Серьёзные адвенчуры научно-фантастической направленности можно сегодня пересчитать по пальцам, так что поклонники квестов этой тематики могут помнить несколько необычную игру под названием "J.U.L.I.A", выпущенную в начале 2012 года чешской компанией Cardboard Box Entertainment, состоящей из двух человек и отметившейся до этого только одной интересной, но аскетично выглядевшей "Ghost in the Sheet. Территория призрака". (Необычными были и перипетии споров с издателем, которые подробно освещались, в том числе, и в новостях Questzone.ru, – но об этом как раз вспоминать совсем не хочется.) В апреле прошлого года авторы вышли на Indiegogo, одну из платформ краудфандинга, с проектом усовершенствованной версии своей космической игры – и собрали почти в три раза больше запрошенных пяти тысяч долларов. Правда, вместо обещанных трёх месяцев разработка заняла полтора года – зато в итоге у Яна с Лукашем получился не просто перерисованный в HD-разрешении вариант оригинала, а практически новая игра, как по форме, так и по содержанию, – потому и подзаголовок «Улучшенное издание» уступил место более живописному "Среди звёзд".
Первое, что может броситься в глаза любителю игр приключенческого жанра после запуска "J.U.L.I.A.: Among the Stars", – непривычный интерфейс, более напоминающий космические симуляторы, нежели классические квесты. Тем не менее, перед нами самая что ни на есть point-and-click адвенчура – единственно, что 95% игрового времени мы будем лицезреть окружающий мир не непосредственно, а при помощи мониторов многофункционального исследовательского робота по имени Мобот. Остальные пять процентов приходятся на интерфейс космического корабля, который – или, точнее, которая – настоятельно просит называть её, собственно, "Джулия". Именно эти два не совсем живых персонажа – чьи многочисленные реплики полностью и неплохо озвучены – и составят нам компанию часов так на восемь, которые нам предстоит провести в одной далёкой планетной системе.
Местная сюжетная линия очень даже извилистая и может похвастаться разнообразными ответвлениями. Героиня, астробиолог Рейчел Мэннерс, пробудившись от крио-сна, оказывается – если не считать упомянутых спутников – в одиночестве на космическом корабле и приступает к исследованию незнакомой системы планет, где ей предстоит устранять последствия аварий, выяснять судьбу остальных членов экспедиции, собирать и анализировать пробы флоры и фауны, разыскивать разумные расы и вступать в контакт с их представителями – и попутно решать множество мелких технических и пару особо крупных нравственных проблем. Разумеется, как можно понять из особенностей интерфейса игры, всё это мы проделываем дистанционно – оставаясь на корабле, но руководя действиями своего верного друга-робота. Впрочем, картинка, отображающаяся у нас на экране при спуске Мобота на очередную планету, настолько чёткая и детализированная, – надо заметить, в отличие от просто "J.U.L.I.A", визуальная составляющая за последний год была переработана полностью, – что только изредка всплывающие сообщения Интеркома могут напомнить о том, что перед нами не совсем адвенчура «от первого лица», выполненная в стиле слайд-шоу.
Временами, пожалуй, картинка оказывается даже чересчур уж детализированной: готовьтесь к встрече не только с инопланетянами, но и с элементами пиксель-хантинга. Правда, интерфейс Мобота заботливо снабжён миниатюрной кнопочкой подсветки активных точек, – но при её нажатии подсветка исчезает быстрее, чем хотелось бы, с учётом того, как разбегаются глаза при любовании местными красотами. С точки зрения геймплея, по крайней мере, первая половина игры представляет собой прогулки по таким же безлюдным, как и наш корабль, помещениям обустроенных на поверхности планет исследовательских станций, с тщательным собиранием улик, способных пролить свет на судьбу наших коллег. Большинство таких улик сводятся к письмам и дневниковым записям пропавших или погибших членов экспедиции, напоминая в этом отношении "Dark Fall 2", к созданию которой Ян Каван также приложил в своё время руку.
Разумеется, подавляющее большинство таких записей и остальных улик оказываются скрытыми за вездесущими преградами и замками, которые нам и предстоит вскрывать – не столько орудуя отмычками, сколько находя пароли в других записях или подбирая их при помощи хакерского оборудования. Головоломки и мини-игры в "J.U.L.I.A.: Among the Stars" довольно многочисленны и не менее разнообразны, чем все те планеты и спутники, которые мы посещаем: от тушения пожара на корабле и составления карты джунглей до расшифровки инопланетного языка. Отдельно стоит похвалить Cardboard Box Entertainment за практически безупречное сочетание загадок и сюжета, что в квестах-с-головоломками встречается крайне редко: ни одна мини-игра не покажется неуместной в ситуации далёкого космоса или искусственно вставленной для разбавления или удлинения игрового процесса. Причём головоломки эти, как правило, уникальны: однотипные задания встречаются раз-два от силы, за исключением разве что оснащения нашего робота очередным хитроумным гаджетом, которое происходит посредством сбора электрической схемы, – да и этим здесь предстоит заниматься максимум четыре раза, так что надоесть оно вам вряд ли успеет. Самые же сложные головоломки – такие как выстраивание почерпнутой из найденных улик информации в логические цепочки, восстанавливающие ход событий, – вообще опциональны и для прохождения не обязательны.
При всём при этом, игра довольно-таки линейна: несмотря на то, что все шесть небесных тел – не считая первой обязательной остановки и самой последней планеты, до поры до времени скрытой в недрах космоса, – доступны для посещения в любом порядке и в любое время, они не представляют собой отдельных самодостаточных уровней для исследования, как в "Myst" или "Атлантиде 2". Внеочередное посещение многих миров ограничится визитом вежливости, поскольку их тщательное исследование требует установки дополнительных модулей Мобота, которые сначала нужно найти (в виде чертежа) в другом месте и установить (посредством решения головоломки). При этом, не всегда удаётся точно понять, является ли та или иная локация полностью исчерпанной: из недостатков игры стоит указать, прежде всего, на слишком уж лаконичные сообщения в журнале заданий. Кроме того, из прочитанных десятков страниц заметок, экономная Рэчел выписывает для нас только коды и пароли, поэтому для того, чтобы освежить в памяти контекст их употребления, нужно снова обходить все локации на разных планетах. Пожалуй, "Log" остаётся самой бесполезной частью интерфейса Мобота/Джулии. Можно посетовать также и на некоторую поспешность, с которой сюжет начинает разворачиваться во второй половине игры, когда часть назревших вопросов снимается при помощи классической системы Deus ex machina.Впрочем, все эти недостатки кажутся явно мелкими на фоне достоинств игры, которая пусть и не отличается особой продолжительностью, но и по своему сюжету, и по разнообразию головоломок – не говоря уже об интересном и редком в наши дни космическом сеттинге – стоит рядом с лучшими образцами жанра, выпущенными в последнее время, и вполне заслуживает внимания со стороны любителей адвенчур.
Стоит ещё добавить, что в настоящее время "J.U.L.I.A.: Among the Stars" доступна только на английском, без знания которого трудно будет в полную меру оценить многочисленные тексты и диалоги, – но Ян Каван обещает скорую локализацию игры на другие языки, включая русский.
Общая оценка: 85 из 100