17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Kathy Rain (.PC)
Clifftop Games / Raw Fury, 2016

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

GK + Твин Пикс

Сесть на удобный рычащий байк, затянуть кожаную куртку, закурить крепкую хорошую сигарету и отправиться через бескрайние поля путешествовать по родным просторам – что может быть лучше для начала... квестового мистического детектива?

Вышедшая в 2016 году небольшая адвенчура "Kathy Rain" использует старый-добрый бесплатный движок AGS, разработанный специально для изготовления квестов ещё в 1995 году. Так что она и выглядит как почти все игры, сделанные на нём – как квесты 90-х: с разрешением 320х240, крупными пикселями и аналогичными схемами управления. Ветеран и хранитель жанра Дейв Гилберт с его компанией Wadjet Eye Games радуют нас из раза в раз играми на нем: серия "Blackwell", научно-фантастические эксперименты "Technobabylon", "Gemini Rue", "Shardlight" и, возможно, лучшая адвенчура из этого ряда – "Unavowed" – всё это сделано их трудами.

Но сегодня мы поговорим про другую игру – "Kathy Rain". Делал её благодаря помощи лично Гилберта одинокий шведский разработчик Джоэл Хястё, основавший компанию в лице одного себя – Clifftop Games. Несмотря на то, что разработка шла четыре года, труды, старание и реклама на выставках привлекли внимание к проекту – в итоге он обзавёлся приличной командой помощников, художников, актёров озвучки и успешно прошёл релиз, заимев вполне приличное внимание в своей нише. Теперь, спустя более полудесятилетия, можно твёрдо сказать, что это новая молодая классика из этого ряда, которая наследует квестовым традициям девяностых – и не только во внешнем виде.

Всё началось давно, но для нашей героини – в конкретный день, 25 сентября 1995 года. Славное время – в кинотеатрах отгремело "Криминальное чтиво", с успехом идут "Семь" и "Четыре комнаты", а скоро выйдет "Джуманджи". Америка на подъёме и пожинает плоды экономического роста при Клинтоне, на подъёме и Силиконовая долина. Компьютеры уже распространены, но мобильные телефоны ещё редкость, нажимать им на экран и выходить через них в интернет бесполезно, и потому они не отнимают полжизни у владельцев. А главное – всё ещё выходят полнометражные квесты, они всё ещё красивые и всё ещё сложные и интересные, но уже не мозголомные, как это было в 80-е.

Вот именно в этот день и начинаются приключения студентки-журналистки Кэтрин Рейн, которая узнаёт, что в маленьком городке Корвелл-Спрингс скончался её дедушка, лётчик-ветеран Второй мировой. У Кэти были очень сложные отношения с семьёй и особенно родителями, которых она давно лишилась, так что чувство семейного долга требует прибыть хотя бы на похороны деда. Однако после церемонии на кладбище и разговора с давно покинутой бабушкой Кэти узнаёт, что в судьбе покойного было много странного, и корни этих странностей уходят к его похождениям ещё в 1981 году, когда он загадочным образом стал инвалидом. Полиция, как это водится, бездарна и ничего не делает, люди вокруг молчат, а истина где-то рядом. Ввязавшись в её поиски, Кэти начинает своё расследование, которое приведёт её к куда более неожиданному финалу, чем она могла бы ожидать...

Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain

После выхода "Kathy Rain" её с чем только не сравнивали – и с Нэнси Дрю, и с шведскими детективами, и ещё бог весть с чем. На самом деле, главный источник вдохновения совершенно очевиден – это самая первая "Gabriel Knight". Сходство весьма заметно, хотя, конечно, "Kathy Rain" – ни разу не плагиат, и речь идёт максимум об оммажах в сюжете. Но таковых тут подозрительно много... Кэти, точь-в-точь как Гэбриел, путешествует по окрестностям на мотоцикле, расследование тоже разбито на дни, и снабжает информацией главного героя добровольный помощник-ботаник – рыжая соседка по общежитию Эйлин... Причём помогает рыжая девушка-одуванчик так рьяно и напрашивается в спутницы подруге так упорно без всякой видимой причины, что я твёрдо решил, что она скрытая лесбиянка... В программе мероприятий тоже есть посещение церквей, могил и кладбищ, загадка с шифром в склепе, таинственный скрытый культ и кое-что другое... Даже финал с блужданием по локации в поисках верного пути – один в один, только в "Gabriel Knight" нам помогал радар, а тут – термометр. Но, в целом, различий куда больше, чем общего.

"Gabriel Knight" следовала традициям южной готики. Она был построена вокруг мистических традиций вуду Луизианы, атмосферы Нового Орлеана, эксплуатировала темы жестокости, распада личности, тёмного и мрачного прошлого. У "Gabriel Knight" был привкус не только детектива, но и мистического приключения. Не в пример этому городок Конвэлл-Спрингс производит впечатление тихое и уютное. Способствует этому и ограниченный бюджет игры – тут за раз вам откроют не больше восьми локаций, а количество строк диалогов не превысит 4000. Зато отличная графика до деталей вырисовывает приятное окружение и прекрасные осенние пейзажи. Место это консервативное и тихое. Кэти со своей нонконформистской натурой и решительным характером смотрится тут непривычно. Она ездит на байке, остра на язык и постоянно курит сигареты при каждом удобном случае. При этом, несмотря на резкость, она добрая душа и легко находит язык с окружающими. Это положительно влияет на её расследование, которое начинается с мелочи и постепенно подводит её к забытым окраинам города и озеру с местным лесом, где явно таится что-то нехорошее. Серьёзный и действительно интересный сюжет разбавляется в традициях квестов 90-х лёгким юмором, причём достаточно разнообразным – ничего гениального, но улыбнуться можно.

Сюжет – пожалуй, лучшее, что есть в игре. Геймплей же хотя не назовёшь гениальным, но он тоже приятно сбалансирован – не слишком просто, не слишком сложно. Как и положено квесту в традициях 90-х, игра сделана под активное использование предметов, но на сей раз действие заточено под реализм. Количество этих предметов не слишком маленькое, но и не слишком большое, к тому же значительная их часть – это документы. Пиксельхантинг тоже отсутствует как факт, а для желающих есть и подсветка активных предметов пробелом. Само по себе использование предметов, несмотря на попытки замаскировать действия, весьма логичное и очень простое, вполне очевидное для мало-мальски подкованного игрока – тем более, что развивается сюжет и действия игрока практически линейно. Основной геймплей, в итоге, заключается в расследовании путём многочисленных опросов местного населения, для чего Кэти постоянно путешествует между локациями через поле на своём розовом байке "Кэтмобиль" – Корли моторс 1976-го (и да, название байка – это отсылка к культовому квесту "Full Throttle"). Это накладывает особые требования на персонажей, в отношениях с которыми и развивается сюжет. И по этой части игра отлично справляется – даже те персонажи, которые были введены в действие только для сюжетного поворота, изображены хорошо и со вкусом, и даже жалеешь после прохождения, что у них весьма немного реплик.

Впрочем, действие насыщено рядом дополнительных геймплейных приёмов – опытному квестовику они все хорошо знакомы, но зато они вносят своё разнообразие. К тому же в них есть своё очарование и дань ностальгии по 90-м, когда подобные загадки были широко распространены – любительское хакерство со вскрытием компьютеров, построенные на подвохах головоломки, синтезирование из аудиозаписи на компьютере ответа для телефона (господи, практически идентичная головоломка, только с аудиокассетами, была в "Gabriel Knight: The Beast Within"). В целом, эти головоломки тоже в меру сложны и не напрягают – исключением я назвал бы только излишнюю возню с компами. И сложноватую загадку с чемоданами в начале.

Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain

Что ещё резко отличает "Kathy Rain" от "Gabriel Knight" – отношение к мистике. В "Gabriel Knight", шедевре жанра, она была представлена в виде волшебных чар культа вуду, но, в целом, с поправкой на наличие в нашем мире вуду, оборотней, вампиров и прочей нечисти, сюжет франшизы всегда оставался реалистичным. "Kathy Rain" же идёт в другую сторону и начинает играть с подспудным проникновением мистики в наш мир и различием в реальностях. На протяжении всего сюжета обычное вроде бы расследование вдруг сведётся к явной деятельности потусторонних сил. Нам дадут прозрачные намёки на неосознанные переходы через реальности, введут странного и загадочного проводника между ними – Багрового человека, запутают голову необъяснимыми загадками... И тут уже становится очевиден второй источник вдохновения – Дэвид Линч и его "Твин Пикс". Для сомневающихся "Kathy Rain" даже сделает несколько пасхалок – например, упомянет знаменитую цитату о совах из этого сериала. Пересечений опять множество – семейная трагедия основных героев, атмосфера маленького американского городка, таинственные знаки и символы, необъяснимые эпизоды, жутковатые люди-монстры, тайные комнаты со сверхъестественными особенностями и ощущение страшной потусторонней реальности.

Вот только и "Gabriel Knight", и Дэвиду Линчу игра в конце ощутимо проигрывает. Сам по себе сюжет вполне хорош и прописан. Интересный, логичный и неплохо скроенный детектив с вполне терпимым уровнем болтовни идёт без особенно резких сюжетных поворотов, но ровно, интригующе, интересно и логично. Мало-помалу мы подбираемся к развязке, уже предугадывая мистическую подоплёку событий. Это подкрепляют удачные персонажи и вполне удачные сюжетные ходы. Но к концу начинают всё же прорываться мелкие логические ляпы вроде того, что больную девушку в коме вместо больницы тащат домой к бабушке, а многолетние убийства в городке почему-то никто не замечает... В финале оказывается, что многочисленные факты, которыми нас заинтриговала игра, не имеют никакого объяснения. Мы так и не поймём, кто такой Багровый человек, какому культу он служит, какова природа мистических событий, что значат местные символы, и что, чёрт побери, было вообще в финале, когда Кэти Рейн битый час разбиралась с помощью несложных квестовых загадок с нечистью. И даже семейная драма нашей героини и её сложные и трагические отношения с родителями логики не добавляют.

