23.09   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Bunker, The / The Bunker (.PC)
Splendy Interactive / Wales Interactive / Green Man Gaming Publishing, 2016

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

"The Bunker" – сравнительно недавняя игра, которая пытается решить вопрос о связи кино и игр, для чего обращается к старому и давнему жанру Full Motion Video – играм на основе реальной съёмки. В 90-е FMV было очень популярно, что было понятно: мощности компьютеров не позволяли ещё делать добротную 3D-анимацию, поэтому если компании рисовали трёхмерных персонажей, выглядели они, как правило, страшновато даже по тем временам. FMV же было не только правдоподобнее, но и дешевле, при этом окружение, как правило, делали обычно в 3D. Так как вкусы тогда были невзыскательны, а бюджеты невысоки, играли роли в таких играх обычно ужасные актёры (если вообще актёры, а не сами программисты), хотя изредка для привлечения внимания создатели могли пригласить и звёзд кино и телевидения. FMV, в итоге, можно было повстречать повсюду: в шутерах, в файтингах, в квестах – далее везде. Но к концу 90-х компьютеры освоили 3D, и эпоха FMV ушла в прошлое. Всё же подобные игры продолжили появляться, но лишь изредка, в основном их создавали независимые инди-разработчики, которые, опять же, экономили на компьютерной рисовке. Такие игры, практически, вообще не содержат компьютерной анимации. Примером можно назвать целую серию фотоквестов шведского энтузиаста Микаэля Нюквиста о девушке-детективе Кэрол Рид.

И вот "The Bunker" неожиданно обращается к этой традиции, но уже на основе серьёзного бюджета и сюжета. Эта игра от студий Wales Interactive и Splendy Interactive, созданная целиком из видеоматериала при минимуме компьютерной графики. Она вышла на PlayStation 4, PC и Mac 20 сентября 2016 года, а вскоре и на Xbox One. Ставка создателями была сделана на высококачественную съёмку с участием профессиональных актёров. Главную роль исполнил известный по участию в "Хоббите" британский актёр Адам Браун, а сценарий, если верить рекламе, писали люди, причастные к таким культовым шедеврам как "Broken Sword", "The Witcher" и "SOMA". Игра была удостоена нескольких игровых номинаций, победила в категории "Horror Game of the Year 2016" на SHD Awards, а короткометражная версия даже была удостоена показа на Каннском кинофестивале 2017. Так что же скрывает "The Bunker" и можно ли считать, что он произвёл революцию в жанре FMV?

Действие игры проходит в британском ядерном бункере для гражданских служащих. В 1987 г. в результате ядерного удара в нём собралось 58 человек, которые должны пережить атомный удар. Игра никак не объясняет нам суть событий, которые привели к этому исходу, используя сюжет ядерной войны как фон. Размышлять, что заставило противника (скорее всего, СССР) в 1987 г. устроить атомный удар, посему бессмысленно. Нашим жителям постсоветского пространства, ещё не забывшим основательность постройки защитных сооружений в былой советской державе, гораздо интереснее будет заметить, что в игре хвалёное зарубежное качество оказывается сплошным надувательством. Бункер сделан откровенно на скорую руку, без веры в реальность атаки, в нём постоянно что-то ломается или разрушается, радиация каждую минуту грозит пройти через ненайденные пробоины, предохранители и запасные части валяются рядом с аппаратами в обычных картонных коробках безо всякого ухода, и даже за жизненно важными лекарствами почти не ведётся учёт. Самокритично, не правда ли?

Неудивительно, что эта страна так и не смогла пережить войну – в игре довольно ясно говорится о том, что наверху, скорее всего, вообще не осталось выживших, а население самого бункера стремительно сокращается. К началу игры с момента ядерной войны проходит более 27 лет. Поэтому мы встречаем здесь только рождённого в момент атаки молодого человека Джона, который не так уж сильно ушёл по развитию от ребёнка. У него на руках умирает родная мать, и отныне он остаётся в бункере совершенно один. Джон флегматичен и не способен к глубоким раздумьям. Жизнь его проходит в строгом распорядке для выживания, на что уходят все силы – не думайте, что тридцать лет есть консервированные бобы на унитазе это весело... Но долго так продолжаться, конечно, не может, и однажды всё меняется. Дальнейшие события поставят Джона на грань выживания и заставят отчаянно бороться за свою жизнь.

Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker

Как игра, "The Bunker" ближе всего к классическому квесту, но отличается от этого жанра очень большой простотой. Раньше игры FMV отличались сложностью, даже беспощадностью, как вообще игры 90-х. Достаточно вспомнить популярные "X-files. The Game" или "Dragon's Lair", последняя тоже, по сути, интерактивный фильм, только анимационный. Каждое неправильное решение там каралось смертью или застреванием. Да и обычные классические FMV-квесты того времени типа "Phantasmogoria" или "Black Dahlia" уж точно не назовёшь простыми. А "The Bunker" – почти не содержит геймплея как такового. Никаких панорамных обзоров – локации строго статичны. Никакого глубокого исследования окружения, задачек на испытание или сложностей с загадками. Передвижение строго вперёд-назад, и то только вначале – далее придётся иди только вперёд. Активных мест для исследования окружения крайне мало, и они все быстро запоминаются. Инвентарь отсутствует, если не считать за него место для сбора коллекционных фигурок. Загадок как таковых тоже нет, всё упирается в то, чтобы найти нужную точку на экране, а также постоянно возникают весьма частые и откровенно раздражающие QTE со смертельным исходом, над которыми обязательно будут смеяться, когда на них пройдёт мода. Причём последнее из них откровенно бесит, так как проходится с десятого раза. Из квестовых особенностей здесь есть всего одна загадка – подбор кода на двери с помощью следов на кнопках. Но и тут всё построено не на интеллект, а внимательность – не сразу замечаешь, что следы не на трёх, а на четырёх кнопках. Всё остальное действие в игре казуально, так что "The Bunker" можно с чистой совестью называть интерактивным фильмом в духе нынешних экшн-адвенчур.

Вот только "The Bunker" – фильм не только по сути, но и по продолжительности, он не займёт у зрителя больше 2-3 часов, поскольку в нём просто не на что тратить время, да и действия не так уж и много. Локаций сравнительно мало. Первая половина игры пройдёт в починке бункера с осмотром комнат. На этих уровнях можно кое-где исследовать оставленные записи на бумагах, компьютерах и магнитофонах – они не продвинут сюжет, но дадут проникнуться атмосферой тоски и безысходности былых жителей. Далее действие резко меняется, и вторая часть игры проходит в безостановочной погоне через коридоры. Основной сюжет с предысторией того, что здесь произошло, подаётся без оригинальностей, через отрывочные флэшбэки с Джоном-ребенком.

Но раз уж у нас тут, по сути, интерактивный фильм, делающий ставку на вовлечение, то надо спрашивать с главного в кино – с сюжета. Несмотря на то, что он часто позиционируется в аннотациях как психологический хоррор, здесь за хоррор отвечает, в основном, напряжение истории и борьба Джона за выживание. Но сама содержащаяся в сюжете интрига делает его ближе к триллеру, а некоторые моменты – к драме.

Локомотив и центр всей истории – это сам Джон, и именно исполняющий его роль Адам Браун вытягивает всё действие на себе. Следить за его актёрской игрой одно удовольствие. Ему блестяще удалось показать образ потерянного великовозрастного ребёнка, который остался в полном одиночестве, но пытается продолжать борьбу за существование, несмотря на то, что даже простой поход на нижний уровень даётся ему с большим трудом. Вначале Браун флегматичен и даже немного отрешён, но за время действия он постоянно показывает сильные эмоции – переживание, ужас, боль, отчаяние и страх – и ни разу не фальшивит, так что зритель буквально испытывает его чувства на себе. Адам Браун полностью и целиком справился с поставленной задачей показать убедительного героя интерактивного фильма так, чтобы через него передать и усилить все эмоции зрителя от просмотра. Так что как минимум один удачнейший бенефис этот актёр уже может засчитать себе в резюме.

Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker

Вот только, кроме него, отметить больше некого. Известная по сериалу "Викинги" Сара Грин в роли матери Джона откровенно недоигрывала, хотя присутствует в кадре ненамного реже самого Джона. Остальные актёры немногочисленны, безлики и играют слабо, за исключением разве что Грэма Фокса из "Игры престолов" в роли начальника бункера Бишопа, который играет тут не последнюю роль.

В то же время огромным достоинством игры является атмосфера – отлично видно, какие усилия были затрачены на создание реалистичного и очень атмосферного окружения в игре. Съёмки проводились в реальном бункере, выведенном из эксплуатации после конца холодной войны – поэтому всё вокруг выглядит так же депрессивно и сурово, как в реальных помещениях такого рода. Реквизит в игре тоже строго историчен и не производит, как это нередко бывает, ощущение анахроничности или бутафории. Мрачная и гнетущая атмосфера пустого бункера, понимание того, что наверху, скорее всего, всё погибло, одиночество и тишина – всё это оставляет тяжёлые ощущения, практически заставляя зрителя чувствовать себя в реальном заброшенном помещении. Добавьте сюда резкий и напряжённый саундтрек, созданный популярным британским композитором Домом Шовельтоном с использованием электронной музыки, как в 80-х – с её отстранённостью и омертвением, а заодно проверенные приёмы по нагнетанию напряжения в виде съёмок из видеокамер, мрачных локаций, далёких глухих звуков. Действительно, за счёт переноса в тяжёлую и хорошо исполненную атмосферу напряжения, "The Bunker" становится испытанием для зрителя и его психики. Я лично чувствовал себя в нём весьма неуютно, а несколько раз даже пугался возможности чего-то неожиданного – хотя к тому не было (и, к сожалению, действительно не оказалось) никакого повода.

К сожалению, в дальнейшем характер действия заметно меняется. Игра переходит к динамизму и превращается в гонку на выживание. Гнетущая атмосфера остаётся, но пропадает интрига и ощущение одиночества и неизбежности. Саспенс заменяют отрывочные скримеры в виде флэшбэков и навязчивых галлюцинаций, передача болезненного состояния нашего героя, смертельные испытания. Хотя авторы стараются поддерживать градус напряжения в смертельно опасной погоне, это работает куда слабее, чем напряжение в начале – так что лучше бы создатели сохранили бы и развили именно эту особенность. Очень жаль, но из-за этого впечатления во второй части были значительно слабее.

С технической точки зрения "The Bunker" сделан великолепно. Напряжённая съёмка камерами, как в динамичных роликах, так и на статичных локациях, завораживает. Чёткость картинки великолепная – многими кадрами хочется любоваться. На таком же образцовом уровне стоит и звук. Режиссура по меркам короткометражных лент тоже достойна: несмотря на довольно привычные приёмы в духе телесериалов, она постоянно держит в ощущении тревоги и тоски, а перебивки флэшбэками возвращают нас к более размеренному повествованию, которое не исключает трагической интриги. Авторы также умело экспериментируют с цветом, окрашивая локации светом ламп то в зелёный, то в красный, то в синий, как бы визуально подчёркивая продвижение Джона по неизведанному пути. Его спуск по окрашенной в красное лестнице, в итоге, напоминает сошествие в ад, а продвижение про синему тоннелю – настоящий уход в бездну. Сценаристам, несмотря на все минусы сюжета, удалось хорошо связать действие, когда сонное существование в бункере сменяется тревогой, а потом напряжённым действием, когда все идёт наперекосяк к гибели. Как недлинный фильм, "The Bunker" получился действительно захватывающим, напряжённым зрелищем без провисаний и ненужностей, и его было бы интересно смотреть даже без интерактивности.

Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker

Увы, но опытный глаз без труда разглядит, что даже эта безусловная вершина FMV-игр отличается традиционными для этого жанра чисто техническими недостатками. Тут и мелькающие время от времени неудачные монтажные склейки, и путаница, когда Джон в разных флэшбэках то стоит на месте, то бежит, и слабость основной массовки, и недостаток бюджета в виде откровенно бутафорской крови, и, наконец, подвисания, редкие глюки с курсорами и прочие слабости программирования. Появляются и вопросы к сюжету вроде того, почему начальство бункера ведёт сверхсекретные разговоры о его состоянии не у себя в запертом кабинете, а где попало, где их может подслушать кто угодно; и этот кто-то – обязательно наши главные герои? Почему в необитаемой части бункера нет, например, пыли или хотя бы перегоревших лампочек? Как два человека двадцать лет справлялись с сохранением бункера, с чем до них с трудом справлялось почти полсотни? И, наконец, такая условность, которая давно не даёт мне покоя: почему все создатели компьютерных игр не пытаются делать схему бункера правдоподобной? Серьёзно, вы можете себе представить бункер без многочисленных комнат для персонала, кухни и душевых? А в играх это обычное дело. Так и здесь: мы едва увидим с десяток комнат.

Но всё же, при всех достоинствах технической части, "The Bunker" оставляет некоторое ощущение неудовлетворённости. И у игры, и у фильма, при разности приёмов повествования, должен быть чёткий посыл по поводу сюжета. У меня же осталось непонимание от этой истории, а точнее недоумение – ради чего она писалась? Сюжет её вполне ясен и недвусмысленен: мы узнаём прошлое бункера, а причины, по которым в нём осталось всего два человека. Есть в сюжете и интрига, и напряжение, и даже поворот, который действительно поражает своей внезапностью. Но если отвлечься от игры как от захватывающего своим действием зрелища, то остаётся вопрос: а о чем же была эта игра-фильм и какой урок может вынести зритель из неё? Может быть, это триллер-детектив, в котором нужно найти причину гибели жителей бункера? Но загадка это только для зрителя, да и понимает он о ней не сразу. Сам же Джон, несмотря на отрывочность флэшбэков, всё должен отлично помнить с самого начала: несмотря на явно несоответствующее возрасту поведение Джона, намёков на его проблемы с памятью, слабоумие или неадекватность в игре нет. Но тогда непонятно, почему он всматривается в предметы, вспоминая прошлое, которое он должен был сто раз передумать, пережить и осознать, и которое должно как минимум заставить его испытать серьёзное потрясение. Тогда, может быть, это драма о запертом человеке, лишённом детства, который противостоит силам разрушения? Но ведь по сюжету погибшие в бункере тоже жертвы, а у Джона на душе вина, которую он, по сути, так и не искупает. А может быть, это драма о человеке, ставшем жертвой людского эгоизма, о человеке, которого воля матери сделал последней надеждой, но этим же чуть и не погубила? Это, пожалуй, наиболее близкий вариант к логике сюжета. Но авторы ведь не акцентируют на этом внимание. Несмотря на великолепную актёрскую игру главного героя и показанные им эмоции, мы так и не поймём толком, как именно события в игре повлияли лично на него. Мы видим переживания героя, но его психологическое перерождение остаётся для нас загадкой, если оно вообще было. Авторы дают возможность зрителю самому сформировать отношение к событиям, но фактически нам неизвестно психологическое раскрытие главного героя: его несомненно можно наблюдать в современной ветке сюжета, но оно остаётся нераскрытым в прошлом. Это довольно странный для фильма способ подачи сюжета, который оставляет слишком много вопросов. Посему в игре нет морального выбора как такового, да и выбора здесь вообще очень мало из-за линейности геймплея.

Самое неприятное в игре – это обе её концовки. Короткие и скупые, они фактически оставляют открытым финал в обоих случаях, не давая никакой ясности о будущем героя. Такая история, на мой взгляд, не заслуживает мутного финала, сделанного только для окончания повествования, и оставляет слишком много вопросов о моральной интерпретации сюжета.

Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker Bunker, The / The Bunker

Делать и фильмы, и игры сложно. Сложно и с точки зрения техники, и с точки зрения сценария. Даже опытный человек может на этом пути сто раз споткнуться. "The Bunker" – это, бесспорно, один из лучших представителей интерактивных фильмов, на который не жалко отдать три часа времени (хотя 400 рублей в магазине отдавать уже не так хочется). Но всё же он не лишён определённых недостатков, которые немного смазывают его сильные стороны. Это касается и сюжета, так и не вышедшего на уровень сильного искусства, несмотря на бесспорный потенциал, который вполне давал ему эту возможность. И гемплейя, ведь "The Bunker" почти лишён главного достоинства игр, которое позволяет усилить переживание происходящего – свободы действий. Революции в жанре не получилось, несмотря на все старания. Но всё же это значительный шаг в данном направлении, приведший к созданию действительно талантливого, незаурядного и захватывающего проекта. В конце концов, это действительно сложная и трагичная история в лучшей атмосфере бункера за всю историю видеоигр.

P. S. Только не напоминайте про Фоллаут.

P. P. S. Я всё понимаю, но как можно было потерять половину иконок для активных точек? Если через двери ещё можно было проходить, то вот на лестнице надо было всё ощупывать вслепую для продвижения. Сам бы по таким ядерный удар нанес…


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци