25.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Lure of the Temptress
(Соблазн искусительницы) (.PC)
Revolution Software / Virgin Interactive Entertainment, 1992

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

История создания "Lure of the Temptress" изложена в прилагающемся к игре руководстве пользователя, но её надо пересказать хотя бы вкратце, чтобы понять, насколько она важна для её авторов – ведь эта история неотделима от истории появления студии Revolution Software, которая прославилась созданием Broken Sword. Если коротко, то однажды простой британский парень Чарльз Сесил повстречал простого британского парня Дэвида Сайкса на дискотеке в Сандерленде, а затем, возвращаясь вместе домой, они встретили Тони Уорринера. Оказалось, что они посещали один и тот же зал игровых автоматов, когда жили в Норфолке, и все трое вписали свои имена в таблицу рекордов на автомате "Operation Wolf". Так в 1990-м году появилась компания Revolution Software, в которой Сесил стал исполнительным директором (коим и остаётся и поныне), Сайкс и Уорринер – программистами. Студию поддержала издательская компания Mirrorsoft, принадлежавшая британскому медиа-магнату еврейского происхождения Роберту Максвеллу. Делать компания решила адвенчуру в духе популярнейшей тогда франшизы "King’s Quest", которая уже тогда насчитывала шесть частей. Для того чтобы как-то выделиться по сравнению со старшей сестрой, решено было обратить внимание на сюжет и добавить больше юмора. Также фишкой игры стала своя особенность: собственный игровой движок под названием "Виртуальный театр" (Virtual Theatre), который позволял персонажам ходить и действовать на локациях самостоятельно. Эта особенность весьма удивила публику, когда прототип игры представили на ECTS (Европейская компьютерная выставка). Создание игры продвигалось вполне успешно, хотя на неё было затрачено 20 000 фунтов. Но 5 ноября 1991 г. глава Mirrorsoft Роберт Максвелл утонул в море, упав со своей лодки. Компания Mirrorsoft неожиданно для всех оказалась банкротом и была ликвидирована. Контракты были расторгнуты, и команде Сесила повезло, что их проект согласилась выпускать компания Virgin Interactive Entertainment. В итоге, Lure of the Temptress вышла в 1992 году для Amiga, Atari ST и PC.

Позднее в интервью Сесил говорил, что выделяло его игру из потока прочих тогдашних адвенчур: "В пику монотонному игровому процессу, со скрипом продвигающему сюжет, нужный ритм может задать тонкий юмор. Но имейте в виду, что в настоящее время это не пройдёт, так как текущий уровень развития современных технологий позволяет сделать игру более захватывающей. …Наслаждаясь сьерровскими играми, я ловил себя на мысли, что в очередной раз вытягиваю короля Грэма из Дэвентри – будем откровенны – из очередной маловероятной заварушки. Всё происходящее было немного приторным. Так мы пришли к мысли о создании довольно-таки лёгкой приключенческой игры, положив в её основу серьёзный сюжет – что-то среднее между LucasArts и Sierra. …Ах да, игра должна была иметь чертовски хороший сценарий и стремительный игровой процесс".

Итак, что же получилось в итоге у британских первопроходцев?

Отмечу для начала, что название "Соблазн искусительницы" является сознательной циничной ложью наглых создателей – или, выражаясь мягче, коммерческим пиар-ходом. Буквально, в игре никто никого не соблазняет, и Селену тяжело назвать искусительницей, тем более, что мы её видим лишь в короткой концовке. Просто Сесил не знал, какое название придумать игре, связался с коммерческим отделом, тот предложил ему именно это, а на слова: "Но у нас же нет в игре искусительницы?" ответил: "А вы можете вставить?" В итоге главного злодея, который был настолько безлик, что даже сам Сесил не помнил, кто это был, заменили на Селену – самозванную волшебницу, женщину, захваченную неким демоном.

Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress

Вкратце сюжет. Некий мир, в целом держащийся в рамках фэнтэзи. В некотором царстве, в некотором государстве была война, но новый король смог жестокими мерами объединить земли и привести государство к процветанию. Однако в маленьком, богом забытом городке Тёрнвэйл неожиданно вспыхивает бунт. Король лично снаряжает экспедицию и ввязывается в бой, однако на подходах к деревне отряд встречают не вооружённые вилами ополченцы-крестьяне, а могучие существа скорлы – по сути, местные орки. Они легко рвут отряд на куски. В плен попадает молодой парень Дьермот, который абсолютно случайно увязался за отрядом, желая заработать погонщиком скота, а его лошадь, в итоге, побежала за королевскими кавалеристами сама – что ярко показывает, какой из нашего Дьермота погонщик. Потеряв в бою сознание от неустановленного тупого предмета, предположительно – скорла, Дьермот приходит в себя в плену. Оказалось, что некая ученица чародея Селена захватила этот мирный городок с помощью своих магических скорлов-орков и повелевает теперь провинцией. Разумеется, нам удаётся выбраться из тюрьмы вместе со встреченным в темнице бродячим шутом Крысельком. Дальнейший сюжет посвящён освобождению деревни. Спойлер.