Это, конечно, печально – ведь "Gabriel Knight" отличалась логичным и эффектным финалом, а сюжетную неразбериху Дэвида Линча ценят за богатый символизм и возможность множества трактовок. "Kathy Rain", разумеется, до этого уровня далеко. Остаётся только надеяться, что это не сценарная тщета стараний, дабы заинтриговать зрителя, а лишь неуклюжая попытка раскрыть сюжет в продолжении, на которое в финале делают слабый намёк.

Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain

А теперь о дополнении. В 2019 году Джоэл выпусти ещё одну адвенчуру, киберпанковую "Whispers of a Machine", которая не получила такого признания. И вот спустя целых шесть лет после выхода "Kathy Rain" последовала её... "The Director's Cut". Весть об этом ненадолго всколыхнула фанатов квеста – вдруг эта версия лишена оригинальных недостатков? По факту изменения оказались чисто косметическими, так что тут можно ограничиться небольшой справкой – для истории.

В первую очередь бросается в глаза то, что были перерисованы фоны: с устаревшего разрешения 640х480 игра перешла на современное 1024х760. Дополнения сделаны образцово: все элементы дорисованы в стиле оригинале, швов и переходов нигде не видно, все фоны получили детализированные дополнения и нередко рамки на первом плане по типу квестов из девяностых (той же "Gabriel Knight", например). Также теперь есть возможность в ходе игры получить несколько новых дизайнов мотоцикла Кэти – без особенного напряжения: "Вне закона", "Ветеран" и т.д. Ничего нового, кроме удовольствия при езде, это не принесёт.

Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain

Сюжет остался на 90% прежним вплоть до последней запятой. Изменения очень небольшие. Так, слегка изменены некоторые диалоги, которые работают на атмосферу и образы персонажей, добавлены небольшие новые фоны, а также несколько новых головоломок для некоторого затягивания игры: поиск с металлоискателем, более продуманный и логичный побег из тюрьмы, немного новых загадок на финальном уровне и т.д. Добавлены также смертельные концовки (особенно в финале), в которых Кэти может погибнуть; другое дело, что это ничего не значит, тут же начинается перезапуск действия. Надо отдать должное авторам – замены неплохие, а заодно нам даже смогли нанять для озвучки тех же актёров. Кроме того, изменены некоторые чисто проходные сцены сюжета – например, теперь мы видим шары света не в лесу, а на специально отрисованной локации озера. Стиль оригинала, как видимо, ухвачен и дополнен великолепно. В целом же суть сюжета и финала остались такими же, но всё же отдельные детали в диалогах слегка объясняют характер местной потусторонней реальности – именно что слегка, лишь в паре деталей.

В целом, "режиссёрская версия" является немного подчищенной и подправленной, но той же самой игрой с более современным видом. Главным же достоинством новой версии является то, что у неё полно переводов, и, в том числе, официально вставлен доселе пиратский перевод от Prometheus Project. Он окончательно добавлен в игру пару недель спустя после релиза "режиссёрской версии". И это великолепно. Больше нет ляпов с ломаным языком в головоломке с монтажом записи, и игра больше не будет вылетать после применения диктофона со священником, как это было раньше. И ещё один важный момент – похоже, у Кэти всё получилось. По крайней мере, в этой версии в финале НЕ появляется Багровый человек.

Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain Kathy Rain

Итак, каждый, кто хочет впервые пройти эту игру, может со спокойной совестью брать именно "режиссёрскую версию" как более удобную и доделанную и получить такое же впечатление, что и от оригинала. Проходится всё это так же часов за семь не слишком напряжённых усилий. Ну, и ещё тут есть красивая музыка в меню.

"Kathy Rain" – игра не без недостатков. Главным из них является откровенно скомканный и нераскрытый финал. Но, в целом, это достойная попытка подражания классике, которая для своих относительно скромных размеров отлично сочетает интересный интригующий сюжет, сравнительно несложный геймплей, приятную атмосферу и графику, удачных персонажей и неплохую техническую часть. Это не шедевр, но игра занимает своё место в ряду удачных адвенчур в стиле ретро и достойна своего небольшого, до 10 часов, прохождения и затрат. И будем верить, что рано или поздно приключения девушки-детектива на байке всё же продолжатся, раз это не получилось у последовательницы "Gabriel Kinight" – игры "Gray Matter"... Я лично буду на это надеяться…


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя