Сказки для взрослых
Тот факт, что в России перестали делать большие коммерческие адвенчуры (даже авторы обласканного всеми "Sublustrum" - питерцы из Phantomery Interactive - с головой ушли в социальные сети) имеет, как ни странно, одно положительное свойство: с радаров исчезли и "русские квесты", все эти васильиванычи, штирлицы, чукчи и прочие герои анекдотов. На первый план вышли, наоборот, интеллигентные, стильные и оригинальные работы авторской выделки, созданные буквально парой человек, без больших бюджетов и крупных издательств, зато с любовью и даже неким культурным посылом. Таким был "Гамлет или последняя игра без MMORPG элементов, шейдеров и рекламы", таким, видимо, будет "The Tiny Bang Story" (наш ответ "Machinarium"?) и именно таким получился "G1deon: Towards God".
Играть в этот меланхоличный питерский квест - всё равно что читать, например, роман "Волны" Вирджинии Вульф в тесной маршрутке: поначалу может показаться неудобно, натянуто и ничего не понятно, а потом на какой-нибудь фразе к горлу подкатит ком, и герои станут как родные.
Начинается всё с того, что страшноватый и криво анимированный человечек, титульный Дживандеон, долго бредет по полупустым экранам и встречает странных персонажей, которые разговаривают неестественными голосами (на профессиональную озвучку денег, конечно, не было) - кому-то это может показаться претенциозной любительской чушью, и рука непроизвольно потянется к кнопке uninstall.
Но если дать истории развернутся, то вскоре под грустные переливы фортепиано, саксофона и скрипок (вся музыка написана главным идеологом проекта, Станиславом Полеско) игра превращается в пронзительную притчу о взрослении и поиске потерянного рая. А несколько инфантильный графический стиль (по концепции перед нами детские рисунки взрослого человека) подчеркивают, что все это показано глазами ребенка, пусть даже он давно стал взрослым.
"G1deon: Towards God" рассказывает две взаимосвязанных, но в тоже время самостоятельных истории. В одной - молодой человек Алан Спарк отправляется на поиски мифического Города Дождя, о котором ему в детстве рассказывал погибший на войне отец. В этом городе всё время идет дождь, смывающий с людей вместе со слезами всю злобу. Алан посещает Стокгольм, Париж и даже Северный Полюс, но в финале своих невеселых поисков сам рисует в дневнике сказку для своего ещё не родившегося сына. Рисует неумело, как может, но искренне.
Дживандеон - как раз герой этой сказки, он тоже ищет Город Дождя. Только теперь здесь всё плохо: пропал король, страшный великан выпил море, в городе всё время идет снег, от которого сердца жителей стынут, а власть захватил человек с черной душой. И только Дживанджеон может всё исправить...
Обе истории записаны в дневнике Спарка, и вы можете свободно переключаться между ними - так они дополняют друг друга, а наивная детская сказка превращается в трогательную и поучительную сказку для взрослых. Её "правильный" финал (а концовки две) может служить очень эмоциональной иллюстрацией к словам Эдмунда Берка о том, что история - это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися.
А вот решать загадки не так интересно, как слушать и сопереживать. Перед нами достаточно простой point&click квест. Оба героя в основном просто идут вперед и собирают предметы, причем в конце авторы с этим явно перегнули палку: не самый удобный курсор, своевольничающий на переходах между локациями, может заставить вас минут 20 искать одну недостающую деталь. В обоих историях загадок мало, и все они рудиментарны: правильно разложить предметы в соответствии с увиденным или услышанным, поменять купюру на монету, чтобы позвонить по телефону, подменить полную бутылку абсента пустой, собрать травку и сварить зелье по найденному рецепту.
Кроме того, авторы, складывается ощущение, не использовали на все сто идею с переключениями в дневнике между двумя историями, на которой можно было выстроить много интересных паззлов. Есть лишь одна ситуация, когда Алан должен найти подсказку, способную помочь Дживандеону.
В этом смысле замечательно, что авторы включили в игру её раннюю версию, которая открывается из главного меню уже после финальных титров и оформлена как оставшийся от Спарка дневник для сына. Получилось очень удачно: там и сюжет построен несколько иначе, позволяя по-новому взглянуть на знакомую историю, и интересных паззлов больше. Уже на старте тут нужно правильно крутить вентили в трех ванных комнатах и подбирать код, ориентируясь на чудаковатые записи.
* * *
"G1deon: Towards God" очень хочется назвать интерактивным искусством. И не только потому, что здесь концептуальная черно-бело-синяя графика, выдающаяся авторская музыка и философская история даже не с двойным, а с тройным дном. Ведь искусство - это не в последнюю очередь способность через сильные эмоциональные образы заставить зрителя осознать и почувствовать нечто важное, сокровенное. Например, то, что все мы, даже став взрослыми, остаёмся детьми, которым очень хочется верить в сказку.
Правда, поймут и примут "G1deon: Towards God" не все. Взрослая история требует определённого жизненного опыта, игровая механика слишком проста, а концептуальный внешний вид может отпугнуть иных ценителей 3D-прекрасного. Но ведь перед нами акт виртуального импрессионизма, построенный на тончайших вибрациях чувств и настроения. И те, кто поймает эти волны, получат искреннее удовольствие - как, например, от прочтения сегодня, в эпоху нетбуков и электронных книг, бумажного томика Вирджинии Вульф...