22.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Crowns and Pawns (.PC)
Tag of Joy / Headup Games / Tag of Joy, 2022
Warlocs / Headup Games, 2022

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive)
gog (archive)
steam (archive) саундтрек
steam (archive) игра и саундтрек

Автор рецензии: Chapaevec.

Литовский "Broken Sword" для зумеров

"Broken Sword" – замечательнейшая игра, чьё величие с годами становится только ярче! Комедийно-приключенческая версия "Индианы Джонса" с разнополым дуэтом, который скачет по всем странам мира в поиске мистических артефактов, в 1990-е стала образцом для жанра. С тех пор вышла огромная куча её подражателей и даже откровенных эпигонов, от мала до велика. Даже исписавшиеся авторы "Runaway" не постеснялись в своё время скопировать её шаблон в свою "Yesterday"! Ну а нам-то что с того – больше таких приключений в разных странах мира! И вот очередной подражатель заехал аж в Литву. Об этом нам расскажет игра с пафоснейшим названием дешёвых сборников головоломок "Короны и пешки. Королевство обмана"! Как раз на днях после четырёх лет разработки она вышла в Стиме. Разве это не замечательно? Прибалтийский край наверняка может похвастаться своими загадками не хуже других.

И вообще, поводов ознакомиться с игрой порядком. Например, уверяют, что к ней приложил руку аж сам арт-директор "Broken Sword"! Которой части? Ну... 2.5D. Из Германии. Да, той, фанатской. С рисованными фонами, ужасным 3D в прологе, любительской озвучкой и потерявшимся в середине сюжетом. Ну и как арт-директор... Литовец Шарунас Ледас, который тогда был студентом-художником. Зато промо-картинки тут выглядят красивыми и приятными, обещают квест в лучших традициях, ну и, наконец, игра имеет и русский перевод, что нынче бывает нечасто. Да и вообще, литовцы нам всё же люди не чужие – соседи всё-таки, а недавно так даже и соотечественники. Короче, беру билет в Вильнюс! – решил я и отправился играть.

Как это водится, игра в очередной раз малобюджетна, и это отлично видно. Уже первые локации Чикаго – аж целых две! – отрисованы симпатично, но дёшево. В дальнейшем повсеместно локации сделаны на половину из компьютерных фонов и наполовину из ручных акварелей, нередко с грубоватыми деталями. Массовки, как водится, очень мало и нарисована она ещё более примитивно. Но, в целом, если не придираться, смотрится симпатично, этакая стилизация под мультяшность. Жаль только, игра очень ограниченная – опять около 20-22 локаций, хотя я думал, с такими технологиями можно нарисовать и больше.

Зато здесь в кои-то веки вполне симпатичное 3D с подделкой под мультяшность – тоже недорогое, но мультяшное. И хотя персонажи передают вместе предметов воздух в ладонях, детализация здесь неплохая – и мимика есть, и множество движений персонажей, и вообще прикопаться не к чему, сделано вполне нормально для нашего нищего жанра. На локациях также часто встречается короткая, но приятная музыка, что неудивительно – композитор игры Даниэль Фарос писал к проектам "A New Beginning", "Memoria" и "Blackguards". Все герои отлично озвучены по меркам серьёзных проектов. Трехмерность тут умеют и обыгрывать. Например, как и обещали в пресс-релизах, здесь можно менять внешний вид героини, в котором она будет проходить через игру. Более того, это потребуется для решения загадок. Да, серьёзно! Аж целых два раза, реклама не лгала.

Вообще, кроме переодевания персонажа а-ля "Sims", здесь много других таких деталей современности для поколения зумеров, и видно, что ориентировано это явно на них. Начинается наше приключение чуть ли не сразу с телефонного разговора в приложении, шутки про "Хипстаграмм" и онлайн-игры есть, постоянно нужно вести общение в мессенджерах, не имеющее особого смысла, огромное количество диалогов на выбор, которые не играют никакой роли. И герои у нас под стать: симпатичная светловолосая девушка-живчик Мильда Ковас из Чикаго, которая по происхождению литовка. В Вильнюсе у неё неожиданно скончался дедушка, который оставил в наследство дом. Теперь надо отправиться туда. Помогать Мильде будут её типичные друзья-зумеры: начинающая художница-негритянка Дана и очкастый ботан в клетчатых штанах Йорис, который выступает чисто на подхвате и иногда неумело намекает девушке, что любит не только книги. Сплошной позитив, коучинг и релакс. Короче, странно, что персонажам не дают лайки при просмотрах ставить – а что, могли и это добавить!

В остальном, это типичное малобюджетное приключение в духе "Broken Sword", которая сама многое взяла у "Индианы Джонса". После малоинтересной возни в Чикаго мы погружаемся в жизнь Вильнюса. Здесь нас с головой накрывает ожидаемый литовский колорит. Радует, что немногочисленные локации города (что-то около 11 штук) срисованы со вполне реальных. Сюжет завязан на узнаваемые церкви, нам дадут пройти в Вильнюсский университет в древнем средневековом здании, и даже дом Йориса абсолютно реален.

В чём сюжет? Да, вестимо, в поиске исторических реликвий Великого княжества Литовского, за которыми устремился ещё папаша Мильды, куда-то загадочно пропавший. Что, вы думаете, в Литве не может быть мистических загадок? Напраслину говорит! Гордое княжество Литовское славно историческими артефактами не хуже джунглей Амазонки и дебрей Африки из "Индианы"! Даже не сомневайтесь, вам между делом даже покажут шуточный список исторических артефактов в местном архиве, начиная с носков Льва Сапеги. Эта часть тут вообще проработана очень хорошо – исторические объяснения для наивной Мильды даются очень часто и разжёвываются во все подробностях, иногда даже с иллюстрациями.

Разумеется, всё это связано со средневековым прошлым Великого княжества Литовского и самой известной исторической фигурой Литвы – Витовтом Великим. Это спойлер, но борьба будет идти за его легендарную корону, которая загадочно пропала в XV веке – в Литве этот сюжет хрестоматиен и известен всем. Разумеется, в лучших традициях "Индианы" артефакт не прост и имеет чуть ли не мистическое происхождение, из-за чего охота за ним идёт даже спустя века. В сюжет также щедро добавлены многочисленнейшие отсылки к литовской истории и национальной культуре. Тут замешаны орден иезуитов, древние языческие капища и литовские канцлеры Средневековья; поиск идёт в известнейших церквях Вильнюса – Церкви Святого Духа и Костёле Святой Екатерины; постоянно упоминаются польско-литовские деятели, включая знаменитого архитектора Иоганна Кристофа Глаубица, перестроившего в XVIII веке половину Вильнюса после грандиозного пожара; вам расскажут о Вильнюсской синагоге под уплетание еврейских бейглов; и уж совсем для полной радости познакомят с намёками на зловещий план КГБ по исследованию паранормальных артефактов с жутким названием "KOSTSHEI". Да-да, несчастный "Кощей" тоже использовался советской властью!

В лучших традициях плохих боевиков именно бывшие кгбшники, которые никак не хотят успокоиться, и есть злодеи, которые пытаются нас опередить. Ничего интересного в них нет, они совершенно картонные, стандартные, и ведут себя точь-в-точь как в таких сюжетах: угрожают, пытаются захватить в плен и вечно путаются под ногами. Если бы они не были из КГБ, ничего бы не изменилось. Видимо, это не более чем очередная отсылка к национальному колориту, без которого приключенческий сюжет жить не может. Подтверждение видно в том, что в игре несколько раз в диалогах поминается приснопамятная "советская оккупация Литвы", которой нынешнему поколению страны все ужи прожужжали. Дадут даже позвонить в Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (вы будете смеяться, но это реальная организация), где звенящий гражданским пафосом голос даст удивлённой Мильде справку о преступлениях КГБ именно в таком духе, который и ждёшь от данного учреждения.

Но в самой игре следы оккупации, слава всем богам Литвы, давным-давно стёрты. Вильнюс в игре с хитрым прищуром изображает из себя обычное европейское государство с древней историей, из-за чего локации срисованы со старых видов города пополам с мультяшной современностью. Никаких советских панелек, старых заводов и автомобилей и прочих следов советской оккупации вы, в итоге, не увидите. Разве что в стареньком полудеревенском доме дедушки на окраине столицы что-то такое можно найти. Но и там на заднем плане видны гордо раскинувшиеся небоскрёбы Вильнюса. Ситуация, кстати, абсолютно реалистичная – только в реальности небоскребов в столице меньше... раза в три. Ах да, таких следов советской оккупации, как русскоязычное население Литвы, вам тоже не покажут – только евреев. Это даром, что в реальности в Вильнюсе русских и говорящих по-русски полно, и туда зарубежные киношники поэтому регулярно летают за дешёвыми локациями и массовкой.

Я бы ещё с интересом походил по столице Литвы, но приключенческий сюжет требовал перемещений по разным странам мира. К сожалению, денег у авторов хватило лишь на 7 локаций, из которых 4 было в итальянской Сиене, а ещё три в Минске. Итальянский сегмент может похвастаться отсылками на знаменитые сиенские скачки, которые проводятся там регулярно, коротким, но приятным экшном на скутерах, а главное – мерзкой козой, которая явно является отсылкой к "Broken Sword", но является наименьшей проблемой. Таких отсылок в игре хватает – вам тут пошутят на эту тему не раз, даже мамонтёнок из "Syberia" мелькнёт.

Поэтому гораздо интереснее белорусский сегмент! Уже на заполнении анкеты для визы вас пробьёт на "ха-ха" от вопросов "Сколько картофелин вы планируете взять с собой". Далее, несмотря на небольшой хронометраж, литовцы не подкачали и вставили щедрую ложку белорусской клюквы, выращенной со знанием дела! К сожалению, хотя турагент обещал мне грандиозные красоты Минска типа площади Победы, Национального художественного музея и колеса обозрения в парке Горького – как водится, агентство надуло. На самом деле, даже на концерт "Лепреконсов" не сводили... Весь Минск ужали до едва показанной арены стадиона, где мы зажигаем с литовскими фанатами – конечно же! – хоккея! Здесь же в кабинете с огромным белорусским флагом (!) обретается некий Влад – который ходит в деловом костюме, говорит с тяжёлым русским акцентом "Добре!", курит сигары и пьёт что-то похожее на водку, а также по одному звонку некому "Михалу" лично меняет игроков на арене. Видать, это какой-то белорусский олигарх, пришедший на замену русским олигархам из боевиков. Непонятно, правда, на чём он разбогател, если в Беларуси нет нефти. А, хотя я догадываюсь – на добыче других полезных ископаемых в виде картошки.

В принципе, всё это весело, тем более, что игра вполне толерантная: Влад вполне приличный человек, за историческое наследие фанаты не спорят, и игроку позволено выбрать, кому дать в матче победу – литовцам или белорусам. К сожалению, всего этого довольно мало, и с оригинальным "Broken Sword", конечно, не сравнить.

По части геймплея игрушка тоже вполне сносная. Штампованностью не отдаёт, хотя оригинальных загадок не много. В основном тут достаточно привычные для жанра манипуляции, такие как использование металлоискателя, изменение подручными средствами одежды, магнит на верёвочках, приманка кошки, подбор диалогов и слов в шифре, повторение звуков на слух и т.д. Некоторые из загадок достаточно любопытно обыграны, некоторые представлены в своём стереотипнейшем виде. Как водится, действие прерывается на простенькие головоломки, которые малоинтересны, но хотя бы не затёрты. При этом загадки на использование предметов далеко не многочисленны – частенько об инвентаре можно и не вспоминать особо. Чего уж там, основной инвентарь формируется уже на третий час игры и больше почти не меняется – вы так с ним и проходите до конца! Пиксельхантинг легко преодолевается благодаря подсветке активных зон и вообще достаточно скупо прорисованным деталям. Необычных способов использования предметов тоже немного, действие максимально приземлённое и первое время даже реалистичное. Иногда мешает то, что предмет не дают взять сразу, а он потом становится нужен... А так, в целом, всё сравнительно линейно, относительная свобода только в Вильнюсе.

Но это не значит, что игра такая уж лёгкая. Наоборот, в противоположность многим современным квестам, она, неожиданно, не так уж легка. Вот только достигается сложность прохождения не самыми приятными приёмами. Вам будут давать очень мало подсказок, в основном, только общие указания. Придётся максимально задействовать голову самим – перебор предметов помогает очень плохо. Ещё, например, тут есть требования к использованию заметок в телефоне, что бывает подчас весьма нудно. Нередко в лучших традициях квестов требуются далеко не очевидные решения, которые просматриваются чисто интуитивно – при том, что задачи далеко не только на предметы.

А самое главное – чем дальше, тем больше действие тормозит, потому что нас постоянно принуждают к перебору действий. Одну и ту же манипуляцию часто вынуждают делать много раз подряд, потому что с первого раза она практически никогда не срабатывает, и приходится самим додумываться, что ещё надо изменить или использовать, чтобы продвинуться дальше. Особенно много этого становится во второй половине, когда сюжет становится окончательно линейным и действие упорно буксует. И так как подсказок не хватает, это нередко напрягает. Например, загадку в костёле Святой Екатерины с кручением-верчением статуй вообще удалось пройти только утомительным перебором. Своей цели затянуть игру авторы достигли: если сквозное прохождение занимает часа три, то на практике в первый раз проходится игра дня за два.

В принципе, это не смертельно, поскольку какой-никакой интерес всё-таки держится. Но потом резко наступает финал, в котором нет ничего примечательного для эпигона "Broken Sword". Лабиринт, подземелье, неинтерактивная схватка со злодеем, явно срисованная с "Последнего крестового похода"... И после небольшого диалога – титры. А ведь чувство было такое, что мы едва достигли середины действия...

По всей видимости, авторам просто опять не хватило денег для нормальной концовки, и потому финал был кое-как пришит белыми нитками. Самое обидное, что концы с концами так толком и не свели, и у нас осталась куча невыстреливших ружей. Совершенно нераскрытой оказалась мать Мильды, которая осталась голосом в телефоне; мы так и не узнали итог творческих планов Дианы; нам отказались объяснять, магический у нас артефакт или нет; а самое главное, так и осталось загадкой, что вообще случилось с отцом нашей героини! Всё это откровенно нелепо и неприятно. Что, сложно было придумать пару диалогов и фонов? На худой конец, опять вставили бы диалог в телефон, зумерам бы прокатило.

Правда, в целом, игра оставляет скорее впечатление положительное. Всё-таки достоинства у неё есть. Национальный колорит отработали по полной. Техническая часть, несмотря на очень скудный бюджет, смотрится вполне симпатично, и никаких багов или недоработок нет. Кое-какие шуточки и традиционный сюжет – работают. Жаль только, контент маловат, а финал слабоват. Для суровых нордических квестоманов это только один из многих твёрдых приятных середняков, который явно не стоит 435 рублей в Стиме. А вот зумерам, слишком избалованным казуальностью, вполне может и зайти – особенно, когда появятся текстовые прохождения. А также игра, безусловно, понравится патриотам Литвы и вообще фанатам Прибалтики – всячески рекомендую!


Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns Crowns and Pawns

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя