02.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Memento Mori
(Memento Mori: Помни о смерти) (.PC)
Centauri Production / Anaconda, 2008
Акелла / Акелла, 2008

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Дэн Браун в Петербурге!

2008 год. Всемирный экономический кризис ещё только начинается, и человечество даже не подозревает, к каким последствиям он приведёт. А среди прочего он привёл и к возрастанию стоимости производства компьютерных игр, что окончательно обрушило и без того дышавший на ладан рынок трёхмерных адвенчур, который к началу 2010-х, в итоге, бесследно растворился. Но всё это будет потом, а пока в 2008-ом выходит квест "Memento Mori" от чешской студии Centauri Production. К тому времени чехи были не новичками – они занимались игростроением ещё с 1996-го, и большую часть их игр составляли именно квесты. Однако только вышедшая благодаря немецкому дистрибьютору "Memento Mori" стала их первым (забегая вперёд – и единственным) серьёзным международным успехом. Игру и сейчас с ностальгией вспоминают многие поклонники жанра. По праву ли? Обо всём этом я подумал на днях, когда решил переиграть в старую-добрую классику.

Сюжет игры посвящён поиску произведений искусства, пропавших из Эрмитажа. Главный герой – молодая девушка Лариса Светлова, работающая в отделении Интерпола в Лионе. Её бывший начальник Останкович, ставший главой охраны Эрмитажа, требует помощи от её близкого знакомого, французского искусствоведа Максимиллиана Дюрана, в своё время попавшегося на продаже подделок, но отпущенного в обмен на оказание постоянных услуг Останковичу. И вот теперь как раз такой случай. Незадолго перед этим у Останковича случилось чрезвычайное происшествие – на несколько минут отключилась сигнализация Эрмитажа, и нетрудно догадаться, что это не может быть случайностью. Параллельно начинают загадочным образом гибнуть люди, связанные в той или иной мере с миром искусства. Поневоле вынужденные ввязаться в неофициальное расследование Макс и Лариса постепенно понимают, что впутались в игру, в которой переплелись опасные и жестокие интриги неназванных мистических сил...

Да, "Memento Mori" – это игра, действие которой посвящено мистическому детективу, связанному с историей и искусством, очередной сюжет а-ля Дэн Браун. Будут тут и музей, и загадочный беглый монах с татуировкой, и тайное общество с мистическими целями... В умелых руках это вполне неплохой жанр, в котором можно развернуть приключенческий боевик или детектив. Авторы игры пошли по второму пути – сделали простой, несложный и не слишком запутанный детективный сюжет, который к концу довольно неожиданно оборачивается мистической драмой наших персонажей. Такие вещи нельзя объяснить без спойлеров, но достаточно будет сказать, что этот приём сработал, несмотря на довольно большое количество логических натяжек, заметных при внимательном рассмотрении. Но это далеко не единственное достоинство данной игры.

Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori

"Memento Mori" имела сразу несколько источников вдохновения или, как минимум, предшественников. Основной сюжет мистико-детективной драмы напоминал квестовые хиты "Still Life" и его подражателя "Art of Murder". Герои – молодой и красивый специалист и симпатичная самостоятельная девушка, которые ввязываются в приключения по всему свету из-за загадочной истории предметов искусств и исторических артефактов – стали традиционными ещё с первой "Broken Sword". Но самое главное, форму подачи, "Memento Mori" взяла полностью у "интерактивного кино" "Fahrenheit. В нашем детективе два действующих лица – Лариса и Макс – между которыми и поделён сюжет. Действие часто бросает нас из страны в страну, сделано оно максимально логично и стройно, с высоким упором на интерактивность. Придётся осматривать локации, решать кое-какие головоломки, использовать предметы, отвлекаться на разговоры с другими персонажами. И пусть их немного, всего этого вполне хватает на 6-7 часов игры, чтобы развернуть свой скромный, но философско-мистически окрашенный сюжет, который, вдохновляясь предшественниками, смог дать свою достаточно незатёртую концовку.

Чего также не отнять у игры, так это хорошей графики. Она, по меркам тех лет и жанра, на весьма высоком уровне. Графика сделана полностью в 3D, включая и героев, и окружение. Последнее с помощью динамической камеры очень часто показывается с разных углов и в разном приближении. С помощью достаточно высокого разрешения и неплохого дизайна авторам удалось создать довольно красивую и симпатичную картинку. Визуала тут довольно мало – всего около пяти широких локаций, едва насчитывающих 50 сцен: Лион, Санкт-Петербург, Лиссабон, Шотландия и финский монастырь. И тем не менее, отрисованы они ярко, симпатично и со вкусом, стараясь скрыть по мере возможности ограниченность охваченного пространства. Персонажи, хотя и лишены толком мимики, тоже двигаются достаточно естественно и детализированно – впечатляет, что у них анимированы практически все действия, уже тогда это становилось редкостью. Очень часто сюжет прерывается заснятыми в происходящем окружении 3D-роликами с темноватой картинкой для саспенса и вполне приличной для такого бюджета режиссурой. Радует также эффектное использование локаций в разное время суток, что делает смену однообразных планов гораздо интереснее. А ещё тут немногочисленные, но очень красивые пейзажи – особенно в финале. Конечно, есть тут и недостатки, типа того, что у машин на улице не вертятся колеса, а коса Ларисы в какой-то момент начинает жить своей жизнью – но это мелочи. Музыкальная часть, в целом, тоже на уровне – драматические и мистические композиции исполнены хорошо, хотя их количество в игре очень невелико.

Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori

При всей ограниченности локаций, выглядит тут окружение красиво и запоминающеся. Особенно стоит отметить действие в Петербурге, занимающее очень значительную часть сюжета. Благодаря взаимодействию авторов игры с Эрмитажем, архитектура и быт тут действительно похожи на питерские, а часть сюжета проходит в довольно неплохо срисованных залах самого Эрмитажа – хотя, к сожалению, его тут очень немного. Радует также, что чехи обошлись без особенной клюквы в демонстрации России – она тут, в основном, в иногда непривычных фамилиях, обилии стереотипных в те годы такси из жёлтых ГАЗ-24 "Волга" и ошибках в написании некоторых надписей. Ну и расписанный гжелью самовар и матрёшки в квартире Ларисы, как и милицейские жигули-шестёрки с крупной надписью "ДОС" вызывают улыбку. Зато в рок-клубе Петербурга "Убежище" играют мелодии самых настоящих питерских групп – "Пир Во Время Чумы", "Мамай", "Mo'Jah'Head" и "Scang".

Так как "Memento Mori" во многом ориентировалось на интерактивное кино, то геймплей здесь весьма прост и полностью следует за сюжетом. В основном, здесь понадобится писать записки и электронные письма, изучать книги, осматривать окрестности – в последнем случае авторы широко используют возможности своего 3D-движка, и сцены показываются с разных углов или в возникающих "окнах". В основном, приходится использовать предметы, как в классическом поинт-энд-клике. Однако предметов, как правило, очень немного, крупногабаритные вещи носятся сразу в руках, а не в карманах, шифров и головоломок крайне мало, и много времени они не отнимают. В основной своей части игра довольно простая и щадящая, хотя до казуальности не доходит. Но при этом, как ни странно, особым динамизмом игра похвастаться не может. Постоянно мешают отдельные непродуманные моменты. То нужный предмет для прохождения слишком мелкий и не виден, то последовательность действий прописана неважно, то просто скучноватый процесс рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Вдобавок, благодаря движку в случае подвисания анимация на локациях может быть немного замедленной, а курсор плавает, и кажется, будто ты со своими героями двигаешься в толще воды. Впрочем, эта проблема актуальна разве что для самых слабых ноутбуков. Да к тому же в настройках в меню всегда можно выбрать нужные параметры.

Интересными моментами являются дополнительные и необязательные элементы, введённые в действие. Например, варианты ответа в диалогах с персонажами – положительный, отрицательный и вопрос. Некоторые из них просто нужны для продолжения, другие же сделаны только для влияния на зрителя. Можно поговорить с бабушкой Лары, которая погадает вам на картах Таро, изучить ненужные вещи вокруг и сделать ещё кое-какие мелочи. Отдельно стоит отметить на удивление логичные дополнительные ходы, с помощью выполнения которых можно скорректировать финал. Он тут всегда один и тот же, но вот озвучка с описанием судьбы наших героев может отличаться в деталях. Мне, например, было приятно, что я сам, без подсказки, догадался заранее подложить камень под дверь в подземелье, чтобы она не захлопнулась раньше времени, что в финале, как оказалось, избавило Макса от лишних проблем.

Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori

Я переиграл на днях в эту игру второй раз за последние пять лет и получил то же удовольствие, что и раньше – хотя и то же раздражение на тех же моментах. Передо мной вновь оказалось полудетективное-полумистическое окружение с красивым визуалом и не очень продуманным, но всё же интересным и по-своему развёрнутым сюжетом с драматической концовкой. Да, действие нередко портили логические натяжки, занудность многих загадок, довольно простые действия большей части геймплея, попытка нагнетания впечатления там, где это было не к месту... Но, в целом, это по-прежнему весьма крепкая адвенчура своего времени с интересным и незатёртым сюжетом, вполне ясной логикой действия и красивой картинкой.

"Memento Mori 2" оказалась, по сути, последней игрой компании Centauri Production, так как её киберпанковый квест "Alternativa" не взлетел, и вскоре она была куплена другой компанией. А жаль. Конечно, это явно не самая вершина жанра и не вечная классика, но это была очень достойная игра, как минимум "серебро" в своей нише. И как соединение интерактивной истории и традиции поинт-энд-клик квеста "Memento Mori" и сейчас выглядит лучше, чем пошедшие по тому же пути "Syberia 3" и "Black Mirror" 2017-го года – и это я говорю сейчас даже не о вторичных сюжетах, а только об игровой механике…

Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori Memento Mori: Помни о смерти / Memento Mori

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя