Вилка в 3D-бок
Чем отличается пианино от компьютера? - Расхожее мнение утверждает, что игре на пианино нужно учиться, а компьютерную игру может освоить любой дебил. Это, конечно, не так.
Есть умельцы, которые играют Баха на балалайке, и есть уникумы, не способные к игре в Quake. Ведь это ж расположение скольких клавиш надо запомнить, чтобы находить их потом быстро и вслепую! Между прочим, не каждый на это способен, а играть во что-нибудь аркадно-динамичное хочется всем.
Так вот, для инвалидов киберпространства, насильственно погруженных в мир медлительных квестов, фирма Advance Reality (издатель - AnyRiver Entertainment) создала свою балалайку - игрушку Fork in the Tale. В этом "интерактивном фильме", чтобы проникнуть в стремительную помесь квеста с экшеном, абсолютно ничего не надо делать, кроме как щелкать мышкой в нужный момент.
И понеслось! Головокружительное, захватывающее действие - и вы в центре событий: кого-то похитили, кого-то убили, за вами гонятся всадники с копьями, в океане вас ждет акула, лес полон ловушек, разбойники плетут интриги, девица в белом спасает вас от погони, и все это - один щелчок мышью. Убежать или остаться, повернуть налево или направо, промолчать или отшутиться, войти в дверь или пройти мимо - все это наш выбор и только одна кнопка.
Впрочем, нас пугают, а нам совсем не страшно: главного героя понарошку колют копьями, понарошку связывают и понарошку бьют, даже не скрывая бурного ржания. Акула тоже кажется вполне мирной - в общем, эдакое дружеское развлечение, заснятое любительской видеокамерой (оттого, верно, и видео такое мутноватое и расплывчатое).
И все равно это захватывающее действо не дает игроку вполне насладиться чувством законной гордости от вторжения в мир крутых экшенов.
Главный дефект интерактивного кино (каким он был, таким он и остался) - оно занимает неимоверно много места на CD. Даже такое, мутновато-расплывчатое, оно расположилось аж на 5 дисках. Надолго ли хватает одного, если, конечно, всегда правильно выбирать направление движения? - От силы минут на 15, и это при наличии головоломок в конце "компакта"!
Конечно, создатели игры вовсе не хотят, чтобы вы прошли Fork in the Tale за два часа, и для этого у них припасено несколько иногда не совсем честных приемов.
Во-первых, часть сцен компонуется из случайно выбранных кусочков, и здесь предугадать нужное направление движения невозможно, сколько бы раз вы ни проходили этот эпизод. Во-вторых, в некоторых местах возможны разные варианты решения задачи. Наконец, если вы проиграете, то вас отбросят назад - не к началу эпизода, который у вас не получился, а, возможно, в самое начало игры - и это самый большой, на мой взгляд, промах ее создателей.
Пока мы осваиваемся в новом мире, ошибки и поражения в "мини-играх" неминуемы, но каждый раз начинать с самого начала, по десять раз выплывать из моря или уворачиваться от всадников на берегу - это просто скучно. Радость действия сменяется страхом промахнуться и начинать все заново - а это может отравить удовольствие от любой, даже самой хорошей игры. И все же...
Именно на них - стрелочках, кружочках или человечках, символизирующих нужный вариант фразы в диалоге или направление движения, - и нужно щелкнуть мышкой, чтобы перевести действие на новые рельсы. Замешкался на секунду, пропустил момент, когда выбор зависел от тебя, - и компьютер примет решение сам, обычно не в пользу игрока. В принципе, по динамизму Fork in the Tale даже превосходит современные трехмерные экшены (хотя это сравнение и хромает на обе ноги): в "Квейке", скажем, можно остановиться, подумать, выглянуть из-за колонны, а здесь действие неумолимо несет игрока к новым приключениям, и только в темнице, проиграв эпизод, можно слегка отдышаться.
Технология, примененная в этой игрушке, делает первые, еще не уверенные шаги. В Fork in the Tale можно с удовольствием поиграть в гостях, игру можно одолжить на вечерок - на большее она и не претендует. Но вот когда получат достаточное распространение DVD-диски, которые легко уместят гигабайты качественного видео, такие игры, только, разумеется, куда лучшего качества, окончательно порвут с квестовым прошлым (с которым Fork in the Tale, например, связывают лишь редкие пазлы да иногда смешные, но в общем-то ничего для сюжета не значащие реплики персонажей) и составят серьезную конкуренцию трехмерным экшенам. Что, вообще говоря, довольно грустно, потому что той свободой действий и движения, которой обладают лучшие из них, игры с видео не смогут похвастаться никогда.
Рейтинги:
графика 65%
звук 70%
сюжет 75%
интересность 60%
Системные требования:
Pentium 90, 8 Мб RAM (лучше 16),
35 Мб на HDD, SVGA (1 Мб памяти), Windows 95