08.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Broken Sword: The Sleeping Dragon
(Сломанный меч 3: Спящий Дракон) (.PC)
Revolution Software / THQ, 2003
1C / 1C, 2004

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Jack The Ripper.

     /осторожно, в тексте присутствуют спойлеры!/

     Эту игру ждали. Ни много, ни мало, а шесть лет. Ждали терпеливо. Ждали, иногда выпуская из рук тоненькую ниточку надежды (например, когда словоохотливому Чарльзу Сесилу вздумывалось давать очередное интервью, заявлять что-то такое нецензурно-аморальное о "point'n'click interface" и что-то такое длинное, непонятное и отпугивающее о "3D"), иногда цепляясь за нее вновь (все остальное время). Ждали мы ее, скрестив пальцы. Ждали, закрывая глаза на страшное словосочетание "аркадные элементы", коим изобиловали разнообразные анонсы и ждали, от обозначения "3D" открещиваясь. "Выйдет когда-нибудь этот третий Sword или нет?.." - рычали фаны, жертвой расшатанных нервов коих становились хрупкие пластмассовые клавиатуры, о которые гневно, почти безысходно ударялись различные части фанатских рук и всего прочего, им принадлежащего, "Жанр квест - мертв! Максимум, на что можете рассчитывать, - так это на консольную стрелялку с замешанным в ней мечом" - словно ледяным душем, скатывались на фанатов скептические возгласы ненавистников адвенчур, "Не верим!" - стойко стояли на своем квестеры. "Гляньте на скриншоты. Разве это - ваши любимые мультяшки?.. Где Джордж?.. Где Нико?.. Их роли исполняет единственный, чрезвычайно популярный сейчас актер и имя ему 3D" - "Не верим!". "Надо же - ролик рекламный вышел. Ну точно, беспощадного экшена вам не избежать! Будете прыгать по отвесным скалам, как дитя гор Лара Крофт, убегать от машин, как пешеходы из GTA или, на худой конец, бить морду всяким там нехорошим людям, причем, в режиме реального времени, как самые настоящие крутые файтеры" - "Не верим!". Они не верили. Они ждали. И они дождались. После стольких сказочных надежд, после стольких славных предвкушений, после стольких предварительных разочарований, после стольких анонсов, интервью, скрншотов и роликов, "Сломанный меч 3: Спящий Дракон" вышел.

     Так что же это за штука такая?.. Чем же по сути является плод беспробудного производительного запоя англичан из Revolution Software?.. Идти ли нам с факелами и вилами на домик, в котором проживает господин Сесил или все же пощадить трудягу?.. Триумф или провал?.. Новое слово в квестостроении или очередная жалкая попытка воскресить мертвый жанр и нажиться на получившем широкую любовь масс брэнде?.. Можно ли писать "3D" после "Broken Sword"?.. Насколько распоясаны аркадные элементы?.. Каким на этот раз окажется сюжет?.. Будет ли прояснено то, что осталось загадкой в 96'м?.. Сколько отличий можно обнаружить при сравнении нового, обретшего крепкие бицепсы, Джорджа Стоббарта и старого доброго Индианы Джонса?.. Читайте этот текст далее и ответы будут вами получены.

Давным-давно жили-были Рыцари Тамплиеры

     И осталось от них много тайн и загадок. Прежде всего, оговорюсь и скажу, что, насколько вы могли видеть, прочитав мою рецензию на первую игру из серии Broken Sword, эта самая игра была и есть одним из моих самых любимых квестов. Классика, must-see и так далее... Вторая часть, проигрывая первой в сюжетно-геймплейном аспекте, осталась в сердцах фанатов одной из наиболее любимых анимационных адвенчур всех времен. Сделав гениальную игру в 96'м и выпустив, на волне успеха, менее гениальное продолжение в 97'м, товарищи квестостроители из знатной фирмы Revolution Software (выпустившей помимо двух Sword'ов такие примечательные игры, как Lure of the Temptress и Beneath a Steel Sky) покинули нас, долгое время не давая о себе знать. Знать они о себе дали в 2000'м году, выпустив помесь квеста и экшена In Cold Blood. Игра была разбита в пух и прах критиками, практически не принята игровой квестовой общественностью, явно ожидавшей чего-то большего от той английской компании, носящей гордое название "Революция" и выпускавшей когда-то действительно революционные шедевры...
     Надо оправдывать свое гордое имя, революционеры, надо. С чего оправдываться начнете?.. С чего-чего?.. Ах, с сюжета... Говорите, что он у вас всегда на все пять баллов?.. Педантичен чисто по-английски?.. Что ж, поверю... Итак, сюжет.
     С тех пор, как, стоя на вершине каменной пирамиды, воздвигнутой индейцами Майя, Джордж, Николь, которую он приобнял одной рукой, и примостившийся у их ног карлик Титипоко встречали рассвет, завершив свой второй подвиг по спасению человечества от древнего божества, прошло несколько лет. Что за это время изменилось?.. Немногое... Джордж укатил обратно в Америку по своему обыкновению. Там он сменил место жительства и работы, переехав из Калифорнии в Айдахо, и занялся тем, что изучал там, где он учился, - работой юриста. Бумажная рутина, свойственная такой работе, утомляла Стоббарта, дважды спасшего мир, более того, она вгоняла его в скуку, но делать было нечего. Надо было зарабатывать зеленые бумажки, оплачивать счета и покупать еду. Жить, как все нормальные люди. И тут, посреди такой размеренной, неспешной жизни, Джорджу подвернулась неплохая возможность покинуть капиталистическую страну янки ради диких зеленых джунглей Конго. Там обитает некто Доктор Чамли, чье имя Стоббарт бессовестно коверкает и выдает "Чолмондели". Оно и ясно. Англичанин, и фамилия у него английская. Джордж никогда не понимал англичан, всегда смущался в их присутствии. Сумасшедший профессор-отшельник, осуществляющий свои дьявольские планы под прикрытием лиан и москитов?.. Что может быть интереснее?.. Тем более, что работенка предстоит довольно занимательная. Оценить способности доктора, утверждающего, что он якобы смог смастерить машину, производящую неограниченную энергию, и в случае, если слова Чамли окажутся правдой, выписать ему патент, удостоверяющий факт изобретения и закрепляющий все авторские права за одиноким седовласым старичком в белом халате. Этаким доктором Франкенштейном наших дней.

     В это время...

     Гром и молнии властвуют в небе над Парижем. Предводитель тамплиерского братства Святого Стефана спрашивает у двух своих доблестных рыцарей, облаченных в балахоны, стоя посреди сферы с изображенным на ней сломанным мечом, готовы ли они к своей миссии?.. И получив в ответ "Положительно, милорд", предупреждает их, что цена провала - Армагеддон. "Пусть Господь будет с вами" - довершает свою речь Магистр.

     В это время...

     Для отбытия к месту расположения секретной базы доктора был нанят частный пилот-любитель - весельчак и поглотитель пива Гарри Джиллиган. Простофиля, выигравший свой самолет в карты и имеющий далекое представление об азах пилотажа. Зато деловой, как окажется, весельчак. Полет проходил без осложнений. Гарри пил, изредка приглядывая за штурвалом. Джордж отвечал на его вопросы о Николь и делал прогнозы относительно привлекательности австралийского мачо Джиллигана для мадмуазель Коллард. Гарри хвастается, что в такую солнечную безветренную погоду его самолет сам порхает в небе, словно птица. Джордж резонно спрашивает: "А как насчет такой погоды?..". Неожиданно, без всяких предпосылок начинается шторм. Пилот откидывает очередную банку пива и цепляется за штурвал, но уже поздно. Молния попадает сначала в одно крыло, затем в другое и самолет терпит крушение в джунглях Конго.

     В это время...

     Сидя перед экраном своего компьютера в квартире в центре Парижа, молодой прыщавый хакер Вернон Блие пребывал в своем обычном с недавнего времени состоянии запуганности. Эта журналистка Николь из газеты La Liberte. Она должна была прийти сегодня. Она звонила. Они договаривались. Нужно было рассказать кому-то про манускрипт и про нависшую над миром угрозу, пока еще есть такая возможность. Дикторша радио твердит о том, о чем и так наперебой трубят все СМИ. Необычные, таинственные природные аномалии во всем мире. Штормы, землетрясения, наводнения. Разрушения. Марсель, Бордо, да и не только Франция, а весь мир во власти этих аномалий!.. Стук в дверь. Она пришла. Даже раньше, чем должна была.
     - Кто?..
     - Николь Коллард.
     - Вы пришли раньше.
     - Вы сказали, что это срочно.
     Открыв дверь, хакер пустил в квартиру соблазнительную брюнетку, одетую вызывающе и имеющую татуировку на спине. Вечно недовольная соседка-сплетница Эдит видела, как эта молодая девушка скрылась в дверях квартиры Вернона. Сев за компьютер, хакер принялся второпях объяснять той, кого он принял за журналистку, что из манускрипта он узнал о нависшей над миром угрозе и что сам он боится за свою жизнь, поскольку ему угрожали и он знает слишком много. Не успев закончить фразу, Блие почувствовал у виска холодное дуло пистолета.

     Вот вам завязка. Как?.. Впечатляет?.. Дальше будет только лучше. Оказалось, что еще до памятного взрыва в St. Ninians в конце первой части внутри Ордена Тамплиеров назрел раскол. Часть Тамплиеров покинула Верховного Магистра, узнав о его планах, противоречащих рыцарскому кодексу чести. Поэтому, после того как Магистр сгинул под развалинами церкви, остатки Тамплиеров погрязли в борьбе некоторых честолюбивых личностей, которые и доселе стремились к власти, а после смерти Магистра и вовсе почувствовали в себе силу, достаточную для властвования над Орденом. Одним из таких людей был пожилой тип по имени Сеньор Сузарро. Бледный спокойный змееподобный человек в шляпе и с тростью. В числе поддержавших его были привлекательная блондинка - хладнокровная убийца Петра и наш знакомый по первой части головорез Флэп. Помните, когда мы видели его в последний раз?.. Когда он получил по морде от Хана и вывалился из идущего по рельсам поезда, скрывшись в ночи. "Слишком отвратительная задница, чтобы умирать" - прокомментирует позже Джордж. Его напарник Гвидо погиб в том взрыве, а сам Флэп уцелел. Он все так же могуч, силен, глуп и неудачлив. С помощью них, а также небольшой собственной армии, Сузарро решил узурпировать власть над Геомагнитной Энергией, частым использованием которой он и раньше злоупотреблял. Сузарро удалось установить контроль над Нео-Тамплиерами, по крайней мере, он так думал, хотя не стал брать себе титул Великого Магистра, оставаясь просто Сеньором Сузарро. Ему никогда не нравились эти тамплиерские названия. Так вот, поставив перед собой такие незатейливые цели, он, через одного из своих агентов, которыми кишит весь Париж, обратился к прыщавому хакеру и дал ему задание - расшифровать доселе нерасшифрованный Манускрипт Войнич. Хакер сделал свое дело - хакер должен быть устранен. Сначала за ним устраивают слежку, а затем, улучив подходящий момент, подсылают к очкарику хладнокровную Петру, которая проникает к несчастному под видом Николь и в самую драматическую минуту нажимает пару раз на курок, отняв у мира компьютерного гения, у ФБРовцев, отлавливающих сетевых хулиганов - головную боль, а у пестро разукрашенной готки Беатрис - ее парня, нежно прозванного Snooky. Еще Петра отняла у системного блока Вернона жесткий диск со всеми результатами его исследований. Звуки выстрелов слышала Николь, пришедшая на встречу с хакером вовремя. Думаете, Коллард побоится лезть на рожон?.. Да бросьте вы... Она и не из такого выбиралась. Дверь заперта?.. Не проблема!.. Есть балкон и акробатические способности!.. Злобная Петра попыталась убить Нико и направила пистолет прямо ей в личико?.. Тоже не беда!.. Нехитрые движения сковородной, открытие двери холодильника и все дела. Правда, сбежала гадина... Вместо нее Николь арестовали. И в убийстве хакера обвиняют, мерзавцы... Ладно-ладно... За нами правда и мы победим.
     Что говорите, господа революционеры?.. Говорите, забыл я о незавидном положении Сузарро?.. Конечно же!.. Дело в том, что от передозировок энергии Сузарро практически лишился души, сильно болен и, того гляди, умрет. Власть над всей энергией ему жизненно необходима. В первой части мы уже имели счастье лицезреть, как в Великого Магистра били молнии. Примерно так и выглядит подпитка древнейшей земной энергией. Представьте себе, что внутри недр планеты Земля протекают мощнейшие потоки энергии. Протекают они по определенным линиям. Китайцы называли их Драконьи Линии. В различных местах нашей планеты энергия вырывается наружу и над ней можно установить контроль. Правда, все эти потоки - лишь малая часть того энергетического всплеска, который происходит раз в 12000 лет. Правда, место, где он произойдет - неизвестно. Сузарро должен во что бы то ни было узнать место расположения энергетического всплеска, но для этого ему надо добыть три камня (Альфы, Омеги и Пси) и обзавестись древним артефактом, носящим название Ключ Соломона. По преданиям Ключом Соломона была книга, содержащая внутри себя всю мудрость Соломона. Однако, в действительности ключом оказывается крестообразный артефакт-треножник, представляющий из себя макет возведенного на месте вырывающейся энергии Тамплиерами алтаря. С тремя камнями и Ключом Соломона надо явиться в место под названием Armillary, где и узнать с их помощью точку эпицентра энергетического взрыва, который может сделать любого сильнейшим и мудрейшим существом на планете. Правда, никто не уточнил, где это Armillary находится, но это уже другой вопрос... Стоит ли говорить, что все природные аномалии, будоражащие мир и были порождены всей этой энергетической нестабильностью?.. И стоит ли говорить, что покойный доктор Чамли построил свою машину на месте одного из энергетических выходов?..
     Да-да, слушаю вас, товарищ революционер. Что у вас?.. Критика?.. Какая?.. Что-что?.. Не сказал, как начинается игра?.. Да пожалуйста...

     Бескрылый самолет падает в лесах Конго и повисает над пропастью своим носом. Хвостовая часть остается на земле. Таким образом, остатки летательного аппарата балансируют над бездной. Джордж приходит в себя и видит, что прикреплен ремнями к креслу в хвостовой части самолета. Его приятель Джиллиган тоже пристегнут к креслу. Только в кабине. На том самом носу. К несчастью, сознание Гарри никак не хотело возвращаться в его австралийский разум без помощи Стоббарта. Вот вам и первый паззл - найдите способ выбраться из самолета.
     Сразу после начала игры начинает чувствуется трехмерность. Облаченный в костюм а-ля доктор Инди Джонс, Джордж ходит по хвостовой части самолета, а камера неотрывно следит за ним, меняя ракурсы. То мы видим Стоббарта сбоку, то сверху. А что вы хотели?.. Полное 3D. Здесь вам не тут. Это не Grim Fandango или Escape From Monkey Island с их 3D-персонажами и 2D-задниками. Нет. Такие игры - уже вчерашний день. Теперь без сплошного, всепоглощающего (иногда - всеразрушающего) 3D никак не обойтись. Глядим - а на полу-то бутылка пивная валяется. Полная еще - не открытая. Мы ее хвать - и в инвентарь. Попытались навестить нашего бессознательного дружочка Гарри, ан нет. Самолет того гляди с обрыва рухнет. Лишней вес в носу недопустим. Для этого в салоне самолета уже поставили громоздкий ящик. Отцепляем его от перил и усиленно двигаем, меняя точку упора. Слушаем натужные вздохи Стоббарта и наслаждаемся результатом. Теперь путь в кабину нам отрыт!.. Так-то: разработчики расставили все точки над "i" буквально с первых шагов. В какой, скажите, рисованной 2D адвенчуре вы могли двигать предметы, упираясь в них с разных сторон?.. Здесь подобного - масса.
     Так вот, вернемся к нашим баранам. Пришли в кабину?.. А там уж и до конца рассматриваемого игрового промежутка недолго. Вскоре самолет упадет в пропасть, а Джордж и Гарри спасутся, оказавшись на разных выступах скалы. А там снова новости - придется немного попрыгать, полазать, да и вообще продемонстрировать недюжинные физические способности, дабы достигнуть входа в секретное логово доктора Чамли и стать свидетелем жестокой расправы над ним людей Сузарро во главе с самим Сузарро.

     Описывая сюжет, нельзя не упомянуть, что он остался таким же захватывающим и продуманным, как и в предыдущих частях. Классическое приключение, заставляющее игроков сопереживать героям, думать, где-то смеяться, где-то плакать, но при этом играть, с замиранием сердца, с огромным нетерпением ожидая следующего события, вгрызаясь в игровое полотно и не выпуская его из зубов до тех самых титров, которые имеют обыкновение появляться не вовремя, так неожиданно обрывая все. Кое-где сюжет показался мне предсказуемым, кое-где, наоборот, порадовал неожиданными ходами. Перекликается ли игра с предыдущими частями?.. Несомненно. Перекликается во многом. Мы снова видим Джорджа Стоббарта. Обзаведшегося мускулатурой нормального героя, но не утратившего своего остроумного характера. Мы снова видим Николь Коллард. Ставшую более внешне привлекательной, с увеличенными параметрами, но с тем же характером. Другим старым знакомым, встречаемым нами с неизменившимся характером становится Андре Лобино. Помнится, Сесил обещал, что в BS 3 он будет играть более активную роль. Все это враки!.. Нет, появляется враг Джорджа в сердечных делах с Нико, несомненно, чаще, на него даже нападают в одном месте, да только из Парижа он так и не вылезает. Разработчики, между прочим, вынесли ему приговор: "Не быть тебе с Николь". И свели историка с той самой Беатрис, которая была девушкой покойного Вернона. Правда, здесь еще не все ясно. Не зря же Стоббарт спросил Николь, делала ли она с Лобино "boys'n'girls stuff" или они только разговаривали?.. Помимо всего прочего, хочется отметить еще несколько перекличек. Помните Леди Пьермон из отеля Убу в первой части?.. В BS 3 мы сможем вырвать ее племянницу Мелиссу из рук лживого хиппи Тристама Хиллэйджа, не без помощи ее устрашающе выглядящего отца, полковника Батли, конечно... Между прочим, Мелисса при встрече со Стоббартом начинает испытывать к нему не меньшую симпатию, чем ее тетя Кларисса. Другим неожиданным персонажем, пришедшим из первой части и играющим огромную роль в третьей, стал Бруно Оствальд. Помните того лауреата Нобелевской Премии из страны с непроизносимым названием?.. Оказывается, он был одним из тех, кто заблаговременно покинул Верховного Магистра и не был похоронен под руинами церкви. Теперь же Бруно - наш верный союзник. Раньше был товарищем доктора Чамли. Самый главный, после Нико и Андре. Его трогательное самопожертвование было самым грустным, но, увы, и самым предсказуемым моментом в игре... Кроме того, мы снова увидим дорожного рабочего Флоббажа, получившего от Стоббарта газету с информацией о скачках в первой части и, как оказалось, выигравшего немалую сумму, на которую была основана фирма по починке дорог. Теперь у Флоббажа есть грузовик, напарник и отбойный молоток, успешно заменяющий кирку. Подлец Джордж снова заимствует у него ключ для открывания люков...
     Какие страны мира придется посетить в BS 3?.. Франция, Конго, Англия, Чехия и Египет. Помимо этого, мы снова пропадем в квартиру Николь, ставшую трехмерной (на кухонном столе лежит клоунский нос из первой части, на одной из полок стоит знакомая игравшим в первую часть мультяшная фотография Джорджа и случайно попавшего в кадр Хана) и на локацию, посещаемую нами во всех трех играх, кафе Монфокон. И что мы там сделаем?.. Правильно, в очередной раз спустимся в канализацию, чтобы более детально изучить тамплиерские катакомбы.
     Самое интересное, что безжалостная Петра - русская. Хорошо, что ее хотя бы не назвали Иванной (вспоминая второго Остина Пауэрса)... Неважно. Главное, что блондинка умудряется переплюнуть Николь в глазах Джорджа, который, единожды взглянув на Нико в блондинистом парике, стал делать ей недвусмысленные предложения, касающиеся смены цвета волос. Впрочем, бороться Стоббарту придется не только с Петрой, не только с Сузарро, но и с... Ладно, не буду портить вам удовольствие. Кое-с-кем, кто вернется к нам из первой части. И еще один интересный сюжетный ход - в течение BS 3 Джорджа Стоббарта посвятят в Рыцари. Станет он тамплиером и известен в определенных кругах будет как Сэр Джордж, он же Лорд Стоббарт из Айдахо. Такие вот неожиданные перипетии очередного прекрасного сюжета.

Все новое - это хорошо забытое старое

     Можно ли применить данную философскую истину к нашей новенькой трехмерной графике?.. Частично - да. Графика высококачественная. Модели, текстуры, ландшафты, светотеневые фишки и работа камеры - все на высочайшем уровне. Особенно работа камеры. Потрясающая кинематографичность. Камера выписывает сногсшибательные пируэты, каждый раз давая нам великолепно подобранный ракурс. Понятно, почему в игре видеозаставок - минимум, а 90% из них сделаны в виде скриптовых роликов на игровом движке.
     На размеры и детали разработчики не скупились. Больше всего трудов было вложено в Париж. Именно в Париже нам даются для изучения несколько кварталов. Скажем, есть такая локация - Квартира Вернона. Она включает в себя огромное игровое пространство. Помимо небольшой улочки, переулков, закоулков, двориков, самого дома, в одной из квартир которого жил Вернон, и парка, нам дается возможность обойти парк и выйти на набережную Сены, откуда наблюдается живописный вид на Эйфелеву Башню, вздымающуюся ввысь среди домов на противоположном берегу реки. Причем, ходить туда совсем необязательно. Кстати, о детальности. Сколько у нас смоделированных до мелочи домов. Сколько закрытых дверей. Сколько уличных кафе. Сколько проезжающих автомобилей. С людьми, правда, не так все радужно - их на улочке мало. Но здесь нет ничего удивительного - на то улочка и мелкая. Еще можно встретить бродячую собаку. Еще можно попробовать прорваться в каждую дверь, узнавая о том, что она закрыта. Еще есть одни и те же локации в дневное и ночное время. Естественно, смена дня и ночи не происходит в реальном времени, но все равно приятно. Какой отличный и неописуемо красивый у них вышел Париж!.. Впрочем, английский городок Гластонбери и зеленые джунгли Конго ничуть не уступают ему в качественной оформленности и красоте.
     Из других качественных локаций хочется отметить замок Сузарро в окрестностях Праги и Храм Омеги в Конго. Замок - гигантская локация. Как нам только не придется его изучать и рассматривать. Замок громаден сам по себе, а мы будем бродить и вокруг него, и лазать по нему, и бродить внутри него, и даже спускаться в подвалы под ним. Насчет Храма Омеги - могу сказать, что эта локация запомнилась мне своими головоломками. Но все же как атмосферно!.. Как красиво!.. Каким приключенческим духом веет от каждой ловушки!..
     Анимация шикарна. Все движения Джорджа и Николь великолепно анимированы!.. А какая там анимация лиц!.. По одному только выражению лица видно, какую гамму чувств в данный момент испытывает герой. Особенно запомнилось мне как Николь смотрит на Джорджа с долей укора: плотно сжатые губы, прищуренные глаза. Чего уж и говорить о Сузарро!.. Его желтые пустые глаза неплохо гармонируют с презрительно поднимающейся правой стороной губ. Здорово!..
     Здесь же неплохо упомянуть о том, что графика требовательна к железу. Желательно иметь GeForce 4 - иначе притормаживать в некоторых местах будет. В принципе, в игре имеется достаточно богатый набор возможных графических разрешений, но все равно лучше не мучить себя, играя на самом низком. Знайте же, что трехмерная графика, быть может, и вступит в конфликт с вашим сложившимся и устоявшимся видением графического исполнения Sword'ов, но при этом она великолепна и крайне атмосфера. Определенно, графика одно из самых сильных мест третьего BS. Она ничуть не разочаровывает. Она не лучше и не хуже графики предыдущих частей. Просто она - другая.

"You are the Neo-Templar, you son of a bitch!.." - историческая фраза
была сказана Джорджем Стоббартом Бруно Оствальду
на единственной улице города Гластонбери

     Грубо, да?.. Хотя, конечно, если разобраться, то раздражение Джорджа можно понять. Ему ведь в течение практически всей игры придется в кармане таскать трусы Бруно... в прошлой части были трусики Нико. О чем это я?.. Ах, да...
     Озвучка. Что же вам написать такого неожиданного об озвучке?.. Да ничего. Ничего неожиданного здесь быть написано не может. Она на уровне. Рольф Сэксон все так же хорош. Новая женщина, которой поручили озвучивать Николь, Сара Крук, прекрасно справилась со своим обязанностями. Нико все та же. Остальные разговаривают так же отменно, я бы даже сказал "безупречно". Из второстепенных персонажей запоминаются Бруно, полковник Батли, Эймон О'Мара, все без исключения чешские охранники из армии Сузарро (может, они и не чехи вовсе?.. А русские?.. Где-то я уже слышал подобные интонации. "Го Эвай. Клиар Офф. Прайват пропети. Май нэйм ис Борис"), Мелисса, французская надсмотрщица за правилами дорожного движения, которую в действительности готовят для противостояния пришельцам, и все тамплиеры. Отличная озвучка.

Какая музыка?.. Это ж BS, ребята!

     А знаете ли Вы таких людей?.. Одного зовут Бэррингтон Фелунг, а другого Бен МакКалоу?.. Один из них - композитор первого BS. Другой - второго. Он же и третьего. В принципе, музыка ничуть не изменилась. Так же стильна, так же играет по обстоятельствам. Замечательно подобрана. Мастерски написана. Прослушивание доставляет удовольствие. Со звуком в Sword'ах никогда проблем не наблюдалось. Будь то озвучка, звуковые эффекты или музыка - все прекрасно. Традиция не была нарушена в BS 3.

Фейс. Интер фейс.

     Единственная вещь, за которую можно по-настоящему упрекнуть создателей, - это интерфейс. Управление персонажами осуществляется стрелками клавиатуры. Можно, а подчас нужно, заставлять персонажей бегать, зажимая нужную стрелку и Shift. Можно, а чаще нужно, заставлять персонажей красться, зажимая нужную стрелку и Ctrl. Все остальное управление осуществляется при помощи комбинации букв WASD. S - действие, D - просмотр. W и A - различные вариации действия и просмотра. Инвентарь выводится на экран нажатием на Space. Перебираются предметы стрелками, а комбинируются теми же S и A. Картинки, изображающие диалоговые темы, перебираются так же. Управление было сделано неудобным для пользователей компов в угоду владельцам консолей. Мало того, что игра при запуске встречает нас предложением нажать Enter для старта, так еще и в качестве основного аксессура для управления предлагается клавиатура. Либо пользуйся раскладкой, заданной по умолчанию, либо настраивай свою. Поддержка джойстика есть, но все равно даже с ним управлять первое время получится не слишком удобно. Нет, конечно, к управлению привыкаешь через несколько минут после начала игры, но все равно удобнее было бы без клавиатуры. Часто путаешься, нажимая не на те стрелки в ответственные моменты, когда двигаться надо быстро. Скажем, быстро нажать на S еще можно, а вот убежать от Петры по длинному коридору шахты у меня получилось не с первой попытки. Ладно, спишем на производственные недоработки и будем надеяться, что в следующей раз будет лучше.

Изменившийся и все равно прежний, даже родной

     Давайте уже поговорим о геймплее, хорошо?.. Помните словосочетание "аркадный элемент"?.. Сейчас поговорим о нем и не только. Геймплей предмета моей рецензии представляет собой комбинацию классического квеста и новомодных фишек. Предпочтение, увы, отдается новому. Чистая, да и то не совсем, квестовая действительность будет ждать вас в Гластонбери. В остальном же всего хватает. Как выглядят аркадные элементы?.. Сейчас объясню.
     Подходит Джордж к окраине выступа, в одном из четырех синих окошек снизу появляется значок, сообщающий о том, что здесь неплохо бы и прыгучесть свою продемонстрировать. Нажимаем на S - Джордж прыгает.
     Подходит Николь к забору, в одном из четырех синих окон снизу появляется значок, сообщающий нам, что на вершину забора можно вскарабкаться, нажимаем на W - и Николь подтягивается, чтобы взобраться на вершину забора.
     Герои могут прыгать, подтягиваться вверх, слезать вниз, ползти, уцепившись руками за выступ или, прижавшись спиной к стене, пробираться по карнизу, еще они могут карабкаться вверх по трубам. Такие вот профессиональные искатели приключений. Упасть вниз с выступа невозможно. Правда, можно спрыгнуть вниз с ящиков. Или разогнать героя и добиться того, чтобы он врезался в стенку.
     Другие аркадные элементы, касающиеся драк, представляют из себя следующее. В определенный момент скриптового ролика появляется окно действия. Мы нажимаем на клавишу и наш герой делает нужную вещь. В противном случае герой погибает. Подобное решение оптимально. Никаких вам стереотипных аркадных примочек или файтинговых загогулин. Все предельно симпатично и вполне укладывается в общую квестовую канву. Скажем, благодаря великолепной работе камеры, драка Николь и Петры в квартире Вернона превращается в настоящее произведение искусства. Такие элементы - не беда и не угроза для жанра, а наоборот, отличное дополнение. Если бы только пропорции квестовых и аркадных задачек были немного другие.
     Квестовые задачки - такие же, как в прошлых играх серии. Диалоговые цепочки, манипуляции с предметами. Все достаточно приятно, хотя каких-то гениальных решений я не обнаружил. Скажем, у нас есть книга стихов, авторство которой якобы принадлежит знакомому хиппи Тристаму Хиллэйджу. Нам надо отвлечь хиппи, дабы подняться на второй этаж его магазина. Относим книгу сидящему возле Паба скандальному ведущему шоу BBC. Тот сразу замечает подмену, его ирландский дух кипит от негодования, вызванного неправомерным присвоением себе заслуг ирландских и прочих поэтов. Скандалист бежит к хиппи и устраивает с ним ругань по-поводу авторских прав. Пока внимание мешающего нам человека отвлечено, мы спокойно поднимаемся наверх. Далее, на этой же самой книге присутствуют объемные серебряные монеты. Нам нужно серебро, дабы "посеребрить" руку гадалке за предсказание. У нас есть железный рычаг, оставшийся от взорвавшейся благодаря Джорджу машины доктора Чамли. Что нужно делать?.. Правильно, используем рычаг на книгу в инвентаре и отковыриваем три нужных нам монеты.
     Сам геймплей проходит таким образом - сначала вы играете поочередно, то за Джорджа, то за Нико, потом, когда они встречаются в Театре под названием L'Heiroglyphe на острове Святого Луи, играть придется либо за них обоих, либо снова по отдельности. Впрочем, игра за обоих по сути представляет из себя управление тем же Джорджем, только, когда за ним бегает Нико, в инвентаре Стоббарта появляется милое личико верной девушки и мы можем просить ее помочь нам там, где самому Стоббарту не справится. Вроде там железный столб раскачать, на плиты головоломошные своим весом надавить или же отвлечь кого своими красотами.
     Впрочем, нет, пока не забыл - истинно гениальные решения в игре есть! Например, упомянутая выше встреча Джорджа и Нико или разговор Нико с чешским охранником Борисом. Кроме того, на фоне общего забавного юмора встречаются на самом деле ОЧЕНЬ смешные шутки. Внимания заслуживает и локация в замке Сузарро. Эта локация напомнила мне игры, по духу и системе схожие с Commandos. Придется бегать от охранников за их спинами, уклоняться от света прожекторов и заниматься подобными вещами в духе шпионской или, если хотите, диверсионной деятельности.
     Еще одна примечательная деталь. То, от чего плюются все рецензенты нашей планеты. Головоломки, связанные с передвижением ящиков. Их много. Очень. Ящики, коробки, каменные глыбы - неважно, главное что-то квадратное, что можно двигать. Иногда, чтобы забраться наверх, иногда, чтобы отрыть скрытый наших глаз проход. В принципе, все это решается элементарно, но надоедает, тем более, что ящики в игре надо двигать и к месту, и не к месту. В любой стране, где вы побываете, вам придется двигать ящики. Смиритесь с этим.
     Последними я упомяну головоломки. Их намного больше, чем в играх-предшественницах, и они были единственным, что на какое-то время стопорило меня в прохождении. Помимо рядовых головоломок, встречающихся там или сям, у нас будет целый уровень, состоящий преимущественно из головоломок - Храм Омеги. Большинство из встречающихся там головоломок не то, чтобы сложны при разгадке, но только нужно догадаться, что именно там надобно делать. Скажем, задачка с залом, пол которого состоит из плит с разными рисунками (помните, такое уже было в King's Quest 6, правда здесь данная загадка решается с помощью Нико и другим путем) проходится достаточно легко, нужно только не нажать случайно на неверную стрелку, головоломка с качелями более сложна, но если разобраться, как именно там надо действовать, то проходится быстро, увенчивающая все это огромная головоломка с древними механизмами и кристаллами превосходит их все. Над ней действительно пришлось попотеть. Самой изящной я считаю головоломку в катакомбах Тамплиеров под Парижем, а точнее, в их винном погребе. Там нужно поочередно выдвигать бутылки с разными сортами вина, дабы открыть секретную дверь в храм тамплиерского братства имени Святого Стефана. Нам известна легенда о том, как доблестный тамплиер Стефан добирался до Франции, какие страны и в каком порядке он посещал. Поэтому, чтобы открыть проход в церковь, надо выдвинуть бутылки с сортами стран, где побывал Стефан, и в той последовательности, в которой он их посещал. А вы знаете, что секретные двери имеют свойство закрываться сразу после того, как вы проникните в проходы, которые они охраняли?.. На просторах секретных дверей BS 3 подобная вредная дверная привычка здорово обыгрывается.
     В целом, геймплей достойный, я бы даже сказал, выдающийся и революционный. Новаторский. Оригинальный. Потрясающий, если хотите. Но при всем при этом... Локаций вроде - море, загадок - тоже. Игра длинная. И все равно, прошел я ее гораздо быстрее, чем хотелось бы. Хочется играть в третий Sword еще и еще. Но увы, хорошее, на мой взгляд, заканчивается чересчур быстро.

Вердикт окончательный. Обжалованию не подлежит

     Знайте же, скептики и те, кто готовились все эти годы к разочарованию, Broken Sword 3 - шедевр. Безусловно, новый шаг в квестостроении и "Лучшая Адвенчура 2003". Мы ждали эту игру и она оправдала наши ожидания. Недостатки и погрешности есть, но им не под силу затмить гору достоинств этой игры. Играйте, квестеры. Наслаждайтесь каждой секундой игрового времени. Потому что таких игр всегда было мало, а сейчас откопать достойные квесты так же "легко", как найти иголку в стогу сена. Полноценное продолжение. Бесспорная классика наших дней.
     Еще хотелось бы затронуть вниманием меню. В нем появился новый пункт, где можно ознакомиться с бонусами. Что предоставили нам разработчики в качестве бонусов?.. Описания событий предыдущих игр серии, снабженные скриншотами, рассказы о Тамплиерах, Геомагнитной Энергии и Манускрипте Войнич, снабженные картинками. Кроме того, после прохождения игры становится доступным пункт с зарисовками художников и дизайнеров третьего Сломанного меча. Рисунков не так много, как хотелось бы, но они достаточно интересны. Еще, если вы не будите нечего делать после загрузки главного меню, вам покажут рекламный ролик BS 3.
     Прохождение игры оставляет странное ощущение. Кажется, что никакого продолжения уже быть не может. С другой стороны, знаете, какие две фразы в этой игре были сказаны последними в отношении Флэпа?.. "Где Флэп?..", "Нет времени искать его" - что-то вроде этого. Куда делась Петра?.. Поймала ли летящий в воду меч Экскалибур таинственная рука или же нет?.. Выйдет ли когда-нибудь BS 4?.. Давайте думать о лучшем и играть в BS 3. И обсуждать BS 3. Недавно я, между прочим, прояснил ситуацию с Шоном Фитцджеральдом у директора фирмы Revolution, Тони Уорринера. Привожу его ответ дословно: "Он мертв! Если машина не убила его, то Хан точно довершил начатое". Вот так. Но это к сведению. Пока же у нас есть BS 3. И мы счастливы. Мы играем.

     Жанр: трехмерный квест
     Графика: 100%
     Звук: 100%
     Сюжет: 100%
     Рекомендация: у этой игры есть свои недостатки, не мешающие ей быть современной классикой. Рекомендую всем. Новичкам и ветеранам, любителям и ненавистникам. Просто сыграйте. Не пожалеете. И поймете, что ожидание иногда достойно того, что ждешь.


Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon
Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon
Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon Сломанный меч 3: Спящий Дракон / Broken Sword: The Sleeping Dragon

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
        

     Нравится?
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ...