17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


12 стульев: как это было на самом деле (.PC)
S.I. company / МедиаХауз, 2003

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Jack The Ripper.

     Начну я, пожалуй, свой отзыв об игре с несколько нетрадиционного для подобных произведений рассказа о себе. Так вот, автору этого текста 16 лет, он учится в 11м классе одной из школ города Саратова и не брезгует чтением классической литературы. Сатирический роман "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова по праву относится к "классике". Автор этой рецензии любит сатиру и любит сатирические произведения, а от "Двенадцати стульев" так и просто в восторге. Автор этой рецензии не оценил первый опыт отечественных квестостроителей создания квеста по бессмертному сатирическому шедевру. Автор этого рецензии, тем не менее, сильно обрадовался, узнав, что будет и второй опыт, ждал его и начал искать этот самый второй опыт в торговых точках города Саратова сразу после его выхода 21го сентября 2003го года. Автор этой рецензии бегал из магазина в магазин, от лотка к лотку, с одного рынка на другой и нигде, нигде не мог найти второй опыт. Автор этой рецензии на свой вопрос "У вас есть..?" получал от продавцов богатое разнообразие отрицательных ответов, от "Такого нет...", "Даже и не слышал о такой игре" и "Постойте, кажется есть... Да-да, вот точно, молодой человек, смотрите..." (после этих слов работники торговли несколько раз извлекали из недр своих прилавков первые "12 Стульев" от Буки и с удивлением наблюдали за тем, как я качал головой и сообщал им, что это совсем не то) до "Должна появиться через месяц или два". Месяц или два????.. Где я живу?.. Почему так долго?.. Вот так весело и проходило время. После нескольких попыток отыскать новые таинственные "Стулья" я и мои друзья, сопровождавшие меня в этом нелегком деле, плюнули на все и на время о них забыли. Но ненадолго. В один прекрасный октябрьский день я посетил одну из торговых точек и обнаружил под стеклом витрины эти самые новые "12 Стульев". Что ж, деньги за лицензионную jewel-версию были уплачены, коробочка с диском схвачена, принесена домой, раскрыта с целью извлечений первого из двух CD игры... Бывает, что долгое ожидание себя оправдывает, бывает, что долгое ожидание в конечном итоге выливается в разочарование. Что же произошло в моем случае?.. Увы, не первое...

     Сейчас очень модно стало постоянно, везде, в любых контекстах, с поводом и без повода пинать "русские квесты". Почему в кавычках?.. Потому что все игры жанра "квест" или же "адвенчура", выпущенные нашими отечественными компаниями, мало чем отличаются друг от друга и имеют совершенно идентичный багаж недостатков, которые всегда перекрывают собой малочисленные достоинства. К достоинствам "русских квестов" чаще всего относятся юмор, озвучка и сюжет. Оно и понятно. Наш юмор в полной мере поймет только человек с нашим менталитетом, голоса наших актеров тоже нам приятнее, да и сюжет, прямо скажем, очень радует своим юморным содержанием. Правда, серьезных квестов пока выпущено не было, а постоянная гэговая прикольность тоже может поднадоесть. К недостаткам "русских квестов" чаще всего относится все остальное. Вот такие игры ценители и имеют в виду, когда ругают "русские квесты". И пока наши дорогие разработчики не научатся делать качественные игры, мы будем обобщать всю их продукцию и ставить ее в кавычки.
     Игра "12 Стульев" от Буки, вышедшая в начале этого года, хоть и не была шедевром в области квестостроения, хоть и частично разочаровала меня, но ужасных воспоминаний не оставила. Юмор был хорошим, причем, как те строчки, что были взяты непосредственно из книги, так и те, которые добавили сценаристы. Озвучка и музыкальное сопровождение, несомненно, заслуживали высших оценок. Графика была так себе. Точнее, задники кое-где встречались вполне неплохие, а вот с анимацией, как и у всех русских квестов, была серьезная беда. Сюжет претерпел изменения, однако большой волны протеста со стороны моего преданного первоисточнику нрава так и не встретил. Моим вердиктом была фраза "Не шедевр, но играть, а кое-где даже играть с удовольствием, можно". Вторая игра "12 Стульев", как я ожидал, должна была оказаться лучше первой. И что же?.. А то, что и в подметки она первой не годится. На чем базируется такое заявление?.. Читайте дальше и узнаете.

Начало конца или В уездном городе N...

     В уездном городе N было так много всего интересного, что из уездного города N, где, казалось, люди рождались только затем, чтобы остричься, побриться и умереть, а в действительности же тишайше существовали, можно было сделать достаточно обширное поле для игрового процесса. Но нет!.. Уездный город N будет лишь в начальном ролике, который сами создатели относят к основным достоинствам своего творения и обзывают "красочной видеозаставкой". Где красочность?.. В тусклых цветах?.. Или в жутких текстурах, от которых даже у крепкого Великого Комбинатора случился бы инфаркт?.. Но на самом деле начало конца моим надеждам на эту игру было положено еще раньше вступительной заставки, а именно в процессе инсталляции... Те, первые "Стулья", насколько я помню, ставились долго и кушали много свободного места на моем винчестере. Думаете, ребяткам из Софт Индастри пришло в голову, что долгая инсталляция навевает на игрока тоску?.. Ничего подобного!.. В ожидании заветных ста процентов гробовых дел мастер Безенчук выругался бы на инсталляцию своим фирменными "Туды ее в качель!..", а монтер Мечников согласился бы с ним и обиженным тоном обратился к инсталляции со словами "Дуся, вы меня озлобляете!..". Однако, что же ждало меня после инсталляции?.. Ждали меня ролики паршивого качества, ждало меня весьма оригинально построенное меню, ждала меня зачумленная дворницкая, в которой начинается игра и ждало меня огромное изумление, вызванное абсурдностью прочитанного в разделе меню, именуемом "Помощью". Всего один сэйв!.. Да, такого еще не было... До такого форменного идиотизма еще никто не додумывался. Подумать только!.. "Не учите меня жить!.." - воскликнула Эллочка Щукина и отвернулась от монитора, уткнувшись в модный журнал. И правда, зачем изобретать велосипед?.. Точнее, зачем изобретать дефектный велосипед?.. Сэйвов должно быть много по определению!.. Если вы хотели вызвать в потенциальном игроке те чувства, которые вы вызвали во мне, товарищи создатели, вы могли бы с тем же успехом написать в Readme угрожающее: "В том случае, если вы не проходите нашу игру от начала до конца все положенные 102 раза, мы находим вас и бьем сильно, вполне вероятно, что ногами". Идите вы с такими изобретениями, товарищи разработчики, туда, куда хотите, только подальше от квестостроения... Ничего, изобретательному мне пришла в голову идея, и я довольно быстро воплотил ее в жизнь. Насоздавал папок с названием всех локаций игры и, как только перемещался из одного места в другое, выходил из игры, и быстренько копировал создавшийся сэйв в папку с соответствующим названием... Как выяснилось позже - не зря.

Советская архитектура со своим истинно марксистким размахом

     Погоды стояли великолепные. И в свете робкого рассвета глаз радовали прелестные ландшафты. Разбор этой игры я начну непременно с достоинств. То есть, с достоинства. С графики. Графика этих "Стульев" стоит на действительно высоком уровне. Все задники, коих в игре немало, очень грамотно смоделированы и великолепно прорисованы. Да и анимация задников резко превосходит всю другую игровую анимацию. "Ах" - мечтательно протянула мадам Грицацуева, направив свой взор на задник, где была Москва с ее широкими улицами, высокими очаровательными зданиями, пешеходами и трамвайчиками. А, поверьте, уж эта вдова ветерана империалистической войны вкус на красивые вещи имеет. Знойная женщина - мечта поэта!.. И правда, взирая на несильно отличающийся от деревни Старгород, на величественную Москву, на широкую Волгу или на южные просторы Пятигорска с Батумом, невольно поражаешься кропотливой и титанической работе художников и дизайнеров, сумевших так здорово воссоздать постреволюционную российскую действительность. Эти здания, эти мощеные мостовые, эти повозки, эта старомодная мебель в помещениях и лозунги на стенах там же. Ничего не скажешь, здесь создатели потрудились на славу. Правда, отсутствует возможность заставить Остапа крутить головой, но это можно списать на недоработки. "Прохождению игры наличие отсутствия такой возможности ничуть не мешает" - поделился со мной впечатлениями Виктор Михайлович Полесов - слесарь-интеллигент со средним образованием. Правда, после этого он принялся давать мне указания, как надо писать рецензии и я с трудом cмог отделаться от этого кипучего господина.
     У Ипполита Матвеевича, сопровождающего Остапа по всем локациям, то сползает шляпа, то потеет пенсне, то, видите ли, запах помещения ему не импонирует, то поздороваться с кем-нибудь Предводитель рвется. Но двигается он, как и многие другие герои, достаточно правдоподобно. Правда, кое-где анимация подкачивает. Например, когда Киса направился на штурм тихой обители товарища Изнуренкова или когда Остап стал свидетелем того, как свою любимую женушку покинул инженер Эрнест Павлович Щукин.
     Графике и анимации в целом нельзя поставить однозначной оценки. Фоны хороши все без исключения, 3D-модели персонажей тоже хороши, хотя не во многих из них я мог узнать тех, о ком читал на страницах известной книги, но это уже, наверное, дело личного вкуса, анимация находится на приличном уровне, но не везде, а вот заставки ужасны. Относим графику к достоинствам. Что же еще нам отнести к достоинствам?.. Даже и не знаю...

Дышите Глубже: Вы Взволнованы!

     Делаем медленный переход от графики к звуку. Скажем так, звук этой игры я невзлюбил сразу. Как только увидел меню. Или же, точнее, услышал меню. Как только из колонок полилась дивная мелодия в формате midi, а вышедший на сцену конферансье заорал так, что я кинулся на всех скоростях затыкать его путем убавления звука. Музыка в игре на редкость однообразна. На всех экранах играет один и тот же remix мелодии из песни Бендера, позаимствованной создателями из знаменитого фильма. Нет, не спорю, в экранизации Марка Захарова музыка была великолепной, и даже в игре одна и та же мелодия не надоедает, но хотелось бы хоть какого-нибудь разнообразия. В "Стульях" Буки это разнообразие было. Здесь - нет. Так что не могу отнести музыку к достоинствам.
     Что же у нас с озвучкой?.. "С озвучкой в нашей Богадельне все в порядке, как и со всем остальным. Можете не беспокоиться, товарищ инспектор" - своим мягким голосом произнес Александр Яковлевич, и его щеки покрылись розовым румянцем застенчивости. Да нет, Альхен, врешь ты по своему обыкновению!.. Ничего с озвучкой и не в порядке. Работой актеров я недоволен. Остап говорит голосом какого-то недоделанного супермена, в тембре Кисы нету свойственных ему интонаций, а также некоторой робости и нерешительности. Про остальных и говорить нечего - им отведено так мало слов, что понять, насколько актеры вжились в свои роли, мне не удалось.
     Вот мы и подошли к диалогам. Их мало. Очень мало. Из всего великолепного многообразия разговоров романа, сценаристы выбрали только самую малость, своего тоже насовали и тоже немного. Текста в игре вообще - минимум, что разочаровывает. Многие взятые из книги диалоги сильно исковерканы, многие идут совершенно не к месту. Причем, по тому диалоговому мизеру, который есть в игре, подчас совершенно непонятно, с кем говорит Остап и почему он говорит с этим человеком именно так - характеры прописаны отвратно. Особенно хорошо мне запомнился разговор Бендера и Изнуренкова. Зачем же вы так обидели сатирика словами?.. Где его остроты?.. Что вы говорите, Авессалом Владимирович?.. Ничего?.. Вот видите, до чего человека довели?.. Вместо своего обычного "Ах! Ах! Высокий класс!.." Изнуренков в обиде убежал писать свои злые остроты про разработчиков вторых "Стульев". И только лишь одна Эллочка по вполне понятным причинам обрадовалась малому количеству диалогов и выразила свой восторг красноречивым и очень точным "Кр-р-расота!".
     В диалогах вообще много неувязок... Скажем, сразу после их первой встречи Бендер начинает называть Воробьянинова "Кисой", хотя диалог, объясняющий происхождение данного прозвища, должен произойти позже, и он происходит, совершенно не к месту и в совершенно упрощенном виде. А вспомните, как прекрасно играли актеры в первых "Стульях"!.. А вспомните, какое там было обилие текста!.. И не надо мне говорить, что, дескать, эта игра стилизована под другой фильм. В фильме Гайдая актеры играли превосходно, также, впрочем, как и в фильме Захарова. Здесь же мы видим что-то блеклое и невнятное. Да и глюки в озвучке имеются. Остап кричит на всех что есть дури, а все отвечают ему, но отвечают тихо и робко. Во время титров актер, озвучивающий Остапа, поет песню из фильма Захарова. Это просто издевательство над ушами!.. Когда ее пел Миронов, было здорово, когда же ее наговаривает под музыку этот актер, это не здорово, а очень страшно. Может быть, актерам просто не дали развернуться?.. Не знаю, но тем не менее ставлю озвучке вместе с диалогами огромный минус.

- Я вам морду побью, отец Федор!
- Руки коротки, - ответил батюшка.

     Так как же поживают наши руки?.. То бишь, наш интерфейс?.. Поживает он ох как нехорошо. Если говорить начистоту, то интерфейс этих "Стульев" меня раздражает. Стрелка имеет вид руки, становящейся активной при наведении на активное поле экрана. Только почему-то действия можно выполнять далеко не со всеми активными полями. Активность многих заключается в описании, состоящим из пары слов, которое дается в строке нижнего меню. Само меню можно вызывать и убирать, нажимая на "Space". Да и вообще идиотски построенный геймплей идет совсем не на пользу интерфейсу. Начав игру впервые, я вскоре открыл дверь дворницкой и попытался выйти на просторы Старгорода. Ни в какую!.. Пока не сделаешь правильную комбинацию из нескольких действий, в следующее место не отправишься!.. В области интерфейса никаких изысков нет. В нижнем вызываемом меню умещаются и предметы, и кнопка выключения музыки, и даже кнопка выхода в основное меню. Зачем там кнопка выключения музыки?.. Или все-таки чуяли разработчики за собой вину за одну единственную мелодию?.. Или при выключении музыки я смогу лучше расслышать собеседников Остапа?.. Перемещение по разным экранам одного места выполняется при очень нехитром нажатии курсора на всплывающие по краям стрелочки или на очередной активный вид руки. Не слишком удобно. "Вегетарианский у них интерфейс!.." - негодующе всплеснула руками Лиза. И я не намерен с ней спорить.

Таким геймплеем в приличном обществе не разбрасываются

     Геймплей - это самое слабое место новых "12ти Стульев". Такой бредовой нелинейности, граничащей с маразмом, мне еще встречать не приходилось. Из каждого места есть три выхода. Если ваши действия не вписываются в один из этих трех вариантов, вы можете зайти в тупик. Как пару раз заходил я. То сигареты в газете "Станок" выкурил раньше времени, то деньги все растратил до прибытия в Нижний Новгород, и ужасный матрос отказался пустить Остапа с Кисой на борт парохода "Скрябин", поскольку, видите ли, в моем варианте прохождения за мальчика-ассистента нужно уплатить. Практически все вещи можно продать торгашам в Москве. И что нам прикажите делать в отсутствии этих вещей?.. Ах да, ведь их наличие совсем необязательно... Гораздо важнее, чтобы карманы были до отказа набиты рублями и копейками. Да, деньги - это хорошо, деньгами можно расплатиться с оборванцем за адреса покупателей стульев, а еще можно не догадаться поговорить с Иппой на том же экране, не отдать ему лист с адресами, отвернуться и встать в тупик. Ходить вдоль общежития студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца да кататься на трамвае к Аукциону до одурения. Нелинейность радовала меня лишь в единичных случаях. В остальных же доставляла массу хлопот и вызывала огромное непонимание. Но я все же прошел эту игру. Хотя для этого и потребовалось скачивать патч и извлекать из папок старые сэйвы, заменяя ими текущие. Поэт Никифор Ляпис-Трубецкой, которого подло вычеркнули из игры, тоже ее прошел, и игра навеяла на него вдохновение, породившее "Балладу о Квестах":

Нет, не любил Гаврила квесты,
Гаврила в квесты не играл

     Остальные строфы его бессмертной поэмы я приводить не буду, ибо уж очень велика она. Видите, поиграл человек в эту игру, и сложилось у него неправильное представление обо всем жанре... Не все квесты плохие, а только маразматически-нелинейные квесты... Сумасбродное скаканье по клочкам классического сюжета. Игра, сама по себе несложная, но заметно усложнённая ореолом замудрёной глупости, окружающим ее.

Всего несколько слов о сюжете

     Принято писать о сюжете в начале рецензии, но ведь классический сюжет "Двенадцати стульев" все знают и упоминать его нет смысла. Уложусь буквально в несколько слов. Классический вариант сюжета был порезан по клочкам, упрощен, утрирован, размазан и значительно втоптан в грязь. Выкинуто много мест и выкинуто много персонажей. Отца Федора я видел всего два раза. Первый - во вступительном ролике, второй - в Батуме, где разработчики дали мне краем глаза взглянуть, как он кромсает топором гарнитур генеральши Поповой подле дома инженера Брунса. Причем концессионеры каким-то неведомым мне образом узнают в странном человеке с топором конкурирующую организацию, с которой они, в принципе, так нигде и не пересеклись. Уездного города N нет, знатного общества Старгорода, объединившегося под знаменами "Союза Меча и Орала" также нет, а из Васюков, которые были отвратительно представлены в первых "Стульях" и вовсе сделали одну из кривых заставок... "Позвольте, товарищи, гроссмейстер О. Бендер у нас в Васюках был и его сеанс одновременной игры проходил совсем не так, как вы показали. У меня все ходы записаны!.." - не сдержался одноглазый шахматный любитель. Издевательства над сюжетом ужасны.

Конец конца?.. Нет, слишком пошло.
Финита ля комедия?.. Нет, слишком избито.
Пусть будет просто логическое завершение рецензии

     Стоит ли играть в "12 Стульев"?.. Решать вам, товарищи квестеры, но кажется мне, что если вы любите творчество Ильфа и Петрова, то купите эту игру в любом случае. Пусть она ужасна, пусть она невыносима. Но в ней есть некоторая толика родных лиц и любимого нами духа. Купите игру не ради игры, а просто, чтобы посмотреть и оставить на память. Ведь обе игры про "Стулья" говорят нам, что дело Великого Комбинатора живо, искусство со временем не умирает. И это самое приятное. "Кинутся тогда квестеры искать свои стульчики, а где они, стульчики? Вот где они! Здесь они!" - ехидно посмеиваясь, промолвил Варфоломей Коробейников. Дабы не пришлось обращаться к Коробейникову, когда сильно захочется, купите эту игру сейчас. Поиск стульев будет, пусть и не идеальный.

     Жанр: нелинейный квест с видом от первого лица
     Графика: 80%
     Звук: 60%
     Сюжет: 61%
     Рекомендация:
     исключительно любителям творчества Ильфа и Петрова


12 стульев: как это было на самом деле 12 стульев: как это было на самом деле 12 стульев: как это было на самом деле
12 стульев: как это было на самом деле 12 стульев: как это было на самом деле 12 стульев: как это было на самом деле

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя