03.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Peter Gabriel: Eve (.PC)
Real World Multimedia / Real World Multimedia, 1996

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Наталия Дубровская.
Рецензия опубликована в журнале Game.EXE, 7'97.


Дайте Змею шанс!

В строгости расти детей своих, иначе пожрут
они все, что произрастает в саду твоем.
11 (запоздалая) заповедь

     Ну зачем, зачем праматерь Ева позарилась на это чертово (в буквальном смысле) яблочко?! Ведь сказал ей (слегка по-родительски преувеличив) предусмотрительный Господь: "Не ешьте от него, и не прикасайтесь к нему, а то умрете" (Бытие 3, 3). Ну что ей не сиделось среди райских угодий, где и без яблочек было чем закусить, и без змея-искусителя - с кем побеседовать о ее райской жизни? Что заставило ее шаловливые ручки тянуться к запретному плоду, и отчего ее положительный нелюбопытный муженек не сумел ее остановить, а вместо этого сам отъел изрядно от Познания Добра и Зла (а потом все на нее и свалил, оставив рожать в муках)?..
     Мы этого никогда не узнаем - видимо, недостаточно вкусили наши предки от заветного яблока, чтобы все это уложилось в наши куриные богоподобные мозги. Да и сам Господь Всемогущий вряд ли сумеет более-менее внятно объяснить, как такое вышло. Судя по припадку дикой Божественной ярости, который последовал за указанными событиями, Он все-таки выпустил ситуацию из-под контроля, дал Змею слишком хороший шанс. Иначе пожурил бы их немного да отпустил обратно в песочницу.
     Вот они, ягодки свободной воли! Вот они, яблочки райской жизни!


     Короче говоря, насвинячила праматерь Ева, поддалась соблазну и спровоцировала своего несчастного мужа на Познание в самом широком смысле этого слова. Земля покрылась тернием, врата Рая с грохотом захлопнулись, а у Евы с Адамом появились дети.
     Дети стали расти и развиваться и, в силу дурной наследственности, всюду совать свой нос, увлеченно анализируя свою (уже отнюдь не райскую) ситуацию.
     Более того, мучая себя извечным фантастическим комплексом ("Как же наша мама так могла?!"), некоторые из них докопались до открытия, что не так уж это и плохо: из Рая нас, конечно, выгнали большими пинками, но яблочко-то мы вкусили! Райское, между прочим, яблочко, хоть и запретное.
     Тут надо отметить, что кривая дорожка познания не так давно привела особенно злостных познавателей к утверждению, что обычный маленький ген несет в себе ВСЮ информацию о своем носителе. Каждая наша частица таит в себе целое (а вовсе не наоборот, как кажется на первый взгляд). Соответственно, запретно-заветный плод несет в себе райские кущи со всеми их зверями, плодами и хорошей погодой - остается только докопаться до сути и вытащить их наружу, в обход заржавелых ворот, куда, как известно, легче пролезть верблюду (будь они хоть с игольное ушко), чем нам.

Rock Around Games
     Именно этим некрасивым делом - извлечением Божественного начала из греховного конца - и решил заняться супер-мега-не-знаю-какая-еще рок-звезда Питер Гэйбриэл, создавая загадочную компьютерную игрушку под названием Eve (по-русски - просто "Ева").
     Сразу скажу, что ждала я от этой игры чего-то невероятного - прежде всего потому, что у Гэйбриэла неимоверные клипы. Кто видел Digging In The Dirt или более ранний I Don't Remember, тот меня поймет.
     Питера всегда безумно тянуло к новым формам выражения, не только музыкального, но и зрительного, и высот он обычно достигал просто потрясающих. Бесконечные исследования фольклорной музыки самых разных стран и народов вылились в Passion - великолепный саундтрек к "Последнему искушению Христа" Мартина Скорсезе. Скорсезе - не Скорсезе, а фильм меня пересматривать не очень тянет, зато музыку можно слушать вечно.
     Одним из первых Гэйбриэл занялся созданием художественных видео - и быстро смастерил Sledgehammer, обозначивший начало нового жанра и навсегда оставшийся его классикой. Он делал клип за клипом - то элементарные, как Don't Give Up, то неимоверно дорогие и технически навороченные, как Steam или Kiss The Frog, и всякий раз визуальный ряд становился вполне полноценным дополнением ряда звукового. Плюс увлечение Гэйбриэла философскими проблемами и то неизменное изящество и ненавязчивость, с которыми он отражал их на экране - как, скажем, эпизод с "трясением дерева" (любимая метафора Питера, см. Shaking The Tree) в Steam...
     Короче говоря, все обещало мне долгие часы райского блаженства! Божество медленно повернуло голову и сочло, что область, в которой я ныне подвизаюсь, вполне может стать новой ступенью в его более чем впечатляющем движении к совершенству: Гейбриэл содеял адвенчуру и назвал ее Eve.

Просто Ева
     Итак, Eve. Начало человечества - не того, что из бог знает чего и адамова ребра, а того, из которого мы с вами; в доступной и наглядной форме (чтобы начать игру, например, вам предстоит загнать, простите, самый что ни на есть хвостатый в самую что ни на есть расслабленную яйцеклетку). Рай, тенистый, полный цветов, травы и спокойных вод, быстро превращается в грязную чавкающую пустыню - догадайтесь, почему! Когда преступная парочка скроется из глаз, нам, игрокам, придется приниматься за работу - по крупице, по камушку, по нотке восстанавливать прекрасные угодья, собирая раскиданные в этой коричневой пустоте кусочки Гармонии.
     Чаще всего эти кусочки - "звучащие" элементы экрана. Среди энного количества сходных предметов (камней, газгольдеров, коров) надо найти те, что способны петь и переливаться, и "включить" их - а все остальное, серое, отказывающееся звучать, пусть обратится в прах!
     Когда все "творческие" элементы одного из миров (всего их в игре четыре, каждый основан на одном из произведений Питера - Come Talk To Me, Shaking The Tree, In Your Eyes и Passion - и работах четырех известных художников-концептуалистов) найдены и запущены, грязная пустыня начинает медленно преображаться: сначала травка кое-где пробивается, потом, глядишь, лопухи полезли, потом... Потом, по совершенно неизвестным мне причинам, выясняется, что Рай - это такой английский садик с коваными воротами, беседками, каналом и ухоженной рыжей собакой, надрывающей глотку на его идеальном берегу, а сам мистер Гэйбриэл лично вышагивает по своему садику с маленькой хорошенькой газонокосилкой.
     Бог его знает, может, это и есть английский рай, и другого для них не придумали, или Питер справедливо полагает, что это единственная доступная для нас форма совершенства в процессе преобразования природы. Мне лично куда больше понравился тот Рай, который мы испохабили в самом начале - лесной, прохладный, с густой травой и тинистыми болотцами.
     При достаточном упорстве вы своего добьетесь - создадите новый, звучащий и любящий, рай, а после небольших неприятностей (вроде экологической катастрофы и маленькой ядерной войны) даже вернетесь в сам заветный сад - без газонокосилок и живописных развалин. Только не отпускайте кнопку, пока не отзвучала тема, и не ленитесь выслушивать все, что вам захотят сказать "говорящие головы", которых Гэйбриэл нагнал в свою игру видимо-невидимо.
     В каждом из трех первых миров присутствуют по пять "экспертов", весьма длинно и содержательно распространяющихся о поставленной проблеме (проблема всегда одна - отношения между полами в разных аспектах): психологи, генетики, биолог, священник... Плюс к этому в игре есть люди "с улицы", рассказывающие грустные истории из личной жизни, а художники демонстрируют творческий процесс и улыбаются со значением.
     И попробуй этого всего не слушать и не смотреть! Гэйбриэлу всегда было присуще некоторое менторство, и здесь это более чем ощутимо: пришел играть - слушай все, что я хочу тебе сказать, или убирайся!
     Эта тенденция к агрессивному захвату внимания и нравственному накалу, завораживающая в его музыке, здесь, признаться, немного коробит: во-первых, жанр чуть более демократичный и куда более "интерактивный", чем рок-музыка, а во-вторых, песни Гэйбриэла мне нравятся, а слушать откровения некой Хелен Чедвик о том, что "плоть - это цветок" и как она сделала фонтан из горячего шоколада, меня абсолютно не тянет, хотя панорама из кипящего какао, символизирующая "грязь", весьма впечатляет.
     Особенно этот художественный ригоризм очевиден в первой части игры, в мире под именем "Грязь". Правда, и тема здесь для Гэйбриэла самая болезненная - Come Talk To Me. Мысль о том, что причина нашего взаимного непонимания и проблем в общении с любимыми кроется прежде всего в неспособности открыто и честно выразить свои чувства, проходит через его творчество, что называется, красной нитью.
     Мучительный поиск гармонии в кусках потрескавшейся глины, серых камнях и бьющихся в грязи рыбинах длится вечно, и скудная травка, покрывшая местами кофейную грязь, кажется божественной наградой. Не думаю, правда, что это поможет в выражении чувств - в "чистой" музыке Гэйбриэл куда убедительней, и то не помогает...

Не игра
     Вот, все никак не решаюсь сказать... Нет, мне понравилось играть в Eve, честно! Просто...
     Просто никакая это не игра! Видеоарт, перфоманс - только не игрушка! Выставка, где все можно потрогать, и, если найдешь правильную кнопку, "проект" начнет двигаться и звучать. Самое катастрофичное - как игра это чистое дилетантство, и в техническом, и в игровом плане.
     Только, ради Бога, не надо мне говорить, что это "другое", и я "не в состоянии оценить". Получилось не "другое" - получилось ни то, ни се. Хотя и очень красиво. В меру. Несмотря на обязательный ныне обзор в 360 градусов, графика оставляет впечатление дерганого скроллинга - работая в новой для себя области, художники просто не справились с поставленной задачей, и никто им не помог.
     Исключительно красивые картинки (120 ландшафтов, созданные из 22 тысяч реальных фотографий!) теряют прелесть при первом повороте, и приходится застывать и настраиваться, чтобы оценить новый ракурс, нелогичность задач (все пазлы абсолютно однотипны, предметы взаимодействуют безобразно), необходимость выполнять совершенно ненужные действия (чтобы получить очередной пряник), отчаянный, дебильный пиксель-хантинг на существующем совершенно независимо от нас, законченном, безукоризненном изображении, которое и трогать-то страшно, дурно вписанное видео... Это не игра, это перформанс, нечто для расслабленного постижения - а нас заставляют играть, причем заставляют со всей гэйбриэловской энергией и уверенностью в собственной правоте!
     Раздражает. К концу освоения каждого из миров я неизменно тихо зверела: представьте себе музей, где вас не выпускают из зала, пока вы не найдете по десять совпадений на всех картинах или не пересчитаете все рамы с финтифлюшками! Не тянет?
     С другой стороны, сколько дополнительных развлечений! Играй как следует - и Гэйбриэл даст тебе поиздеваться над своей музыкой. В игре есть несколько специальных "музыкальных машин" - загружаешь всякие дополнительные безобразия (вроде песни "Я за то люблю Ивана" в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского или африканских напевов), смешиваешь все это с музыкой Гэйбриэла в произвольном порядке, заказываешь плюс к "звуковому" "визуальное" отображение... Нет, это надо видеть! И слышать...
     Да и красиво это все, действительно красиво - даже балансирующие на грани порнографии творения Хелен Чедвик или забавные яркие картинки Кусама-сан в "галереях" (есть в каждом мире и такое) откровенно радуют глаз. А ведь "объекты" можно и повертеть, и помучить всячески... Весело, ничего не скажешь! Даже отчасти "интерактивно". Хотя и не игра, конечно.

Медитация
     В общем, главное - не нервничать и не настраиваться на "результат". В сотый раз повторяя постылое действие или мучительно роясь в куче мусора в поисках "звучащей" консервной банки, представляйте себе Фудзияму, в полжизни высотою, и вечность впереди. Кажется, это называется медитацией - а в этой области Гэйбриэл тоже изрядно поднаторел.
     И еще: не отмахивайтесь от того умного, что попытаются вам сказать "говорящие головы". Иногда это важно, почти всегда интересно, и без этих отступлений игра вообще теряет всякий смысл.
     Игра ведь про людей - про нас с вами, про то, как мы сами все портим и не хотим поправить. Про то, что поправить все можно. Пока можно. И поздно открещиваться от Змея-искусителя - лучше научиться пользоваться тем, что он нам всучил.
     И последнее: надо научиться слушать друг друга, и Гэйбриэл предлагает вам пройти суровую школу. Дерзайте!

     Вот такое маленькое компьютерное развлечение по Питеру Гэйбриэлу - вернуть Раю его райское великолепие, ни на йоту не поступившись при этом благоприобретенными в результате грехопадения качествами. Пусть Адам научится не врать Еве, пусть Ева простит Адама за то, что это у него никак не получается, пусть они любят своих детей и не боятся Познания... Тогда мы и построим Рай - прямо за его воротами.

     Рейтинги:
     графика 75%
     звук 80%
     сюжет 90%
     интересность на любителя

     Системные требования:
     486DX2/66, 8 Мб RAM (лучше 16),
     2-скоростной CD-ROM, 10 Мб на HDD, Windows 95


Peter Gabriel: Eve Peter Gabriel: Eve Peter Gabriel: Eve
Peter Gabriel: Eve Peter Gabriel: Eve Peter Gabriel: Eve

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
        

     Нравится?
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ...