22.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


KURSK (.PC)
Jujubee / Jujubee, 2018
Jujubee / Jujubee, 2018

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive)
steam (archive) настольная игра (pdf)

Автор рецензии: Chapaevec.

На полном дне!

Игру с простым, как силуэт подлодки, названием "Kursk" делала польская студия из Катовице Jujubee, созданная выходцами из CD Projekt RED. В самом начале, помнится, мало чего было понятно о проекте, ясно только было, что это будет симулятор от первого лица члена экипажа одноимённой подлодки, которому не повезло оказаться на ней в разгар знаменитой катастрофы. Пока в интернете целые армии юзеров ломали копья на тему того, насколько этично делать игру по мотивам столь трагических событий, я размышлял, что нам покажут – как я подозревал, скорее всего это будет какой-то трэшоватый action-adventure с заданиями на время. Однако после весьма долгого молчания поляки вдруг заявили, что это будет "first fully fledged adventure-documentary game in history". Что это значит, было непонятно, но стало ясно, что игра явно станет ближе к типичной интерактивной адвенчуре.

Лишь спустя ещё почти год, в ноябре 2018 г., она вышла, и лишь ещё через полтора года я нашёл в себе силы поинтересоваться, не исправили ли там все возможные баги, про которые писали в рецензиях. Оказалось, не только исправили – я удачно попал на распродажу в Стиме, когда игра вместо 500 рублей приобрела вполне приемлемую цену – 49 рублей. По отзывам было понятно, что это достойная цена. По крайней мере, достойная, чтобы не тратить в проклятьях время на скачку разных устаревших версий, и достойная для прохождения из исследовательского интереса. Что ж, раз случай помог – грех было не воспользоваться. И пусть меня не очень интересовало на самом деле, что из себя представляет данная игра, но я проходил другую игру о подлодке, "Undercover Missions: Operation Kursk K-141", которая вышла за целых три года до польской и была редкостной поганью. Стоило поинтересоваться – удалось ли полякам сделать хуже? И хотя я не узнал ничего нового, чего нельзя было бы вычитать в любом другом обзоре, я всё-таки поделюсь своим мнением – всё равно на это уйдёт меньше времени, чем на прохождение.

"Курск" – игра небольшая. Её можно пройти за 4-5 часов. Сказать о ней тоже можно не так уж много. Сюжет максимально короткий и вовсе не насыщен событиями. Пересказать его можно в нескольких предложениях. Играем мы не за моряка подлодки, что было бы логично, а за некого мутного шпиона, который должен проникнуть на "Курск" под личиной инженера и выведать информацию о торпедах "Шквал", которыми в 2001 г., через 30 лет после их создания, почему-то озаботилось его начальство. После довольно атмосферной поездки на уазике с выслушиванием монолога нашего морпеха-водителя про жизнь-бытие, мы попадаем на стоянку подлодки в Видяево и без проблем проходим внутрь. В разгар шпионской деятельности нашего героя на борту подлодки совершенно неожиданно происходит авария, и он вынужден спасаться со всей командой. Получится ли – зависит от выбора ближе к финалу.

Если не считать возникающих в самом начале локаций гостиницы и причала, то игра на 90% состоит из внутренностей подлодки, по которым необходимо ходить в поисках незнамо чего. Весь игровой процесс заключается в перемещениях по подлодке и выполнении заданий, как в самом банальном интерактивном квесте. Нет, инвентаря тут нет – надо будет просто выполнять всевозможные мелкие поручения команды и иногда – проходить мини-игры. Мини-игры тут максимально простенькие и часто притянуты за уши, что отнюдь не помогает погружению. Особенно отмечу откровенную банальщину – верчение вентилей наугад для установления давления. Помнится, ещё в 1996 году такая же головоломка в "Titanic: Adventure Out of Time" была сделана более сложно и интересно. Меня лично восхитило, как моряки уважительно говорят, что сами бы ни за что не справились с такой сложной задачей – покрутить вентили. Наглядный пример того, насколько плохо с фантазией у местных гейм-дизайнеров. Собственно, из таких заданий и состоит вся игра. После нескольких часов хождений и блужданий по достаточно однообразным внутренностям лодки зритель, дотерпевший до катастрофы, наконец-то получает экшн, ради которого многие покупали игру. Начинается довольно реалистичный пожар, плавание по затопленным отсекам и прочая борьба за выживание. Даже пострелять немного дадут. Но не спешите радоваться – этого хватает ещё максимум на полчаса. И уже после этого будет финал.

Непродолжительность и однообразность – не единственная проблема игры. Все поголовно жаловались на чисто технические проблемы. На ботов-персонажей, сделанных по качеству где-то на уровне конца 2000-х. На их убогую мимику и однообразную анимацию движений. На очень плохую оптимизацию, из-за чего без серьёзного компьютера играть практически бессмысленно. На довольно унылые задания на время, которые всё равно не оживляют обстановку. Всё это, конечно, плохо, но можно было бы простить, потому что игра явно создавалось для другого – для драматичного описания событий катастрофы. В финале мы увидим и умерших моряков, которые до последнего пытались спастись, и пишущих предсмертные записки офицеров, и людей своего долга, которые пытались спасти других… Увидим многое.

Проблема в том, что никакой настоящей драмой тут в реальности не пахнет. Персонажи тут весьма скучные, и никакой индивидуальности в них нет. Они всего лишь стандартные боты с простенькими диалогами и не самой лучшей, хотя и старательной, актёрской игрой. Они не просто почти одинаковые, морпехи в камуфляжке на причале – это вообще одна и та же модель персонажа, что отлично видно. Драматические ситуации, которые мы встретим к финалу – очень примитивные и проходные, и сделаны на иллюстративном уровне дешёвого документального кино. Вдобавок, уровень с катастрофой проходится за полчаса-максимум, и из этого времени большая часть – в гордом одиночестве. Пустые и малоинтересные персонажи, примитивность сценария, никуда не годная постановка действия, разъединённость персонажей, а также полное отсутствие индивидуальности нашего молчаливого, как Гордон Фримен, героя – всё это полностью ставит крест на драматичности игры. По этому уровню она годится разве что как интерактивно-образовательный квест о самом факте катастрофе и событиях, которые, возможно, могли быть в ходе неё. И это слабо. Даже откровенно клюквенный шпионско-конспирологический квест "Titanic: Adventure Out of Time" был сделан лучше по части драмы, интриги, шпионажа, обречённости, сюжета и геймплея. И это в 1996 году! Да, тогда разработчики понимали, что мало воссоздать в точности внутренности настоящего "Титаника" – надо добавить что-то и сверх этого. Поляков может оправдать разве что скудный бюджет, но это единственное оправдание. И судя по многочисленным багам, которых до конца не вывели и по сию пору, бюджет был гораздо меньше, чем можно было вначале предположить от игры с такой тематикой.

Ну, а теперь о хорошем, потому что надо не только ругать всё, что попадает в руки – надо и уметь хвалить. А хорошее тут, слава богу, есть. Во-первых, авторы явно сделали ставку на фотореализм – и у них получилось. Окружение, конечно, не дотягивает до красот уровня "Assassin's Creed", или на что там уже принято ориентироваться, но, в целом, держит неплохую планку. Локации причала и подлодки очень реалистичные, хорошо нарисованные и производят впечатление немного мрачноватой суровости – как и положено северным широтам и военному объекту. Музыка, несмотря на всю невзыскательность, довольно атмосферная и, в целом, задаёт настроение. Кроме того, авторы явно очень сильно постарались, чтобы выписать как можно более достоверно окружение подводной лодки российского морфлота. Это не привычный по компьютерным игрушкам космический корабль с разноцветными кнопочками, светящимися в темноте. Это ограниченный, однообразный, но очень достоверно выписанный мир. Сколько я ни присматривался ко всем углам, ни в одной надписи на русском я не увидел ни единой ошибки. Каюты и коридоры просто забиты знакомыми всем и каждому в нашей стране предметами обстановки: служебные инструкции, плакаты с портретами героев флота, лампы, аутентичные компьютеры конца 90-х, мебель, валяющиеся на столах CD-проигрыватели и компакт-диски, фотоаппараты "Зенит". Форма российских моряков также воспроизведена достаточно точно.

Стоит также отдать должное очень тщательному воссозданию духа времени. Авторы-поляки, видимо, лучше других понимают русскую культуру и русские проблемы, так что по этой части игра удалась. В диалоге водителя в самом начале игры говорятся совершенно точные и соответствующие тому времени жалобы, надежды, рассуждения – о наметившемся подъёме страны, о молодом и энергичном президенте, о прекратившихся, наконец, задержках зарплаты и т.д. Обстановка вокруг тоже вполне реалистичная и соответствующая эпохе. Особенно восхищают разбросанные тут и там вымпелы с лозунгами о флоте и всякие мелочи типа старых бабушкиных шкатулок и моделей советского спутника – всё-таки чувствуется, что когда-то наши страны были намного ближе друг к другу в культуре. Я, правда, сильно сомневаюсь, что в 2001 г. на Северном флоте валялись разведсводки об отношении Польши к ситуации в России. И что русские моряки с таким придыханием говорили о компьютерных играх и уже тогда рубились в онлайн-шутеры. Тогда даже в Москве интернет не сразу вытеснил другие сетевые коммуникации. Ну да ладно, какое мне дело. В целом, атмосфера здесь удалась на все сто, и, пожалуй, это самая реалистичная после "Метро 2033" игра о России, сделанная не в России. Главное – играть с русской озвучкой, с которой очень часто рассогласован посредственный английский перевод. Текст, совершенно однозначно, писался русскоязычными людьми, и озвучивают персонажей тоже русские, причём даже в английской озвучке.

Из клюквы, которой можно бы ожидать от игры, тут буквально несколько штрихов. Во-первых, многие каюты украшены картинами русских художников XIX века; самая красивая, изображающая Красную площадь, висит, конечно, в офицерской каюте. А у капитана довольно забавно видеть на стене картинку с изображением танка Т-34, причём это обложка какой-то очередной современной видеоигры. Кроме того, многие каюты просто забиты висящими вокруг золотыми иконами – видимо, поляки искренне считают, что на флоте все поголовно верующие, как у них. Во-вторых, на слайдах, которые перебивают видеоролики, изображаются для услады взгляда скучающего игрока всякие красивые виды. В основном – плывущей по морю подлодки, но раза два мелькают пейзажи типичной российской провинции. Меня умилили мурманские гопники, которые в дождь запускают кораблики по лужам, а также Петербург, где на каждом магазине висит российский флаг и сбоку видна трогательная вывеска "Коф?". Позабавила и гостиница "Европейская", украшенная не хуже дворца в Петергофе. И наконец, в-третьих, явно из опасений нарушить чужие авторские права, авторы заменили реальные товары вымышленными. Так появились газировка с красно-синей этикеткой "Кола", операционная система "Butterfly.NT", российский телеканал "КАНАЛ ТЕЛЕВИДЕНИЕ" и сигареты с пафосным названием "Морские". Стоит отметить и электронную аркаду "Игра с огнём" по типу игр 80-х, которая завалялась у капитана в столе вместо куда более привычного и реалистичного на 2001 г. пластмассового "Тетриса"…

Что ещё хорошего? Хотя драма тут в целом весьма примитивна, игра действительно отдаёт должное подводникам и той трагедии в целом. Несмотря на то, что наш герой шпион, он ничего плохо нашей команде не делает и в критический момент пытается помочь повстречавшимся людям. Никакого уничижения и унижения России, погибших людей, "Курска" и вообще той истории в целом я не заметил. Коммерческой эксплуатацией трагедии создание этой игры объяснить тоже сложно – тогда бы авторы развернулись куда шире. Если вы в самом деле думаете, что "Курск" так плох, то попробуйте пройти австрийскую "Undercover Missions: Operation Kursk K-141". Вот где на самом деле плохо! Вот где идиотский шпионский сюжет, дикая клюква, ужасный геймплей и далеко не самая лучшая графика. Думаю, авторы не кривили душой, когда говорили, что хотели использовать компьютерные игры для написания более серьёзных и драматичных сюжетов, чем царящее ныне в индустрии коммерциализированное развлечение. Вот только опыт оказался весьма слабым. Я даже не буду рассуждать о том, что нынче драматизма в играх с лихвой и так хватает, но "Курск" в этом плане не может конкурировать даже с играми 10-, 20-летней давности и откровенными инди-образцами, к которым он явно тяготеет.

И дело, конечно, не в том, что якобы сам факт наличия игры по мотивам известной трагедии неправилен и кого-то там оскорбляет, на что напирали многие горе-патриоты. Честно говоря, никогда не понимал столь трепетного отношения именно к "Курску", а не любому другому печальному событию в нашей новейшей истории: теракту в Будённовске, терактам в метро, гибели "Адмирала Нахимова", землетрясению на Сахалине в 1995 г., пожарам во всевозможных "Хромых лошадях" и "Зимних вишнях", падениям уже чудовищного числа самолётов и т.д. и т.п. В конце концов, всё на свете можно использовать. Почему такие патриоты не возмущаются факту наличия компьютерных стрелялок про реальные войны, например, про Великую Отечественную; от отечественных авторов в том числе? А когда не так давно в кинотеатрах шёл "Балканский рубеж" (довольно убогий фильм, низводивший войну в Югославии до уровня великодержавного боевичка из 90-х), почему-то тоже никто особенно не возмущался, а многие даже похваливали. И в чём тут разница? Авторы игры довольно логично замечают в титрах, что через 17 лет после "Курска" затонула по похожим причинам аргентинская подлодка "Сан-Хуан", а значит, человечество не сделало выводов из той трагедии. Многие ли из вас вообще слышали об этой катастрофе?

В отличие от многих других рецензентов, которые изливали на осмелившихся игроизировать национальную трагедию поляков потоки желчи, я буду к ним, скорее, равнодушно-снисходителен. Их игра вовсе не ужасна, не отвратительна и не оскорбительна. Она просто посредственна. Как и многие другие современные интерактивные игры, "Курск", всего-навсего, лишь красивая, реалистичная, но довольно скучная игра, в которой нет ни сюжета, ни геймплея, ни продуманной драмы. Подобных интерактивных аттракционов, которым нечем захватить зрителя кроме претензий на реализм и демонстрации красоты движка, уже очень много. И будь "Курск" каким-нибудь экспериментальным проектом для отладки производства игр для VR-шлемов, к нему и вопросов бы не было. Но если ваша игра, при всём фотореализме, отличается более простым сюжетом и более примитивным геймплеем, чем инди-апокалипсис "35mm", то это очень большой повод задуматься о том, что вы делаете не так. О, боги и боты, тот же "Titanic: Adventure Out of Time" был далеко не таким реалистичным, но вот всё остальное – шпионскую интригу и драмы на корабле, который движется к собственной гибели – он показал гораздо лучше. Не говоря уже о том, что там было в четыре раза больше концовок.

Так что современным "Курскам" ещё есть куда плыть. Советую так и делать – и внимательно изучать опыт прошлого. И воспользуйтесь лучше опытом земляков из Bloober Team, что делали действительно драматичные, длинные, более сложные и куда более хорошо оптимизированные "Layers of Fear" и ">observer_", в которых действительно по полной воспользовались возможностями "интерактивного кино".


KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK KURSK

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя