Индиана – теперь и в Китае!
Созданная в 1980-х г. в Орегоне студия видеоигр Dynamix была в своё время весьма успешна и больше десяти лет специализировалась на экшн-адвенчурах, спортивных аркадах и танковых симуляторах, используя как 2D, так и нарождающуюся трёхмерную графику. В частности, именно эта студия сделала один из первых танковых симуляторов – "Abrams Battle Tank". Основатель и основной автор игр студии Джефф Таннелл в итоге проработал в игроиндустрии более тридцати лет. Рост популярности квестов в 1980-90-х в конце концов заставил авторов слегка отметиться и на этом направлении. Всего они смогли сделать не больше полудесятка более-менее заметных квестов, среди которых первым был довольно интересный киберпанковый триллер "Rise of the Dragon", а также стоит отметить игроизацию Артура Кларка "Rama" (1996), о которой я уже рассказывал. Все эти игры были выпущены для издателя Sierra Online, для которой Dynamix также сделала "Space Quest V: The Next Mutation". В промежутке между этими играми, основываясь на квестовом опыте "Rise of the Dragon", компания создала игру с романтичным названием "Heart of China", в которой отдала дань популярному жанру исторического приключения "а-ля Индиана Джонс". Именно это и вызвало мой интерес к игре – подобные подражания я вполне люблю и не против познакомиться с каждым таким экземпляром, в надежде что он окажется удачным.
Правда, относительно вдохновлённости Индианой я немного ошибся – на самом деле, всё несколько сложнее. В действительности, хотя это с тех пор и позабылось, сюжет игры навеян старым-добрым приключенческим фильмом "Воздушная дорога в Китай" с Томом Селлеком. А вот этот забытый ныне фильм – действительно, в свою очередь, был вдохновлён успехом "Индианы Джонса". Судите сами. Сюжет фильма рассказывал о том, что живущая в Турции 1920-х гг. британская аристократка нанимает отставного американского пилота, аса Первой мировой войны, чтобы спасти в Китае своего пропавшего отца, иначе семья потеряет наследство. Вместе они летят в Китай на двух самолётах и, в итоге, спасают его в блокированном городишке от местного "военного барона".
Видимо, всегда отличавшиеся тягой к игроизации проверенных сюжетов авторы из Dynamix решили не усердствовать – и просто перевернули фабулу фильма, кое-что заменив и переставив. В итоге, в Китае 1930-х местный "военный барон" похищает девушку-медсестру Кейт Ломакс, и её отец для спасения нанимает в Гонконге отставного американского пилота, аса Первой мировой войны, Джейка Мастерса по прозвищу "Счастливчик". В помощь ему добавлен третий персонаж – китайский криминальный авторитет и профессиональный ниндзя Чжао Чи (так вроде бы надо транслитерировать с китайского "Zhao Chi"?). Далее сюжет опять скачет по разным странам, только маршрут проложен в обратную сторону – Непал, Турция, Париж. В наличии также угроза опоздать и потерять награду (что сопровождается статистикой уменьшения этой суммы), авиационные перелёты, традиционная любовь персонажей, и вновь – захваченный военным бароном мелкий городишко. Впрочем, несмотря на это, догадаться о сюжетной вторичности игры не так легко – авторы постарались сделать сценарий интересным и более-менее разнообразным, оформив его в кинематографичном стиле.
Самым большим достоинством игры является её визуальная часть, которая для 1991 года была ультрапередовой, так как большинство персонажей тут оцифрованы с реальных фото, а основные фоны нарисованы с помощью высококлассной по тем временам графики. Сейчас это сложно оценить по достоинству, но тогда полтора года ушло на фотосессии 80 актёров, которых совместили с 200 вручную (!) отрисованными фонами. Для 1991 г., когда большинство игр даже не вылезло за рамки 8-битовых изображений, это было очень впечатляюще. Причём я не заметил неаутентичных лиц, костюмов и реквизита, которыми были славны тогдашние авторы видеоигр – тут всё наоборот, авторы очень старательно подобрали актёров, даже на роль китайцев, и снарядили на уровне некоторых серьёзных фильмов.
Вкупе с отличной рисовкой это даёт ощущение большой реалистичности. А графика здесь выполнена достойно, включая не только чисто художественную часть, но и исторический антураж. Действительно, создаётся редкое ощущение подлинности историко-приключенческого кино благодаря симпатичным пейзажам, аутентичному быту, историческим костюмам и т.д. При этом отлично видно, что историзма тут, по факту, не больше, чем в том же "Индиане Джонсе", потому что только такой условностью можно объяснить, откуда взялся ниндзя в Гонконге (это же японский феномен?), почему турки в 1930-х гг. ходят в весьма точной униформе времён Первой мировой, но пользуются почему-то шекелями вместо лир; а самое главное – откуда у мелкого китайского военного сепаратиста взялся танковый отряд аж из трёх британских "ромбов" Mark V.
Всё это, конечно, не должно нас смущать, потому что это допущения в духе приключенческого кино. А действие сделано динамично и в подчёркнуто кинематографичном стиле. В сюжете очень много стоп-кадров, заменяющих кат-сцены, великолепно выполнена мелодичная музыка, включающая в том числе открытую переделку марша из "Индианы", представлены демонстративные экшн-сцены с погонями, перестрелками, взрывами и прочим. Одним словом, скучать в этом отношении не придётся – всё сделано так, как и положено в хорошем интерактивном квесте тех лет.
То же самое касается и геймплея. Действие делится на чёткие определённые "главы", всего 5-6 штук, каждую из которых не так легко пройти с первой попытки, кроме разве что самой первой, вводной. Как и положено в жанре, тут представлен широкий выбор смертельных или неудачных концовок, поэтому сохранение в каждой главе жизненно необходимо. Загадки, в основном, строятся на использовании предметов и правильном выборе диалогов. В этом отношении кроется немало неочевидностей. Так, многие подобранные предметы в итоге никогда не понадобятся, о чем игрока, конечно, не предупреждают. Некоторые предметы, которые, по идее, нужны – бесполезны, и вместо них нужно взять другие. Некоторые предметы нужно использовать, переместив на персонажа в инвентаре – в итоге я застрял на три часа и для меня стало открытием, что тут есть возможность ИНТЕРАКТИВНОЙ стрельбы, да ещё и мышкой – это в 1991 году-то, когда мыши ещё не у каждого компьютера были!
Но самое главное и самое сложное – это диалоговая система. Вначале она не представляет большой проблемы, но последние две-три главы она принципиальна важна. Только с её помощью можно получить понимание обстановки и успешно пройти сюжет. Многие неправильные ответы влекут за собой неприятные последствия или прямо проигрыш и dead-end, согласно традициям интерактивных квестов. Поэтому нередко приходится выбирать комбинации из двух, трёх, а иногда даже четырёх правильных ответов, что далеко не так просто, как кажется. Особенно, учитывая, что игра представлена только на оригинальном английском. Поэтому застрять тут в некоторых местах легче лёгкого. Зато масштабная диалоговая система содержит множество вариаций с разной реакцией наших героев, и даже провальные варианты дают много интересных реплик, в которых огромное количество юмора в лучших традициях "индианы". Многие диалоги, к тому же, необязательны или допускают неопасные, но интересные возможности. Хохмы ради стоит выбрать иногда и очевидно неправильные варианты – они часто приводят к забавным и неожиданным последствиям, ради разрядки юмором.
Индиана вообще невозможна без весёлого юмора, так что тут его в избытке – правда, он строится, в основном, на образе нашего героя, "Счастливчика" Джека Мастерса, который представляет собой типичного комического героя приключенческих лент. Это ас Первой мировой в кожаной куртке и с белым шарфом, который безумно гордится безнадёжно ушедшей фронтовой славой и всегда заказывает в баре двойной скотч. Он – разбитной и эгоцентричный авантюрист с толикой высокомерия, расхлябанности и невезучести, который постоянно влипает в мелкие неприятности. Но при этом – отличный пилот и стрелок, парень не робкого десятка и верный товарищ. Разумеется, красной нитью через действие проходит его зародившаяся дружба с напарником, китайцем Чи, который, по традиции, полная его противоположность – немногословный, умный, сдержанный воин, иногда, правда, немного карикатурный в своём достоинстве ниндзя. А потом появится и любовь к нашему герою спасённой блондинки, которая вскоре будет спасать его самого от неприятностей. Все три персонажа, кстати, интерактивны и между ними можно время от времени переключаться. Радует и то, что некоторые задачки можно решить разными путями – например, задачу пробраться в крепость китайского "военного барона".
В действии есть три небольшие интерактивные мини-игры: симулятор танка, игра в напёрстки и аркадная драка на крыше поезда на саблях. К роли мехвода трёхмерного танка Mark V, который авторы явно сделали, не удержавшись от привычного танкового симулятора – у меня никаких претензий нет. Выполнено отлично, даже несмотря на чудовищный примитивизм графики 1991 г. После относительно недолгих тренировок уровень проходится легко, а ощущение работы лихого танкиста в экзотичном сеттинге 1930-х гг. – бесценно! Погоня, стрельба, уничтожение танков противника – вот всего этого мне и не хватало в игроизации "Последнего крестового похода" от LucasArts! Игра в напёрстки тоже несложна – достаточно внимательно следить за шариком, ведь тут, в отличие от реальности, у напёрсточника легко можно выиграть.
Но вот аркада на поезде – это самый провальный момент игры, с которым разработчики позорно промахнулись. Борьба с противником идёт на чудовищной скорости, в ходе которой нанести врагу полноценный урон практически нельзя. Привычных ударов в трёх направлениях тут нет – только атака, блок и ходьба вперёд-назад. Вдобавок, управление почему-то сделано мышкой – нужно уметь быстро переключать курсор между четырьмя разными клавишами. В итоге, противник практически всегда теснит вас к краю вагона и скидывает с него, хотя самого его скинуть нельзя – он просто перепрыгивает на соседний. Ну и где тут логика и, главное, элементарное удобство? А когда мне с неимоверным трудом всё же удалось его отогнать, игра на минуту прервалась серией скриншотов и оказалось, что… нет, это была не победа, а только кат-сцена, после которой надо было продолжать!!! И конечно, после такого сюрприза я сразу проиграл!
Что самое обидное, я мог бы преодолеть это, если бы не совершенно тупая придумка с тоннелями, через которые проносится поезд, и поэтому приходится каждые полминуты пригибаться и терять архидрагоценные секунды боя. Получается, что игрок должен сражаться с противником, с бешеной скоростью переключать клавиши при неудобном управлении и вдобавок успевать следить за необходимостью пригнуться. Это чудовищно неудобно, поэтому я за примерно сотню попыток подобрался к финалу раза два – и так и не смог победить. В общем, плохая аркада – драка с саблями на крыше поезда в "Last Express" была сделана намного удачнее. Хорошо ещё, что аркады здесь можно просто пропустить, что я, махнув рукой, и сделал.
В общем, несмотря на кажущийся ограниченным геймплей и всего два с половиной часа сквозного прохождения, "Heart of China" не так проста, и местами над ней придётся покорпеть в исследовании неочевидных моментов. Но это яркий, забавный, динамичный и небезынтересный проект. Твёрдый и крепкий середняк с кинематографичным сюжетом, редким в квестах экшном, с вполне играбельным и интересным и поныне геймплеем, а главное – с отличной графикой и музыкой. Так что фанатам жанра или любителям историй в духе "индианы" рекомендуется играть в него и сейчас, особенно если английский текст оригинала для вас не представит затруднений.