Одиссея в кукольном домике
Разные бывают у игр продолжения: на одни смотреть тошно (как "Phantasmagoria 2"), другие получаются краше начала (как второй DOOM), а бывают такие, словно ничего не изменилось - только техника "подросла", да герои отдохнули за время спокойной внеэкранной жизни, поднакопив силенок для новых подвигов.
К последней - и самой удивительной! - категории и относится новая-старая игрушка Little Big Adventure 2: Twinsen's Odyssey, сиквел Relentless, созданная Фредериком Рейналом из Adeline Software и опубликованная вездесущей Activision.
Самое удивительное качество LBA 2 - потрясающая "рукодельность", игрушечность не только персонажей, но и всего, что касается их жизни, - от инвентаря до характеров, от средств передвижения до всей планеты.
Всякое помещение обставлено достойно, но без излишеств, можно особо не вглядываться - в кукольный домик не кладут лишнего, ибо его задача - не имитировать, а символизировать реальную жизнь.
В магазине - прилавок, ящики с товаром и продавец, в аптеке - бутыли с лекарствами и провизор в белом халате, в частном домике - стол, комод, кровать, сосед-болтун... Все предметы, от шкафа до верблюда, стандартизованы и утилитарны - как из детского конструктора, но все на удивление "хорошенькие", и их так и тянет потрогать руками.
Населить такой игрушечный мир персонажами, которым придется говорить и действовать, нелегко, но в Twinsen's Odyssey это опять получилось отлично: забавные неуклюжие зверюшки (преимущественно слоны да крысы) и человечки чувствуют себя здесь вполне уютно: им все по размеру, и все как надо. Пропорции рассчитаны очень точно - всякий персонаж чуть крупнее, чем вроде бы должен быть, и движется слегка вперевалочку, не злоупотребляя сгибанием суставов, - словно ты двигаешь его, неподвижного, 3D'шного, пальцами, - а это лучше всего позволяет сохранить "кукольный" эффект.
И вся планета такая - все чуточку меньше, чем надо, трехмерно, аккуратно, но вполне достаточно для Большого Приключения.
Что делать! Надевай, Твинсен, любимый купальный халат (ой, я хотела сказать: тунику предков), хватай волшебный шар - и вперед! Да, кстати, теперь на нашего героя (и все, что его окружает) можно смотреть под самыми разными углами (если он на улице, конечно): нажал на кнопочку - "камера" переместилась. Был Твинсен со спины - стал с левого бока, любовались мы скалами - любуемся морем. Иногда это просто забавно, а иногда необходимо - если приходится прыгать с камня на камень на узкой горной тропке, скажем, или искать какую-нибудь таинственную пещеру - от направления взгляда самого героя панорама никак не зависит.
Ох, сколько времени прошло! Герой за это время явно одомашнился. Шар, слава Богу, нашелся в кладовке, а вот туника с медальоном давно уже пылятся в музее, и их придется вызволять - вам, между прочим. Сразу совет: не старайтесь взывать к здравому смыслу музейных работников, он у них напрочь отсутствует. Мало того, что герою придется платить за вход в музей, где он, по идее, является основным экспонатом, самые натуральные золотые денежки, так ведь и "халат" ему так просто не достать! Хорошо, что вместе со способностью закрывать не те двери упомянутые сотрудники обладают даром открывать не те окна...
Короче говоря, все по-прежнему: ленивая планетка между двух солнц, раздраженный неприятностями разномастный народ, и Герой с пучком на макушке, готовый взять ответственность на себя.
Иногда он бывает "нормальным": ходит себе и заглядывает во всякие уголки, беседует... Скучный режим, прямо скажем - тем более, что заглядывать и беседовать благодаря расширенному набору команд можно и в любом другом.
Самый полезный человек - это "спортивный" Твинсен: бегает со страшной скоростью (и туника ему не мешает), прыгает на невероятные расстояния, и даже когда на месте стоит, слегка марширует и с шумом выдыхает. Жалко только, плавать не умеет.
Зато "агрессивный" - самый симпатичный: ходит растопыркой, издавая глухое рычание, и бьет всех, кто попадет под руку. Правда, в строгом соответствии с "кукольными" законами, предполагающими полное отсутствие "объективной" реальности: если избиение объекта не укладывается в общее направление развития сюжета, то после получаса упражнений обычно получается, что Твинсен как бы никого и не бил. Нет, он вовсе не отказывается навалять по физиономии прохожей старушке или хорошенько попинать ногами любимую жену, просто после окончания экзекуции бабушка скажет что-нибудь вроде "Какая отвратительная погода, не правда ли, юноша?", а великодушная Зои запечатлеет на его физиономии сладкий и громкий поцелуй - видимо, чтобы показать, что она вовсе не обиделась. Зато когда враг действительно заслуживает хорошей плюхи, драка проходит на высоком уровне, и при удачном стечении обстоятельств от него остается только маленький хорошенький бонус в виде сердечка.
Еще есть у Твинсена "скрытное" поведение: он ходит на цыпочках и прячется за всякие бочки и деревца. Полезная штука, когда противник здоровее или бегает быстро!
Конечно, ни о каких "характерах" или "психологизме" в Twinsen's Odyssey говорить не приходится - но на кой черт они в кукольном домике, да и вообще не такой уж LBA 2 и квест: беготня, прыжки, мордобой, бонусы, метание шара и дротиков в цель и прочие аркадные радости отнюдь не являются оживляющим дополнением, как часто бывает в адвенчурах, - нет, это более чем органичная составляющая игры, и это накладывает определенный отпечаток на умственный и нравственный облик героев. В здоровом теле дух, увы, по определению здоровый, так что особо остроумных диалогов или глубокомысленных изречений от персонажей не ждите - как и того, чтобы они хоть чуть-чуть запоминали, что вам говорили или что вы сказали им.
Обычный диалог состоит из обмена двумя информативными фразами, а если будете упорствовать - диалог пойдет по кругу, хоть до бесконечности. Типа "глупые повторяют для глупых". Лучше отойти и не приставать!
Благодаря обилию задач, которые приходится решать одновременно, никакой самый нелепый поход не окажется напрасным: что-нибудь да найдете, что-нибудь да узнаете, что потом пригодится. И не скучно, и не нервно.
Лениво, приятно, незатейливо - такое Ма-а-аленькое, но Большое (играется долго!) Приключение между двух солнц, среди незатейливого народца и прелестных кукольных интерьеров. И хорошо: не все же из базуки садить или мозги о пазлы ломать! Подумайте и о маленьком Твинсене!
Рейтинги:
графика 85%
звук 85%
сюжет 70%
интересность 84%
Системные требования:
486DX4/100 (MS-DOS), Pentium 75 (Windows 95),
8 Мб RAM (MS-DOS), 16 Мб RAM (Windows 95),
4-скоростной CD-ROM, 35 Мб на HDD, Windows 95/MS-DOS