Нам удаётся найти некого кузнеца, который хочет освободить попавшую в плен девушку-аптекаршу Гойин, красавицу, в которую мы, конечно, влюбимся. Его энтузиазм не значит ничего, девушку мы освободим сами благодаря снадобью репрессированного волшебника, найденному по подсказке местного подполья. Однако для победы этого мало: оказывается, надо проникнуть в пещеры рядом с городом и спросить помощи у спящего дракона, заточенного здесь долгие годы назад. Это оказывается не таким уж сложным заданием, заклинание от двери хранит какой-то заезжий ненормальный. Гнусная чешуйчатая тварь, однако, оказывается довольно ленивой и, отделавшись от нас спасительным артефактом, демонстративно засыпает. Дьермоту ничего не остаётся, как самому проникнуть во дворец Селены, где он, воспользовавшись помощью пленного мальчугана и поголовным пьяным сном охраны, одерживает победу в неинтерактивной схватке с Селеной. Хэппи-энд и пара текстов на чёрном экране вместо финального ролика.

Это и есть тот самый "чертовски хороший сценарий", о котором говорил Сесил. Довольно трудно назвать по-настоящему хорошим сюжетом действие, проходящее почти целиком на 12 локациях с минимумом сюжетных поворотов. Что до "стремительности" игрового процесса – её тоже не получилось. Стремительностью в игре, которая проходится за полтора часа, но может занять хоть неделю, и не пахнет. Как водится, всё дело в главных проблемах квестов того времени: глупой логике и неудобном управлении, что сильно затягивает действие, не затягивая, разумеется, игрока. Главный недостаток игры – ровно то, что мыслилось как её достоинство: тот самый "виртуальный театр". Создатели в руководстве к прохождению описывают его как чуть ли не полноценную жизнь всех персонажей, которые действуют без участия игрока. И это оказывается наглой ложью. На деле выглядит всё это так. Есть небольшой городок, локаций на 12, не считая пустых окрестностей. На них где-то персонажей 15. Из них половина сидит пририсованная намертво на местах, как в каждом нормальном квесте, ещё парочка ходит по определённому маршруту взад-вперед по локациям, остальные ходят ведомым только генератору случайных чисел способом по окрестностям, и поймать их – дело сложное. Время от времени они сталкиваются друг с другом и произносят строго вписанные в код реплики. Изредка это диалоги, но в основном – глубокомысленные беседы типа "Извините", "Смотри, куда идёшь, человечишка", "Боги тебе в помощь". Очень жизненно.

Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress

И тут появляется куча проблем. Во-первых, встретить некоторых персонажей не так легко: когда ты хочешь с ними поговорить, они тупо где-то шляются. Догнать их очень тяжело: наш герой ходит не шибко быстро, и его очень трудно передвинуть на другую локацию – он часто просто тормозит или не хочет идти по стрелке, приходится щёлкать несколько раз. Управление здесь не такое откровенно алгоритмное, как в большинстве игр начала 90-х, поэтому в 1992-ом критики его расхваливали. Сейчас очевидно, что оно не такое неудобное, но тоже неудобное. Панели действий нет, список выпадает в окошке по щелчку. То же самое с предметами в инвентаре, которого, грубо говоря, нет; очень удобно, не надо их рисовать ленивым художникам. Причём предметы из инвентаря практически никогда не исчезают, если от них не избавиться – очень неудобно для игрока. Выбирать приходится, прокручивая список, буквально целясь, причём по какой-то причине иногда щелчок мыши тормозит.

Для взаимодействия не надо подходить к объекту вплотную, как во многих квестах начала 90-х, но от этого не легче: сначала надо щёлкнуть по передвигающемуся персонажу, потом выбрать действие из списка, и только потом Дьермот подойдёт к нему. И это удаётся далеко не всегда с первого раза. По каким-то причинам подойти для разговора можно только спереди-сзади, сбоку – никогда. В итоге, если вы щёлкнули на персонажа и выбрали нужное действие, а тот стоит неправильно, Дьермот будет без толку ходить по локации, пока персонаж будет картинно поднимать облачко с вопросительным знаком (да, аниме уже тогда поднимало своё победоносное знамя...). И так раз за разом, сотни, тысячи раз! А бывает и так, что на одну локацию набивается под пять персонажей, которые начинают без толку ходить по ней, сталкиваться, здороваться (а на время любого диалога ваш герой замирает) – в итоге вы просто в шоке от того, что в этой толпе не можете ничего сделать.

Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress

Больше всего бесит наш напарник, Крыселёк. Крыселёк, по сюжету, шут, ловкач и хитрец, который не в ладах с законом, так что его таланты прохиндея могли бы легко пригодиться. На деле это совершенно лишний балласт в истории, ненужный персонаж, у которого нет никаких полезных способностей, и пригодится он по сюжету раза три, причём во всех трёх случаях Дьермот мог бы легко обойтись без него. Остальное время наш спутник без толку бегает рядом, мешает разговаривать с персонажами, делает глазки и валяет дурака, демонстрируя свой чисто средневековый эгоизм и трусость. Как ни забавно, единственный раз, когда он бы мог понадобиться – это испытание в пещерах, где в разных комнатах надо крутить черепа для прохождения дальше. И это единственный раз в деревне, когда его не будет рядом, а крутить черепа будет увязавшаяся за нами Гойин. Всё это можно объяснить только тем, что создатели не придумали, как им нормально реализовать их "виртуальный театр" и сделала Крысёныша... извините, Крыселька банальной демо-версией движка. Единственное оправдание его присутствию здесь – пацан отпускает шуточки в диалогах, среди которых есть и немало хороших. Но в остальном персонаж мерзкий и ненужный.

Не менее затрудняет прохождение и логика в лучших традициях квестов начала 90-х. То есть, отсутствие логики в половине сюжета. Примерно половина заданий достаточно проста, например, "поверни черепа нужным образом с помощью товарища" или "спроси человека, узнай решение". Но авторы зачем-то любят использовать обманный приём: то, что вам нужно, нередко оказывается у совершенно случайного персонажа.

Главное, что мешает использовать в весьма небольшом квесте возможность перебора – крайне неудобное управление. Даже переходить в этой игре с локации на локацию тяжело, не говоря уже об исследовании. Какая тут стремительность, у меня ушёл примерно час на унылый перебор черепов, просто чтобы пройти через три локации и получить на выходе бонус в виде примитивного файтинга с охраной – динамизм бьёт ключом, да.

Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress

Есть в игре и пара тупиков, правда, более щадящих, чем в каких-нибудь сьерровских играх той поры. Например, можно укокошить Крыселька в самом начале, что я бы с удовольствием сделал, но он нужен для прохождения. Ещё, если вас угораздит не выяснить нужный рецепт снадобья, Гойин может вам приготовить три на ваш выбор, испытывайте потом сами. В целом, эти тупики проблемой не стали, но непонятно, зачем они тогда вообще нужны. И есть целых два боевых элемента. Местами есть и пиксельхантинг, хотя он тут, по факту, наименьшая проблема. И наконец, есть баги, хотя и небольшие. Так, после осмотра полок у торговца у меня вдруг вновь появилась книга в инвентаре. Попытка из любопытства повторить действия с ней закончилась вылетом эмулятора.

После этого на многочисленные нестреляющие ружья и дыры в повествовании смотришь абсолютно равнодушно. Зачем надо было отдавать украденную книгу алкоголику Бухару? Почему мы не обратили ни малейшего внимания на то, что именно он сдал Селене нашу хваленную красавицу Гойин? Что за демон захватил Селену? О каком Чёрном Козле кузнец просил нас сказать Чухану? Почему половину набранных предметов так и не удалось использовать? Почему никто не развил многообещающую тему местного подполья против волшебницы? Глубоко наплевать.

Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress

Вот к чему нет претензий – к графике, музыке и персонажам. При всех жёстких ограничениях 1992-го года, графика хороша: несмотря на небогатую палитру (Amiga тогда использовала всего 16 цветов), локации получились достаточно красочные, хорошо стилизованные, с мрачноватой средневековой атмосферой, создающие нужный настрой. К плюсам можно отнести симпатичные анимированные ролики, которых, правда, очень мало. Музыка тоже получилась неплохой, несмотря на ограниченные возможности того времени, хотя композиции почему-то звучат строго по очереди, не взирая на смену локаций. И только в финале и заставке. А больше её не было, вместо этого – какое-то редкое треньканье. Персонажи, хоть и получившие очень скромное количество реплик, вышли достаточно фактурными и разнообразными, и почти в каждом чувствуется определённый характер. Даже главный герой имеет некое его подобие, хотя тут развернуться авторы не догадались. Также в игре присутствует несколько нарочитый, но действительно приятный классический британский юмор, который будет впоследствии наличествовать в остальных проектах студии.

Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress Соблазн искусительницы / Lure of the Temptress

С 1 апреля 2003 года игра находится в свободном доступе на сайте создателей, в 2008-ом появилась в магазине GOG. В 2014-ом вышла русифицированная версия игры, которую сделали на Old-Games.ru. Правда, запустить её можно только на отдельной версии ScummVM OG Edition.

Итог? Первый блин студии вышел не комом, ведь игра окупилась, заслужила кучу хвалебных отзывов игроков и критиков, а компания Сесила после этого переехала в Йорк. В 1992-ом это была вполне неплохая игра, выезжавшая на юмористическом духе Sierra и возможностях виртуального театра. Но сейчас понимаешь, что если первое – её реальное достоинство, то второе реализовано криво и только вредит действию. Управление, бывшее инновационным в начале 90-х, ныне устарело безнадёжно. Юмор, графика и некоторые кинематографические приёмы в анимационных заставках хороши, уже чувствуются намётки того, что позже ярко проявится "Broken Sword". Но? увы, это не спасает от кривого управления, смутной логики игрового процесса и довольно примитивного и короткого сюжета.

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя