Наедине с планетой
Нечасто появляется действительно достойная сай-фай игра, да ещё среди инди-жанра. Однако "Безжизненная планета" – именно такой пример. Она создавалась маленькой студией Stage 2 Studios, руководителем которой является Дэвид Борд. Причём это её единственная компьютерная игра – в основном она занимается созданием научно-популярных программ и тому подобного образовательного контента. Однако в свободное от работы время Борд решил сделать серьёзную научно-фантастическую игру с популярной подачей материала, для чего собрал на Kickstarter восемь с половиной тысяч долларов – на движок и компьютер. Предполагалось, что игра будет экшн-платформером, но постепенно Дэвид Борд решил сосредоточиться на сюжете, и в итоге получилась многоплатформенная аркада с элементами головоломок. Источников вдохновения у неё было много: на сюжет повлиял классический квест "The Dig", на игровую механику – платформер "Another World", а на детали – фантастические фильмы категории B периода Холодной войны и даже "Аэлита" А. Толстого, на которую в игре есть прямая ссылка.
Завязка сама по себе довольна проста: космонавт исследовательской экспедиции отправляется на далёкую планету, но при приземлении корабль терпит крушение, и космонавт приходит в себя в одиночестве и на планете, вопреки данным, неожиданно оказавшейся безжизненной. Он один, без еды, воды и воздуха, а на много километров вокруг никого. Во всяком случае, так кажется поначалу. Но вскоре оказывается, что на этой планете уже явно побывал кто-то, кроме него... Хотя это и звучит как аннотация к фильму "Марсианин", который вышел на экраны вскоре после игры, кроме идеи выживания космонавта на мёртвой планете у них нет ничего общего. Игрок должен перемещаться по локациям, прыгая или бегая, чтобы пройти на следующий уровень. По пути ему придётся выполнять некоторые квесты, весьма несложные по исполнению, которые ещё и регулярно повторяются. Например, взорвать проход лежащим невдалеке динамитом, столкнуть камень, прыгнуть на гейзере и тому подобное. В игре можно погибнуть от резкого удара о землю или попадания в какую-нибудь ловушку, которых на этой планете много, благо, игра по мере приближения к концу становится всё мрачнее и опаснее – но ничего общего с жанром survival вы тут не встретите.
Надо сказать, что хотя игра и довольно простая по части геймплея, это идёт ей только в плюс: мне понравилось, что создатель не стал усложнять простую идею и запутывать игрока, как это принято среди некоторых доморощенных игроделов. Здесь не нужно бегать на другой конец карты, чтобы забрать какой-то предмет, мимо которого вы прошли, ломать голову над сложными головоломками, искать пути обхода и так далее. Типичные аркадные многометровые прыжки тут удачно обоснованы сюжетом: согласно ему, на безымянной планете в игре меньшая гравитация, что позволяет космонавту в костюме прыгать заметно дальше обычно. Кроме того, в игре вам регулярно будут давать возможность прыгать с помощью реактивного ранца, который увеличивает дистанцию прыжка в несколько раз. Возможно, игра даже чересчур проста – например, тот же ранец будет работать до бесконечности, пока вы не пройдёте уровень. В итоге, игру, при должной сноровке и отвлечении на другие дела, можно одолеть всего за 6-7 часов.
Но главное здесь не геймплей, а визуальная и сюжетная часть. Несмотря на свой небольшой бюджет и скромное исполнение, которое выдаёт себя в примитивных текстурах и особенно – в графике персонажей, игре удаётся создать действительно отличную атмосферу далёкой и неизведанной планеты. Хотя локации в ней не такие уж большие, их очень много, они самые разнообразные и безумно красивые. Жёлтые пустыни, напоминающие Марс, сменяются каменными ущельями с отвесными утёсами, те, в свою очередь, переходят в подземные галереи и долины гейзерных источников... Тёмные мёртвые леса, туманные долины, даже вулканы – здесь есть множество всяких локаций, чей вид временами просто захватывает дух. Местные пейзажи всегда выглядят масштабно и эпично, нарисованы красочно и ярко, а атмосферы игре добавляет замечательная сай-фай музыка, которую нынче не так уж часто услышишь. Также здесь удивительно хорошая для инди-игры режиссура. Когда начинаешь уставать от беготни по локациям, автор вставляет неожиданную сцену, которая поражает игрока и завлекает его идти дальше, чтобы найти объяснение загадки этой планеты. Да, разумеется, такое необычное и красивое место не могло обойтись без своих загадок и секретов. Сюжет игры, интригующий с самого начала, развивается постепенно: мы узнаем, что до нас на планете уже побывали люди, выясним, как и почему они сюда попали и что привело к их исчезновению. И всё это предстоит сделать нашему космонавту, который, кроме того, страдает по своей любимой супруге, оставшейся на Земле – что занимает немалую часть в развитии местного сюжета. Распространяться о дальнейшем развитии сюжета нет смысла, поскольку это погубит главную интригу игры. Но всё же, на мой взгляд, автору удалось придумать достаточно простой, незагруженный и в то же время логичный, интригующий и интересный сюжет, который заставляет пройти эту игру до конца. Особенно, конечно, приятно, что в этой игре, в отличие от фильма "Марсианин", есть русские. Да, по сюжету знамя СССР добралось даже до далёкой-далёкой планеты, что не может не вызывать гордость! Как это произошло – в этом и есть одна из загадок сюжета.
Конечно, попадание в игру русских вызывает неизбежную в таких случаях клюкву. Например, мы натолкнёмся на кладбище русских колонистов в игре, уставленное православными крестами, да и слово "чебурашка" попало сюда явно не просто так. Но в целом, её количество тут почти нулевое и совершенно не царапает глаз – для разработчика-любителя работа почти образцовая – тем более, что, как становится известно из титров, автор действительно пользовался помощью русских помощников. Из разбросанных там и тут записок и магнитофонных записей экспедиции мы и будем узнавать сюжет игры. Интересно, что в текстовых записях и их голосовой озвучке присутствуют заметные разночтения. И то, и другое делалось с одним текстом, но русский текст, судя по всему, делался гугл-транслейтом, а вот русская озвучка сделана отлично и профессионально. Не могу не отметить старание русскоязычного актёра, который не только отлично озвучил записи главы русской экспедиции, но и смог передать настоящую интонацию советских дикторов с их по-советски твёрдым тоном и неунывающим оптимизмом, что добавляет игре плюсов. Причём это оригинальная запись, а не локализация.
Конечно, у игры есть и недостатки. Прежде всего, при всей красивости локаций, долго бегать по ним не получится – это просто бессмысленно, никаких ответвлений у них нет, и игрок никогда не натолкнётся на какую-либо скрытую пасхалку вдали. В лучшем случае, он упрётся в невидимую или видимую стену, в худшем – застрянет (такое, хотя и редко, но возможно). К тому же, в игре, при всей продуманности для инди-игр, не всегда удобное управление, что иногда заставляет перепрыгивать по десять раз в каком-нибудь месте. Слабое место игры – анимация персонажей и особенно 3D-ролики, которые с головой выдают низкий бюджет и любительское изготовление. Конечно, будут и другие неизбежные в таком случае характерные мелочи, например, возможность персонажа влёгкую стоять на почти отвесном склоне. Возможно, такая примитивность исполнения, а также простота и однообразность геймплея кому-то не понравятся. Но, в конечном итоге, для меня главным в игре был не геймплей игры, а её история – эта действительно интересная, необычная и интригующая завязка, построенная на старом и неоднократно поднятом в фантастике вопросе о пределах вмешательства человечества в жизнь на другой планете. Не так уж часто сейчас игры радуют игроков продуманным и проработанным сюжетом или хотя бы необычной и незаезженной задумкой, и в этой ситуации "Lifeless Planet", следующая канонам жанра, но в то же время имеющая свои оригинальные задумки, является приятным исключением. Хорошо разработанный сюжет в классическом антураже космической фантастики, захватывающая и разнообразная атмосфера игры и отличная режиссура, старательность выполнения многообещающей задумки легко перекрывают имеющиеся недостатки. В итоге я получил то, что и ожидал – интересную и атмосферную научно-фантастическую новеллу с интригующим сюжетом, которая отставляет впечатление после того, как ты прошёл её до конца.