Есть игры, которым суждено называться
подражаниями, вспоминая о которых люди будут говорить нечто типа "а,
это клон Миста, помню-помню". Когда я впервые услышал, что
1С делает пластилиновый квест, решил, что
ждать нам именно такого. Но и обрадовался одновременно - Neverhood еще свеж
в памяти, хочется чего-то подобного, как обычно хочется после прохождения
очень понравившейся, но быстро закончившейся игры. Выпускать подобные
"услаждатели фанатов" - дело довольно неблагодарное, палка о двух
концах. С одной стороны, конечно, интерес к игре обеспечен, ее будут искать
и покупать все те самые фанаты, заранее любя и уважая. С другой - неужели не
боятся разработчики, что неминуемы сравнения? Первые же минуты игры способны
дать понять человеку, то ли он купил. А ведь дотянуть, скажем, до класса того
же Неверхуда суждено не многим.
Один мой знакомый, начав играть в "Операцию
"Пластилин"", скоро бросил, объяснив это словами "что-то
не приглянулась мне игра, до Неверхуда не дотягивает". Сложно судить,
дотягивает ли, точно знаю лишь одно: это НЕ Неверхуд. Лучше или хуже, сказать
тяжело, потому что это совсем другая игра. Да, здесь тоже куча пластилина,
потраченная на создание мира и персонажей, разве что чуть меньшая, наверное
(хотя, еще посчитать надо). Здесь тоже отсутствие всяческой членораздельной
речи, что, кстати, идет только на пользу, ибо я, к сожалению, уже давно не
видел хорошо озвученной отечественной игры (почему бы всем разработчикам не
перенять способ, которым объяснялись в "Операции" солдат с шерифом?
ну очень душевно, и никаких голосов). Здесь похожая стилистика головоломок,
если не учитывать тот факт, что в Неверхуде они на порядок сложнее. Здесь
колоритная и бесшабашная музыка, создающая непередаваемую атмосферу (помните
чудесные мелодии Первого Пластилиного Мира?). Здесь, в конце концов, даже
благодарность в титрах "дорогому Глинке Клейману за творческое
вдохновение". Да только игра-то все равно другая!
Представьте себе некую смесь уже упомянутого
Неверхуда и небезызвестных Братьев Пилотов. Что взято от первого, я, в
общем-то, успел рассказать, но вот известные деятели сыска из Бердичева
тоже сумели привнести в игру немало своего. Вас ожидает примерно такой
же "уровневый" стиль прохождения. Помните, как было в
"Пилотах"? На каждом экране своя задача, и пока она не
решена, дальше не пустят. "Операция" отличается лишь наличием
нескольких двухэкранных задач, что, собственно, не может сильно повлиять
на один немаловажный факт: игра проста до безобразия. История про бравого
пластилинового солдатика, сброшенного своим боссом на незнакомую планету
для поиска ценного золотого бильярдного битка (сюжет незамысловат, но большего,
поверьте, в игре подобного рода и не требуется) без особых напряжений
проходится чуть ли не за два часа. По крайней мере столько времени ушло у
меня - не думаю, что это рекорд, учитывая две долгие задержки: на первом
уровне, где происходило привыкание к игровому интерфейсу и попытка понять,
чего же требуется сделать, и на уровне с душем, где оказалось, что со
зрением у Вашего покорного слуги отнюдь не все в порядке. Все остальные
локации встречали очевидными загадками и проходились без долгих раздумий.
То же касается и набора логических головоломок, не претендующих на хоть
какую-то зубодробительность (и не надейтесь на что-то типа пилотовского
холодильника, повергавщего многих игравших в ужас и заставлявшего лезть в
солюшен, придумывать алгоритмы и писать программы). Сложно сказать даже,
можно ли их головоломками назвать - так, попытка вставить в несложную игру
несколько не более заковыристых эпизодов, только немного другой природы.
Понравилась, кстати, идея авторов с работой на компьютере - мило (хотя все
так же просто), да и ностальгией слегка помучиться можно.
Несомненной похвалы заслуживает "внешний вид"
квеста: графика и анимация. Великолепная работа, проделанная и изготовителем
кукол, и художниками по фонам, и аниматорами привели к картинке, прямо-таки
услаждающей глаза. Взгляните на скриншоты - впечатляет? И это Вы, между прочим,
еще не видели движения (плавного и совсем даже без "подергиваний"), забавных
и стильных одновременно рисованных вставок после каждого "уровня", довольно
удачных попыток разработчиков вплести живое видео (тот самый босс, который
потерял свой биток, или рука, вытаскивающая солдата из очередной передряги).
Красота...
Вообще, похоже, что у игры лишь один, но довольно
серьезный недостаток - и это только что расписанная простота. Сам игровой
процесс не вызывает ни толики неудовольствия. Приятные персонажи решают в
приятных антуражах свои приятные ненапрягающие загадки. Просто идиллия
какая-то! Только вот боюсь, что такой рай не всем по душе придется. Да,
есть категория людей, играющих в квесты лишь для расслабления, для погружения
в мир игры, но не для перенапряжения собственных мозгов. Вот уж кому стоит,
не раздумывая, бежать в соответствующие магазины и покупать
"Операцию" - несколько часов безмятежного времяпрепровождения
гарантировано. Но если Вы относите себя к истинным эрудитам, обожающим
"крепкие орешки"... впрочем, совет будет такой же: брать однозначно!
Подумайте сами: когда еще Вы сможете расслабляться на всю катушку часа этак
полтора под задушевные мотивы, да еще и занимаясь любимым делом - разгадыванием
квестовых хитросплетений (пусть и нулевой категории сложности - оно в данном
случае к лучшему)? А? Э! То-то же...