Тайна фараоновой гробницы
Спасибо дорогой фирме Cryo за нашу счастливую старость! В черную годину, когда все пинают ногами любимый жанр, она не дает закрыться нашему разделу и минимум раз в полгода посылает нам игрушку, чтобы мы, сирые и убогие, заработали себе на хлеб с маслом. Уже за одно это фирму Cryo надо любить и уважать, а если учесть, что она единственная продолжает славное дело исторических симуляторов, выпустив уже вторую игру этого жанра - Egypt 1156 B.C., то ее надо любить еще жарче и крепче!..
Надо-то оно, конечно, надо, только уж очень сложное это дело - любить продукцию фирмы Cryo! Все, вроде бы, на месте в ее творениях: великолепная графика, сюжет, герои... а в целом игра не получается. То есть, получается игрушка как игрушка, а не Игра, какой она должна быть при таких роскошных технических и художественных возможностях.
В прошлом году Cryo нашла, наконец, компромисс - начала делать не просто игры, а так называемый еdutainment, в котором сливаются элементы игры и обучающего материала. Выглядит это, кстати, не так устрашающе, как звучит. "Версаль" - классический представитель этого жанра. Сценарий слабоват, как всегда, зато интерес к игре поддерживается великолепными реконструкциями дворца, костюмов и быта эпохи. Плюс море справочной информации - отрада родителя: вроде бы, дитя не в игрушку играет, а историю Франции долбит.
Настал 1998 год, объявленный ЮНЕСКО годом Египта, к его началу открыли долго реставрировавшееся крыло Лувра с египетскими коллекциями. А фирма Cryo тут же предложила нам игрушку на древнеегипетские темы - с сильным образовательным уклоном, разумеется и в тесном сотрудничестве с этим самым Лувром.
О, несправедливая судьба! Нашего доблестного родителя, отдавшего лучшие годы жизни престолу, служа ему в почетной должности придворного писца, обвиняют в святотатстве - пособничестве в грабеже могилы фараона! Наказание будет ужасным: папашу казнят, а фамильную усыпальницу сотрут с лица земли - если только мы в три дня не докажем самому Рамсесу Третьему, что родитель наш тут совсем ни при чем.
Долго предаваться унынию нам не с руки, надо двигать в Долину царей, где под пирамидами, склепами или просто под песочком покоятся мумии наших и фараоновых предков. Начнем мы, естественно, с места преступления - гробницы фараона. Даже маленький ребенок знает, как опасно лазить в кромешной тьме по гробницам! Одна незамеченная ловушка, и наш герой - уже не герой, а покойник. Однако, если вам доведется дожить до утра, вы узнаете о жизни древнего Египта много нового и интересного.
Разговоры с персонажами, которых в игре около 30 (почти все они работают в местном предприятии "Ритуал"), носят по большей части образовательный характер.
Задачи, как обычно, направлены на то, чтобы заставить игрока обойти все закоулки помещения, в которое он попал, и абсолютно не зависят от сути происходящего Удивительно, насколько сценарист не задумывался над тем, чтобы хотя бы не разрушить ту атмосферу реальной жизни, которой дышит графика игры.
Характерный пример: нам надо миновать ловушку-колодец. Нам быстро удается найти прислоненную к стене доску, по которой мы перебираемся на другую сторону колодца, и встречаем там людей! Интересно, как они сюда попали, если дорога - одна?! Как переправились через ловушку? Почему доска осталась с другой стороны колодца? Увы! Эти вопросы, похоже, никому из сценаристов/разработчиков в голову не приходили!
Да, с живыми людьми у Cryo явно большие проблемы - тем более что жанр обязывает быть точным, а о том, как жили и развлекались древние египтяне, мы знаем не так уж много, да и то из мрачноватых фресок тех же самых гробниц.
Зато умирали они с размахом, которому теперь можно только позавидовать! Готовиться к этому - самому важному - моменту в своей земной жизни они начинали задолго до появления первых признаков дряхлости или смертельной болезни.
Гробница, которую строили иногда десятилетиями, была (в зависимости от доходов) для кого кубышкой, а для кого швейцарским банком - только вклады и проценты по ним выдавались лишь в загробном мире. Получили ли по своим счетам древние египтяне все, что причиталось, мы не знаем, но зато теперь, благодаря их предрассудкам и усилиям фирмы Cryo, мы имеем возможность бродить по практически не тронутым временем и людьми внутренностям их гробниц и заупокойных храмов, восстановленных художниками компании с удивительной старательностью.
Зато перемещения отсутствуют совсем! Когда вы движетесь, одна картинка просто сменяется другой - и, знаете, в данном случае это очень правильный подход!
Когда Cryo пела о невиданной свободе своей новой трехмерной технологии, я бесилась из-за того, что вечные фиксированные перемещения протаскивали игрока мимо всяких интересных вещей, а изменения в четкости картинки плохо действовали на глаза. Теперь придраться не к чему! Мир статичен, и свобода в нем не предусмотрена как таковая. Зато он ясен, четок и подкупающе реален.
Мы снова увидим фирменное Cryo'вское ослепительно голубое небо, игру солнечного света и тени, отблески пламени светильников на теряющихся во мраке стенах - все то, за что Cryo можно было бы уважать, даже если бы она делала из такого материала не игры, а слайд-шоу.
Основные персонажи в игре блещут всеми последними достижениями трехмерного моделирования лиц и синхронного движения губ. Выглядят и говорят - ну как живые, жаль только, глазами не моргают.
Зато "египетские" мультики - неинтерактивные вставки - по большей части смотрятся совсем убого. Такое ощущение, что одни художники работали над реконструкцией древнеегипетского мира, а другие потом в спешке лепили дополнительные, нужные для сюжета игры анимашки. Ни цвета, ни света, ни формы, ни нормального движения в этих низкобюджетных поделках - как будто Cryo не имеет к их созданию никакого отношения!
В целом проект, пожалуй, удался. Любители "евроадвенчур" получили игру в "ненавязчивом" стиле Cryo, другие (унылые особи вроде меня) - приятную прогулку по египетским древностям, и при этом и игрокам, и визитерам досталась в виде бонуса изрядная иллюстрированная энциклопедия по древнеегипетской истории.
Теперь о самом приятном. Стараниями фирмы "Амбер" Еgypt 1156 B.C в самом скором времени превратится в наш "Египет в 1156 г. до н.э." и будет доступен самым широким слоям отечественных любителей древней компьютерной истории.
Резюме:
Еgypt 1156 B.C от Cryo потрясает красотой и историчностью - особенно, если переключиться с режима игры на режим экскурсии.
Рейтинги:
графика 85%
звук 80%
сюжет 60%
интересность 80%
Системные требования:
Pentium 133, 16 Мб RAM,
4-скоростной CD-ROM,
SVGA, Windows 95/DOS