GK + Твин Пикс
Сесть на удобный рычащий байк, затянуть кожаную куртку, закурить крепкую хорошую сигарету и отправиться через бескрайние поля путешествовать по родным просторам – что может быть лучше для начала... квестового мистического детектива?
Вышедшая в 2016 году небольшая адвенчура "Kathy Rain" использует старый-добрый бесплатный движок AGS, разработанный специально для изготовления квестов ещё в 1995 году. Так что она и выглядит как почти все игры, сделанные на нём – как квесты 90-х: с разрешением 320х240, крупными пикселями и аналогичными схемами управления. Ветеран и хранитель жанра Дейв Гилберт с его компанией Wadjet Eye Games радуют нас из раза в раз играми на нем: серия "Blackwell", научно-фантастические эксперименты "Technobabylon", "Gemini Rue", "Shardlight" и, возможно, лучшая адвенчура из этого ряда – "Unavowed" – всё это сделано их трудами.
Но сегодня мы поговорим про другую игру – "Kathy Rain". Делал её благодаря помощи лично Гилберта одинокий шведский разработчик Джоэл Хястё, основавший компанию в лице одного себя – Clifftop Games. Несмотря на то, что разработка шла четыре года, труды, старание и реклама на выставках привлекли внимание к проекту – в итоге он обзавёлся приличной командой помощников, художников, актёров озвучки и успешно прошёл релиз, заимев вполне приличное внимание в своей нише. Теперь, спустя более полудесятилетия, можно твёрдо сказать, что это новая молодая классика из этого ряда, которая наследует квестовым традициям девяностых – и не только во внешнем виде.
Всё началось давно, но для нашей героини – в конкретный день, 25 сентября 1995 года. Славное время – в кинотеатрах отгремело "Криминальное чтиво", с успехом идут "Семь" и "Четыре комнаты", а скоро выйдет "Джуманджи". Америка на подъёме и пожинает плоды экономического роста при Клинтоне, на подъёме и Силиконовая долина. Компьютеры уже распространены, но мобильные телефоны ещё редкость, нажимать им на экран и выходить через них в интернет бесполезно, и потому они не отнимают полжизни у владельцев. А главное – всё ещё выходят полнометражные квесты, они всё ещё красивые и всё ещё сложные и интересные, но уже не мозголомные, как это было в 80-е.
Вот именно в этот день и начинаются приключения студентки-журналистки Кэтрин Рейн, которая узнаёт, что в маленьком городке Корвелл-Спрингс скончался её дедушка, лётчик-ветеран Второй мировой. У Кэти были очень сложные отношения с семьёй и особенно родителями, которых она давно лишилась, так что чувство семейного долга требует прибыть хотя бы на похороны деда. Однако после церемонии на кладбище и разговора с давно покинутой бабушкой Кэти узнаёт, что в судьбе покойного было много странного, и корни этих странностей уходят к его похождениям ещё в 1981 году, когда он загадочным образом стал инвалидом. Полиция, как это водится, бездарна и ничего не делает, люди вокруг молчат, а истина где-то рядом. Ввязавшись в её поиски, Кэти начинает своё расследование, которое приведёт её к куда более неожиданному финалу, чем она могла бы ожидать...
После выхода "Kathy Rain" её с чем только не сравнивали – и с Нэнси Дрю, и с шведскими детективами, и ещё бог весть с чем. На самом деле, главный источник вдохновения совершенно очевиден – это самая первая "Gabriel Knight". Сходство весьма заметно, хотя, конечно, "Kathy Rain" – ни разу не плагиат, и речь идёт максимум об оммажах в сюжете. Но таковых тут подозрительно много... Кэти, точь-в-точь как Гэбриел, путешествует по окрестностям на мотоцикле, расследование тоже разбито на дни, и снабжает информацией главного героя добровольный помощник-ботаник – рыжая соседка по общежитию Эйлин... Причём помогает рыжая девушка-одуванчик так рьяно и напрашивается в спутницы подруге так упорно без всякой видимой причины, что я твёрдо решил, что она скрытая лесбиянка... В программе мероприятий тоже есть посещение церквей, могил и кладбищ, загадка с шифром в склепе, таинственный скрытый культ и кое-что другое... Даже финал с блужданием по локации в поисках верного пути – один в один, только в "Gabriel Knight" нам помогал радар, а тут – термометр. Но, в целом, различий куда больше, чем общего.
"Gabriel Knight" следовала традициям южной готики. Она был построена вокруг мистических традиций вуду Луизианы, атмосферы Нового Орлеана, эксплуатировала темы жестокости, распада личности, тёмного и мрачного прошлого. У "Gabriel Knight" был привкус не только детектива, но и мистического приключения. Не в пример этому городок Конвэлл-Спрингс производит впечатление тихое и уютное. Способствует этому и ограниченный бюджет игры – тут за раз вам откроют не больше восьми локаций, а количество строк диалогов не превысит 4000. Зато отличная графика до деталей вырисовывает приятное окружение и прекрасные осенние пейзажи. Место это консервативное и тихое. Кэти со своей нонконформистской натурой и решительным характером смотрится тут непривычно. Она ездит на байке, остра на язык и постоянно курит сигареты при каждом удобном случае. При этом, несмотря на резкость, она добрая душа и легко находит язык с окружающими. Это положительно влияет на её расследование, которое начинается с мелочи и постепенно подводит её к забытым окраинам города и озеру с местным лесом, где явно таится что-то нехорошее. Серьёзный и действительно интересный сюжет разбавляется в традициях квестов 90-х лёгким юмором, причём достаточно разнообразным – ничего гениального, но улыбнуться можно.
Сюжет – пожалуй, лучшее, что есть в игре. Геймплей же хотя не назовёшь гениальным, но он тоже приятно сбалансирован – не слишком просто, не слишком сложно. Как и положено квесту в традициях 90-х, игра сделана под активное использование предметов, но на сей раз действие заточено под реализм. Количество этих предметов не слишком маленькое, но и не слишком большое, к тому же значительная их часть – это документы. Пиксельхантинг тоже отсутствует как факт, а для желающих есть и подсветка активных предметов пробелом. Само по себе использование предметов, несмотря на попытки замаскировать действия, весьма логичное и очень простое, вполне очевидное для мало-мальски подкованного игрока – тем более, что развивается сюжет и действия игрока практически линейно. Основной геймплей, в итоге, заключается в расследовании путём многочисленных опросов местного населения, для чего Кэти постоянно путешествует между локациями через поле на своём розовом байке "Кэтмобиль" – Корли моторс 1976-го (и да, название байка – это отсылка к культовому квесту "Full Throttle"). Это накладывает особые требования на персонажей, в отношениях с которыми и развивается сюжет. И по этой части игра отлично справляется – даже те персонажи, которые были введены в действие только для сюжетного поворота, изображены хорошо и со вкусом, и даже жалеешь после прохождения, что у них весьма немного реплик.
Впрочем, действие насыщено рядом дополнительных геймплейных приёмов – опытному квестовику они все хорошо знакомы, но зато они вносят своё разнообразие. К тому же в них есть своё очарование и дань ностальгии по 90-м, когда подобные загадки были широко распространены – любительское хакерство со вскрытием компьютеров, построенные на подвохах головоломки, синтезирование из аудиозаписи на компьютере ответа для телефона (господи, практически идентичная головоломка, только с аудиокассетами, была в "Gabriel Knight: The Beast Within"). В целом, эти головоломки тоже в меру сложны и не напрягают – исключением я назвал бы только излишнюю возню с компами. И сложноватую загадку с чемоданами в начале.
Что ещё резко отличает "Kathy Rain" от "Gabriel Knight" – отношение к мистике. В "Gabriel Knight", шедевре жанра, она была представлена в виде волшебных чар культа вуду, но, в целом, с поправкой на наличие в нашем мире вуду, оборотней, вампиров и прочей нечисти, сюжет франшизы всегда оставался реалистичным. "Kathy Rain" же идёт в другую сторону и начинает играть с подспудным проникновением мистики в наш мир и различием в реальностях. На протяжении всего сюжета обычное вроде бы расследование вдруг сведётся к явной деятельности потусторонних сил. Нам дадут прозрачные намёки на неосознанные переходы через реальности, введут странного и загадочного проводника между ними – Багрового человека, запутают голову необъяснимыми загадками... И тут уже становится очевиден второй источник вдохновения – Дэвид Линч и его "Твин Пикс". Для сомневающихся "Kathy Rain" даже сделает несколько пасхалок – например, упомянет знаменитую цитату о совах из этого сериала. Пересечений опять множество – семейная трагедия основных героев, атмосфера маленького американского городка, таинственные знаки и символы, необъяснимые эпизоды, жутковатые люди-монстры, тайные комнаты со сверхъестественными особенностями и ощущение страшной потусторонней реальности.
Вот только и "Gabriel Knight", и Дэвиду Линчу игра в конце ощутимо проигрывает. Сам по себе сюжет вполне хорош и прописан. Интересный, логичный и неплохо скроенный детектив с вполне терпимым уровнем болтовни идёт без особенно резких сюжетных поворотов, но ровно, интригующе, интересно и логично. Мало-помалу мы подбираемся к развязке, уже предугадывая мистическую подоплёку событий. Это подкрепляют удачные персонажи и вполне удачные сюжетные ходы. Но к концу начинают всё же прорываться мелкие логические ляпы вроде того, что больную девушку в коме вместо больницы тащат домой к бабушке, а многолетние убийства в городке почему-то никто не замечает... В финале оказывается, что многочисленные факты, которыми нас заинтриговала игра, не имеют никакого объяснения. Мы так и не поймём, кто такой Багровый человек, какому культу он служит, какова природа мистических событий, что значат местные символы, и что, чёрт побери, было вообще в финале, когда Кэти Рейн битый час разбиралась с помощью несложных квестовых загадок с нечистью. И даже семейная драма нашей героини и её сложные и трагические отношения с родителями логики не добавляют.
Это, конечно, печально – ведь "Gabriel Knight" отличалась логичным и эффектным финалом, а сюжетную неразбериху Дэвида Линча ценят за богатый символизм и возможность множества трактовок. "Kathy Rain", разумеется, до этого уровня далеко. Остаётся только надеяться, что это не сценарная тщета стараний, дабы заинтриговать зрителя, а лишь неуклюжая попытка раскрыть сюжет в продолжении, на которое в финале делают слабый намёк.
А теперь о дополнении. В 2019 году Джоэл выпусти ещё одну адвенчуру, киберпанковую "Whispers of a Machine", которая не получила такого признания. И вот спустя целых шесть лет после выхода "Kathy Rain" последовала её... "The Director's Cut". Весть об этом ненадолго всколыхнула фанатов квеста – вдруг эта версия лишена оригинальных недостатков? По факту изменения оказались чисто косметическими, так что тут можно ограничиться небольшой справкой – для истории.
В первую очередь бросается в глаза то, что были перерисованы фоны: с устаревшего разрешения 640х480 игра перешла на современное 1024х760. Дополнения сделаны образцово: все элементы дорисованы в стиле оригинале, швов и переходов нигде не видно, все фоны получили детализированные дополнения и нередко рамки на первом плане по типу квестов из девяностых (той же "Gabriel Knight", например). Также теперь есть возможность в ходе игры получить несколько новых дизайнов мотоцикла Кэти – без особенного напряжения: "Вне закона", "Ветеран" и т.д. Ничего нового, кроме удовольствия при езде, это не принесёт.
Сюжет остался на 90% прежним вплоть до последней запятой. Изменения очень небольшие. Так, слегка изменены некоторые диалоги, которые работают на атмосферу и образы персонажей, добавлены небольшие новые фоны, а также несколько новых головоломок для некоторого затягивания игры: поиск с металлоискателем, более продуманный и логичный побег из тюрьмы, немного новых загадок на финальном уровне и т.д. Добавлены также смертельные концовки (особенно в финале), в которых Кэти может погибнуть; другое дело, что это ничего не значит, тут же начинается перезапуск действия. Надо отдать должное авторам – замены неплохие, а заодно нам даже смогли нанять для озвучки тех же актёров. Кроме того, изменены некоторые чисто проходные сцены сюжета – например, теперь мы видим шары света не в лесу, а на специально отрисованной локации озера. Стиль оригинала, как видимо, ухвачен и дополнен великолепно. В целом же суть сюжета и финала остались такими же, но всё же отдельные детали в диалогах слегка объясняют характер местной потусторонней реальности – именно что слегка, лишь в паре деталей.
В целом, "режиссёрская версия" является немного подчищенной и подправленной, но той же самой игрой с более современным видом. Главным же достоинством новой версии является то, что у неё полно переводов, и, в том числе, официально вставлен доселе пиратский перевод от Prometheus Project. Он окончательно добавлен в игру пару недель спустя после релиза "режиссёрской версии". И это великолепно. Больше нет ляпов с ломаным языком в головоломке с монтажом записи, и игра больше не будет вылетать после применения диктофона со священником, как это было раньше. И ещё один важный момент – похоже, у Кэти всё получилось. По крайней мере, в этой версии в финале НЕ появляется Багровый человек.
Итак, каждый, кто хочет впервые пройти эту игру, может со спокойной совестью брать именно "режиссёрскую версию" как более удобную и доделанную и получить такое же впечатление, что и от оригинала. Проходится всё это так же часов за семь не слишком напряжённых усилий. Ну, и ещё тут есть красивая музыка в меню.
"Kathy Rain" – игра не без недостатков. Главным из них является откровенно скомканный и нераскрытый финал. Но, в целом, это достойная попытка подражания классике, которая для своих относительно скромных размеров отлично сочетает интересный интригующий сюжет, сравнительно несложный геймплей, приятную атмосферу и графику, удачных персонажей и неплохую техническую часть. Это не шедевр, но игра занимает своё место в ряду удачных адвенчур в стиле ретро и достойна своего небольшого, до 10 часов, прохождения и затрат. И будем верить, что рано или поздно приключения девушки-детектива на байке всё же продолжатся, раз это не получилось у последовательницы "Gabriel Kinight" – игры "Gray Matter"... Я лично буду на это надеяться…