Литовский "Broken Sword" для зумеров
"Broken Sword" – замечательнейшая игра, чьё величие с годами становится только ярче! Комедийно-приключенческая версия "Индианы Джонса" с разнополым дуэтом, который скачет по всем странам мира в поиске мистических артефактов, в 1990-е стала образцом для жанра. С тех пор вышла огромная куча её подражателей и даже откровенных эпигонов, от мала до велика. Даже исписавшиеся авторы "Runaway" не постеснялись в своё время скопировать её шаблон в свою "Yesterday"! Ну а нам-то что с того – больше таких приключений в разных странах мира! И вот очередной подражатель заехал аж в Литву. Об этом нам расскажет игра с пафоснейшим названием дешёвых сборников головоломок "Короны и пешки. Королевство обмана"! Как раз на днях после четырёх лет разработки она вышла в Стиме. Разве это не замечательно? Прибалтийский край наверняка может похвастаться своими загадками не хуже других.
И вообще, поводов ознакомиться с игрой порядком. Например, уверяют, что к ней приложил руку аж сам арт-директор "Broken Sword"! Которой части? Ну... 2.5D. Из Германии. Да, той, фанатской. С рисованными фонами, ужасным 3D в прологе, любительской озвучкой и потерявшимся в середине сюжетом. Ну и как арт-директор... Литовец Шарунас Ледас, который тогда был студентом-художником. Зато промо-картинки тут выглядят красивыми и приятными, обещают квест в лучших традициях, ну и, наконец, игра имеет и русский перевод, что нынче бывает нечасто. Да и вообще, литовцы нам всё же люди не чужие – соседи всё-таки, а недавно так даже и соотечественники. Короче, беру билет в Вильнюс! – решил я и отправился играть.
Как это водится, игра в очередной раз малобюджетна, и это отлично видно. Уже первые локации Чикаго – аж целых две! – отрисованы симпатично, но дёшево. В дальнейшем повсеместно локации сделаны на половину из компьютерных фонов и наполовину из ручных акварелей, нередко с грубоватыми деталями. Массовки, как водится, очень мало и нарисована она ещё более примитивно. Но, в целом, если не придираться, смотрится симпатично, этакая стилизация под мультяшность. Жаль только, игра очень ограниченная – опять около 20-22 локаций, хотя я думал, с такими технологиями можно нарисовать и больше.
Зато здесь в кои-то веки вполне симпатичное 3D с подделкой под мультяшность – тоже недорогое, но мультяшное. И хотя персонажи передают вместе предметов воздух в ладонях, детализация здесь неплохая – и мимика есть, и множество движений персонажей, и вообще прикопаться не к чему, сделано вполне нормально для нашего нищего жанра. На локациях также часто встречается короткая, но приятная музыка, что неудивительно – композитор игры Даниэль Фарос писал к проектам "A New Beginning", "Memoria" и "Blackguards". Все герои отлично озвучены по меркам серьёзных проектов. Трехмерность тут умеют и обыгрывать. Например, как и обещали в пресс-релизах, здесь можно менять внешний вид героини, в котором она будет проходить через игру. Более того, это потребуется для решения загадок. Да, серьёзно! Аж целых два раза, реклама не лгала.
Вообще, кроме переодевания персонажа а-ля "Sims", здесь много других таких деталей современности для поколения зумеров, и видно, что ориентировано это явно на них. Начинается наше приключение чуть ли не сразу с телефонного разговора в приложении, шутки про "Хипстаграмм" и онлайн-игры есть, постоянно нужно вести общение в мессенджерах, не имеющее особого смысла, огромное количество диалогов на выбор, которые не играют никакой роли. И герои у нас под стать: симпатичная светловолосая девушка-живчик Мильда Ковас из Чикаго, которая по происхождению литовка. В Вильнюсе у неё неожиданно скончался дедушка, который оставил в наследство дом. Теперь надо отправиться туда. Помогать Мильде будут её типичные друзья-зумеры: начинающая художница-негритянка Дана и очкастый ботан в клетчатых штанах Йорис, который выступает чисто на подхвате и иногда неумело намекает девушке, что любит не только книги. Сплошной позитив, коучинг и релакс. Короче, странно, что персонажам не дают лайки при просмотрах ставить – а что, могли и это добавить!
В остальном, это типичное малобюджетное приключение в духе "Broken Sword", которая сама многое взяла у "Индианы Джонса". После малоинтересной возни в Чикаго мы погружаемся в жизнь Вильнюса. Здесь нас с головой накрывает ожидаемый литовский колорит. Радует, что немногочисленные локации города (что-то около 11 штук) срисованы со вполне реальных. Сюжет завязан на узнаваемые церкви, нам дадут пройти в Вильнюсский университет в древнем средневековом здании, и даже дом Йориса абсолютно реален.
В чём сюжет? Да, вестимо, в поиске исторических реликвий Великого княжества Литовского, за которыми устремился ещё папаша Мильды, куда-то загадочно пропавший. Что, вы думаете, в Литве не может быть мистических загадок? Напраслину говорит! Гордое княжество Литовское славно историческими артефактами не хуже джунглей Амазонки и дебрей Африки из "Индианы"! Даже не сомневайтесь, вам между делом даже покажут шуточный список исторических артефактов в местном архиве, начиная с носков Льва Сапеги. Эта часть тут вообще проработана очень хорошо – исторические объяснения для наивной Мильды даются очень часто и разжёвываются во все подробностях, иногда даже с иллюстрациями.
Разумеется, всё это связано со средневековым прошлым Великого княжества Литовского и самой известной исторической фигурой Литвы – Витовтом Великим. Это спойлер, но борьба будет идти за его легендарную корону, которая загадочно пропала в XV веке – в Литве этот сюжет хрестоматиен и известен всем. Разумеется, в лучших традициях "Индианы" артефакт не прост и имеет чуть ли не мистическое происхождение, из-за чего охота за ним идёт даже спустя века. В сюжет также щедро добавлены многочисленнейшие отсылки к литовской истории и национальной культуре. Тут замешаны орден иезуитов, древние языческие капища и литовские канцлеры Средневековья; поиск идёт в известнейших церквях Вильнюса – Церкви Святого Духа и Костёле Святой Екатерины; постоянно упоминаются польско-литовские деятели, включая знаменитого архитектора Иоганна Кристофа Глаубица, перестроившего в XVIII веке половину Вильнюса после грандиозного пожара; вам расскажут о Вильнюсской синагоге под уплетание еврейских бейглов; и уж совсем для полной радости познакомят с намёками на зловещий план КГБ по исследованию паранормальных артефактов с жутким названием "KOSTSHEI". Да-да, несчастный "Кощей" тоже использовался советской властью!
В лучших традициях плохих боевиков именно бывшие кгбшники, которые никак не хотят успокоиться, и есть злодеи, которые пытаются нас опередить. Ничего интересного в них нет, они совершенно картонные, стандартные, и ведут себя точь-в-точь как в таких сюжетах: угрожают, пытаются захватить в плен и вечно путаются под ногами. Если бы они не были из КГБ, ничего бы не изменилось. Видимо, это не более чем очередная отсылка к национальному колориту, без которого приключенческий сюжет жить не может. Подтверждение видно в том, что в игре несколько раз в диалогах поминается приснопамятная "советская оккупация Литвы", которой нынешнему поколению страны все ужи прожужжали. Дадут даже позвонить в Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (вы будете смеяться, но это реальная организация), где звенящий гражданским пафосом голос даст удивлённой Мильде справку о преступлениях КГБ именно в таком духе, который и ждёшь от данного учреждения.
Но в самой игре следы оккупации, слава всем богам Литвы, давным-давно стёрты. Вильнюс в игре с хитрым прищуром изображает из себя обычное европейское государство с древней историей, из-за чего локации срисованы со старых видов города пополам с мультяшной современностью. Никаких советских панелек, старых заводов и автомобилей и прочих следов советской оккупации вы, в итоге, не увидите. Разве что в стареньком полудеревенском доме дедушки на окраине столицы что-то такое можно найти. Но и там на заднем плане видны гордо раскинувшиеся небоскрёбы Вильнюса. Ситуация, кстати, абсолютно реалистичная – только в реальности небоскребов в столице меньше... раза в три. Ах да, таких следов советской оккупации, как русскоязычное население Литвы, вам тоже не покажут – только евреев. Это даром, что в реальности в Вильнюсе русских и говорящих по-русски полно, и туда зарубежные киношники поэтому регулярно летают за дешёвыми локациями и массовкой.
Я бы ещё с интересом походил по столице Литвы, но приключенческий сюжет требовал перемещений по разным странам мира. К сожалению, денег у авторов хватило лишь на 7 локаций, из которых 4 было в итальянской Сиене, а ещё три в Минске. Итальянский сегмент может похвастаться отсылками на знаменитые сиенские скачки, которые проводятся там регулярно, коротким, но приятным экшном на скутерах, а главное – мерзкой козой, которая явно является отсылкой к "Broken Sword", но является наименьшей проблемой. Таких отсылок в игре хватает – вам тут пошутят на эту тему не раз, даже мамонтёнок из "Syberia" мелькнёт.
Поэтому гораздо интереснее белорусский сегмент! Уже на заполнении анкеты для визы вас пробьёт на "ха-ха" от вопросов "Сколько картофелин вы планируете взять с собой". Далее, несмотря на небольшой хронометраж, литовцы не подкачали и вставили щедрую ложку белорусской клюквы, выращенной со знанием дела! К сожалению, хотя турагент обещал мне грандиозные красоты Минска типа площади Победы, Национального художественного музея и колеса обозрения в парке Горького – как водится, агентство надуло. На самом деле, даже на концерт "Лепреконсов" не сводили... Весь Минск ужали до едва показанной арены стадиона, где мы зажигаем с литовскими фанатами – конечно же! – хоккея! Здесь же в кабинете с огромным белорусским флагом (!) обретается некий Влад – который ходит в деловом костюме, говорит с тяжёлым русским акцентом "Добре!", курит сигары и пьёт что-то похожее на водку, а также по одному звонку некому "Михалу" лично меняет игроков на арене. Видать, это какой-то белорусский олигарх, пришедший на замену русским олигархам из боевиков. Непонятно, правда, на чём он разбогател, если в Беларуси нет нефти. А, хотя я догадываюсь – на добыче других полезных ископаемых в виде картошки.
В принципе, всё это весело, тем более, что игра вполне толерантная: Влад вполне приличный человек, за историческое наследие фанаты не спорят, и игроку позволено выбрать, кому дать в матче победу – литовцам или белорусам. К сожалению, всего этого довольно мало, и с оригинальным "Broken Sword", конечно, не сравнить.
По части геймплея игрушка тоже вполне сносная. Штампованностью не отдаёт, хотя оригинальных загадок не много. В основном тут достаточно привычные для жанра манипуляции, такие как использование металлоискателя, изменение подручными средствами одежды, магнит на верёвочках, приманка кошки, подбор диалогов и слов в шифре, повторение звуков на слух и т.д. Некоторые из загадок достаточно любопытно обыграны, некоторые представлены в своём стереотипнейшем виде. Как водится, действие прерывается на простенькие головоломки, которые малоинтересны, но хотя бы не затёрты. При этом загадки на использование предметов далеко не многочисленны – частенько об инвентаре можно и не вспоминать особо. Чего уж там, основной инвентарь формируется уже на третий час игры и больше почти не меняется – вы так с ним и проходите до конца! Пиксельхантинг легко преодолевается благодаря подсветке активных зон и вообще достаточно скупо прорисованным деталям. Необычных способов использования предметов тоже немного, действие максимально приземлённое и первое время даже реалистичное. Иногда мешает то, что предмет не дают взять сразу, а он потом становится нужен... А так, в целом, всё сравнительно линейно, относительная свобода только в Вильнюсе.
Но это не значит, что игра такая уж лёгкая. Наоборот, в противоположность многим современным квестам, она, неожиданно, не так уж легка. Вот только достигается сложность прохождения не самыми приятными приёмами. Вам будут давать очень мало подсказок, в основном, только общие указания. Придётся максимально задействовать голову самим – перебор предметов помогает очень плохо. Ещё, например, тут есть требования к использованию заметок в телефоне, что бывает подчас весьма нудно. Нередко в лучших традициях квестов требуются далеко не очевидные решения, которые просматриваются чисто интуитивно – при том, что задачи далеко не только на предметы.
А самое главное – чем дальше, тем больше действие тормозит, потому что нас постоянно принуждают к перебору действий. Одну и ту же манипуляцию часто вынуждают делать много раз подряд, потому что с первого раза она практически никогда не срабатывает, и приходится самим додумываться, что ещё надо изменить или использовать, чтобы продвинуться дальше. Особенно много этого становится во второй половине, когда сюжет становится окончательно линейным и действие упорно буксует. И так как подсказок не хватает, это нередко напрягает. Например, загадку в костёле Святой Екатерины с кручением-верчением статуй вообще удалось пройти только утомительным перебором. Своей цели затянуть игру авторы достигли: если сквозное прохождение занимает часа три, то на практике в первый раз проходится игра дня за два.
В принципе, это не смертельно, поскольку какой-никакой интерес всё-таки держится. Но потом резко наступает финал, в котором нет ничего примечательного для эпигона "Broken Sword". Лабиринт, подземелье, неинтерактивная схватка со злодеем, явно срисованная с "Последнего крестового похода"... И после небольшого диалога – титры. А ведь чувство было такое, что мы едва достигли середины действия...
По всей видимости, авторам просто опять не хватило денег для нормальной концовки, и потому финал был кое-как пришит белыми нитками. Самое обидное, что концы с концами так толком и не свели, и у нас осталась куча невыстреливших ружей. Совершенно нераскрытой оказалась мать Мильды, которая осталась голосом в телефоне; мы так и не узнали итог творческих планов Дианы; нам отказались объяснять, магический у нас артефакт или нет; а самое главное, так и осталось загадкой, что вообще случилось с отцом нашей героини! Всё это откровенно нелепо и неприятно. Что, сложно было придумать пару диалогов и фонов? На худой конец, опять вставили бы диалог в телефон, зумерам бы прокатило.
Правда, в целом, игра оставляет скорее впечатление положительное. Всё-таки достоинства у неё есть. Национальный колорит отработали по полной. Техническая часть, несмотря на очень скудный бюджет, смотрится вполне симпатично, и никаких багов или недоработок нет. Кое-какие шуточки и традиционный сюжет – работают. Жаль только, контент маловат, а финал слабоват. Для суровых нордических квестоманов это только один из многих твёрдых приятных середняков, который явно не стоит 435 рублей в Стиме. А вот зумерам, слишком избалованным казуальностью, вполне может и зайти – особенно, когда появятся текстовые прохождения. А также игра, безусловно, понравится патриотам Литвы и вообще фанатам Прибалтики – всячески рекомендую!