнопке мыши – EXAMINE, TAKE, INVENTORY, USE, OPERATE, SPEAK. Инвентарь, разумеется, тоже представляет из себя список предметов. Кнопками же вызывается и меню. Нижней строки для действий тут нет, так что ориентироваться тяжело. Передовое на начало 90-х управление ныне безнадёжно устарело, но с ним гораздо проще разобраться, чем с логикой игры. По традиции игр Sierra, авторы сочли, что чем сложнее, тем лучше – в итоге, всё построено на нелинейности и алгоритмных тупиках со смертельным исходом. О том, что конкретно надо делать в определённый момент, догадаться чрезвычайно сложно. В сюжете много мест, где для прохождения надо тщательно вслушиваться в диалоги и всматриваться в записи, так как отдельные варианты выпадают случайно. Застрять в игре можно просто опоздав на такси. Чтобы выбраться из закрытой пещеры, надо использовать кирку, стоя в одном строго определённом месте. Простая забывчивость, которая помешала вам всунуть кляп в рот связанному охраннику – карается смертью. Секундное замешательство перед дулом врага – карается смертью. Непонимание сумасшедшей логики сценаристов, которые не просто так дают вам говорящую электробритву – карается тупиком. Многочисленные спасения в последний момент целиком и полностью зависят от наличия у вас предмета в инвентаре, который вы очень легко можете пропустить, а также бешеной реакции и постоянного экспериментирования. Так что если вы не догадались, что замок клетки надо открыть карандашами (!!!), а потом быстро вцепиться в стену и перебраться к вентиляции, а не прыгать на пол, пеняйте на себя – и идите на корм пираньям.
Автор обзора честно пытался дойти (или, точнее, продраться) до конца, но у него так и не получилось. Дело в том, что для убийства главного злодея в самом-самом конце игры требовалось прицепить к бомбе на его вертолёте эластичную резинку. Которую надо было найти абсолютно случайно, обшаривая между делом дно во время плавания по морю. Пока вокруг снуют смертельно опасные акулы. А героя постоянно сносит течением. Ещё раз. Найти резинку. В совершенно. Случайном. Месте. Увы, этого так и не удалось сделать: по странному стечению обстоятельств, именно у меня это место не работало, и резинку поднять так и не удалось. Баг ли это, или какая-то хитрая защита от копирования – осталось неизвестным. Миссия оказалась невыполнима.
Самое обидное, что чисто квестовая составляющая здесь есть только в начале и конце. Почти всё остальное – это, по существу, набор мини-игр, кое-как скреплённых сюжетом. Тут и традиционная для 90-х "проплыви под водой, всплывая для вздоха", и гонки, и шифрование, и уворачивание от акул, и многое другое. Чувствуется, однако, что авторам не хватало фантазии, и, в итоге, обычный лабиринт в президентском дворце, где надо пройти, запирая или освобождая противника с помощью перегородок, тут вставлен ЧЕТЫРЕ раза подряд! Даже не три! Более того, на острове местного злодея мы встретим точно такой же лабиринт, только в другом антураже и сложнее – ходы более запутанные, а мы видим только окружение вокруг героя (скорее всего, идею спёрли у "Indiana Jones and the Fate of Atlantis"). Впрочем, для прохождения лабиринтов достаточно усидчивости, гонку на водных мотоциклах можно пройти раза этак с пятнадцатого (кстати, она стартует безо всякого предупреждения… и два раза подряд), а открытие сейфа без божественного откровения вообще не разберёшь. В итоге, игра, которую можно пройти за полтора часа, растягивается на долгие неприятные дни.
"Operation Stealth" напоминает переходную модель между "Codename: Iceman" (1989) и "Secret Mission" (1996): это действительно шпионский квест не только по названию, под завязку забитый экшном, шпионскими штучками, погонями, выживанием и другими кинематографичными приёмами. Но в то же время по геймплею – это эталонный представитель квестов начала 90-х, которые тогда было невозможно пройти без прохождения в ближайшем игровом журнале и долгих недель испытаний. Всё это не искупает и довольно путанный сюжет, вся суть которого – в слабенькой пародии на бондиану. Поэтому сегодня играть в это уже тяжело и, по большей части, не интересно. Игра просто устарела. 90-е закончились. И, глядя на такие игры, думаешь, что это не так уж плохо.